Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура в изобразительноеискусство






Архитектура. Древнейшие памятники культуры на терр. Е. относятся к неолиту и энеолиту; высокий уровень позд-неэнеолитической культуры в долине Нила подготовил блестящее развитие иск-ва Египта Древнего. После завоевания Е. Александром Македонским и близкого соприкосновения др.-егип. и др.-греч. культур на терр. Е. расцветает эллинистическая культура, представляющая сложный конгломерат антич. и местных черт. В 4-7 вв. н. э. в Е. развивается искусство коптов, традиции к-рого, особенно в ткачестве, сохраняются здесь вплоть до 13 в. С приходом арабов (639) и распространением ислама Е. активно участвовал в формировании арабской культуры. Первые араб. города в Е. носят характер воен. лагеря (Фустат, 640). Гл. элементами архит. ансамбля города становятся мечеть, дворец правителя, обществ. бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная композиция гор. застройки окружается мощной гор. стеной.

Для культовой архитектуры 7-9 вв. характерен " колонный" тип мечети с обширным многостолпным залом, плоским балочным перекрытием и внутр. двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате, 641-642, перестроена в 9 в.). Гражд. архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода (кам. колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры кон. 9 в. (Тулуниды), а также 10-12 вв. (Фатимиды) характерны смелость пространств. решений, суровое величие монумент. объёмов, ясная композиция архит. масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879; илл. см. т. 2, табл. XIV) имеет 5-нефный молитв. зал, открытый во внутр. квадратный в плане двор, к-рый обстроен с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитв. залах " колонных мечетей" появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар, 970-972, и аль-Хаким, 990-1013, - в Каире).

Раннефатимидские мавзолеи - квадратные в плане, с аркой в центре каждого фасада и куполом на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат, т. е. " Семь дочерей", в Фустате). В конце фатимидского периода нек-рые мавзолеи имеют купольную камеру, окруж. с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появляются сталактиты (мавзолей Умм Кульсум в Каире, 1122). Фатимидские минареты состоят из высокого квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Эсне, 1081-82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились гор. ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла (11 в.). Жилые дома 10-11 вв. (находки в Фустате) разделены на парадную и жилую части, каждая из к-рых имела внутр. двор с выходящими на него глубокими айванами. При Айюбидах (12-13 вв.) и Мамлюках (13-15 вв.) культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи и пр.) составляют сложные архит. комплексы (напр., комплекс султана Калауна в Каире, 1284-85). Строгость монумент. форм сочетается с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка из цветного камня), пышным убранством интерьеров. Осн. становятся типы: 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире, 1356-63), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи Мамлюков, 15-нач. 16 вв., в Каире; илл. см. т. 2, табл. XIV), и высокого минарета с балкончиками и куполком.

Из гражданской архитектуры Мамлюков частично сохранились: госпитали " маристаны" (напр., в комплексе султана Калауна), водопровод Насир Мухаммеда и др.; традиц. мамлюкскую планировку (3-4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты дерев. резными решётками-" мушарабия") сохраняют жилые дома 17-18 вв. (Каир). В период Османской империи мечети Е. возводятся по типу турецких (центрич. крупномасштабные здания с большим полусферич. куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши, 1571, и Мухаммеда Али, 1830-48, арх. Юсуф Бохна, - в Каире). В егип. стр-ве кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. принимают участие франц., итал., англ. и бельг. архитекторы (здание Егип. музея в Каире, 1902, франц. арх. М. Дурньон). Строятся банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительств. здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектич. характер.

После революции 1952 ведётся большая работа по реконструкции и благоустройству городов (ген. планы Каира, 1955, Александрии, 1958), возводятся рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам и др.). Строятся обществ. сооружения (аэропорт в Каире, 1962, арх. С. Зайтун, М. Шафки, инж. А. Усман), многоэтажные отели (" Палестина" в Александрии, арх. Абд аль-Магид, Ш. Хосна), экстравагантные по архитектуре пансионаты (" Ан-Насер" в Александрии, нач. 60-х гг., арх. А. Лабиб Габр). К северу от Каира вырос город-спутник Насер (60-е гг., гл. арх. С. Карим) со стадионом на 100 тыс. мест, туристич. центром и пр. Для архитектуры обществ. зданий характерно сочетание башенных, вертикальных, и распластанных, горизонт., объёмов (здание телецентра в Каире, 1967, арх. Дж. Мо-мин). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляц. устройства, металлич. каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами араб. ср.-век. архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор).

Изобразительное искусство. Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразит. искусства мусульм. Е. относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (10-11 вв., Музей исламского иск-ва, Каир), образцы резьбы по камню, дереву и слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен охоты, пиров и пр. (напр., фризы из Фатимидского дворца в Каире, кон. 10 - нач. 11 вв.; илл. см. т. 2, стр. 148), миниатюры (рисунок тушью с фигурами двух воинов, 11 в., Музей исламского иск-ва, Каир; илл. к рукописи " Макамат" аль-Харири, 1337, б-ка Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются традиции эллинистич. и коптского иск-ва, чувствуется внимание художника к натуре. В декоративно-прикладном иск-ве ср.-век. Е. особое развитие получили: ткани с вышитым тканым или набивным узором (гос. мануфактуры-" тиразы" в Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (9-12 вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравиров. сосуды из горного хрусталя (10-12 вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы для мечетей, 13-15 вв.); изделия из металла - бронз. фигуры (" грифон", 11 -12 вв., Кампо-санто, Пиза), утварь с изящной гравировкой, инкрустацией и резьбой (13-15 вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары, подставки для Корана). Во всех видах егип. араб. иск-ва важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях 10-12 вв. часто включены изображения людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают арабески.

В кон. 19 - нач. 20 вв., с развитием нац.-освободит. движения, в Е. возникает новое изобразит. иск-во. Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европ. иск-ва нового времени, а с другой - с попытками возродить традиции древних мастеров. Крупнейший егип. скульптор Махмуд Мухтар учился у франц. скульпторов и одновременно изучал др.-егип. скульптуру. Его произв., пронизанные патетикой патриотич. идей, показали возможности творч. переосмысления древних традиций в совр. формах (монумент " Пробуждение Египта" в Каире, 1919-28). В области живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, а также итал. и франц. академизма, основателями совр. егип. школы стали Мухаммед Наги (реалистич., сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи, а также настенные панно), Махмуд Саид (красочные полотна на темы жизни простых египтян) и Ахмед Сабри (реалистич. портреты). Революция 1952, социальные преобразования 50-60-х гг. дали новый импульс развитию иск-ва политич. плаката, карикатуры.

Расширяется роль станковой графики, книжной иллюстрации. Возникает самостоятельная живописная школа в Александрии (Сейф Уанли, Эдхем Уанли и др.). Расцветает творчество самобытного егип. скульптора Гамаля ас-Сагини, автора аллегорич. рельефов " Мир и война между небом и землёй" (1954), " Свобода" (1956) и др. На первый план выступает тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи " Воин, защищающий свободу"). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих. Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и труд феллаха. Живописец и керамист Саид Абдель Рассул жанровый сюжет трактует как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь совр. иск-ва Е. с древним, использует для создания модернистич. картин ком-позиц. приёмы др.-егип. фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф и др. обращаются к реалистич. методу воплощения нац. темы. Часть молодых художников направляет свои поиски по пути абстракционизма и др. модернистич. течений. Продолжают развиваться традиц. виды прикладного иск-ва: резьба по металлу, дереву и кости, ювелирное дело, ткачество, керамика.

Илл. см. на вклейках-к стр. 56- 57, табл. VI, VII, VIII (стр. 64-65).

Лит.: Веймарн Б., Искусство арабских стран, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М.. 1965; его же, Прогрессивное искусство стран Арабского Востока, " Художник", 1971, № 1; Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969. См. также лит. при ст. Арабская культура.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.