Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объёмность голографич. изображений. 12 страница






Соч.: Exoticas, Lima, 1911; Minusculas, 3 ed., Lima, 1928; Trozos de vida, P., 1933; Baladas, P., 1939; Antologia poetica. Мех., 1941; в рус. пер., в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX - начало XX в.), М., 1965, с. 261-97.

Лит.: Осповат Л. С., О формировании национальных особенностей перуанской поэзии, в сб.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Самаркина И. К., Гонсалес Прада - революционный демократ, в сб.: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967.

В. Н. Кутейщикова, С. М. Семенов.

ГОНСАЛЕС ТУНЬОН (Gonzalez Tunon ) Рауль (р. 1905), аргентинский поэт. В сб-ках стихов " Скрипка дьявола" (1926), " Пепельные среды" (1928), " Улица дырявого чулка" (1930) выразил неприятие бурж. мира, отчаяние. Сб-ки " Роза в броне" (1936), " Огненные врата" (1938), " Смерть в Мадриде" (1939), " Поэмы Хуансито Странника" (1941 ) посвящены революц. борьбе аргент. и исп. народов. В годы 2-й мировой войны 1939- 45 Г. Т. писал стихи о мужестве советских людей, позднее - о борьбе за мир (сб. " Все люди мира - братья", 1954 ).

Соч.: Seleccion de poesia (1926 - 1948), В. Aires, 1948; La luna con gatil.o, t. 1 - 2, B. Aires, 1957; в рус. пер.-Розы в броне. Стихи, М., 1962.

Лит.: Кельин Ф. В., Прогрессивная литература Латинской Америки, в кн.: Прогрессивная литература стран капитализма в борьбе за мир, М., 1952; Agоsti H., La poesia de Raul Gonzalez Tunon, в его кн.: Defensa del realismo, B. Aires, 1955.

Л. С. Осповат.

ГОНТ (польск. gont ), деревянный кровельный материал в виде дощечек, имеющих клинообразное сечение. В толстой кромке дощечки делается паз, в к-рый входит острый край соседней гонтины при покрытии крыши. Изготовляется ручным (радиальным расколом ) и машинным (распиливанием ) способами из прямослойной древесины ели (лучший Г. ), сосны и осины. Размеры Г. (с м): дл. 50-60, шир. 9-11. Срок службы кровли в зависимости от климата, древесной породы и обработки - 25-35 лет. Г. применяется в сел. стр-ве.

ГОНТА Иван [г. рожд. неизв., село Россошки, ныне Христиновский р-н Черкасской обл., - ум. 1768, с. Сербы, близ Могилёва (на Днестре ) ], один из предводителей " Колиивщины". Происходил из крестьян, принадлежавших магнату Потоцкому. Поступив в надворные казаки к Потоцкому, Г. благодаря уму и энергии стал старшим сотником и получил во владение два села. Когда в июне 1768 повстанцы под предводительством М. Железняка приблизились к Умани - центру владений Потоцкого, Г. во главе надворных казаков немедленно перешёл на их сторону. Вместе с Железняком руководил восстанием, которое было подавлено при помощи царского правительства. Польские паны казнили Г. Сохранилось множество народных преданий о Г. Художественный образ Г. создан Т. Г. Шевченко в поэме " Гайдамаки".

Лит.: Антонович В. Б., Исследование о гайдамачестве по актам 1700 - 1768 гг., К., 1876; Голобуцкий В. А., Максим Железняк, М., 1960; Гуслистий К., Колiiвщiна, К., 1947.

ГОНТАРЬ Авром Юткович [р. 7(20 ). 3. 1908, Бердичев], еврейский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Начал печататься в кон. 20-х гг. В сб-ках " На лесах" (1933 ), " Ясный день" (1938 ), " Простор" (1940 ) Г. воспевал героич. труд людей первых пятилеток. В сб. стихов " Последний раз вспомнил" (1936 ), в романе " В заброшенном углу" (1937 ) Г. повествует о тяжёлой доле жителей окраин его родного города в годы 1-й мировой войны 1914-18. Советским патриотизмом проникнуты роман " Большая семья" (1948 ), сборники стихов " Голуби под крышей" (1969 ). В рус. пер. вышли сборники стихов " Поход" (1942 ), " Серебряные нити" (1957 ), " Город мечты" (1963 ), " Мерой любви" (1966 ).

Лит.: Добрушин И., Ин дер дих-тер-велт, " Советише литератур", 1939, № 10; Роитман Ш., Мит дер мос фун ментщлехн, " Советиш геймланд", 1968, № 3.

И. А. Серебряный.

ГОНТАРЬ Дмитрий Иванович [р. 15(28 ). 1. 1911, станица Уманская, ныне Краснодарского края], советский комбайнер-новатор, дважды Герой Социалистич. Труда (1951, 1954 ). Чл. КПСС с 1944. В 1930 окончил курсы трактористов. В 1930-32 тракторист в МТС Ленингр. р-на Краснодарского края. В 1933-36 в рядах Красной Армии. В 1936-41 и 1946-59 комбайнер Восточной МТС Ленингр. р-на Краснодарского края. В 1950 намолотил комбайном с убранной им площади за 25 рабочих дней 8095 ц зерна. Высоких показателей на уборке Г. добился и в последующие годы. В 1959-62 механик колхоза имени Кирова Ленингр. р-на Краснодарского края. Делегат 19-го и 20-го съездов КПСС. Деп. Верховного Совета РСФСР 4-го созыва. Автор брошюры " На степном корабле" (1953 ). Награждён 4 орденами Ленина, 2 др. орденами, медалями СССР, а также медалями ВСХВ. Портрет стр. 71.

Лит.: Иншаков П. К., Дмитрий Гонтарь, Краснодар, 1951; его же, Непроторенными путями, М., 1961.

ГОНФАЛОНЬЕР (итал. gonfaloniere, букв.- знаменосец ), 1 ) должностное лицо в городах-республиках Италии 13- 15 вв., возглавлявшее ополчение городского квартала. 2 ) В 1289 во Флоренции была установлена должность " Г. справедливости" - главы отряда, охранявшего пополанское пр-во от грандов, с 1293 - главы правительства (приората или синьории ), а в период правления Медичи (15 - 18 вв. ) - главы гор. магистрата.

ГОНЧАР Иван Тарасович (1888, с. Крищенцы, ныне Винницкой обл., -1944 ), мастер украинской нар. керамич. скульптуры. Учился у своего отца-гончара. Начав в 16 лет украшать крышки сосудов лепными фигурками, перешёл постепенно к созданию остро гротескных по пластике скульптурных групп и фигурок (" Один с сошкой - семеро с ложкой", " Будённовцы", " Белые бегут" -1920-е гг.; " Обезьяны-музыканты", 1936: все - в Музее укр. нар. иск-ва, Киев ). В 1935-1941 вёл обучение в экспериментальных мастерских при Киевском музее укр. иск-ва.

Лит.: MycicHKo П. Н., Iван Гончар, К., 1952.

ГОНЧАР Олесь (Александр Терентьевич) (р. 3.4.1918, с. Суха на Полтавщине), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1946. Род в крест. семье. Начал печататься в 1938. В июне 1941 ушёл добровольцем на фронт. В 1946 окончил Днепропетровский ун-т. Уже в ранних рассказах " Черешни цветут", " Целебная вода", " Иван Мостовой" (1938) ощущалось стремление изображать сильные, цельные характеры. В 1946 опубл. книгу " Альпы" -1-ю ч. трилогии " Знаменосцы", 2-я ч.- " Голубой Дунай" (1947), 3-я ч.- " Злата Прага" (1948); 2 части трилогии удостоены Гос. пр. СССР в 1948, 3-я- в 1949. " Знаменосцы" - одно из лучших произв. сов. лит-ры о Великой Отечеств. войне 1941-45, рисующее благородство, мужество, гуманизм сов. воинов, стремление к миру, острое чувство справедливости. Повесть Г. " Земля гудит" (1947) изображает героич. борьбу полтавских комсомольцев-подпольщиков против фаш. оккупантов. Г. принадлежат неск. сб. новелл, повесть " Пусть горит огонёк" (1954), киноповесть " Партизанская искра" (1956 ). В романах, посвящённых жизни тружеников юга Украины, Г. нарисовал картины подневольного труда и пробуждения классового сознания дореволюц. укр. крестьянства (" Таврия", 1952 ), показал героизм народа, поднявшегося в 1919 - 20 на защиту завоеваний социалистич. революции (" Перекоп", 1957 ). Роман " Человек и оружие" (1960 ) - о судьбах людей на войне-удостоен пр. им. Т. Шевченко в 1962. Герои романа " Тронка" (1963; Ленинская пр. 1964 ) - наши современники, чабаны и рабочие - преобразователи земли. Писатель рассказал о людях, щедрыхна труд и на добро, создал глубокие и сложные характеры. В 1968 опубл. роман " Собор". В 1970 вышел роман " Циклон" о преемственности героических традиций советских людей. В творчестве Г. органически сочетаются лиризм и романтич. окрылённость с глубоким реализмом в изображении людей и явлений жизни. Книги Г. переведены на мн. языки народов СССР и на иностр. языки. Деп. Верховного Совета СССР 6-8-го созывов, пред. правления СП Украины (1959-71 ), один из секретарей правления СП СССР. Награждён 2 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Твори, т. 1 - 2, К., 1954; Твори, т. 1-4, К., 1959-60; Твори, т. 1-5, К., 1966 - 67; в рус. пер. -Избранные произведения, т. 1-2, К., 1951; Избранное, М., 1969.

Лит.: Шумило Н., Олесь Гончар, К., 1951; Килимник О., Олесь Гончар, К., 1966; Про Олеся Гончара. Лiтературно-критични матерiали, К., 1968; Бабишкiн О., Олесь Гончар, К., 1968; Семенчук I., Вогонь творения, К., 1968.

А. А. Тростянецкий.

ГОНЧАРTНКО Агапий (наст. фам. и имя Гумницкий Андрей Онуфриевич ) [19(31 ). 8. 1832, с. Кривин, ныне Та-ращанского р-на Киевской обл., - 23.4 (6.5 ). 1916, Нью-Йорк], украинский обществ. деятель, участник Вольной русской печати. Род. в семье священника. Окончил Киевскую семинарию (1853 ), служил дьяконом рус. посольской церкви в Афинах. За разоблачительные корреспонденции в Лондон к А. И. Герцену выслан в Россию. По дороге бежал в Лондон. В 1860-61 был наборщиком Вольной русской типографии Герцена, поместил в " Колоколе" некролог о Т. Г. Шевченко и др. материалы, выпустил " Стоглав" с предисловием. С 1864 жил в США, издавал газ. " Аляска геральд" (" Alaska Herald", Сан-Франциско, 1868-72 ) с рус. приложением " Свобода", для к-рого Н. П. Огарёв прислал неск. стихотворений. В 1873 газ. " Свобода" выходила на рус., англ. и укр. языках. В 1870-х гг. Г. печатал материалы русской общины в США-" Прогрессивная коммуна". В 1890-х гг. он был связан с украинской радикальной партией (М. И. Павлик и др. ).

Соч.: Споминки А. Гончаренко, украiнського козака-священника, Коломия, 1894.

Лит.: Варварцев М. М., Aгaпiй Гончаренко - тонер украiнськоi емiграцii в США, " Украiнський iсторичний журнал", К., 1969, № 6. Ю. И. Штакелъберг.

ГОНЧАРЕНКО Олег Георгиевич (р. 18. 8.1931, Харьков ), советский спортсмен, тренер, засл. мастер спорта (1953 ). Чл. КПСС с 1953. Первый сов. спортсмен, завоевавший звание чемпиона мира по скоростному бегу на коньках (1953, Хельсинки ). Абсолютный чемпион СССР (1956, 1958 ), Европы (1957-58 ) и мира (1953, 1956, 1958 ). Награждён орденом Ленина.

ГОНЧАРНЫЙ ГОРН, печь для обжига керамич. изделий, применяемая при высокоразвитом гончарстве. Обжиг осуществляется горячими газами, получаемыми при сгорании топлива; для полного обжига нужна равномерная не ниже 700-900°С, недостижимая на костре и в домашней печи. Г.г. появился в странах Др. Востока (Двуречье, Египет ) примерно в 3-м тыс. до н. э. Существовали одно-, двух- и трёхъярусные Г. г.; открытого и закрытого типов. В Древней Руси применяли б. ч. двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в

землю ), но были и одноярусные Г. г. Обжиг в Г. г. может быть окислительный (наиболее распространённый, при к-ром из красной глины получается изделие с красным в изломе черепком ) и восстановительный (при недостаточном доступе кислорода, в результате чего из красной глины получается изделие с тёмно-серым черепком ). Археол. находки Г. г. во мн. др.-рус. городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла.
[ris]

Гончарный горн из Древнего Египта.
[ris]

Древнерусские гончарные горны: одноярусный из Белгорода (общий вид) и двухъярусный с Донецкого городища (разрез).
[ris]

Кустарные горны открытого и закрытого типов.

Лит.: Гайдукевич В. Ф., Античные керамические обжигательные печи по раскопкам в Керчи и Фанагории в 1929 - 1931 гг., М.- Л., 1934; Рыбаков Б. А., Ремесло Древней Руси, [М.], 1948; Мальм В. А., Горны московских гончаров XV -XVII вв., в кн.: Материалы н исследования по археологии СССР, № 12, М.- Л., 1949; Бобринский А. А., К изучению техники гончарного ремесла на территории Смоленской области, " Советская этнография", 1962. № 2; Рабинович М. Г., О древней Москве, М., 1964. М.Г.Рабинович.

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ, станок для формовки посуды и нек-рых др. керамич. изделий, позволяющий использовать
[ris]

Работа на ручном гончарном круге (Древний Египет). -Работа на ножномгончарном круге.Изображение на керамическойплитке. Белорусское Полесье. 17-18 вв.

инерцию вращения для совершенствования формы изделий и повышения производительности труда. Ручной Г. к. вращают на вертикальной оси одной рукой (другой формуют сосуд ); более совершенный ножной Г. к. имеет внизу маховое колесо, вращаемое ногами (обе руки мастера свободны, круг вращается быстрее, и можно формовать сосуды не только спиральным налепом жгута, как на ручном Г. к., но и вытягивать из целого куска глины ). Изобретение и распространение Г. к. повсюду связано с выделением специалистов-гончаров. В различных странах Г. к. распространился в разное время (Двуречье, Египет, Индия - 4-3-е тыс. до н. э., Иран, Ср. Азия, Греция, Китай-2-е тыс. до н. э., Италия, Испания, Франция, Закавказье, Сев. Причерноморье- 1-е тыс. до н. э., Британия - ок. 1 в. н. э., Др. Русь, Поволжье и Германия -9-10 вв., Скандинавия-12 в.; в Америке Г. к. не был известен до появления европейцев ). В совр. гончарном произ-ве применяется Г. к. гл. обр. с электрич. приводом. См. также Гончарство.

Лит.: Рыбаков Б. А., Ремесло Древней Руси, М., 1948; Бобринский А. А., Древнерусский гончарный круг, " Советская археология", 1962, № 3. М. Г. Рабинович.

ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич [р. 9(22 ). 7.1903, Москва], советский график, гл. обр. художник книги, засл.деят. иск-в РСФСР (1969 ). Учился в Москве в частных студиях и Гос. свободных художеств.мастерских - Вхутеине (1918-27 ) у И. И. Машкова, А. В. Шевченко и В. А. Фаворского, Один из основателей ОСТ (1925 ). В 1943-45 работал в журнале " Фронтовой юмор". Преподаёт в Моск. полиграфич. ин-те (1930-34 и с 1948, проф. с 1958 ). Для графики Г. (преим. ксилографии ) характерны тесная взаимосвязь всех элементов оформления книги (илл., заставки, концовки и пр. ), напряжённая эмоциональность и глубокое соответствие зрит. образа идейно-образному строю лит. произв., сочность чёрных и белых тонов (илл. к " Приключениям Перигрина Пикля" Смоллетта, изд. в 1934-35 и 1955, произв. Шекспира, изд. в 1953 - 64, " Двенадцати" Блока, изд. в 1966 ). Работает также как живописец-станковист (гл. обр. портреты ), монументалист, художник театра.

Соч.: Об искусстве графики, М., 1960; Художник и книга, М., 1964.

Лит.: Холодовская М. 3., Андрей Гончаров, М., 1961.

ГОНЧАРОВ Иван Александрович [6(18 ). 6.1812, Симбирск, -15(27 ). 9.1891, Петербург], русский писатель. Род. в купеч. семье. Учился в Моск. коммерч. училище (1822-30 ). Окончил словесное отделение Моск. ун-та (1831-34 ). В 30-е гг. сблизился с семьёй акад. живописиН. А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье (" Подснежник" и " Лунные ночи" ), Г. поместил анонимно первые соч. (" Лихая болесть", 1838, " Счастливая ошибка", 1839 ). Первые стихотворные опыты Г. были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк " Иван Саввич Поджабрин" (1842, опубл. 1848 ). В 1846 Г. познакомился с В. Г. Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубл. первый роман Г. " Обыкновенная история". Белинский отметил в нём "...страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму! " (Полн. собр. соч., т. 12, 1956, с. 352 ). В 1852-54 Г. участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на воен. фрегате " Паллада". Путевые впечатления составили цикл очерков " Фрегат „Паллада" " (отд. изд. 1858 ). В них с большим художеств. мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии. С 1856 Г. стал цензором, затем гл. редактором официозной газ. " Северная почта" (1862- 1863 ), членом совета по делам печати. Второй роман Г. " Обломов" (1859 ) выразил антикрепостнич. стремления рус. общества, застой рус. жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова - типичный характер, порождённый отсталостью рус. жизни, психологией косности и паразитич. существования. В последнем романе " Обрыв" (1869 ), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры ), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение " старой правды", с другой - сказалось предвзятое отношение к " нигилизму" (образ Марка Волохова ) и стремление найти положит. начало в помещичьей среде (образ бабушки ). В последние годы жизни Г. написал очерки " Слуги старого века", " Превратность судьбы", рассказ " Литературный вечер", критич. статьи. В лучшей своей статье " Мильон терзаний" Г. дал тонкую оценку " Горя от ума" А. С. Грибоедова и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Г. о собственных соч.: " Предисловие к роману „Обрыв" " (1869, опубл. 1938 ), " Намерения, задачии идеи романа „Обрыв" " (1876, опубл. 1895 ), " Лучше поздно, чем никогда" (опубл. 1879 ).

Г. вошёл в историю рус. и мировой лит-ры как мастер реалистич. прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в к-рой отражены существ. стороны жизни рус. общества 40-60-х гг. 19 в. Три романа Г. объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты к-рых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в рус. обществ.жизни. Александр Адуев из " Обыкновенной истории" соответствует Обломову и Райскому (" Обрыв" ) так же, как Пётр Адуев - Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателейкак трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Г. в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, к-рые он распознал ещё в первом романе (в образе Петра Адуева ). Художественно совершенны женские образы, созданные Г.; героини отличаются энергией, умом, нравств. силой, верой в высокое назначение человека. Образы Лизаветы Александровны (" Обыкновенная история" ), Ольги (" Обломов" ) и Веры (" Обрыв" ), отражающие прогрессивные стремления рус. общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. лит-ре. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии. В " Обыкновенной истории", по словам самого Г., показана " ломка старых понятий и нравов - сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности", необходимость дела " в борьбе со всероссийским застоем". В " Обломове" центр тяжести перенесён на обличение крепостнич. усадьбы как источника помещичьего паразитизма. В основе романа " Обрыв" -пробуждение " потенциального обломовца" (Райский ) и молодых сил из дворянскойинтеллигенции (Вера ), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов ).

В статье " Что такое обломовщина? " Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Г. как "...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его..." (Собр. соч., т. 4, 1962, с. 310 ). В. И. Ленин часто пользовался понятием обломовщины, видя в ней воплощение патриархальности, отсталости, паразитизма, лени и инертности.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 12, СПБ, 1899; Собр. соч., т. 1-8, М., 1952-55; Собр. соч., т. 1 - 6, М., 1959 - 60; Повести и очерки, Л., 1937; Литературно-критические статьи и письма, Л., 1938.

Лит.: Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу 1847 г., Полн. собр. соч., т, 10, М., 1955; Добролюбов Н.А., Что такое обломовщина?, Собр. соч., т. 2, М., 1952; Цейтлин А. Г., И. А. Гончаров, М., 1950; Рыбасов А. П., И. А. Гончаров, [М.], 1957; Пруцков Н. И., Мастерство Гончарова- романиста, М.- Л., 1962; И. А. Гончаров в русской критике, М., 1958; Алексеев А. Д., Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова, М.- Л., 1960; Пиксанов Н. К., Мастер критического реализма И. А. Гончаров, Л., 1952; его же, Роман Гончарова " Обрыв" в свете социальной истории, Л., 1968; И. А. Гончаров в воспоминаниях современников, Л., 1969; История русской литературы XIX в., Библиографический указатель, М.- Л., 1962; Алексеев А. Д., Библиография И. А. Гончарова (1832-1964), Л., 1968. Г. П. Пирогов.

ГОНЧАРОВ Леонид Егорович [19.2 (3.3 ). 1885, Кронштадт, -25.5.1948, Ленинград], советский учёный, специалист по тактике ВМФ, вице-адмирал (1940 ), доктор воен.-мор. наук (1941 ), проф. (1927 ), засл. деят. науки и техники РСФСР (1944 ). В 1903 окончил Мор. корпус. Служил на Балт. флоте. Участвовал в рус.-япон. войне на крейсере " Рион". Окончил Арт. офицерский класс (1909 ) и Мор. академию (1912 ), преподавал в академии. Участник 1-й мировой войны 1914-18, служил в штабе Балт. флота, командовал эсминцем, капитан 1-го ранга (1917 ). С июля 1917 нач. отдела Мор. Генштаба. С 1918 проф. Мор. академии. В 1920 нач. соединённых классов комсостава флота, нач. отдела (с 1923 кафедры) оружия Мор. академии. С 1930 нач. кафедры тактич. свойств боевых средств. Автор трудов по боевым средствам, различным видам оружия. Гос. пр. СССР (1943). Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.

В. А. Белли.

 

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (4.6. 1881, Ладышкино Тульской губернии, - 17.10.1962, Париж), русский живописец, график и театральный художник. Училась в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (с 1898). Участвовала в выставках журнала " Золотое руно", объединений " Бубновый валет" (1910), " Ослиный хвост" (1912) и " Мишень" (1913). Испытала влияние кубизма и футуризма. В ряде произв. Г. проявились кризисные черты рус. иск-ва предреволюц. поры. Г. была одним из создателей рус. примитивизма (" Мытьё холста", 1910, Третьяковская гал.) и, наряду с М. Ф. Ларионовым, т. н. лучизма (один из первых опытов декоративного абстракционизма ). С 1915 жила в Париже. Оформляла спектакли в антрепризе С. П. Дягилева (1914-29 ). Театральным декорациям Г. (" Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1914; " Жар-птица" Стравинского, 1926, и др. ) свойственны лубочная экспрессия и повышенная декоративная красочность.

Лит.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М.. 1969, с. 126 - 30. Г. Г. Поспелов.

ГОНЧАРОВЫ, русские заводчики 18 в. Афанасий Абрамович Г. [р. 1705 (по другим сведениям, 1692 или 1699 ) - ум. 1784], посадский человек Калуги, в 1744 " за распространение фабрик" получил чин коллежского асессора с правом на потомств. дворянство и покупку вотчины с крепостными. Во 2-й пол. 18 в. Г. принадлежали полотняные, бумажная, металлургич. мануфактуры и ряд крупных вотчин. Осн. пром. предприятием Г. была полотняная и бумажная мануфактура в Калужской губ.- крупнейшая в стране. В 60-80-х гг. 18 в. её обслуживало до 3500 чел., ежегодно вырабатывалось 300-350 тыс. аршин полотна. Парусное полотно высокого качества вывозили за границу, бумагу продавали на внутр. рынке. В 19 в. полотняное производство пришло в упадок, бумажное - превратилось в капиталистическую фабрику. Внук основателя мануфактуры Афанасий Николаевич Г. (р. 1760 или 1763 - ум. 1832 ), дед Наталии Гончаровой (жены А. С. Пушкина ), растратил состояние семьи. В доме Г. в Полотняном Заводе в 1830 и 1834 бывал А. С. Пушкин. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 быв. усадьба Г. в Полотняном Заводе была разрушена нем.-фаш. захватчиками.

Лит.: Коган Г., Полотняный завод. По Пушкинским местам, М., 1951.

Е. И. Рубинштейн.

ГОНЧАРСТВО, производство из обожжённой глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т.п. Слова " Г.", " гончар" (" горънчар" ), " горшок" (" горнец" ) происходятотрусского слова " горн". Открытое в раннем неолите, Г. намного расширило возможности человечества в борьбе за существование, позволив готовить варёную горячую пищу. В этом смысле Г. может быть поставлено в ряд таких великих изобретений, как пользование огнём, и по классификации Моргана - Энгельса знаменует переход от дикости к варварству. К 15-17 вв. Г. освоило подавляющее большинство оседлых народов мира. Исключением были жители тех областей, где не было гончарных глин (Полинезия ), многие кочевые племена Центр. и Ср. Азии, а также австралийцы, бушмены, огнеземельцы и некоторые охотничьиплемена Ю.-В. Азии, С.-З. Америки и Калифорнии, стоявшие на низком уровне развития производит. сил. Примитивное Г. было производством домашним (у нек-рых племён - преим. женским ). Вероятно, наиболее ранними способами изготовления сосудов были обмазка глиной плетёных корзин (выгоравших при обжиге ) или " выскребание" сосудов из цельных комьев глины. Др. примитивные способы - " выбивание" сосуда из кома глины с помощью колотушки и наковаленки, лепка его из отд. пластин, кольцевой налеп стенок валиками, спиральный налеп жгутом. Последние два приёма преобладают при переходе к ремесленному произ-ву, когда мастера стали пользоваться гончарным кругом, а позже и гончарным горном (прежде изделия обжигали на костре или в домашней печи ). Ремесленники-гончары появились у разных народов в разное время, но повсюду на стадии разложения первобытнообщинного строя и становления классового об-ва (впервые в Древнем Шумере в коп. 4-го тыс. до н. э. ). Ассортимент и формы гончарных изделий отражают особенности быта и культуры народов. Украшение изделий росписью, рельефным орнаментом, лощение, глазуровка являются важнейшей областью нар. иск-ва. См. также Керамика.

Лит.: Воеводский М. В., К изучению гончарной техники первобытно-коммунистического общества..., " Советская археология". 1936, № 1; Липс Ю., Происхождение вещей, пер. с нем., М., 1954.

М. Г. Рабинович.

ГОНЧИЕ ПСЫ (лат. Canes Venatici ), созвездие Сев. полушария неба. В ср. широтах СССР видно круглый год. См. Звёздное небо.

ГОНЧИЕ СОБАКИ, группа пород охотничьих собак, известных с глубокой древности. Произошли от древних травильных собак; в России (под названием " тявкуши" ) известны с 10 в. Г. с. чутьём находят след зверя и с громким лаем гонят его (отсюда название). Преследуя зверя, Г. с. за день охоты проходят до 120 км, показывая большую резвость. В мире насчитывается ок. 40 пород Г. с. В СССР разводятся три породы: русская гончая, русская пегая гончая, эстонская гончая. Русская гончая сформировалась как порода в 19 в., значительно усовершенствована сов. собаководами. Совр. русские гончие - крупные собаки крепкой конституции. Высота в холке самцов 57-65 см, самок 54-62 с м. Голова с удлинённой мордой, уши короткие, висячие; хвост саблевидной формы, обычно опущен; конечности с крупными лапами. Шёрстный покров с густым подшёрстком. Окрас светло-рыжий, палевый или чепрачный, с серым, бурым или чёрным

чепраком. Самая распространённая порода собак в СССР. Русская пегая гончая выведена путём скрещивания русской гончей с фоксгаундом (англ. лисьей гончей ) и нек-рыми др. зап. породами (раньше называлась англорусской гончей ). Как порода зарегистрирована в 1925. По росту, типу конституции и работоспособности эти собаки не уступают русской гончей. Отличаются более коротким шёрстным покровом черно-пегого (белого с чёрными пятнами ), серо-пегого или рыже-пегого окраса; хвост круто изогнут кверху. Вторая по численности порода собак в СССР. Эстонская гончая выведена в Эст. ССР путём скрещивания местных гончих с англ. биглями, фоксгаундами и швейц. гончими. Утверждена порода в 1954. Эстонские гончие мелкие: высота в холке самцов 42-52 с м, самок 39- 49 с м. Голова с ясно очерченными надбровными дугами. Уши длинные, висячие. Хвост изогнут кверху не круто. Шёрстный покров черно-пегий с рыжими пятнами. Распространена порода в осн. в прибалт. республиках. В Латв. ССР ведётся работа по созданию латвийской гончей. В СССР учтено ок. 80 тыс. Г. с. Из многочисленных пород Г. с., разводимых в Англии, США, Франции и др. странах, наиболее популярны англ. бигли. Э. И. Шерешевский.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.