Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень «C»: человек и пространство






Этот уровень Николай Александрович Бернштейн называл уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений. И анатомически и физиологически он стоит как бы на границе между древними и новейшими образованиями человеческого мозга. Это своеобразный рубеж между 100-миллионными по возрасту подкорковыми ядрами и молодой — всего 1—2 миллионолетней — корой головного мозга. А потому этот уровень несет черты, присущие как рыбам и птицам — древним обитателям нашей планеты, так и всем млекопитающим и высшему из них — человеку.

Такое пограничное расположение уровня «C» обусловливает и двойной характер действий, которыми он управляет — более древними содружественными и непроизвольными движениями и более новыми — сложными произвольными действиями. Находясь на стыке двух времен — нового и старого, — уровень «C» анатомически состоит также из двух образований: более нового — гигантопирамидного поля коры больших полушарий — и более старого — подкоркового ядра, называемого «полосатым телом». Полосатому телу многие ученые уже давно приписывали «реализацию координированных движений в пространстве». Пирамидная же система тем более ответственна за многие качества двигательной сферы. При этом она преимущественно руководит произвольными действиями в пространстве, а полосатое тело — непроизвольными.

Чрезвычайно сложна и система информации, обслуживающая данный уровень. Это отнюдь не простая сумма, складывающаяся из различных видов чувствительности. И зрительные ощущения, и суставно-мышечное чувство, и информация от органов равновесия проходят сложнейший путь, объединяются и качественно преобразуются в соответствующих центрах мозга и уже в измененном виде, образуя чувствительный синтез, обеспечивают действия пространственного поля.

В отличие от предыдущих уровней пространственное поле имеет ряд важнейших отличительных черт. Во-первых, оно «привязано» к окружающему внешнему миру, в то время как уровни «A» и «B» были замкнуты в мире собственных внутренних ощущений — ощущений тела — и никак не реагировали на объективную внешнюю среду, были как бы вещью в себе. Связь с внешним миром, теснейшие взаимоотношения с ним — вот важнейшее качество уровня «C» — пространственного поля.

Вторая отличительная его черта в том, что оно весьма обширно: на него уже работают и телерецепторы и в первую очередь зрение, которое безгранично расширяет и увеличивает объем и качество поступающей в организм информации.

Следующая особенность этого уровня — несдвигаемость поля. Когда мы идем, прыгаем, поворачиваемся, мы четко ощущаем, что именно мы перемещаемся, а окружающий нас мир остается неподвижным (относительно, конечно), несдвигаемым. Но ведь многие рецепторы-информаторы говорят нам обратное! Например, зрение. Мы же видим, что деревья движутся нам навстречу и мимо нас, когда мы бежим по лесу, земля несется нам навстречу, когда мы прыгаем вниз с трамплина, предметы и люди вращаются вокруг нас, когда мы танцуем вальс. И только благодаря качественно переработанной информации, в которой отражается наш прошлый опыт (а мы начали его приобретать еще в колыбели), мы не сомневаемся, что окружающий мир неподвижен. Н. А. Бернштейн так об этом написал: «Каждый человек еще с раннего детства преодолевает для себя эксцентрическую, птолемеевскую систему мировосприятия, заменяя ее коперниковской».

Больше того, если мы начинаем чувствовать, что пространство вокруг нас кружится или несется, то эти неприятные ощущения мы называем «головокружением».

Далее. Пространственное поле — однородно и не периодично, иначе говоря, движения, совершаемые под его руководством, не содержат элементов повторяемости или чередования, так характерных для более низкого уровня «B».

Наконец, еще одним важным свойством пространственного поля является его метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов определяет важнейшие качества наших действий, а именно: меткость и точность, без чего вообще очень немногие наши действия достигали бы цели.

Благодаря всем этим качествам уровень «C» руководит особо важными движениями нашего тела. Эти движения всегда «ведут откуда-то, куда-то и зачем». Если целесообразные движения уровня «B» не ведут к конечному результату (например, мы делаем подряд 12 приседаний), то движения уровня «C» дают определенный конечный эффект — гвоздь забит, вещь переложена и т. п.

«Движения уровня «C» несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают....Они имеют начало и конец, приступ и достижение, замах и бросок». Очень точно сказано о переместительном характере движения этого уровня.

В свою очередь, все эти перемещения обязательно приспосабливаются к пространству, в котором они протекают. Это качество одно из важнейших для движения этого уровня, который потому и называется «пространственным».

Рис. 8. Бронзовая греческая скульптура из Геркуланума
«Так, например, — пишет Н. А. Бернштейн, — предыдущий уровень (более низко лежащий) конструирует ходьбу — сложнейший двигательный акт, в котором принимают участие десятки мышц и сочленений. Но эта ходьба остается отвлеченным как бы «выставочным» макетом, с которым можно познакомиться и даже полюбоваться (вспомним, что младенец, суча ножками, уже воспроизводит почти точную копию рисунка ходьбы). Но целесообразным действием ходьба станет только после того, когда в ее осуществление включится наш уровень «C». Тогда нога, шагающая по земле, «учтет» и приспособится ко всем неровностям и сложностям дороги, определится оптимальная длина шага и частота движений, которые будут наиболее экономичны для пешехода. Если это будет ходьба по лестнице, то стопа будет наступать на край или середину ступеньки, а длина шага приспособится точно к расстоянию между двумя ступеньками. Если ступеньки будут неровными, выщербленными, то нога «постарается» обойти эти неровности или приспособиться к ним с наименьшим ущербом для шагающего человека» (рис. 8).

Вы замечаете, что в описании уровня «C» появились слова: «учтет», «приспособится», «обойдет»? При рассмотрении уровня «B» — уровня штампов, таких обозначений не было. Почему?

А потому, что уровню «C» характерна исключительная возможность варьировать действия, и это протекает без ущерба для точности движений, и конечный результат обязательно достигается человеком.

Многие знают одну из легенд о фантастическом скрипаче Никколо Паганини: недруги подрезали струны на его скрипке, и в разгаре концерта эти струны по очереди начали лопаться, приводя в волнение слушателей, импресарио, самих недругов — всех, кроме скрипача. Он продолжал играть на трех струнах, потом на двух и наконец на одной последней (ее не стали подпиливать, думали, и трех достаточно для провала), на которой Паганини и закончил с триумфом свой концерт. Это блестящий пример исключительной гибкости уровня пространственного поля, которая позволила скрипачу приспособиться даже к резко изменившимся условиям.

Вот еще пример. Сидя на подоконнике или стоя в мчащемся трамвае, лежа на пляжном песке или скорчившись в телефонной будке и прижимая ухом трубку — всюду мы сможем написать любой текст. Больше того, большим карандашом «Великан» или мельчайшим кусочком грифеля мы напишем слова одним почерком, почерком, который присущ только нам и никому другому и по которому специалисты узнают нас из тысяч людей.

Известно, что инвалид, лишившись правой руки, учится писать другой рукой, протезом (известны случаи, когда, лишившись обеих рук, люди начинали писать ногой). При этом почерк человека существенно не меняется.

Подобная приспособляемость движений, которую многие ученые называют пластичностью нервной системы, обеспечивается именно гибкостью (специалисты говорят вариативностью) уровня пространственного поля — уровня «C». Точнее было бы называть эту вариативность взаимозаменяемостью двигательных компонентов, а также переключаемостью движения с одного органа на другой (вспомним письмо левой рукой).

Интересно, что такое переключение возможно не только с одного органа на другой, могут переключаться и сами приемы движений: до определенной точки человек может пройти, пробежать, проползти, допрыгать на одной или на двух ногах и т. д.

Уровню «C» присуще еще одно, очень важное качество. Это способность к модификации своих движений, то есть поиск новых путей и возможностей в осуществлении незнакомых действий. Это качество незаменимо в процессе обучения, в процессе создания нового двигательного навыка, нового умения.

Какие же самостоятельные движения ведутся на уровне «C»? Количество их настолько велико, что перечислить невозможно. Н. А. Бернштейн выделяет лишь основные группы этих движений.

Перемещение, передвижение всего тела в пространстве — ходьба, бег, лазание, ползание, плавание, ходьба по канату, на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, гребля, прыжки вверх, в длину, в глубину, джигитовка.

Затем так называемые не локомоторные передвижения всего тела в пространстве — различные упражнения на гимнастических снарядах, акробатика (рис. 9).

Рис. 9. Акробатка-танцовщица
Движения — манипулирование с пространством — отдельных частей тела, чаще всего рук: движения рук музыкантов, машинистки или линотиписта (сюда же относятся однократные движения — прикосновения, указывающие жесты).

Перемещение вещей в пространстве — схватывание, ловля движущегося предмета, перекладывание его, перенос, наматывание, подъем тяжести и т. д.

Все баллистические движения — метание гранаты и диска, рывок штанги, игра в теннис и городки, работа жонглера (рис. 10).

Движения прицеливания — наводка зрительной трубы, прицеливание в стрельбе, при игре на бильярде. Кстати, установочно-выжидательные движения вратаря в футболе и хоккее также относятся к этому разделу.

Рис. 10. Мирон. Дискобол
И, наконец, подражательные и копирующие движения — срисовывание, изображение предмета или действия жестами, то есть изобразительная пантомима.

Вот, пожалуй, основные группы движений, руководимые уровнем «C».

Бросается в глаза, что среди них почти нет действий, связанных с предметом и орудием (кроме простейших их перемещений), и потому здесь мало производственных и трудовых движений, но много спортивных, акробатических. Дело в том, что осмысленный труд, как правило, имеет дело с предметом и редко только с пространством и его силовым полем. С процессом труда и орудиями труда будет иметь дело более высокий уровень «D».

Зато почти не существует движений высших уровней — уровней «D» и «E», которые бы могли обойтись без фоновой роли уровня «C», потому что любое смысловое обращение с предметом или орудием труда требует умения владеть пространством.

Итак, уровень «C» — это связующее звено между действиями, движениями «внутри нас» и тем пространством, в котором мы живем и действуем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.