Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 36 страница. Библиотечно-библиографическое образование,система подготовки библиотекарей и библиографов высшей и средней квалификации.






О. П. Тесленко.

БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки библиотекарей и библиографов высшей и средней квалификации.

Первые попытки организовать Б.-б. о. в России относятся к нач. 20 в. В 1913 по инициативе Л. Б. Хавкиной при Московском университете А. Л. Шанявского началась курсовая подготовка библиотекарей для массовых библиотек. Факультативное преподавание книговедения и библиотековедения было введено в 1912 в Петербургском и в 1916 в Московском ун-тах (Н. М. Лисовский) и в Петербургской пед. академии (А. М. Белов).

Формы и методы гос. подготовки кадров для сов. библиотек впервые были определены Н. К. Крупской в статье " Библиотечная семинария" (1918). По её инициативе в 1918 в Москве при Наркомпросе РСФСР была организована библиотечная семинария, положившая начало гос. организации Б.-6. о. В том же году в Петрограде создан Ин-т внешкольного образования с книжнобиблио-течным факультетом (позднее такие ин-ты появились в Иваново-Вознесенске, Костроме и др.), открылись библиотечные курсы во мн. городах страны. Для подготовки работников научных библиотек в 1919 в Петрограде и в 1924 в Москве организованы высшие библиотечные курсы. В 1921 курс библиотековедения стал обязательным предметом на факультетах общественных наук в ун-тах (в Моск. ун-те его вёл проф. Б. С. Боднарский). В 20-х гг. библиотекарей с высшим образованием готовили уже св. 20 библиотечных отделений политико-просветит. и пед. ин-тов, а также Академия коммунистич. воспитания. С начала 30-х гг. стала развиваться гос. система высшего Б.-б. о. В 1930 создан первый самостоятельный библиотечный вуз - Моск. гос. библиотечный ин-т; в библиотечные ин-ты были реорганизованы политико-просветит. вузы в Харькове (1934) и Ленинграде (1941). В послевоенные годы для подготовки специалистов с высшим Б.-б. о. организованы новые вузы в Улан-Удэ (I960), Краснодаре (1963), Челябинске и Хабаровске (1968). В 1964 библиотечные вузы были переименованы в культуры институты. Высшее Б.-б. о. дают также библиотечные отделения нек-рых ун-тов (Тарту, Вильнюс, Таллин, Баку, Ереван и др.) и пед. ин-тов (Минск, Тбилиси, Алма-Ата, Ташкент и др.). Книговедов-библиографов готовит Московский поли-графич. ин-т. В 1969 в СССР работало св. 20 вузов, в к-рых осуществлялась подготовка специалистов с Б.-б. о., в т. ч. 10 ин-тов культуры (ок. 30 тыс. студентов).

Подготовка библиотекарей и библиографов средней квалификации началась с 1922 на политико-просветит. отделениях совпартшкол, а позднее на политико-просветительных и библиотечных отделениях пед. техникумов. Спец. библиотечные техникумы начали создаваться с 1929 - в Ярославле, Ленинграде, Самаре и др. В 1969 в СССР было 12 библиотечных техникумов и св. 100 культурно-просветительных училищ и школ, а также др. средних спец. уч. заведений, в к-рых имелись библиотечные отделения (ок. 30 тыс. уч-ся).

Б.-б. о. предусматривает широкую общенауч., филологич., педагогич. и специальную (теоретич. и практическую) подготовку будущих специалистов. Учебный план библиотечных факультетов (отделений) ин-тов культуры, ун-тов и пед. ин-тов включает дисциплины: историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политич. экономию, основы науч. коммунизма, основы марксистско-ленинской этики и эстетики, основы науч. атеизма, основы марксистско-ленинской теории культуры; педагогику, психологию, историю СССР и зарубежных стран, лит-ру - русскую, народов СССР и зарубежную; общее библиотековедение, историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, работу с читателями, организацию сов. библиотеки; историю книги, общую и отраслевые библиографии, общую иностранную библиографию и др. На отделении тех-нич. библиотек дополнительно изучаются история нар. х-ва, история техники, основные проблемы совр. естествознания, основы совр. пром. производства, технич. пропаганда и информация.

Науч. кадры в области библиотековедения и библиографии готовятся в аспирантуре при Московском и Ленинградском ин-тах культуры. В 1968/69 уч. году высшее и среднее Б.-б. о. в СССР получили ок. 15 тыс. человек (из них ок. 4 тыс. в вузах). В 1969 только в массовых библиотеках работали 65, 4 тыс. библиотекарей с высшим и средним Б.-б. о.

Гос. характер носит система подготовки библиотечных кадров и в др. социалистич. странах. Специалистов для научных библиотек готовят библиотечные отделения при ун-тах: Софийском, Будапештском, Берлинском, Варшавском и Вроцлавском, Пражском и Братиславском. Подготовку кадров средней квалификации для массовых библиотек, кроме различных курсов, ведут: 2-годичный библиотечный институт в Софии, библиотечные отделения при пед. уч-щах в гг. Сегед и Сомбатхей, библиотечные школы в Берлине и Лейпциге, в Лодзи и Вроцлаве, в Праге, Брно, Братиславе и др.

В капиталистич. странах, как правило, нет гос. системы Б.-б. о. Библиотечная подготовка даётся чаще всего на основе законченного высшего (для науч. библиотек) и среднего (для массовых библиотек) образования, напр. в Великобритании-в одногодичной школе библиотечного и архивного дела при Лондонском ун-те и 9 библиотечных школах, в Дании -в библиотечной школе в Копенгагене, во Франции - в одногодичной библиотечной школе и Ecole des chartes в Париже; в США кадры высшей квалификации для библиотек всех типов готовят на базе высшего образования ок. 40 библиотечных школ при университетах.

Лит.: Крупская Н. К., Библиотечная семинария, Педагогические сочинения, т. 8, М., I960; Оленева 3. П., Становление и развитие высшего библиотечного образования в СССР, " Тр. Ленинградского библиотечного ин-та имени Н. К. Крупской", 1961, т. 8; Казанцева Л. В., Развитие библиотечного образования в СССР, в сб.: 40 лет библиотечного строительства в СССР, М., 1958. Ю. Г. Григорьев.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ, см. в статьях Библиотечно-библиографичес-кое образование, Культуры институты.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТОР, см. Коллектор библиотечный.

БИБЛИОТЕЧНЫХ АССОЦИАЦИЙ ФЕДЕРАЦИЯ международная (ИФЛА, англ. International federation of library associations - IFLA, франц. Federation Internationale des associations de bibliothecaires - FIAB), осн. в 1929. Объединяет (1970) 100 библиотечных организаций 65 стран и 5 междунар. библиотечных объединений. Деятельность федерации направлена на развитие и укрепление междунар. библиотечного сотрудничества. Федерация принимала участие в составлении единых правил каталогизации произв. печати, в подготовке конвенций по междунар. книгообмену и т. д. Каждый член федерации представлен в её Ген. совете, сессии к-рого проводятся ежегодно (36-я сессия - в Москве, 1970). Работой федерации руководит Исполнит. бюро во главе с президентом. СССР представлен в ИФЛА Советом по вопросам библиотечной работы Мин-ва культуры СССР (с 1959). Издания федерации: протоколы сессий Ген. совета, сообщения в журн. " Libri", бюллетень " Информационный листок ИФЛА" (изд. на рус. яз. с 1965 Всесоюзной гос. б-кой иностр. лит-ры, ротапринт).

Лит.: О ш а н и н а Е. А. (сост.), Международная федерация библиотечных ассоциа" ций. Справка, М., 1959. Б. П. Каневский.

БИБЛИОФИЛЬСТВО, библиофилия (от греч. biblion - книга и philia -любовь, букв. - любовь к книге), собирательство редких и ценных изданий. Помимо большого значения для умственного и духовного развития самого собирателя (библиофила), Б. выполняет немалую обществ, роль, способствуя образованию выдающихся собраний произведений печати, сбережению редких изданий и отд. экземпляров книг, замечательных по качеству печати, иллюстраций, переплётов, книг, имеющих автографы или записи их бывших владельцев и читателей, представляющие историч. и науч. интерес, и т. п. (см. Книга). Многие библиофильские собрания легли в основу крупных публичных б-к.

Собирательство произведений письменности возникло в глубокой древности на Востоке, затем в Др. Греции и Риме. В ср. века существовали примечательные частные собрания рукописных книг, напр. англ. епископа Р. де Бери, автора трактата о Б.- " Любокнижие" (" Philobib-lon", 1345). После изобретения и распространения книгопечатания (сер. 15 в.) печатные издания постепенно занимают всё большее место в коллекциях библиофилов, но и старинные рукописные книги остаются весьма ценными объектами собирательства.

По содержанию Б. носит различный характер в зависимости от интересов, вкусов и целей собирателя. Наибольшую историко-культурную ценность имеют собрания, содержащие старинные рукописи, инкунабулы и книги 16-17 вв., особенно издания таких мастеров печатного иск-ва, как Альд Мануций (Венеция), Этьенны (Париж), Плантен (Антверпен), Эльзевиры (Лейден, Амстердам), первопечатные слав, книги Ш. Фиоля (Краков), Франциска (Георгия) Скорины (Прага, Вильнюс), Ивана Фёдорова (Москва, Заблудово, Львов, Острог), первоизда-ния классиков мировой лит-ры, книги, запрещённые папскими индексами, цензурой, и т. д. Особую научную ценность представляют коллекции, составленные по отд. отраслям науки и иск-ва и охватывающие значит. периоды их развития.

Сведения о редких и ценных зап.-европ. книгах содержатся в библиографич. трудах: Ж. Т. Брюне, " Руководство книготорговца и любителя книг" -" Manuel du libraire et de 1'amateur de livres", 1810, 5 изд., 1860-65; И. Г. T. Грессе, " Сокровищница редких и ценных книг" - " Тresor de livres...", 1859-69; о рус. книгах -Каратаев И., " Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами", т. 1, 1491-1652, П., 1883; " Книги кирилловской печати, изданные в Москве в 16-17 вв." (сост. А. С. Зернова), 1958; " Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в. 1725-1800", 1962-67; " Библиотека Д. В. Ульянинского", 1912-15; Иваск У. Г., " Частные библиотеки в России", 1911; Смирнов-Сокольский Н. П., " Моя библиотека. Библиографическое описание", т. 1-2, 1969, и др.

Среди библиофилов прошлого славятся Ж. Гролье (1479-1565), Ж. де Ту (1553-1617), кардинал Дж.Мазарини (1602-61), библиотека к-рого содержала 45 тыс. печатных книг и 400 рукописей, польский епископ Юзеф Залуский (1702-74), собравший более 250 тыс. книг и рукописей, и др. С нач. 19 в. Б. в Зап. Европе, особенно во Франции и Англии, получает широкое развитие: возникают библиофильские об-ва и клубы, издаются спец. журналы, проводятся аукционы по продаже редких книг.

В России Б. возникло в 16 в. (известны частные собрания кн. А. М. Курбского и Иоанникия Строганова). В 17-1-й пол. 18 вв. славились как книголюбы: боярин А. С. Матвеев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Андрей Виниус, Стефан Яворский, Яков Брюс, завещавший свою науч. библиотеку Петерб. Академии наук, Д. М.Голицын, В. Н. Татищев и др. Крупнейшее собрание рус. книг и рукописей конца 18 в. А. И. Мусина-Пушкина, включавшее единственный экземпляр рукописи " Слова о полку Игоревен, погибло в 1812 при пожаре Москвы. Тогда же сгорела и замечательная б-ка иностранных книг гр. Д. П. Бутурлина, в к-рой одних только инкунабул было до 6 тыс. Собранная П. П. Дубровским во Франции в последние годы 18 в. богатейшая коллекция зап.-европ. рукописей, насчитывавшая до 11 тыс. единиц (в т. ч. рукописи 5-10 вв.), послужила началом рукописного отдела Публичной б-ки в Петербурге (ныне Гос. публичная б-ка им. Салтыкова-Щедрина). Среди рус. библиофилов 19 в.- А. С. Пушкин, С. А. Соболевский, гр.Н. П. Румянцев, составивший собрание из 28 тыс. печатных книг, 710 рукописей и 1500 географич. карт, положенное в основу б-ки Румянцевского музея в Москве (ныне Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина), А. Д. Чертков, собравший материалы по истории России и соседних с нею стран (ныне хранятся в Гос. публичной историч. б-ке в Москве), А. П. Бахрушин, П. А. Ефремов, Я. Ф. Бере-зин-Ширяев, в нач. 20 в.- Г. В. Юдин, А. Е. Бурцев, Д. В. Ульянинский, Н. П. Лихачёв и мн. др. Издавались описания частных б-к, каталоги " редкостей" антикварно-букинистич. магазинов П. П. Шибанова, В. И. Клочкова и др. Н. В. Соловьёв издавал в Петербурге журналы " Антиквар" (1902-03) и " Русский библиофил" (1911-16).

Многие сов. деятели науки и культуры известны также как собиратели ценных коллекций книг и авторы работ о книгах. Среди них М. Горький, В. А. Десницкий, В. Я. Адарюков, П. Н. Берков, Э. Ф. Гол-лербах, В. Г. Лидии, А. И. Маркуше-вич. И. Н. Розанов, А. А. Сидоров, Н. П. Смирнов-Сокольский и др. В 20-30-х гг. было 2 научно-библиофильских объединения: моск. Русское об-во друзей книги (1920-29) и ленинградское Об-во библиофилов (1923-31). В ряде городов СССР (Москва, Ленинград, Харьков, Одесса и др.) ныне созданы клубы, общества, секции книголюбов.

Лит.: Ульянинский Д. В., Среди книг и их друзей, М., 1903; Похвала книге. Сост. проф. И. А. Шляпкин, П., 1917; Альманах библиофила, Л., 1929; Мезьер А.В., Словарный указатель по книговедению, Л., 1924; Смирнов-Сокольский Н. П., Рассказы о книгах, 2 изд., М., 1960; Неизданные письма иностранных писателей XVIII - XIX веков. Из ленинградских рукописных собраний, под ред. М. П. Алексеева, М.- Л., 1960; Лидии В. Г., Друзья мои - книги. Заметки книголюба, 2 изд., М., 1966; Берков П. Н., О людях и книгах. (Из записок книголюба), М., 1965; его же, Русские книголюбы. Очерки, М.-Л., 1967; Ласунский О. Г., Власть книги. Рассказы о книгах и книжниках, [Воронеж, 1966]; Kirchner J., Lexikon des Buchwesens, Bd 1 - 4, Stuttg., 1952 - 56; Bogeng G. A. E., Die grossen Bibliophilen, Geschichte der Biichersammler und ihrer Sammlungen, v. 1-3, Lpz., 1922; Lonchamp F.-C., Manuel du Bibliophile francais. 1470 - 1920, v. 1 - 2, P.- Losanne, 1927. О. Г. Ласунский.

БИБЛИЯ (от греч. biblia, букв.- книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных соч. (8 в. до н. э.-2 в. н. э.), к-рый лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Б. состоит из Ветхого завета, признаваемого Священным писанием и иудейской и христ. религиями, и Нового завета, признаваемого лишь христианством.

Ветхий завет, написанный на др.-евр. и частично на арамейском яз. (в 39 книгах), завершён в 3-2 вв. до н. э. Здесь и нар. мифы, и легенды (кн. Бытие), частично восходящие к об-щесемитич. преданиям (миф о грехопадении первых людей, о потопе); ист. повествования (кн. Самуила, Царей), являющиеся важным источником по истории древней Палестины и соседних народов; запись этич. норм и ритуальных предписаний (кн. Второзаконие, куда входят Десять заповедей); публицистич. произведения (кн. Пророки); филос. размышления (кн. Иов, Екклесиаст); любовная лирика (кн. Песнь песней); религ. поэзия (псалмы, приписанные царю Давиду, в совокупности наз. Псалтырь); псевдоист. повести (кн. Есфирь). Согласно традиции, кн. Ветхого завета разделяются на три части: Закон (по-еврейски Тора), или Пятикнижие, составление к-рого приписывается Моисею, Пророки [куда, помимо книг т. н. пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и 12 " малых пророков"), входят также кн. Иисуса Навина, Судей, 1-я и 2-я кн. Царей и др.] и Писания, или Агиографы. Эти произведения, создававшиеся на протяжении многих веков (нек-рые фрагменты, напр. Песнь Деборы, входящая в состав кн. Судей, восходят к 12 в. до н. э.), объединяются с 5 в. до н. э. в сборники, подвергаются редактированию иерусалимским жречеством, внедрявшим идею, будто у евреев изначально господствовал монотеизм (единобожие). Ветхозаветный канон вырабатывался между 90-100 н. э., а в 7-9 вв. богословы, называемые масоретами (от др.-евр. масо-ра - предание), создают унифицированный текст Ветхого завета. Древнейшие дошедшие до нас полные рукописи Ветхого завета (кон. 9-10 вв.) передают масоретскую редакцию. Только кумран-ские рукописи (найденные в 1947-65 в пещерах на побережье Мёртвого м.) позволили познакомиться в оригинале с отд. книгами и фрагментами Б. в домасорет-ской редакции и создали серьёзную базу для изучения складывания ветхозаветного текста.

В христ. богослужениях Ветхий завет используется в переводах на греч., лат., старослав. и новые яз. В основе многих из этих переводов - др.-греч. перевод (т. н. перевод 70 толковников, по-латински -Септуагинта), сделанный с домасорет-ского текста во 2 в. до н. э. (дошёл в рукописях, начиная с 4 в. н. э.), содержит разночтения по отношению к масорет-ской версии (соответствующие в нек-рых случаях кумранским рукописям). Септуагинта включает, кроме того, ряд произв., не вошедших в евр. канон Б. (см. в ст. Апокрифы). Лат. перевод (гл. обр. с древнеевр. текста, с использованием имевшегося лат. перевода с Септуагинты) выполнен богословом Иеронимом в 386 -406 (сохранились рукописи 6 в.) и положен в основу католич. Б., т. н. Вульгаты. На Руси Б. переводилась преим. с греческого, хотя возможно, что при переводе нек-рых книг пользовались и евр. оригиналом. Первая полная рус. Б. появилась в 1499, причём часть книг была переведена с лат. текста Иеронима. В период Реформации в Зап. Европе появляются переводы Б. на новые яз. (в том числе перевод М. Лютера).

Новый завет написан на др.-греч. яз. (дискуссионным остаётся вопрос, не было ли Евангелие от Матфея первоначально написано по-арамейски) и состоит из 4 Евангелий, Деяний апостольских, 21 послания и Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Согласно традиции, новозаветные произв. принадлежат ближайшим последователям Христа или их ученикам и датируются в основном сер. 1 в. н. э. На самом деле они созданы позднее, по-видимому, во 2-й пол. 1 - нач. 2 вв. (древнейшая дошедшая рукопись - фрагмент Евангелия от Иоанна - датируется приблизительно 125 н. э.). Новый завет сложился в результате компромисса между различными группировками ранних христиан, причём его канонич. состав не был утверждён до кон. 4 в.: существовал ряд Евангелий, посланий и откровений, не признанных церковью; из последних нек-рые (Откровение Иоанна, послания Иакова, Иуды и др.) впоследствии были включены в канон. Новый завет - важнейший источник по истории становления христианства.

Разнородная по своему происхождению, Б. отражала различные социальные, политич. и этические воззрения. Наряду с призывом к улучшению положения угнетённых (особенно в книгах Пророков) и к разрушению Римской империи (Апокалипсис) в Б. господствует апология монаршей власти, общественного неравенства, собственности; провозглашается, что " нет власти аще не от бога". Идеалом семейных отношений выступает патриархальная семья с подчинением женщины домовладыке, с включением в семью наложниц и домочадцев. Историч. процесс рассматривается как проявление " промысла божьего", земля - как средоточие Вселенной, мир - как имеющий начало и конец.

Признанная священной (" боговдохновенной") книгой христ. церкви, Б. на протяжении всего средневековья определяла форму выражения мысли в Европе. Библейская космогония, социальное учение, этика были признаны церковью непререкаемой нормой и использовались в интересах эксплуататорских классов. К Б. прибегали для оправдания привилегий феодалов, инквизиции, рабства, приниженного положения женщины. Еретические учения (в т. ч. павликианство и богомильство, отвергавшие боговдохновенность Ветхого завета) не столько оспаривали, сколько переосмысливали учение Б., находя в ней подчас обоснование идеи равенства (" Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был господином? "). Ссылками на Б. аргументированы крестьянские требования во время Великой крестьянской войны (1524-26) и программы Англ. бурж. революции. Библейские образы, сюжеты составили арсенал средневекового искусства, в первую очередь в иконописи и скульптуре церквей; и позднее Б. давала сюжеты для художников, писателей, композиторов (Рембрандта, Дж.

Мильтона, И. С. Баха, Дж. Байрона, Т. Манна и др.).

Изучение Б. началось ещё в древности и первоначально имело преим. богословский характер. В ср. века создаётся особая дисциплина - экзегетика, ставившая целью истолкование отд. мест Б. и, в частности, объяснение противоречий, к-рые и тогда уже бросались в глаза, однако трактовались как мнимые. Библейская критика начинается с 17-18 вв. (Б. Спиноза, Ж. Астрюк). Она показала, что Б. не есть исключительная, боговдохно-венная книга, но сложный лит. памятник, отражающий интересы различных общественных кругов, изобилующий противоречиями. Так, в кн. Бытие изложены два взаимоисключающих мифа о сотворении человека [в одной версии мужчина и женщина были созданы одновременно, в другой женщина (Ева) - позднее, из ребра мужчины (Адама)]; в одном мифе о потопе дождь, вызвавший потоп, шёл 40 дней, в другом -150 дней и т. п. В различных евангелиях по-разному определяются время рождения Христа, место, куда увезли младенца Иисуса, продолжительность проповеди Христа; в Б. имеются и теологич. противоречия: в одних посланиях говорится, что человек спасается верой, в других - делами. Противоречивы и социально-этические принципы Б. (осуждение богатства и примирение с богатством; призыв " принести меч" в этот мир и угроза, что поднявший меч от меча и погибнет; призыв не судить других людей и, напротив, подвергнуть их суду; призыв не расходиться с женой и, наоборот, оставить жену и т. п.). Противоречия вскрыты не только между Ветхим и Новым заветом, но и внутри отдельных книг. Вместе с тем были обнаружены повторы, стереотипы. Библейская критика показала, что мировоззрение Б. не уникально и имеет определённые корни и параллели в различных верованиях, обрядах, обычаях древних народов (особенно в вавилонской мифологии). Были вскрыты элементы политеизма и архаичных культов, противоречащих осн. тенденции Б. к монотеизму. Было установлено, что Пятикнижие не могло принадлежать Моисею: уже в нач. 19 в. было доказано, что одна из его книг -Второзаконие -создана в 621 до н. э., значительно позднее того времени, к которому традиция относит смерть Моисея; стилистически Пятикнижие составляет единое целое с кн. Иисуса Нави-на, где повествуется о событиях после смерти Моисея; был раскрыт ряд источников (т. н. " Элохист" и " Яхвист"), из которых почерпнуты нередко противоречивые версии одних и тех же преданий и т. д. Был раскрыт и характер жреческой переработки Б.: сличение кн. Хроник (Паралипомен) с кн. Самуила и Царей показало, что при редактировании были изменены даты, введены одни эпизоды, опущены другие с целью показать, что история Иудеи - история славы Яхве (так было опущено всё, что могло бросить тень на царя Давида, к-рого представили основоположником культа Яхве, а не отважным царьком-разбойником, каким изображало его раннее предание). Библейская критика, задевавшая интересы церкви, натолкнулась на упорное сопротивление конфессиональной науки, хотя нек-рые её выводы стали использоваться богословами (особенно протестантами) в целях очищения библейских повествований от явных нелепиц. Ряд утверждений
библейской критики в последние годы были пересмотрены в свете новых исследований (в частности, на основе данных т. н. библейской археологии). Некоторые библейские предания, считавшиеся мифом (например, возникновение христианства на территории Палестины), по-видимому, содержат историч. зерно.

Для пользования Б. имеются отдельно изданные алфавитные указатели всех встречающихся в Б. слов и собственных имён - т. н. симфонии, или конкорданции.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Л е н и н В. И., О религии, М., 1955; Ранович А. Б., Очерки истории древнееврейской религии, М., 1937; Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; Фрэзер Дж., фольклор в Ветхом завете, пер. с англ., М.- Л., 1931; Ленцман А. Я., Происхождение христианства, М., 1960; А м у с и н И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; Крывелев И. А., Книга о Библии, М., 1958; его же, Как критиковали Библию в старину, М., 1966; КосидовскийЗ., Библейские сказания, [пер. с польск.], М., 1966; Церен Э., Библейские холмы, [пер. с нем.], М., 1966; Лившиц Г. М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск, 1970; Е i s s f e 1 d t. О., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964; G1anzman G., Fritzmyer J., An introdu-ctionary bibliography for the study of the Scripture, N. Y., 1965; Feine P., Behm J., Einleitung in das Neue Testament, 14 Aufl., Hdlb., 1965.

А. П. Каждая.

БИБРАКТА, Бибракте (Bibracte), древний город, центр галльского племени эдуев, ныне городище (пл. 135 га) Мон-Бёвре в 27 км от г. Отен во Франции. Город был укреплён рвом и стеной из камня и дерева. Раскопками вскрыты кам. основания домов: однокомнатных, углублённых в землю жилищ и мастерских ремесленников, многокомнатных богатых вилл. Найдены бронз, и жел. орудия, глиняные сосуды, монеты и пр. В 58 до н. э. Юлий Цезарь у Б. разбил гельветов. В кон. 1 в. до н. э. население было выселено римлянами в г. Августо-дунум (ныне Отен), но Б. ещё в 4 в. оставался центром культа местной богини.

Лит.: Dechelette J., Manuel d'arheologie prehistorique celtique et gallo-romaine, v. A, P., 1927, p. 452-63.

БИВА, озеро на о. Хонсю, крупнейшее в Японии. Лежит в межгорной тектонич. котловине. Пл. 716 км2, дл. 63 км, шир. 20 км, глуб. до 95 м. Зап. берега высокие, восточные - низкие. Сток в зал. Осака через р. Йодо. Судох. каналы связывают Б. с гг. Осака и Киото. Судоходство. Туризм.

БИВАК, бивуак (нем. Biwak, франц. bivouac) (устар.), расположение войск на отдых вне населённых пунктов.

БИВАЛЕНТЫ (от би... и лат. valens, род. падеж valentis - сильный), пары соединённых между собой (конъюгировавших) гомологичных хромосом, образующиеся при делении ядра в мейозе. В Б. между хромосомами образуются Х-образные фигуры - хиазмы, удерживающие хромосомы в комплексе; при этом, возможно, происходит обмен генетическим материалом. В норме число Б. равно числу хромосом гаплоидного (одинарного) набора.

БИВЕРБРУК (Beaverbrook) Уильям Максуэлл Эйткен (25.5.1879 -9.6.1964), английский политич. деятель, газетный магнат, лорд (с 1917). Основал и фактически руководил крупным газетным концерном (см. Бивербрука газетный концерн). Используя принадлежавшую ему прессу, Б. играл заметную роль в консервативной партии и в политич. жизни страны. В 1918 и 1940-45 входил в правительство. Возглавлял англ, делегацию на Московском совещании 29 сент.-1 окт. 1941 (см. Московские совещания).

Л. М. Белоногов.

БИВЕРБРУКА ГАЗЕТНЫЙ КОНЦЕРН, одна из крупнейших газетных монополий Англии, созданная в 10-20-х гг. 20 в. лордом Бивербруком; после смерти Бивербрука (1964) возглавляется его сыном М. Эйткеном. Б. г. к. непосредственно и через контролируемые компании издаёт газеты: ежедневную - " Дейли экспресс", воскресную - " Санди экспресс", вечерние- " Ивнинг стандард", " Ивнинг си-тизен". Их общий разовый тираж ок. 9 млн. экз. (1970). Газеты Б. г. к. поддерживают Консервативную партию.

А. М. Белоногов.

БИВНИ, общее название чрезмерно развитых зубов (клыков или резцов обеих челюстей) у некоторых млекопитающих (слонов, бегемотов, кабанов, нарвалов и др.). Обычно бывает одна или две пары Б.; растут Б. в течение всей жизни животного. Наибольших размеров достигают у африканского слона: длина в среднем 2-2, 5 м, весит каждый Б. от 30 до 50 кг, в редких случаях - 90 кг и более; ещё массивнее были Б. у мамонтов. Б. служат животному орудием нападения и защиты. Используются как материал для художеств, изделий.

БИГАМИЯ (от би... и греч. gamos -брак), двоебрачие, двоежёнство.

БИГАРАДИЯ, вечнозелёное дерево сем. рутовых; то же, что померанец.

БИГГАР (Biggar) Джозеф Гиллис (1828-19.2.1890), деятель ирландского нац. движения. Оптовый торговец. С 1870 активный участник борьбы за гомруль. Избранный в 1874 в брит. парламент, Б. стал инициатором применения тактики парламентской обструкции, сыгравшей большую роль в срыве или отсрочке реакц. колонизаторских актов в отношении Ирландии. Стремясь к союзу блока гомрулёров с крестьянским движением, Б. участвовал в деятельности основанной в Ирландии в 1879 Земельной лиги; в то же время поддерживал компромиссную политику Ч. Парнелла и его сделки с англ. либералами.

БИГЕЕВ Загир (Мухаммед-3агир Бигеев) (1870, Ростов-на-До-ну, - 1902, там же), татарский писатель. Учился в рус. школе, затем в медресе в Казани. Был муллой. В романах " Тысячи, или Красавица Хадича" (1887) и " Великие грехи" (1890) Б. бичевал пороки бурж. общества, обличал страсть к наживе, толкающую людей на преступление. Гл. источник зла Б. видел в плохой постановке воспитат. дела в медресе. Автор книги " Путешествие по Междуречью" (изд. 1908).

Соч.: Повестьлар, Казан, 1960. Лит.: Гайнуллин М., Запир Бигеев, " Совет эдэбияты", 1944, № 9; Гайнуллин М., Татар эдэбияты XIX йез. Казан, 1957.

БИГЕР-ШАЙ, могильник 10-11 вв. в Г лазовском р-не У дм. АССР. Исследован в 1928 А. П. Смирновым. Вскрыто 25 погребений, совершённых в прямоугольных ямах. Среди инвентаря глиняные сосуды, различные бронз. украшения - нагрудники, браслеты (в женских погребениях), жел. орудия труда и оружие - топоры, стрелы, ножи (в мужских погребениях). По обряду захоронения и типам вещей Б.-Ш. близок могильникам муромы и мордвы и своим происхождением связан с племенами Ср. Поволжья.

Лит.: С м и р н о в А. П., Могильник Би-гер-Шай, в сб.: Советская археология, в. 4, М.- Л., 1937.

БИГЛ (Beagle), пролив между о. Огненная Земля на С. и о-вами Осте и На-варино на Ю., соединяет Тихий и Атлан-тич. океаны. Дл. ок. 370 км, ср. шир. ок. 3 км, наим. шир. 200 м. Глубины 70 -182 м, в отдельных понижениях - до 259 м. Берега гористые. Скорость приливных течений до 2 км/ч. Открыт англ, экспедицией (1831-36) на судне " Бигл", по имени к-рого назван.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.