Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Общие сведения 6 страница






Внутренние различия. Среднее Прибелье - экономич. ядро Б. На него приходится почти половина её населения, 4/5 пром. произ-ва, крупная доля с.-х. продукции. Преобладает обра-бат. пром-сть; с. х-во отличается повышенной интенсивностью; трансп. сеть наиболее развита. Западная Б.- главный р-н нефтедобычи, крупное с. х-во пшенично-животноводч. направления, высокая плотность сел. населения. Северная Б.-р-н с. х-ва, лесной пром-сти и бурно развивающейся нефтедобычи. Горная Б. (с Зауральем) - малозаселённый р-н горнозаводской пром-сти с крупными лесоразработками на С. горной полосы и мощным зерновым х-вом, а также животноводством на В. и Ю.-В.

Благосостояние народа на основе роста нац. дохода республики неуклонно повышается. Объём розничного товарооборота в 1968 по сравнению с 1940 (в сопоставимых ценах) увеличился в 8, 4 раза. В 1968 построено гос. и кооп. предприятиями и орг-циями (без колхозов) жилых домов общей (полезной) площадью 1, 1 млн. м2. Кроме того, в 1968 в городах и посёлках гор. типа населением построено 907 индивидуальных жилых домов, колхозами и населением в сел. местности 11, 9 тыс. жилых домов. Возрастают фонды социального страхования и реальные доходы населения. И. В. Комар.

Илл. см. на вклейке, табл. IV.

Здравоохранение. В 1913 в Б. работало всего лишь 143 врача и 342 чел. среднего мед. персонала; имелось св. 1, 7 тыс. больничных коек. На 1 янв. 1969 в Б. насчитывалось 375 больничных учреждений на 32, 8 тыс. коек, 505 врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлинич. помощь, 6353 врача всех специальностей (т. е. 1 врач на 600 чел.); 23, 3 тыс. лиц среднего мед. персонала. В 1968 функционировали 31 санаторий и 11 домов отдыха. На терр. Б. расположены курорты Аксакова, Алкино, Глуховская, Красноусолъский, Чехове, Шафраново, Юматово, Яктыкулъ, Янгантау и леч. местности Ассы, минеральные источники Туймазынефть и др.

Народное образование и культурно-просветительные учреждения. До Окт. революции на терр., занимаемой Б., грамотно было только ок. 20% населения. В 1914/15 уч. г. в 1562 общеобразоват. школах обучалось 132, 5 тыс. уч-ся. Высших уч. заведений не было. За годы Сов. власти в Б. осуществлена подлинная культурная революция. Введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, создана развёрнутая сеть уч. заведений. В 1969 в 921 детском саду воспитывалось 101, 7 тыс. детей. В 1969/70 уч. г. в 4636 общеобразоват. школах всех типов обучалось 922, 6 тыс. уч-ся, в 63 ср. спец. уч. заведениях - св. 60 тыс. уч-ся, в 9 вузах - Башкирском университете, нефтяном, сельскохозяйственном, 3 педаго-гич., мед., авиационном, ин-те искусств-обучалось 41, 4 тыс. студентов.

В республике работали (на 1 янв. 1969): 1754 массовые библиотеки (16 340, 3 тыс. экз. книг и журналов), 3166 клубных учреждений, 7 музеев (в Уфе - республиканский краеведческий, Дом-музей В. И. Ленина, Дом-музей М. Гафури, Художеств. музей им. М. В. Нестерова; в Красном Яре - Дом-музей Фрунзе ц Чапаева; Стерлитамакский краеведческий, Дом-музей К. В. Иванова в дер. Слакбаш), 7 театров (см. раздел Драматический театр), 2768 киноустановок, внешкольные учреждения - Дворец пионеров в Уфе, 48 домов пионеров, 12 дет. спортшкол, станции юных техников и юннатов.

Наука и научные учреждения. Научные общества и Ин-т нар. образования организованы в 1920. В 1921 создан Академ-центр, возглавивший работу по изучению башк. языка. В 1931 организован Ин-т социалистич. реконструкции с. х-ва, в 1932 - Ин-т нац. культуры, в 1934 -Ин-т здравоохранения и гигиены.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-1945 в Б. работали выдающиеся деятели сов. науки: А. А. Богомолец, А. В. Палладии, Е. О. Патон, П. П. Будников, Е. С. Варга и др. В этот период учёные Б. много сделали для повышения продуктивности с. х-ва, открытия новых месторождений нефти, внедрения новых методов нефтепереработки.

В 1951 был организован Башк. филиал АН СССР (существовал до 1963); в его состав вошли Ин-т геологии, Ин-т биологии, Ин-т истории, языка и литературы, а также Отдел экономич. исследований и Отдел органич. химии, реорганизованный впоследствии в Ин-т химии. В 50-х гг. Б. добилась крупных успехов в переработке нефти. Это способствовало организации отраслевых н.-и. ин-тов, преим. технич. профиля. Так, в 1956 был создан Башк. НИИ по переработке нефти; в 1957-59 начали работать: НИИ нефтехимич. производств, НИИ с. х-ва, БашНИИ по строительству, НИИ по транспорту и хранению нефти и нефтепродуктов. В 1957 на базе педагогич. ин-та был открыт Башк. ун-т. В 1964 начал работать Уфимский филиал Всесоюзного НИИ химич. средств защиты растений с опытным заводом. В последующие годы были организованы новые вузы и н.-и. ин-ты не только в Уфе, но и в Стерлитамаке, Салавате, Бирске, Октябрьском и др.

Значительным событием явилось возобновление в 1967 деятельности Башк. филиала АН СССР как крупного регионального центра исследований в области естеств. и обществ. наук. В его науч. учреждениях в 1969 работало более 370 науч. сотрудников, в т. ч. 18 докторов и 140 кандидатов наук. Учёные Б. активно участвуют в разработке актуальных проблем нар. х-ва и культуры, в изучении природных ресурсов и производительных сил республики, вносят существенный вклад в развитие сов. науки.

Геологи Б. открыли богатейшие месторождения нефти, железных и медных руд, ставшие базой для развития нефтяной, нефтехимич. и металлургич. пром-сти; ведутся работы по палеонтологии, геотектонике и геоморфологии, геофизике, определению возраста минералов, петрологии и геохимии. В Б. работали и создали свои школы А. А. Трофимук, Г. В. Вахрушёв, К. Р. Тимергазин, А. И. Олли, работают Б. М. Юсупов, А. Я. Виссарионова, Д. Г. Ожиганов, В. Л. Яхимович и др.

Усилия биологов направлены на создание теоретич. основ повышения продуктивности с. х-ва, сохранение и увеличение лесных богатств Юж. Урала. Ведутся работы по физиологии устойчивости растений (В. К. Гирфанов, Л. И. Сергеев), экологии лесных насекомых, почвоведению (С. Н. Тайчинов и др.), изучению нуклеиновых кислот.

Башк. химики (В. Г. Беньковский, С. Р. Рафиков, Б. В. Клименок, Р. М. Масагутов, 3. И. Сюняев) работают гл. обр. над проблемами переработки высокосернистых нефтей, нефтехимич. синтеза, синтеза высокомолекулярных и физиологически активных соединений и др.

В кон. 60-х гг. в Б. начинают развиваться физико-математич. науки. В области технич. наук, связанных с нефтяной, маш.-строит., строит, и др. отраслями пром-сти, работают Г. А. Бабалян, М. М. Саттаров и др. (интенсификация процессов нефтедобычи), А. Ф. Полак и др. (разработка новых методов стр-ва).

Большую роль в развитии здравоохранения республики сыграли исследования в области медицины: проведены работы по изучению и использованию природных леч. ресурсов (Г. Н. Терегулов и др.), по хирургии (И. Г. Кадыров и др.), офтальмологии (Г. X. Кудояров и др.), терапии (3. Ш. Загидуллин и др.). Исследования в области профилактики и лечения проф. заболеваний в нефтяной и химич. пром-сти позволили резко снизить заболеваемость рабочих ведущих отраслей пром-сти Б,

Значительного развития достигли о б-ществ. науки-история, филология, литературоведение, экономика, археология, этнография. Заметный вклад в науку внесли работы археолога К. В. Сальникова, этнографа Р. Г. Кузеева, филологов Д. Г. Киекбаева, К. 3. Ахмерова, А. И. Харисова и др.

Представители экономич. науки применяют математич. методы и ЭВМ при разработке вопросов развития и размещения пром. комплексов, оптимального планирования произ-ва и заготовок с.-х. продуктов, а также ведут исследования по общеэкономич. проблемам. Для дальнейшего развития науч. исследований в республике и координации работ в отд. отраслях науки организованы 14 науч. советов. С. Р. Рафиков.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1968 в Б. была издана 241 книга и брошюра тиражом 1658 тыс. экз.; выходило 112 изданий газет (без многотиражных) на рус., башк., тат., марийском, чуваш, и удм. языках, разовым тиражом 966 тыс. экз. Респ. газеты: ".Совет Башкортостаны" (" Советская Башкирия", с 1918), на башк. яз.; " Советская Башкирия" (с 1906, ведёт начало от газ. " Уфимский рабочий"); " Кызыл тан" (" Красная заря", с 1918), на тат. яз.; " Ленинсе" (" Ленинец", с 1923), на башк. и рус. яз.; " Башкортостан пионере" (" Пионер Башкирии", с 1930), на башк. яз. Журналы: " Лгидель" (с 1930), " Башкортостан кызы" (" Дочь Башкирии", с 1968), " Хэнэк" (" Вилы", с 1925), " Башкортостан укытыусыхы" (" Учитель Башкирии", с 1924), " Пионер" (с 1930), на башк. яз.; " Блокнот агитатора" (на башк., рус. и тат. яз.).

Респ. радио и телевидение ведут передачи на башк. и рус. яз. по 2 радио- и 2 телепрограммам, а также ретранслируют передачи из Москвы. Телецентр в Уфе.

Литература. Устная нар. поэзия башкир содержит эпосы, истсрич. и бытовые песни, сказки и легенды. Их стали записывать и публиковать (преим. рус. учёные) с нач. 19 в. К нар. творчеству примыкают свободолюбивые стихи и песни Салавата Юлаева - первого из известных нам башк. певцов-сэсэнов, сподвижника Емельяна Пугачёва. Писатели 18-19 вв. Т. Ялсыгул, Гали Сокрый, Ш.Я. Заки, Г. Салихов создавали гл. обр. религиозно-этич. поэзию. Идеи просветительства, критика схоластич. методов обучения нашли отражение в соч. писателей и учёных 2-й пол. 19 в.: М. К. Акмуллы, М. Умитбаева, М. Бикчурина и др.

В канун Революции 1905-07 в лит-ру вступил Мажит Гафури. Его произв. вошли в золотой фонд не только башкирской, но и тат. лит-ры. Он стал певцом Окт. революции. Его сб. " Красное знамя" (1917) положил начало башк. революц. лирике. В лит-ру пришли писатели -участники Гражд. войны: Тариф Гумер, Б. 3. Ишемгулов, Тухват Янаби, Имай Насыри и др. В красноармейских газетах печатались первые произв. поэта-комсомольца Шамуна Фидаи, Ярлы Карима, публициста-большевика Ш. А. Худайбер-дина.

На сцене передвижного башк. театра были поставлены: драма М. Бурангулова " Ашкадар" (1920) и муз. комедия драматурга и композитора X. К. Ибрагимова " Башмачки" (1921), высмеивающая нравы буржуа и торговцев. В 1920 Д. И. Юлтый написал пьесу " Карагул" о борьбе башк. трудящихся за свободу. В поэзии воплощались мысли и чувства человека труда, ставшего хозяином своей судьбы: сб-ки М. Гафури, С. Ф. Кудаша, Г. Гумера, Т. Янаби и др. В кон. 20-х гг. начали работать молодые писатели Сагит Агиш, Габдулла Амантай, Али Карнай, Рашит Нигмати, Myхитдин Тажи, Гайнан Хайри и др.; героями их произв. выступает молодёжь, комсомол, борцы за новую жизнь.

30-е гг. ознаменовались подъёмом башк. лит-ры, её развитием по пути социалис-тич. реализма. Теме коллективизации посвящены повести и романы С. Агиша, Б. Г. Бикбая, X. Л. Давлетшиной, А. Карная, С. Ф. Кудаша, И. Насыри, А. М. Тагирова, поэмы М. Г. Хая, Д. И. Юлтыя, драмы С. М. Мифтахова. Рост пром-сти в Б., становление рабочего класса отражены в очерке А. Карная " Ишимбай" (1935), в повести А. М. Тагирова " Кровь машин" (1934), в стихах Р. Нигмати, К. X. Даяна, С. Г. Кулибая. С поэтич. произв. о рабочем классе выступили поэты Б. X. Валид, Максуд Сюндюкле, М. Н. Марат и др. Большое развитие в лит-ре 30-х гг. получила тема Революции и Гражд. войны: романы А. М. Тагирова (" Солдаты", ч. 1-2, 1931-33, " Красногвардейцы", 1934, и " Красноармейцы", 1936), Д. И. Юлтыя (" Кровь", 1934), И. Насыри (" Кудей", 1936), повести А. Карная, X. Б. Мухтара, И. Насыри, Ч. X. Ханова, Б. X. Хасана и др. Развиваются юмор и сатира: повести С. Агиша, рассказы Г. К. Давлетшина, Б. 3. Ишем-гулова, Кирэя Мэргэна, Тухвата Янаби, стихи Г. Г. Амири. Широкое распространение получил жанр поэмы: " Шункар" (1936) и " Дитя" (1939) Гафура Саляма, " Прекрасные долины Ак-Идели" (1939) Р. Нигмати, " Страна победителей" (1935) Т. Янаби и др. Появились пьесы С. М. Мифтахова, Б. Г. Бикбая, К. X. Даяна, Н. К. Карипа.

Во время Великой Отечеств, войны 1941-45значит. развитие получила поэзия. Книги Т. Г. Арслана, А. М. Валеева, М. С. Карима, X. К. Карима, Н. Н. Наджми, Р. Нигмати и др. явились как бы поэтич. летописью войны. Образы героев фронта и тыла созданы в книгах С. Агиша (" На фронт", 1943), К. Мэргэна (" Башкиры", 1943, " Джигиты", 1944), С. Ф. Кудаша (" В степях Дона", 1943), Г. Гумера (" Рассказы деда Юлсуры", 1945) и др. На башк. сцене ставились драмы Б. Г. Бикбая, К. Мэргэна, А. К.Мубарякова.

В послевоен. годы опубл.: повесть С. Ф. Кудаша " Навстречу весне" (1952) -о дружбе поэтов Габдуллы Тукая и Мажита Гафури, его же книги воспоминаний " Незабываемые минуты" (1957), " По следам молодости" (1964); повесть Г. Гумера " Городок на волнах" (1951) - о труде плотовщиков, его же автобиографич. повесть " От порога к горнице" (1957). Большое развитие получил жанр романа. В ро-мане X. Л. Давлетшиной " Иргиз" (1957) изображена дружба и совместная борьба башк. крестьян и рус. рабочих. Прошлому народа посвящены романы: 3. А. Бии-шевой " Униженные" (1959), Я. X. Хамма-това " Золото собирается по крупицам". Романы С. Агиша (" Фундамент", 1950), А. М. Валеева (" Первые шаги", 1952), Б. Г. Бикбая (" Когда разливается Акселян", 1956) рисуют социалистич. преобразования башк. деревни. Борьба за несрть в Башкирии показана в романах К. Мэргэна " На склонах Нарыштау" (1948-49) и А. Г. Бикчентаева " Лебеди остаются на Урале" (1956). Современникам посвящены романы А. М. Валеева " Майский дождь" (1957), " Цветок шиповника", Д. Ф. Исламова " Щедрая земля" (1959) и " Дорога Москвы" (1968), А. Г. Бикчентаева " Я не сулю тебе рая" (1963), X. Г. Гиляжева " Солдаты без погон" -(1964). Среди поэтич. произв. выделяются поэмы Т. Г. Арслана, Ш. С. Биккулова" М. Г. Гали, X. К. Карима, К. К. Кинья-булатовой, С. Г. Кулибая, Н. Н. Надж-ми, Р. Нигмати, Г. З. Рамазанова М. Сюндюкле.

Значительны успехи башк. драматургии. Тепло встречены драмы И. А. Абдуллина, Н. В. Асанбаева, А. К. Атнабаева, Г. Г. Ахметшина, М. С. Карима, А. М. Мирзагитова, Н. Н. Наджми. Заметно укрепилась лит-pa для детей. Появились повести 3. А. Биишевой, А. Г. Бикчентаева, Р. Б. Габдрахманова, Ф. А. Исангулова, М. С. Карима, Уфа. 1. Дом промышленности. 1956. Арх. А. С. Любарская, В. М- Любарский, М. А. Хомутов, А. Ф. Козлов. 2. Дворец культуры им. Г. К. Орджоникидзе. 1955. Арх. Н. И. Шабаров. 3. Университет. 1958. Арх. Б. Г. Калимуллин, С. Г. Калимуллин. 4. Башкирский академический театр драмы. 1966. Арх. С.И.Якшин, Р.А.Бегунц, И. П. Антипов. К. Мэргэна. В башк. литературу влились молодые силы: поэты Р. Г. Бикбаев, Р. Я. Гарипов, А. X. Игибаев, М. Н. Каримов, Я. Кулмый, Ф. А. Рахимгулова, Р. А. Сафин, Р. Г. Хакимов, прозаики И. Г. Гиззатуллин, Г. Г. Ибрагимов, В. М. Исхаков, Н. С. Мусин и др. В республике успешно работают писатели, пишущие и на рус. яз.

Развиваются литературоведение и лит. критика. Появились монографии, исследования, посвящённые башк. лит-ре и нар. творчеству. В этой области работают А. И. Харисов, К. А. Ахмедьянов, М. Ф. Гайнуллин, С. А, Галин, Н. Т. За-рипов, X. Ш. Зиннатуллина, А. Г. Кудашев, К. Мэргэн, Г. 3. Рамазанов, С. Г. Сафуанов, А. X. Хакимов, Г. Б. Хусаинов, М. X. Мингажетдинов и др.

Г. З. Рамазанов.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. На терр. Б. открыты древнейшие в СССР палео-литич. наскальные росписи в Шульган-таше (Каповой пещере); в курганах и могильниках найдено много орнаментиров. керамики, металлич. украшений с орнаментом и стилизов. изображениями животных. На протяжении веков жилищем башкир-скотоводов служили разборные крытые войлоком юрты (" тирмэ") и шалаши, в горных и лесных р-нах - примитивные срубы (" бурама"). Зимние жилища - деревянные (реже саманные) дома. В застройке башк. аулов и особенно в архитектуре культовых сооружений (мечети, мавзолеи) отмечается влияние зодчества Волжске-Камской Болгарии. После добровольного присоединения башкир к России (16 в.) заметно воздействие рус. зодчества. В 16-18 вв. возникают города Стерлитамак, Белебей, Бирск, Уфа, в к-рых в 19 в., наряду с деревянными, появляются кам. дома в стиле классицизма, а в кон. 19 - нач. 20 вв.- здания эклектич. характера. В сов. время реконструируются старые города (Уфа, Стерлитамак, Белебей и др.), создаются новые (Салават, Октябрьский, Нефтекамск). В постройках кон. 30-50-х гг. использовались элементы классич. архитектуры (Дворец культуры им. Г. К. Орджоникидзе, арх. Н. И. Шабаров, Дом промышленности, арх. А. С. Любарская, В.М.Любарский, М.А.Хомутов, А.Ф.Козлов, ун-т, арх. Б. Г. и С. Г. Калимуллины, и др. здания - в Уфе; Дворец культуры в Салавате; Дом техники в Октябрьском). В 60-е гг. расширяется массовое строительство, застройка городов ведётся комплексно, зданиями совр. стиля, простых, лаконичных форм (Башк. академич. театр драмы, арх. С. И. Якшин и др., Гос-цирк, Дворец спорта - в Уфе: Дворец спорта в Октябрьском; новые кварталы многоэтажных домов в Уфе, Салавате и др. городах).

С давних времён у башкир развито узорное ткачество и счётная вышивка (налобные повязки-" хараусы", паласы, занавесы-" шаршау", декоративные полотенца, составляющие осн. убранство жилища). Для них характерны геометрич. узоры (ромбы, треугольники, звёзды, крестообразные фигуры, зооморфные и антропоморфные мотивы), смелые, контрастные сочетания ярких цветов. Распространены также тамбурная вышивка, аппликация на суконной обуви, тиснение по коже, чеканка и насечка по металлу. В них преобладают растит. узоры, S-образные фигуры, мотивы рогов и др. Простой геометрич. резьбой украшались деревянные предметы, вытачивались красивой формы ладьеобразные ковши (" ижау").

В формировании башк. изобразит. иск-ва большую роль сыграли художники, выступившие ещё в предреволюц. годы (на впервые организов. в Уфе выставке, 1916): первый художник-башкир К. А. Давлеткильдеев (преим. портретист), М. Н. Елгаштина, мастер мону-ментально-эпич. пейзажа А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, В. С. Сыромятников. В 1920 в Уфе открылся Художеств. музей (с 1954 - им. М. В. Нестерова), в 1926 -Художеств. уч-ще (ныне Уфимское уч-ще иск-в), в к-ром получили образование многие башк. художники. В кон. 30-40-х гг. в живописи Б. значит. место занимают историко-революц. темы (картины И. И. Урядова, посв. В. И. Чапаеву, А. П. Лежнева, посв. Салавату Юлаеву, и др.) и темы социалистич. строительства. Особенно успешно развивается иск-во Б. в 50-60-е гг., когда выступают художники - воспитанники художеств. ин-тов страны. Выделяются пейзажные работы В. П. Андреева, Н. А. Русских, тонкие, полные поэтич. очарования пейзажи Б. Ф. Домашникова, характерные высветленной гаммой, декоративные полотна А. Д. Бурзянцева, А. В. Пантелеева, П. П. Салмасова. Картины на

Образцы башкирской вышивки и ткачества 19 в.

БАШКИРСКАЯ АССР Башкирское народное искусство. 1. Обувь (" ката"), украшенная аппликацией. 2. Ковш (" ижау") из дерева. 3. Кожаная сумка с тиснёным узором. Все- 19 в. историч. и совр. темы, а также портреты пишут Р. М. Нурмухаметов, А. Ф. Лутфуллин, А. А. Кузнецов, А. Т. Платонов; красочный нац. быт находит отражение в жанровых картинах Ф. А. Кащеева, натюрмортах А. X. Ситдиковой. Как театр, художники работают М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева. В 60-е гг. в скульптуре выделяются Т.П. Нечаева (портретные бюсты, мелкая пластика, декоративные керамич. панно) и Б. Д. Фузеев (преим. портрет). Развивается книжная и станковая графика (Р. Г. Гумеров, Б. Я. Палеха и др.).

Илл. см. на вклейке, табл. V.

Музыка. До Окт. революции башк. музыка была представлена только нар. творчеством. Башк. нар. песня одноголосна. Её разновидности: узун-кюй (долгий, протяжный напев, включающий широкораспевные метроритмически свободные песни или инструментальные мелодии импровизац. склада), уртасакюй (полупротяжный напев), кыска-кюй (короткий напев, включающий скорые, чёткие по структуре ритмич. моторные песни или изобразит. пьесы). К кыска-кюй примыкают различные виды инструментальных мелодий: марши, сопровождающие военные мужские танцы; кыланып-бейец - мелодии, связанные с изобразительными героич. танцами; бейец-кюй - лирич. и плясовые напевы; такмак - плясовая песня типа частушки, зародившаяся в кон. 19 в. Форму героич. эпоса представляют иртэки, кубаиры, байты - песни былинного характера. Элементы многоголосья встречаются в иск-ве узляу (" игра горлом"), при к-ром исполнителю удаётся одновременно извлекать выдержанный нижний звук и мелодию. Ладовой основой нар. музыки является своеобразная пентатоника, сочетающая пентатонно-диатонич. лады. Нар. башк. муз. инструменты - курай (тростниковая продольная флейта типа пастушеской свирели), гармонь, кубыз (род варгана металлич. или деревянного).

С установлением Сов. власти в Б. начала развиваться проф. муз. культура. Значит. часть творчества башк. композиторов в 20-е гг. составляли песни и хоры (X. К. Ибрагимов, М. М. Валеев, К. Ю. Рахимов, С. X. Габаши). В театре в Стерлитамаке (с 1922 в Уфе) ставились спектакли, музыку к к-рым писали X. К. Ибрагимов (муз. комедия " Башмачки"), М. Р. Калиновский, К. Ю. Рахимов, С. X. Габаши, М. М. Валеев. В 1919 в Уфе создана муз. школа, в 1922-техникум. С 1925 в Уфе устраиваются симфонич. концерты. В 1932 при Моск.
консерватории открылось башк. отделение (руководитель - нар. арт. Башк. АССР Б. Г. Альмухаметов), реорганизованное в 1936 в муз. студию. В 30-е гг. эту студию окончили X. Ф. Ахме-тов, X. ТП. Займов, З. Г. Исмагилов, Т. Ш. Каримов, Р. А. Муртазин. В 1938 в Уфе открыты муз. театр Б. (с 1941 - Башкирский театр оперы и балета) и Башк. филармония, организованы оркестр нар. инструментов, Башк. фольклорный кабинет. С 1962 при Уфимском уч-ще искусств работает заочное отделение Муз. педагогич. ин-та им. Гнесиных (учебно-консультационный пункт). В 1963 начало работать Салаватское муз. уч-ще. В 1968 в Уфе открыт Ин-т искусств с 6 факультетами, в 1969 начали работать муз. уч-ща в Октябрьском и Давлеканово.

На основе синтеза нар.-муз. традиций и принципов европ. и, прежде всего, рус. муз. классики складывается нац.-самобытный стиль башк. музыки. В 40-х гг. поставлены первые башк. оперы " Хак-мар" М. М. Валеева, " Мэргэн" (" Меткий стрелок") А. А. Эйхенвальда, " Карлугас" (" Ласточка") Н. К. Чемберджи, и др. В 1944 состоялась премьера первого башк. балета " Журавлиная песня" Л. Б. Степанова. В 50-60-е гг. поставлены: оперы " Салават Юлаев" (1955), " Шаура" (1963), муз. комедия " Кодаса" (1958) 3. Г. Исмагилова; балеты " Горная быль" А. С. Ключарёва (1951), " Буратино" (1960), " Гюльназира" (1963) Н. Г. Сабитова, " Горный орёл" Н. Г. Сабитова и X. Ф. Ахметова (1959), " Черноликие" X. Ш. Заимова и А. Г. Чугаева (1965). Развивается симфонич., камерно-инструментальное и вокальное творчество башк. композиторов. Популярность получили произв. X. Ф. Ахметова, X. Ш. Заимова, Р. А. Муртазина, Н. Г. Сабитова и др.

Среди башк. исполнителей: дирижёры - засл. деят. иск-в Башк. АССР Н. Г. Сабитов, Г. X. Муталов; певцы -нар. артисты РСФСР Б. Н. Валеева, Г. С. Хабибуллин, М. X. Хисматуллин, засл. артисты РСФСР М. А. Ахметзя-нова, М. Г. Салигаскарова, нар. арт. Башк. АССР Г. С. Альмухаметов, засл. арт. Башк. АССР С. К. Галимова и др.; солисты балета - нар. арт. СССР 3. А. Насретдинова, нар. артисты РСФСР X. Г. Сафиуллин, Г. Г. Сулейманова, засл. артисты РСФСР Т. Ш. Худайбердина, Ф. М. Саттаров, М. А. Тагирова и др. Я. Ш. Губайдуллин.

Драматический театр. Проф. башк. театр создан после Окт. революции. В 1919 в Стерлитамаке на базе кружков красноармейской самодеятельности открылся первый нац. театр, к-рый с 1922 работает в Уфе, ныне - Башк. академич. театр драмы. В 20-30-е гг. здесь были поставлены произв. башк. драматургов -" Башмачки" X. К. Ибрагимова, " Завод", " Урняк" А. М. Тагирова, " Красная звезда" Мажита Гафури, " Карагул" Д. И. Юлтыя, " Хакмар", " Дружба и любовь" С. М. Мифтахова, " Карлугас" Б. Г. Бикбая и др. Деятели театра ставили классич. русскую (" Ревизор" Н. В. Гоголя, " Без вины виноватые" А. Н. Островского) и зап.-европ. (" Разбойники" Ф. Шиллера, " Овечий источник" Лопе де Вега и др.) драматургию, лучшие пьесы сов. авторов (" Любовь Яровая" К. А. Тренёва, " Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в репертуар театров вошли патряотич. пьесы: " Война" Кирэя Мэргэна, " Жёнушка" А. К. Мубарякова, " На берегу Белой" Рашита Нигмати, " Нашествие" Л. М. Леонова и др. В 40-60-е гг. репертуар театров обогатился пьесами, посв. современности, героике Гражданской и Великой Отечеств. войн, историч. и революц. прошлому башк. народа: " Тальян-гармонь" Г. Г. Ахметшина, " Мы не расстанемся" И. А. Абдуллина, " Одинокая берёза", " В ночь лунного затмения", " Страна Айгуль" М. С. Карима, " Весенняя песнь" Н. Н. Наджми, " Раиса" Н. В. Асанбаева, " Он вернулся" и " Шонкар" А. К. Атна-баева, " Буре навстречу" Р. Ишмурата, " Сын солдата" А. М. Мирзагитова, " Неркес" И. X. Юмагулова, и др.

Сцены из спектаклей Башкирского театра драмы. Вверху - " Черноликие" по М. Гафури. 1938. Внизу - " Одинокая берёза" М. Карима. 1954.

Работают рус. театры в Уфе (осн. в 1931), в Стерлитамаке (осн. в 1938), дра-матич. театры в Сибае (осн. в 1931) и Са-лавате (осн. в 1933), Театр кукол в Уфе (осн. в 1932). Среди театр, деятелей Б.: нар. арт. СССР А. К. Мубаряков; нар. артисты РСФСР 3. И. Бикбулатова, Г. М. Мингажев, А. Ф. Зубаиров, Г. X. Карамышев, Г. М. Тукаев; засл. артисты РСФСР X. Г. Бухарский, Р. С. Янбулатова, Б. Г. Имашев; засл. деят. иск-в Башк. АССР и засл. артисты РСФСР Г.Ш.Имашева, Ш.М.Муртазина; нар. артисты Башк. АССР Г. Б. Абзгиль-дина, Л. Г. Ахтямова, Т. М. Бикташева, Д. Р. Даутова, X. И. Кудашев, М. А. Ма-гадеев, Т. Ф. Рашитова, А. Г. Сады-кова, Г. 3. Сулейманов, Г. А. Ушанов, Р. III. Файзуллин. Кадры для драматич. театров республики готовятся в ГИТИСе, Уфимском уч-ще иск-в, на театр, ф-те Уфимского ин-та иск-в (открыт в 1968).

Лит.: Тахаев X. Я., Башкирия, М., 1950; его же, Природные условия и ресурсы Башкирской АССР, Уфа, 1959; Xисматов М. Ф-, Очерки по географии Башкирии, Уфа, 1963; Маслов М. Д., Цветаев А. А., География Башкирии, Уфа, 1963; Тебе спасибо, Октябрь!, Уфа, 1967; История Башкирской АССР, 3 изд., Уфа, 1968; Очерки по истории Башкирской АССР, т. 1 (ч. 1-2)-2, Уфа, 1956-66; Усманов А. Н., Присоединение Башкирии к Русскому государству, Уфа, 1960; Усманов X. Ф., Столыпинская аграрная реформа в Башкирии, Уфа, 1958; Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Башкирии. Сб. документов и материалов, Уфа, 1957; Образование Башкирской АССР. Сб. документов и материалов, Уфа, 1959; Амине в 3. А., Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Башкирии (1917 - 1919 гг.), Уфа, 1966; Узиков Ю. А., Подписано В. И. Лениным (По следам пяти ленинских телеграмм в Башкирию), Уфа, 1967; Башкирия за полвека, Уфа, 1969; Бурангулов И., Башкортостанди капитализмден Ycenie (1861 -1897 йылдар), Эфе, 1961; Гулиров F., Башкортостан тыныс тезолошкэ кусеу осорон-да (1919-1922 йылдар), вфе, 1958; его ж е, Баштсортостанда холтс хужалыгын аятстса бастырыу осоронда (1923-1928 йылдар), Офв, 1960; Комар И. В., География хозяйства Урала, М., 1964; Народное хозяйство Башкирской АССР. Статистический сборник, Уфа, 1967; Хисматов М. Ф., Башкирия. Экономико-географическая характеристика, Уфа, 1968; Наука в Советской Башкирии за 50 лет, Уфа, 1969; Писатели Советской Башкирии, Уфа, 1955; Молодая литература возрожденного народа, М., 1958; История башкирской советской литературы; Очерки, ч. 1 - 2, Уфа, 1963-66; Баштсорт совет эзэбиэте тарихе, Эфе, 1967; Рэйнуллин М., Ьэм ХесэиновР., Бапгкорт совет языусылары, уфе, 1967; Хесэинов F., Баштсорт совет поэзияЬыньщ усеу юлдары, вфе, 1968; Тимергэлина Р. X., Бапгкортостан языусылары. (Библиогр. белешма), вфе, 1968; Сахаутдинова М., В Советской Башкирии, " Архитектура СССР", 1957, № 9; " Художник", 1959, № 6, с. 2 - 19; А в и-жанскаяС. А., БикбулатовН. В., Кузеев Р. Г., Декоративно-прикладное искусство башкир, Уфа, 1964; Народное искусство башкир. [Альбом], Л., 1968; Пикунова Г., Песня о Башкирии, " Художник", 1969, № 4; Рыбаков С. Г., Музыка и песни уральских мусульман..., СПБ, 1897; Лебединский Л. Н., Композиторы Башкирии, М., 1955; его же, Башкирские народные песни и наигрыши, 2 изд., М., 1965; Шумская Н., Музыкальная культура Башкирской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Башкирские народные песни, Сб. сост. X. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский, А. И. Харисов, Уфа, 1954; Гаскаров Ф. А., Башкирские танцы, Уфа, 1958; Хайруллин Р., Башкирский ансамбль народного танца, Уфа, 1966; Башкирский государственный театр оперы и балета, М., 1955; Башкирский академический театр драмы, Уфа, 1969.

БАШКИРСКАЯ ПОРОДА лошадей, местная порода лошадей, сложившаяся в далёком прошлом в Башкирии. Лошади мелкорослы, приземисты, крепкой конституции, хорошо приспособлены к круглогодовому содержанию в табунах на степных, лесостепных и лесных пастбищах в условиях резко континентального климата. Масти самые разнообразные, наиболее типичны саврасая и гнедая. В породе различают типы: упряжной - укрупнённые (высота в холке 140-142 см) равнинные лошади сев. районов республики; верхово-упряжной и верхово-вьючный - более мелкие (высота в холке 130-138 см) степные и горные лошади. Живая масса (распространён термин " живой вес") 370-420 кг. Кобылы высо-комолочны, дают 8-10 л молока в сутки (1600-2000 л в среднем за лактацию), идущего гл. обр. на изготовление кумыса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.