Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностно-ориентированные технологии






Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

● разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

● организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

● учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:

● оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

● поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;

● выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;

● использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;

● построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;

● отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

● гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;

● использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;

● обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;

● создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

● проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.