Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хрисанф, Митрополит Вятский и Слободский






Духовно-нравственные проблемы современного общества хорошо известны всем. О них сегодня много говорят и пишут. Но важно не только осознавать эти проблемы, но и ясно видеть пути их решения. В условиях формирования в России гражданского общества серьезно возрастает роль Церкви как носителя многовековой традиции, опирающейся на ясное представление о человеке, его нравственной природе и духовной жизни. Голос Церкви обращен к совести каждого человека, но он обращен так же и к тем институтам, от которых зависит создание условий, влияющих на формирование нравственного сознания и открывающих возможность духовного возрождения. Наиболее значимым в этом отношении является диалог Церкви и государства по широкому комплексу вопросов, касающихся духовно-нравственного здоровья и безопасности человека.

Этот диалог складывался не сразу и не просто. Десятилетия господства атеистической идеологии и проведения самой жесткой антицерковной политики привели к возникновению устойчивых стереотипов, многие из которых не преодолены до сих пор. Требовалось, в первую очередь, изменить представление о том, что Церковь должна ограничить свою деятельность только пределами церковной ограды. Необходимо было осознать, что Церковь хочет и может разделить с государством ответственность за духовное и нравственное состояние всего нашего общества.

На этом пути уже много сделано. Однако вряд ли можно считать проблему окончательно решенной. К сожалению, и сегодня инициативы Церкви часто рассматриваются как имеющие узко конфессиональное значение. В них иногда не хотят видеть действий, направленных на общее благо, в интересах нашего Отечества. Это происходит потому, что в обыденном сознании неправомерно сужаются границы Церкви. Но вспомним, что Церковь включает в себя не только церковную иерархию, священно- и церковнослужителей. Церковь объединяет всех тех, кто вошел в неё через Таинство Крещения и осознает себя в той или иной мере носителем православной традиции. По разным социологическим исследованиям до 80% россиян определяют себя причастными Православию. Да, многие из них пока только прикоснулись к богатству его традиций, но и это оказывается для них значимым.

В эпоху всяческих разделений Православная Церковь напоминает своим соотечественникам о том, что нас всех объединяет. В первую очередь, нас объединяет наше прошлое, наша история. Не было такого периода в истории Отечества, когда бы Церковь не сыграла решающую роль, будь то дни поражений или побед, она всегда была со своим народом, ободряла и поддерживала людей.

Свидетельством восстановления исторической памяти становится новый праздник - День народного единства, который призван стать символом уважения современных россиян к тому проявлению консолидации российского народа под руководством Церкви, когда народное ополчение Минина и Пожарского освободило столицу России Москву от иноземных завоевателей.

Церковь напоминает также и о том, что Крещение Руси заложило в общественное сознание и весь народный уклад жизни духовно-нравственные ценности, определившие лицо русской цивилизации на века. Они оказались настолько основополагающими, что даже после десятилетий атеизма, как только была дана свобода совести и возможность выбора, в исторически короткий срок произошло фактически второе Крещение Руси. Церковь сохранила те духовные и нравственные ценности, которые сформировали самосознание нашего народа, самобытную русскую культуру. И сегодня она предлагает обществу и государству использовать свой потенциал для преодоления социальных проблем, воспитания новых поколений россиян, созидания новой России.

Нас объединяет не только прошлое, но и еще не решенные на сегодня проблемы. Государство приступило к реализации широкомасштабной программы по реформированию различных уровней власти, социальной, образовательной и культурной сферы. Приветствуя в целом эти шаги, Церковь не устает напоминать о необходимости учитывать духовную и нравственную стороны проводимых преобразований. Последний Архиерейский собор Русской Православной Церкви в Послании к клиру и мирянам особо отметил, что " православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей".

Церковь выражает свою обеспокоенность тем, что на наших глазах происходит трансформация традиционного менталитета русского общества, для которого были характерны высокая духовность, обостренное чувство совести и долга, милосердие и жертвенность. Видя многие нравственные болезни современного общества, мы должны ясно осознавать, что основной причиной их распространения является нравственная дезориентация современного человека, возникающая в результате мировоззренческого кризиса, обусловленного, в свою очередь, утратой тех духовных основ жизни, которые были присущи прежним поколениям.

Сегодня происходит губительный разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека.

Именно поэтому очевидно, что путь к освобождению от гнета социальных недугов напрямую связан с возвращением к нравственным и религиозным принципам, которых лишился современный человек, оторвавшись от своих духовных корней. И важно видеть, что усилия Церкви в этом направлении, ее позиция становятся определяющими в решении особенно значимых проблем, имеющих прямую связь с духовно-нравственным состоянием общества. Приведем несколько примеров.

В особом внимании сегодня нуждается институт семьи. Именно Церковь несколько лет назад остро поставила вопрос о надвигающемся демографическом кризисе. Ее голос был услышан, и в скором времени на всех уровнях власти, в том числе на уровне президента, была признана необходимость обратиться к немедленному решению этой проблемы. Государство приняло целый ряд мер экономического и социального характера, призванных создать стимулы для того, чтобы семьи, особенно молодые, имели стремление к многодетности. Эти меры дали первый эффект. Но Церковь не устает повторять о том, что семья и рождение детей - это сфера в первую очередь духовно-нравственной и только во вторую очередь хозяйственной жизни. И для того чтобы сделать наметившиеся позитивные тенденции устойчивыми, необходимо приложить все усилия, чтобы оградить современную семью от различных деструктивных влияний, ведущих к нестабильности и распаду семейных отношений.

Со школьной скамьи необходимо формировать у детей уважительное отношение к полноценной многодетной семье. Поэтому надо оказывать всемерную помощь в введении предметов о семейном воспитании, христианской этике.

В течение нескольких последних лет Церковь выступает с инициативой использования в школьной практике богатейшего опыта православной культуры. И мы видим, что благодаря этой настойчивости государство со все большей серьезностью обращается к предложениям Церкви, и сегодня вырабатываются необходимые правовые основания для реализации данных образовательных инициатив.

Церковь, выражая мнение абсолютного большинства народа, не устает говорить о более строгом контроле за деятельностью средств массовой информации. Как сказал недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на приеме в Кремле по случаю 90-летия восстановления Патриаршества: «Необходимо улучшение нравственной атмосферы в обществе. Сейчас многие теле- и радиопрограммы демонстрируют принципиальную допустимость откровенно порочного, нравственно безответственного поведения. Это заставляет задуматься об определении моральных критериев и границ дозволенного в сфере деятельности средств массовой информации».

Государство не должно отгораживаться от решения этой проблемы под предлогом защиты свободы слова. Если это слово губит душу юного человека, ориентирует его на беспорядочный образ жизни, не ограниченный никакими нравственными нормами, оно должно уйти из информационного пространства. Не случайно Священное Писание предупреждает об особой ответственности за все, что человек выражает через слово: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). И «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7).

И вновь хочется с удовлетворением отметить, что обеспокоенность Церкви услышана государственной властью. В декабре 2007 г. в Совете Федерации начал обсуждать вопрос о создании общественного совета при российском телевидении для проведения нравственной цензуры содержательной части телепередач. Прозвучало предложение разработать и принять закон о финансируемых из бюджета общественных советах, независимость которых должна обеспечиваться не официальными властями, а " мандатом от народа".

Церковь призывает государство объединить свои усилия в деле патриотического воспитания общества. Знание подлинной, неискаженной истории своего Отечества, своей малой родины, приобщение к традиционным основам культуры необходимы всем, особенно подрастающему поколению. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II недавно сказал: «Нам всем необходимо заботиться о том, чтобы молодое поколение было проникнуто любовью к Родине, однако для того чтобы ее любить, нужно знать ее историю, традиции и культуру».

В течение веков весь уклад жизни, мировосприятие и быт нашего народа строились на основе православной веры. Потому те нормы бытия, которые Православная Церковь предлагает вернуть сегодня в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, представляют собой больше, чем часть отечественной культуры или дань традиции.

Но для того чтобы духовным и нравственным богатством Церкви можно было бы укрепить устои современного общества, необходимо каждому человеку, осознающему себя православным, проявлять свою активную жизненную позицию, основывая ее на традиционных ценностях. Нельзя быть христианином, только заходя в храм. В современном мире люди часто думают о Церкви, как о месте, куда можно прийти, встретить Господа, успокоиться, побыть под Его кровом, а затем, окрепнув, ожив внутренне, вернуться домой. Но Церковь - это еще и место, где мы получаем от Господа Его поручение: " Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16: 15).

В заключение хочу сказать, что сегодня мы создаём основу будущего нашей Родины. Не только от государства, но и от всех православных россиян во многом зависит, чтобы наш народ шел вперед, объединенный силой веры и чувством долга и преданности Церкви и своему Отечеству, его непреходящим духовно-нравственным ценностям и традициям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.