Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее.






При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее.

В практическом плане защита информации в органах внутренних дел реализуется осуществлением целого комплекса мероприятий, основывающихся на использовании следующих методов защиты информации: скрытие; ранжирование; дезинформация; дробление; морально-нравственные методы; учет; кодирование; шифро­вание.

Осуществление данных методов защиты информации реализуется посредством применения различных средств.

Средства защиты информацииэто совокупность правовых, организационных и технических средств, предназначенных для защиты информации.

Все средства защиты информации можно разделить на две группы: формальные; неформальные.

К формальным относятся такие средства, которые выполняют свои функции по защите информации формально, то есть преимущественно без участия человека. К неформальным относятся средства, основу которых составляет целенаправленная деятельность людей.

Формальные средства делятся на физические, аппаратные и программные.

Неформальные средства делятся на организационные, правовые и морально-этические.

Для обеспечения защиты информации в органах внутренних дел проводятся различные мероприятия, объединяемые понятием «система защиты информации».

Система защиты информации это совокупность органов и (или) исполнителей, используемой ими техники защиты информации, а также объектов защиты информации, организованная и функционирующая по правилам и нормам, установленным соответствующими документами в области защиты информации.

Основой построения системы защиты информации являются правовые и организационные меры, которые во многом определяют эффективность всей системы в целом.

Правовое обеспечение защиты информации заключается в разработке законодательных актов, нормативно-правовых документов, положений, инструкций, руководств по вопросам обеспечения информационной безопасности.

Правовая защита информации реализуется на международном и государственном уровне. На межгосударственном уровне правовая защита закреплена в конвенциях, договорах, декларациях, нормах авторского права, а на государственном уровне она регулируется нормативно-правовыми актами и ведомственными документами по вопросам обеспечения информационной безопасности.

К первой группе относятся нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу обеспечения информационной безопасности: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; Федеральный закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и др.

Ведомственные документы по вопросам обеспечения информационной безопасности – это приказы, руководства, положения и инструкции, издаваемые организациями и предприятиями в целях обеспечения защиты принадлежащей им защищаемой информации. Здесь, прежде всего, следует выделить «Руководящие документы» по защите от несанкционированного доступа, подготовленные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (правопреемница Гостехкомиссии при Президенте РФ), а также гармонизированные ею «Критерии оценки безопасности информационных технологий» ITSEC, или «Европейские критерии». Данные документы имеют отношение, в основном, к программной и физической формам защиты информации.

Одним из центральных элементов обеспечения правовой защиты информации и информационных ресурсов органов внутренних дел является институт тайны, предусматривающий установление особого правового режима в отношении информации, требующей защиты.

Правовая защита информации, образующейся в рамках оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, осуществляется в режиме государственной или служебной тайны, а также в режиме тайны следствия.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в последней редакции).

Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней.

В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну:

– «особой важности»,

– «совершенно секретно»,

– «секретно».

Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержащиеся под этими грифами сведения являются государственной тайной.

Другим правовым институтом, используемым для обеспечения защиты информации в органах внутренних дел, является институт служебной тайны.

В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

В системе МВД России служебную тайну составляет информация, которая:

- образуется в процессе деятельности органов, подразделений и учреждений системы МВД России и внутренних войск МВД России или передана им из других федеральных органов исполнительной власти;

- не составляет государственной тайны, однако ее разглашение (распространение) может нанести ущерб интересам МВД России;

- имеет действительную или потенциальную ценность и может являться предметом посягательств в силу неизвестности ее другим лицам и отсутствия к ней свободного доступа на законных основаниях.

На документах (а в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебные сведения, проставляется пометка (гриф) «Для служебного пользования».

Использование в практической деятельности следственных подразделений органов внутренних дел института тайны следствия имеет своей целью обеспечение эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Суть этого правового института заключается в том, что сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Контроль за исполнением практических мер по защите информации, а также планирование, контроль и анализ выполнения других мероприятий составляет основное содержание организационных мер по защите информации.

Это совершенно разноплановые мероприятия:

- мероприятия, осуществляемые при проектировании, строительстве и оборудовании зданий и помещений;

- оборудование и аттестация помещений и рабочих зон, выделенных для работы с конфиденциальной информацией;

- мероприятия, проводимые при поборе, приобретении и эксплуатации технических средств;

- мероприятия, проводимые при подборе кадров;

- регламентация производственной/служебной деятельности и взаимоот­ношений исполнителей на нормативно-правовой основе (организационно­-административное обеспечение информационной безопасности) и др.

В составе организационных мер защиты информации особо следует выделить организацию секретного делопроизводства.

Секретное делопроизводство – это деятельность, обеспечивающая документирование секретной инфор­мации, организацию работы с такими документами и защиту содержащейся в них информации.

Особую остроту вопросы защиты информации приобретают в сфере оперативно-разыскной деятельности, поскольку одной из основных задач органов внутренних дел в информационной сфере является эффективная реализация функций по добыванию, обработке, использованию и защите оперативно-розыскной информации в целях защиты личности, ее прав и свобод, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Соответственно к числу основных угроз, возникающих в сфере информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД, следует относить угрозы, возникающие в процессе добывания, обработки и использования оперативно-розыскной информации, а также угрозы, связанные с нарушением безопасности информации и средств информатизации.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается комплексный и системный подход к организации защиты информации?

2. Перечислите и раскройте основные методы защиты информации.

3. Что понимается под средствами защиты информации.

4. В чем заключается различие формальных и неформальных средств защиты информации?

5. Что понимается под системой защиты информации?

6. В чем заключается правовое обеспечение защиты информации?

7. Перечислите основные законодательные акты в сфере защиты информации.

8. Раскройте правовой институт государственной тайны.

9. Что представляет собой служебная тайна как правовой институт защиты информации?

10. Перечислите основные организационные меры защиты информации.

11. Перечислите основные угрозы, возникающие в процессе реализации субъектами оперативно-розыскной деятельности своих функциональных обязанностей.

 

Рекомендуемая литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.