Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детерминанты конкурентного преимущества стран






Интеграция в мировое торговое пространство затрагивает широкий спектр услуг, среди которых прежде всего выделяются финансовые, телекоммуникационные, транспортные, туристические, образовательные, медицинские и некоторые другие [Бадаева, Предводителева, 2007, с. 27]. Как правило, существует определенная специализация отдельных стран на экспорте услуг конкретного типа. В развитых странах это преимущественно деловые услуги (финансовые, коммуникационные, информационные), образовательные услуги, экспорт передовых технологий, услуги здравоохранения и туризм. Для Кипра, Турции, Египта основным объектом международной торговли являются туристические услуги, для Сингапура, Панамы – услуги морского транспорта, а офшорные центры Карибского моря и Тихого океана специализируются на финансовых услугах [Смитиенко, 2004].

Наиболее известный подход к выявлению причин международного успеха стран в той или иной отрасли предложен М. Портером. В соответствии с этим подходом выделяются четыре атрибута, или детерминанты, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы [Портер, 1993]. К детерминантам конкурентного преимущества страны относятся:

• факторные условия;

• условия спроса;

• родственные и поддерживающие отрасли;

• стратегия, структура и соперничество фирм.

Эти четыре детерминанты образуют так называемый национальный ромб (см. рис. 10.3). Детерминанты конкурентных преимуществ являются общими и для промышленных, и для сервисных организаций.

Факторные условия – это географическое положение, природные ресурсы, инфраструктура, рабочая сила и т. п. Применительно к сервисной деятельности географическое положение, например расположение страны на пересечении морских путей, актуально при предоставлении торговых услуг; временной пояс, в котором находится страна, способствует или, напротив, затрудняет коммуникации с сервисными клиентами, деловыми партнерами, находящимися в других часовых поясах. Наличие высококвалифицированной рабочей силы во многом определяет предложение услуг, требующих от персонала специальных знаний, как, например, в консалтинговой, юридической и тому подобной деятельности. Стоимость труда низкоквалифицированных и полуквалифицированных работников страны – экспортера услуг обычно не является решающим фактором, поскольку подобные виды работ традиционно выполняются силами местных отделений за рубежом. Однако в некоторых отраслях, например, в строительстве, рабочая сила нередко экспортируется из стран, где ее стоимость является низкой. Недостаток рабочей силы или ее высокая стоимость стимулируют автоматизацию производственных процессов, в том числе и в сервисной деятельности. Для некоторых услуг, таких как туристические или образовательные, одним из первостепенных факторов является степень владения гражданами страны наиболее распространенными в мире языками. Кроме того, способность работников сферы услуг страны легко вступать во взаимодействие с представителями других культур, их толерантность, гибкость также значимы как при обслуживании потребителей, так и при установлении и поддержании деловых контактов.

Рис. 10.3. Детерминанты конкурентного преимущества страны

Условия спроса М. Портер считает наиболее весомой детерминантой при существующем в настоящее время уровне конкуренции. Особое внимание М. Портер уделяет структуре спроса, его величине и фактору времени, а также интернационализации внутреннего спроса на услуги. Специфика структуры внутреннего спроса оказывает принципиальное влияние на конкурентоспособность производимых страной услуг. Увеличению конкурентоспособности страны на внешнем рынке способствуют расширение спектра предлагаемых на внутреннем рынке услуг и (или) их соответствие сервисным потребностям в других странах. Интенсивность спроса на услуги различных видов зависит преимущественно от социальных и экономических факторов – доходов населения, исторически сложившегося уклада жизни, традиций общества, потребительских предпочтений и т. д. Немаловажную роль в сервисной деятельности также играет фактор времени, позволяющий сформировать временное преимущество при выходе на рынок с конкретными услугами и, возможно, впоследствии удержать «пальму первенства». Кроме этого, детерминанта «условия спроса» определяется, по мнению М. Портера, степенью интернационализации внутреннего спроса на услуги. Потенциальное преимущество заключается в том, что современный сервисный потребитель весьма мобилен и, находясь за рубежом, может пользоваться услугами, производимыми компаниями родной страны. Поддерживают отечественного производителя и многонациональные корпорации, которые зачастую предпочитают иметь деловые отношения в первую очередь с сервисными организациями страны базирования, в особенности в первые годы деятельности.

Родственные и поддерживающие отрасли – третья выделяемая М. Портером детерминанта. Возникновению новых и развитию существующих отраслей услуг в значительной степени благоприятствует наличие национальных конкурентных преимуществ в родственных и поддерживающих отраслях. Так, например, национальное преимущество в производстве новых компьютерных программ оказывает влияние на развитие услуг по их установке и обслуживанию.

Стратегия, структура и соперничество фирм – четвертая детерминанта. М. Портер отмечает, что на формирование сервисных компаний мирового класса позитивным образом может воздействовать жесткая конкуренция на внутреннем рынке, и, наоборот, ее отсутствие вряд ли будет способствовать успеху компаний за рубежом. Учитывая, что значительное число организаций сферы услуг относится к малому и среднему бизнесу, страны, в которых действует режим благоприятствования малому и среднему бизнесу и сведены к минимуму соответствующие правовые, административные и тому подобные проблемы, имеют больше шансов на успех в условиях международной конкуренции.

Рынки других стран, таким образом, могут быть весьма привлекательными для сервисных компаний. Однако существуют многочисленные барьеры, препятствующие развитию международной торговли услугами: специфика налогообложения иностранных фирм; защита отечественных сервисных производителей на национальных рынках; политика государств относительно выдачи разрешений на работу иностранным гражданам; позиция политических партий, озабоченных расширением деятельности иностранных компаний, насаждающих стереотипы потребления, присущие иным культурам и т. п. [Лавлок, 2005]. С развитием мировой торговли услугами усиливается и международная конкуренция в этой сфере.

М. Портер выделяет несколько причин усиления международной конкуренции в сфере услуг [Портер, 1993]:

• сходство сервисных потребностей в различных странах мира, например потребностей в образовательных или банковских услугах;

• активное развитие транспортных систем, стимулирующее увеличение мобильности потребителей услуг и сервисного персонала;

• распространение Интернета, что обусловливает высокую информированность потребителей услуг, а также возможность контактов организаций с территориально удаленными клиентами;

• географические масштабы и подъем крупных предприятий, которые, используя эффект масштаба, репутацию международной торговой марки и другие преимущества, могут с успехом предоставлять свои услуги в любой точке мира;

• различия между странами в стоимости, качестве и наборе услуг, оказываемых местными организациями.

Как показано в настоящей главе, сервисная сфера играет все более значимую роль в формировании общемирового экономического пространства, относясь к приоритетным направлениям внешнеэкономической деятельности многих стран. Глобальный рынок услуг вовлекает все больше видов сервисной деятельности, выходящих за рамки отдельных государств. Россия занимает в мировом экспорте услуг пока весьма скромное место, однако перспективы нашей страны в этом направлении представляются достаточно благоприятными.

Литература

Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М.: Аспект Пресс, 2005.

Бадаева О., Предводителева М. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3. С. 23 – 28.

Всемирная торговая организация. https://www.wto.ru/ [Электронный ресурс].

Демидова Л. С. Глобализация рынков услуг: динамика и основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5. С. 36 – 41.

Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М.: ИД «Вильямс», 2005.

Матренина Е. В. Структура и развитие сферы услуг в современной мировой экономике // Сфера услуг: современные проблемы развития, управления и маркетинга. Иркутск: БГУЭП, 2003.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон Российской Федерации № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г.

Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.

Седов К. Б. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. М.: Экономика, 2006.

Смитиенко Б. М. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Академия, 2004.

Смитиенко Б. М. Международные экономические отношения. М.: ИНФРА-М, 2005.

Центральный банк Российской Федерации. https://www.cbr.ru [Электронный ресурс].

World Trade Organization. https://www.wto.org [Электронный ресурс].

Контрольные вопросы

1. Что понимается под под термином «международная торговля услугами»?

2. Какие возможные способы поставки услуг предусмотрены ГАТС?

3. Какие способы внешней торговли услугами выделены в 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»?

4. Перечислите основные тенденции международной торговли услугами.

5. Какие факторы стимулируют развитие международной торговли услугами?

6. Что препятствует развитию международной торговли услугами?

7. Какие детерминанты конкурентных преимуществ в сфере услуг выделяет М. Портер?

8. Что такое «национальный ромб»? Поясните элементы ромба на примере России.

9. Назовите причины роста международной конкуренции в сфере услуг, предложенные М. Портером.

10. Оцените перспективы выхода российских услуг на мировой рынок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.