Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие классификации услуг






Классификация услуг, предложенная Р. Шменнером, также имеет матричную форму [Schmenner, 1986]. Она представлена на рис. 3.6 «Матрица сервисного процесса». В качестве классификационных признаков в этом случае выступают, во-первых, степень взаимодействия и кастомизации, во-вторых – степень интенсивности труда, представляющая собой отношение затрат на оплату труда к капитальным затратам. Четыре образующихся квадранта получили названия «Сервисная фабрика», «Сервисный магазин», «Массовое обслуживание» и «Профессиональные услуги».

Рис. 3.6. Матрица сервисного процесса

Степень взаимодействия персонала и клиентов и кастомизации услуг в сервисных организациях может различаться весьма существенно – от низкой (для услуг авиагрузоперевозки) до высокой (для услуг адвоката). Степень интенсивности труда сотрудников при этом также варьируется от низкой, как в случае крупного финтес-центра, до высокой, например, для услуг психотерапевта.

Квадрант «Сервисная фабрика» описывает преимущественно стандартизированные услуги, при оказании которых степень взаимодействия и кастомизации, как и интенсивность труда, относительно невелики (услуги парка развлечений или авиаперевозки пассажиров). Верхний правый квадрант – «Сервисный магазин» – также включает услуги с низкой интенсивностью труда при весьма существенной степени взаимодействия сервисных потребителей и производителей (услуги санатория).

Массовое обслуживание (см. левый нижний квадрант) присуще, например, небольшим предприятиям розничной торговли, общеобразовательным школам. И наконец, предоставление профессиональных услуг (см. правый нижний квадрант) предполагает высокую степень взаимодействия и кастомизации, что связано со значительными затратами на оплату труда специалистов при относительно невысоких капитальных затратах (адвокатские услуги или услуги курсов по изучению иностранных языков).

Три классификационных признака – степень кастомизации услуг, степень контакта и (или) взаимодействия персонала и клиентов, степень интенсивности труда – лежат в основе сервисного куба, предложенного Дж. Хейвуд-Фармером (см. рис. 3.7) [Haywood-Farmer, 1988]. Эти же классификационные признаки используются в описанных выше матрицах Р. Шменнера и К. Лавлока, однако, Дж. Хейвуд-Фармер комбинирует их для построения трехмерной классификации услуг.

Рис. 3.7. Сервисный куб

При высокой степени интенсивности труда (верхняя часть сервисного куба) возможны четыре комбинации степеней кастомизации и контакта и (или) взаимодействия.

Низкая степень кастомизации услуг в сочетании с низкой степенью контакта сервисных сотрудников и потребителей свойственна, например, услугам почтальона, регулярно доставляющего утренние газеты. Повторяющиеся стандартные программы группы аниматоров, нанимаемых отелем на сезон для развлечения отдыхающих, также предполагают низкую степень кастомизации при контакте со зрительской аудиторией.

Высокая степень кастомизации при несущественном взаимодействии фронтлайн-персонала и клиентов типична для услуг по ремонту обуви. В условиях значительной кастомизации и высокой степени контакта сотрудников и потребителей предоставляются дизайнерско-оформительские услуги, позволяющие создавать интерьер, учитывающий все пожелания заказчика.

Для низкой степени интенсивности труда (нижняя часть сервисного куба) также возможны четыре комбинации степеней кастомизации и контакта и (или) взаимодействия.

Авиаперевозки грузов, осуществляемые по определенному расписанию, являются иллюстрацией низких степеней кастомизации и контакта сервисных сотрудников и потребителей. Что касается компаний-дискаунтеров, занимающихся авиапассажирскими перевозками и предлагающими весьма стандартный и скромный набор услуг на борту самолета, они характеризуются низкой степенью кастомизации и высокой степенью контакта пассажиров с сотрудниками (бортпроводниками).

В качестве примера высокой степени кастомизации и низкой степени контакта сервисных сотрудников и потребителей при низкой степени интенсивности труда выступает чтение преподавателем поточных лекций по определенной учебной дисциплине, модифицированных с учетом специфики факультета (гуманитарной, технической, экономической). Лечение, назначаемое в поликлинике в зависимости от заболевания пациента, осуществляется в условиях высоких степеней кастомизации и контакта сотрудников и потребителей.

Рассмотренные в настоящей главе классификации, базирующиеся на различных классификационных признаках, отражают неоднородность существующего множества услуг. Всесторонний анализ природы предоставления услуги с использованием альтернативных классификаций является одной из отправных точек при выборе адекватных управленческих подходов, инструментов и методов.

Литература

Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. М.; СПб.; Клев: ИД «Вильямс», 2005.

Chase R. В. Where Does the Customer Fit in a Service Operation // Harvard Business Review. 1978. Nov. – Dec.

Haywood-Farmer J. A Conceptual Model of Service Quality // International Journal of Operations and Production Management. 1988. Vol. 8. Iss. 6.

Lovelock С. H. Classifying Services to Gain Strategic Marketing Insights // Journal of Marketing. 1983. Vol. 47. No. 3.

Schmenner R. W. How Can Service Businesses Survive and Prosper? // Sloan Management Review. 1986. Vol. 27. No. 3.

Thomas D. R. E. Strategy is Different in Service Business // Harvard Business Review. 1978. July – Aug.

Контрольные вопросы

1. Назовите известные вам признаки, используемые для классификации услуг.

2. Каковы возможные преимущества классификации услуг на основании двух, а не одного классификационных признаков?

3. На основании каких классификационных признаков К. Лавлоком построена матрица «Природа предоставления услуги»? Приведите примеры услуг, относящихся к разным квадрантам матрицы.

4. Какие классификационные признаки использованы К. Лавлоком для построения матрицы «Взаимодействие с потребителями»? Назовите услуги, иллюстрирующие разные квадранты матрицы.

5. Перечислите классификационные признаки, которые К. Лавлок использовал при построении матрицы «Кастомизация услуги и использование мнения контактного персонала». Какие услуги можно отнести к каждому из квадрантов?

6. На основании каких классификационных признаков К. Лавлоком построена матрица «Способ доставки услуги»? Проиллюстрируйте каждый из шести квадрантов матрицы.

7. Какие классификационные признаки использованы К. Лавлоком для построения матрицы «Колебания спроса на услугу и возможности его удовлетворения»? Приведите примеры услуг, относящихся к разным квадрантам матрицы.

8. Какие виды услуг отражены в «Матрице сервисного процесса» Р. Шменнера? Поясните, почему квадранты получили именно такие названия.

9. Что такое сервисный куб, предложенный Дж. Хейвуд-Фармером? Сколько типов услуг выделяются в кубе? Перечислите их и приведите примеры.

10. Какие недостатки матричных форм классификации услуг вы можете назвать?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.