Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Долгосрочные тенденции социально-экономического развития во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг.






Б ольшая часть партийно-хозяйственного аппарата в стране сформировалась в сталинскую эпоху, когда руководство народным хозяйством выражалось прежде всего в правильном распределении имеющихся в распоряжении ресурсов. Огромная масса природных богатств страны, значительная численность населения не стимулировали поисков путей более эффективного экономического развития. Советская экономика продолжала развиваться по экстенсивному пути. Особенно это сказалось с начала 70-х гг., когда, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой на мировом рынке (повышение цен на нефть), страна стала получать львиную долю своих доходов не за счёт совершенствования производства, а за счёт продажи за рубеж необработанного сырья. Западносибирские нефтяные месторождения были открыты в начале 60-х гг., уже в 1980 г. они давали 50% от добычи всей нефти в стране, и доля " чёрного золота" в советском экспорте составляла 37%. Именно приток " нефтедолларов" до поры до времени не позволял проявляться негативным сторонам развития советской экономики, благодаря этому притоку руководство страны могло принимать меры, направленные на относительное повышение уровня жизни.

В 70-е гг. в стране велась работа над крупнейшими народнохозяйственными программами, активно пропагандировавшимися, но зачастую так и нереализованными или не оправдавшими возлагавшихся на них надежд (развитие сельского хозяйства Нечернозёмной зоны России, строительство Байкало-Амурской магистрали и т.д.). Многие из суперпрограмм не имели научного обоснования (поворот сибирских рек и т.п.), но не были реализованы только благодаря активному противостоянию со стороны научной и творческой интеллигенции. При реализации многих проектов не учитывались последствия строительства того или иного предприятия, водохранилища и т.п. Хотя в Конституции СССР 1977 гг. было зафиксировано обязательство государства принимать все необходимые меры для охраны окружающей среды, в 104 городах СССР загрязнение воздуха превышало все допустимые нормы.

Делались попытки преодолеть отставание от капиталистических стран в области научно-технического прогресса. В начале 70-х гг. в мире начался новый этап НТР, связанный с применением и развитием компьютеров, появлением технологий новых материалов, ресурсосберегающих технологий. На XXIV съезде КПСС (1971 г.) была поставлена задача перевода экономики с экстенсивного пути на интенсивный путём внедрения достижений НТР. Но в действительности эта идея стала реальностью в военно-промышленном комплексе (ВПК). Милитаризация экономики продолжала оставаться одной из её характерных черт. Для ускорения внедрения новых изобретений и разработок создавались научно-производственные объединения (НПО). Но открытия, делавшиеся в сфере военного производства, были засекречены и распространения в гражданских отраслях не получали.

В сельском хозяйстве, несмотря на значительное увеличение капитальных вложений, слабое внимание уделялось развитию социальной сферы (дома культуры, дома бытового обслуживания, благоустроенное жилье, детские сады, школы, больницы, хорошие дороги и связь). Появилось понятие " неперспективных деревень" на фоне немногочисленных благополучных колхозов-гигантов или агропромышленных объединений. При этом в сельском хозяйстве оставались заняты 20% трудоспособного населения (в Нидерландах, Великобритании, США продовольственные нужды страны уже в начале 80-х гг. обеспечивали около 4% населения).

В то же время система государственного руководства отвергала все начинания, направленные на улучшение организации производства, повышение производительности труда и т. п., идущие снизу. В 70-е гг. на стройках и промышленных предприятиях началось движение бригадного подряда. Оно было широко разрекламировано, но поскольку речь шла о перераспределении заработанных денег не в пользу управленческого аппарата, движение не распространилось дальше нескольких образцово-показательных бригад. Более суровой была судьба руководителей крупных предприятий, которые пытались противостоять системе и вводить новации на отдельно взятом заводе.

Общество " развитого социализма"

В 1971-1979 гг. реальные доходы на душу населения выросли на 41%, но СССР занимал лишь 35-е место в мире по уровню жизни населения. В стране существовал так называемый " отложенный спрос": даже имея достаточно высокие доходы, люди годами стояли в очередях, чтобы приобрести автомобиль, кооперативную квартиру, обычную бытовую технику. Существовал постоянный дефицит товаров и услуг, наличие которых обеспечивает высокое качество жизни. Следствием такого положения было развитие теневой экономики. В области духовной жизни характерным явлением в это время становится диссидентство, представители которого были немногочисленны, но их деятельность имела большой резонанс, особенно у международных правозащитных организаций. Новый импульс диссидентскому движению придали события 1968 г. в Чехословакии.

В 70-е гг. стало ясно, что программа построения коммунизма не может быть реализована к намеченному сроку, поэтому возникли новые теоретические постулаты, которые выразились в утверждениях о построении в СССР " общенародного государства" (в отличие от государства диктатуры пролетариата) и общества " развитого социализма". Эти открытия в области общественных наук получили своё отражение в новой Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 г.. Несмотря на многочисленные негативные стороны жизни советского государства и общества, за 40 лет, прошедших после принятия " сталинской Конституции", в жизни страны произошли значительные изменения. 6-я статья новой Конституции закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в жизни советского общества, тем самым подчёркивалось, что ни о каких кардинальных изменениях политической системы речь не идёт, и руководство компартии будет и в дальнейшем пресекать любые попытки оспорить её монополию на власть. Но большинство руководящих работников и обычных советских людей понимали, что вне политической сферы достаточно соблюдать определённые правила игры, чтобы обеспечить себе спокойную жизнь, поскольку полный возврат к сталинской модели общества после XX съезда КПСС был уже невозможен.

После принятия Конституции 1977 г. Л.И. Брежнев стал и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, совместив высший партийный и государственный пост. Это была, безусловно, формальность, потому что все важные государственные решения всё равно принимались Политбюро ЦК КПСС.

В ноябре 1982 г., после смерти Брежнева пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял Ю.В. Андропов, бывший до этого председателем Комитета государственной безопасности (КГБ). Возглавляя такую организацию, он обладал наиболее полной информацией о состоянии дел в стране, когда кризисные явления из области экономики распространялись в социальную сферу, оказывая влияние и на органы власти (коррупция, казнокрадство и т.п.). Не ставя под сомнение основы политического устройства, новое руководство страной повело борьбу с коррупцией, спекуляцией, нарушением трудовой дисциплины и т. п. Эта кампания носила карательно-показательный характер, затронув и руководящих, и рядовых работников, но принесла и определённые результаты (в течение 1983 г. производительность общественного труда повысилась более чем на 3%). Началась разработка положений новой экономической реформы, призванной вывести советскую экономику из застоя. Смерть Андропова в феврале 1984 г. и приход к власти К.У. Черненко заморозили работу над планами реформ. Ненадолго произошёл возврат к брежневскому стилю руководства.

СССР как великая держава (50-80-е гг. ХХ в.)

Н овой идеей советской внешней политики с середины 50-х гг. ХХ в. была переоценка представлений о нейтралитете так называемого " третьего мира". При жизни Сталина оценка освободившихся стран зависела от того, чьей помощью они пользуются: СССР или США. Хрущёв считал, что необходимо признать право этих государств на самостоятельную политику, особенно если они не присоединяются к военно-политическим блокам (в 1954-1955 гг. в Азии появилось два таких блока: Организация договора Юго-Восточной Азии и Организация Центрального договора). В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция, положившая начало движению неприсоединения. СССР не был приглашён на конференцию, но через китайских представителей были установлены контакты с рядом стран (Египет и др.), которым впоследствии СССР оказывал существенную помощь, надеясь на эволюционирование в них национально-освободительных движений в сторону социализма.

Аналогичная ситуация сложилась в связи с кубинскими событиями. На Кубе в январе 1959 г. был свергнут проамериканский режим диктатора Батисты, но Фидель Кастро и его соратники, пришедшие к власти, не рассматривались советским руководством как последователи марксистско-ленинских идей. Кроме того Куба по своему географическому положению признавалась первоначально непосильным бременем для СССР. Только в апреле 1962 г. Советский Союз согласился взять на себя ответственность за " первое социалистическое государство в Западном полушарии". Это решение советского руководства повлекло за собой Карибский кризис, а последующие попытки оказывать давление на Ф. Кастро привели к концу 60-х гг. к охлаждению советско-кубинских отношений.

Раскол в социалистическом лагере, явившийся следствием решений XX съезда КПСС, усугубился в 60-е гг. Отказ от сталинской модели социализма вёл к поискам новых путей развития социалистической системы. Особенно ярко этот процесс проявился в Чехословакии, где с приходом к власти в 1968 г. нового руководства коммунистической партии Чехословакии был провозглашён курс на построение " социализма с человеческим лицом". Намерения реформировать политическую систему привели к силовому давлению на Чехословакию: вводу на её территорию войск пяти стран - членов ОВД. Эти события увеличили расхождение между социалистическими странами. Особую позицию в этой ситуации заняло руководство Китая, которое обвинило СССР в империалистической политике в отношении Чехословакии, но в то же время осудило попытку демократизации режима в этой стране. Ухудшение отношений между СССР и Китаем вылилось в вооружённое противостояние в марте 1969 г. в районе острова Даманский (в 300 км южнее Хабаровска), что было следствием территориальных претензий Китая к СССР. Такие же претензии к Вьетнаму привели десять лет спустя к китайско-вьетнамской войне, в которой Китай потерял за три недели 62, 5 тыс. человек убитыми и ранеными. В 70-е гг. Советскому Союзу пришлось потратить 200 млрд. рублей на укрепление границы с Китаем.

Учитывая итоги чехословацких событий 1968 г., советское руководство сформулировало новую концепцию взаимоотношений внутри социалистического лагеря, получившую название " доктрины Брежнева".

В отношениях между Востоком и Западом начало 70-х ознаменовалось поворотом в сторону " разрядки", т. е. достижением договорённостей по ряду спорных вопросов (1970 г. - договор с ФРГ; 1971 г. - соглашение по Западному Берлину; с середины 60-х гг. - регулярный обмен визитами на высшем уровне с французской стороной и заключение договоров об экономическом сотрудничестве; 1972-1974 гг. - встречи Л.И. Брежнева с президентами США Р. Никсоном и Д. Фордом, подписание договоров об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), были начаты переговоры по ОСВ-2). Апогеем разрядки международной напряжённости было проведение общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в котором участвовало 33 европейских страны, а также США и Канада. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт совещания. Страны, подписавшие этот документ, отныне обязывались соблюдать следующие принципы во взаимных отношениях:

  • суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
  • неприменение силы или угрозы силой;
  • нерушимость границ;
  • территориальная целостность;
  • мирное урегулирование споров;
  • невмешательство во внутренние дела;
  • уважение прав человека и основных свобод;
  • выполнение международно-правовых обязательств;
  • равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  • сотрудничество между государствами.

Но уже во второй половине 70-х гг. обозначился отход от политики разрядки, что привело к новому этапу роста международной напряжённости. Причинами этого были:

  • взаимное недоверие (США настойчиво требовали осуществления контроля за сокращением вооружений на местах);
  • появление новейших типов оружия (у США - подводные лодки " Трайдент", крылатые ракеты " Першинг", у СССР - новое поколение крылатых ракет СС-20), которые стали размещаться в странах ОВД и европейских странах NATO;
  • участие советских военных специалистов в конфликтах на Ближнем Востоке, в ряде африканских государств, ввод советских войск в декабре 1979 г. в Афганистан.

" Перестройка" (1985-1991 гг.)

Приход к власти М.С. Горбачева. Провозглашение политики " перестройки"

П осле очередной смены советского руководства в стране возобновились попытки реформирования системы. В марте 1985 г. умер К.И. Черненко, и Генеральным секретарём ЦК КПСС стал выдвиженец Ю.В.Андропова М.С. Горбачёв, самый молодой член Политбюро ЦК КПСС, курировавший до сих пор сельское хозяйство. В апреле на пленуме ЦК впервые было заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. В основе выступления Горбачёва лежали материалы так называемого " Новосибирского доклада", подготовленного ещё в 1983 г. группой учёных Сибирского отделения Академии наук под руководством экономиста Т. Заславской. В нём были проанализированы долгосрочные тенденции внутреннего развития:

  • неблагоприятная демографическая ситуация;
  • кризис организации труда;
  • истощение традиционной сырьевой базы и рост себестоимости сырья;
  • физический износ и моральное старение оборудования;
  • рост удельного веса военных расходов в государственном бюджете.

Апрельский пленум 1985 г. положил начало политике перестройки, под которой подразумевалась реконструкция социализма в СССР на основе развития политического плюрализма, рыночных отношений и нового подхода к проблемам национально-государственного устройства. Достижению поставленных целей должна была способствовать политика гласности. Во главу угла социально-экономического развития ставилась задача ускорения темпов развития производства на основе достижений НТР.

Политика перестройки. Попытки экономических реформ (1985-1991 гг.)

П реобразования начались с экономики и выразились как в расширении самостоятельности государственных предприятий, так и в расширении сферы деятельности частного сектора экономики (первоначально в форме кооперативных предприятий). Последнее направление легализовало деятельность большинства предприятий теневой экономики. В 1987 г. был принят " Закон о государственном предприятии", перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Но для предприятий сохранялся обязательный государственный заказ и регулирование поставок сырья и комплектующих материалов, что сковывало их инициативу. В 1989-1990 гг. правительством СССР во главе с Н.И. Рыжковым и группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским параллельно были разработаны программы дальнейших экономических реформ. В сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР поддержал более радикальную программу группы Шаталина - Явлинского (" 500 дней"). В течение обозначенного срока предусматривалось проведение демонополизации, децентрализации и разгосударствления собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т.п. Однако развернувшееся в стране массовое забастовочное движение, противостояние центральной и местных властей не позволяли реализовать задуманное.

В декабре 1990 г. правительство Рыжкова ушло в отставку. Этому способствовало развернувшееся в стране забастовочное движение, в первую очередь шахтеров. Совет министров был преобразован в Кабинет, подотчётный Президенту СССР, его возглавил В.С. Павлов. С целью нормализации финансовой системы новое правительство провело в январе 1991 г. денежную реформу, следствием которой была окончательная потеря доверия людей к центральной власти. Этому также способствовала инфляция и повсеместные перебои с товарами первой необходимости. Кризисный процесс в экономике становился нерегулируемым.

Политика перестройки. Изменения в политической системе (1985-1991гг.)

П режде чем приступить к осуществлению реформы политической системы, М.С. Горбачев начал осуществлять кадровую чистку, в первую очередь, в Политбюро, а затем и среди руководителей более низкого уровня (секретари обкомов, горкомов КПСС). В течение 1985-1987 гг. было обновлено 85% состава ЦК КПСС, что превысило даже показатели 1934-1939 гг. (77%). Это позволило не только принимать решения, но и рассчитывать на их реализацию. Кадровые изменения происходили на фоне кампании по борьбе с коррупцией и привилегиями номенклатуры. Знаковой фигурой в этой борьбе стал Б.Н. Ельцин, занявший в 1987 г. пост первого секретаря московского горкома КПСС.

М.С. Горбачев и его сторонники в Политбюро имели в виду следующую цель политической реформы: возрождение реального значения в государственной жизни Советов и общественных организаций, институтов, функции которых были некогда узурпированы коммунистической партией. Предполагалось перераспределить власть при сохранении руководящей роли партии.

Реформа началась с политических и организационных мер, принятых на январском пленуме ЦК КПСС в 1987 г., как то: тайное голосование при избрании ответственных партийных работников, альтернативные выборы, введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями. Первоначально результаты этих решений проявлялись довольно скромно: во время выборов в местные Советы в июне 1987 г. реальный выбор кандидатов существовал только в 0, 4% избирательных округов.

Второй этап политической реформы связан с проходившей в июне 1988 г. XIX партийной конференцией, на которой был рассмотрен проект конституционной реформы (принят Верховным Советом СССР в октябре 1988 г.). Реформа предусматривала создание двухуровневой представительной системы: Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. В мае 1989 г. открылся I съезд народных депутатов. При сохранении монополии КПСС на власть он мог реально влиять только на общественное мнение, что было тоже немаловажно в тех условиях. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов М.С. Горбачёв был избран Президентом СССР.

Следующей задачей становилось допущение многопартийности в политической жизни. Избранию М.С. Горбачева на пост Президента СССР предшествовала отмена 6-й статьи Конституции СССР, которая закрепляла руководящую роль КПСС в жизни общества и государства. Ускорению процесса образования новых партий способствовали избрание Б.Н. Ельцина главой I съезда народных депутатов РСФСР, принятие съездом 12 июня 1990 г. " Декларации о государственном суверенитете РСФСР", а также выход Ельцина из КПСС на XXVIII съезде партии в июле 1990 г. Основой для создания новых политических партий зачастую становились многочисленные так называемые " неформальные объединения", некоторые из них существовали ещё в доперестроечный период.

Политика перестройки. Проблема национально-государственного устройства (1985-1991 гг.)

О дной из задач политики перестройки было реформирование национально-государственного устройства СССР. С развитием гласности в средствах массовой информации стали находить отражение факты, не возможные с точки зрения пролетарского интернационализма. Оказывается Советский Союз давал возможность свободно развиваться далеко не всем населяющим его этносам. В отношении многих осуществлялась политика, являвшаяся развитием традиционных направлений политики Российской империи. Договор об образовании СССР давно уже стал чистой формальностью.

Либерализация общественной жизни с началом перестройки сделала возможным выход на поверхность противоречий, копившихся десятилетиями. С 1988 г. эти противоречия стали выливаться в кровавые межэтнические конфликты, число жертв которых постоянно росло (Азербайджан, Узбекистан и т.д.). Ряд республик заявили о своём решении выйти из состава СССР (Литва, Латвия, Эстония). Экономический кризис способствовал развитию центробежных тенденций. В январе 1990 г. Литва первой провозгласила свою независимость, за ней последовали другие республики. 12 июня 1990 г. съездом народных депутатов РСФСР была принята " Декларация о независимости РСФСР".

Для того, чтобы остановить процесс распада страны, был предпринят ряд шагов. Проведённый в марте 1991 г. референдум по вопросу о сохранении Советского Союза (Литва в референдуме уже не участвовала) выявил в стране большее число сторонников сохранения федеративного социалистического государства. Одновременно большинство россиян поддержали идею введения поста президента РСФСР. 12 июня прошли всенародные выборы, в результате которых первым Президентом России стал Б.Н. Ельцин. Этот факт ставил вопрос о необходимости перераспределения властных полномочий между союзным и республиканскими центрами власти. К августу 1991 г. был подготовлен проект нового Союзного договора по формуле 9+1 (9 союзных республик и Президент СССР), подписание которого намечалось на 22 августа.

Подписанию нового Союзного договора не суждено было состояться. Во время отдыха Горбачёва в Крыму 19 августа было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). Комитет заявил о введении чрезвычайного положения в ряде районов СССР, о приостановке деятельности оппозиционных партий, запрете митингов и демонстраций и т.д. В Москву были введены войска, Президент СССР фактически находился под арестом на даче в Крыму. В этих условиях большую роль в организации противостояния ГКЧП сыграло российское руководство и Б.Н. Ельцин. 22 августа члены ГКЧП были арестованы, а М.С. Горбачёв вернулся в Москву.

В сентябре началась разработка нового договора об образовании конфедеративного Союза суверенных государств. Но 8 декабря 1991 г. (после референдума на Украине, высказавшегося за независимость республики) лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и о прекращении существования СССР. До конца декабря к договору присоединилось ещё 8 республик. Прибалтийские республики и Грузия приветствовали распад СССР. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачёв, выступив по телевидению, объявил о своей отставке с поста Президента СССР.

Политика перестройки. Новое мышление во внешней политике (1985-1991 гг.)

С приходом к власти М.С. Горбачёва и заменой А.А. Громыко на посту министра иностранных дел Э.А. Шеварднадзе внешнеполитические установки СССР изменились не сразу. Но в ходе состоявшихся в 1985-1987 трёх встреч М.С. Горбачёва с президентом США Р. Рейганом постепенно были достигнуты договорённости о взаимном сокращении вооружений. На их основании ОВД выработала новую доктрину, предусматривавшую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов разумной достаточности. Советский Союз выступил с целым рядом других мирных инициатив, в частности, Советский Союз первым объявил о моратории на проведение ядерных испытаний. Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М.С. Горбачёвым в книге " Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", вышедшей в 1987 г. Главная мысль заключалась в необходимости защиты общечеловеческих ценностей, несмотря на идеологические и экономические разногласия (в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС, заставившая все страны по-новому посмотреть на перспективы развития человечества).

В феврале 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, завершившийся через год. Во время визита М.С. Горбачёва в Китай были урегулированы спорные вопросы с этой страной. Одним из главных последствий новой внешнеполитической доктрины СССР стали политические перемены в странах Восточной Европы, где уход коммунистических лидеров в большинстве случаев был мирным. Стало возможным объединение двух немецких государств, что произошло в октябре 1990 г.

М.С. Горбачев завоевал огромный личный авторитет на международной арене. В 1990 г. он получил Нобелевскую премию мира, с его именем в разных странах связывали новую эпоху в международных отношениях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.