Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовые особенности правопреемства государств, образовавшихся на территории СССР.






Появление новых государств (в результате объединения двух или более в одно, разделения или отделения от государства его части, получения колонией независимости от метрополии) ставит перед международным сообществом комплекс проблем — как относиться к новому государству, на какой правовой основе осуществлять сотрудничество с ним. Среди этих проблем можно выделить основные — какие международные договоры связывают новое государство, как новое государство будет относиться к долгам своего предшественника, какая собственность государства-предшественника перейдет к новому государству или государствам.

Международное сообщество заинтересовано в стабильности и гарантиях того, что появление новых государств не нарушит их права и не затронет их интересы. Иначе говоря, необходимо обеспечить переход прав и обязанностей от государства (или государств)-предшественника к государству (или государствам)-преемнику. Такой переход прав и обязанностей именуется правопреемством.

Вопросы правопреемства в каждом случае решались неодинаково, но прослеживались какие-то общие черты во всех ситуациях. Можно было говорить о формировании обычных норм международного права, которые регулировали правопреемство. Эти нормы были кодифицированы в двух конвенциях — Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. К началу 1998 г. обе конвенций еще не вступили в силу, не собрав для этого достаточного числа ратификаций (в обоих случаях их требуется 15). Одной из причин этого явилось включение в конвенции положений, которые не столько отражали обычай, сколько представляли собой так называемое прогрессивное развитие международного права. В частности, в конвенциях установлены особые правила, касающиеся правопреемства “новых независимых государств”, т.е. бывших колоний. Одно из таких правил предоставляет бывшим колониям право не становиться преемником договоров, заключенных от их имени метрополиями, а другое освобождает их от всех долгов. В случае возникновения ситуации правопреемства при соединении государств международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-преемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства.

Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами. При объединении государств к преемнику переходит вся государственная собственность государств-предшественников, включая и ту, что находится за границей. При разделении государства недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она оказывается, а заграничная собственность делится на “справедливые доли”. Движимая собственность переходит к государству-преемнику, с территорией которого связано использование такой собственности, а остальная часть движимой собственности делится между преемниками “в справедливых долях”. На практике имущественные вопросы правопреемства чаще всего решаются путем заключения специальных договоров, равно как и вопросы об архивах и долгах.

В случае распада СССР Российская Федерация была признана “продолжателем” бывшего Советского Союза. Это было связано с тем, что место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло “исчезнуть”; иначе нарушалась бы вся система ООН. Нельзя было делить и находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Союза, поскольку это резко увеличило бы количество ядерных держав и подрывало бы всю систему ограничений, существующую в отношении ядерного оружия по международным договорам.

Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.