Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся






Проблема тестирования физической подготовленности человека разработанных в теории и методике физического воспитания, спортивной метроло­гии, антропомоторике, биомеханике, спортивной медицине и других науках. За примерно 130-140 лет истории этой проблемы накоплен огромный и самый разнообразный материал, который всег­да вызывал и продолжает вызывать к себе боль­шой интерес не только со стороны научных работ­ников, но и учителей физической культуры, трене­ров, учащихся, их родителей.

Первая статья, посвященная рассматривае­мой проблеме, — вводная. В ней раскрываются основы теории тестов и тестирования, без озна­комления с которыми учителю трудно решать за­дачи применения тестов в практике своей рабо­ты. Назовём хотя бы некоторые из возникающих вопросов. Что такое «тест»? Какова классифика­ция тестов? Зачем и нужно ли проводить тестиро­вание физической подготовленности учащихся? Как определить уровень (высокий, средний, низ­кий) развития физических качеств и подготов­ленности? Что считать нормой при тестировании и как её устанавливать? Если учитель придумал новый двигательный тест или батарею тестов для определения физической подготовленности де­тей, то на что он должен обратить внимание или какие необходимые условия (требования, крите­рии) при этом выполнить? Тестирование физи­ческого состояния учащихся предполагает обя­зательное ознакомление учителя с элементар­ными методами математической статистики. С какими из них?

В наших статьях мы представим также истори­ческие сведения о возникновении тестов и тео­рии тестирования физической подготовленнос­ти человека. Скажем, когда и где появились пер­вые тесты, в том числе батареи тестов по оценке физической подготовленности. Каковы наиболее распространенные тесты для определения кон­диционных (силовых, скоростных, выносливос­ти, гибкости) и координационных способностей детей школьного возраста? Какие батареи (про­граммы) тестов для оценки физической подготовленности детей и подростков являются наиболее популярными в разных странах? Мы обсудим и такую важную практическую проблему, как со­отношение результатов тестирования и оценок (отметок) по предмету «Физическая культура». Говоря конкретнее, если ученик при выполнении тестов неизменно показывает высокий уровень, означает ли это автоматически отличную оценку по нашему предмету? И так далее.

В данной статье мы обсудим: 1) задачи тестиро­вания; 2) понятие «тест» и классификацию двига­тельных (моторных) тестов; 3) критерии добро­тности двигательных тестов; 4) организацию тестирования физической подготовленности де­тей школьного возраста.

1. Задачи тестирования. Тестирование дви­гательных возможностей человека является од­ним из наиболее важных направлений деятель­ности научных работников и педагогов в облас­ти физической культуры и спорта. Оно помога­ет решению ряда сложных педагогических за­дач по выявлению уровней развития кондици­онных и координационных способностей, оце­ниванию качества технической и тактической подготовленности. На основе результатов тес­тирования можно сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп уче­ников, проживающих в разных регионах и стра­нах; проводить соответствующий отбор для за­нятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять достаточно объ­ективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов; выявлять пре­имущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, ин­дивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

Наряду с научными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему:

а) научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и пла­нировать необходимые для себя комплексы фи­зических упражнений;

б) стимулировать учащихся к дальнейше­му улучшению своего физического состояния
(формы);

в) знать не столько исходный уровень разви­тия двигательной способности, сколько его из­менение за определённое время;

г) стимулировать учащихся, добившихся вы­соких результатов, но не столько за достигнутый высокий уровень физической подготовленнос­ти, сколько за реализацию запланированного повышения личных результатов.

Специалисты подчеркивают, что традицион­ный подход к тестированию, когда данные стандартизированных тестов и нормативов сравниваются с показанным результатом, вызывает у многих учеников, особенно с низким и средним уровнями физической подготовленности, нега­тивное отношение. Тестирование же должно способствовать повышению интереса у школь­ников, приносить им радость, а не вести к раз­витию комплекса неполноценности. В этой свя­зи предлагаем следующие подходы:

1) результаты тестов ученика определяют не исходя из сравнения с нормативами, а на осно­вании изменений, произошедших за определён­ный период времени;

2) все компоненты теста модифицируются, используются облегчённые варианты упражне­ний (задания, составляющие содержание теста, должны быть достаточно лёгкими, чтобы вероят­ность их успешного выполнения была велика);

3) нулевая оценка или со знаком «минус» ис­ключены, правомочно только получение поло­жительных результатов.

Итак, при тестировании важно сближение на­учных (теоретических) задач и лично значимых, положительных для школьника мотивов участия в данной процедуре.

2. Понятие «тест» и классификация двига­тельных (моторных) тестов. Термин тест в пе­реводе с английского языка означает проба, ис­пытание. Тесты применяются для решения мно­гих научных и практических задач. Среди спо­собов оценки физического состояния челове­ка (наблюдение, экспертные оценки) метод тес­тов (в нашем случае — двигательных, или мо­торных) является главным методом, используе­мым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах — «учении о движениях», теории и методике физического воспитания.

Тест — это измерение или испытание, про­водимое для определения способностей или со­стояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использо­вания самых разнообразных физических уп­ражнений. Однако далеко не каждое физичес­кое упражнение или испытание можно рассмат­ривать как тест. В качестве тестов следует ис­пользовать лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям и в соот­ветствии с которыми должны быть:

а) определена цель применения любого теста (или тестов);

б) разработаны стандартизированная методика измерения результатов в тестах и процедура тестирования;

в) определена надёжность и информатив­ность тестов;

г) реализована возможность представления результатов тестов в соответствующей систе­ме оценки.

Система использования тестов в связи с пос­тавленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и ана­лиз результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое зна­чение — результатом тестирования (теста).

Например, прыжок в длину с места — это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат теста.

В основе тестов, используемых в физичес­ком воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные зада­ния). Такие тесты называются двигательными, или моторными.

В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и преиму­щественным показаниям (см. таблицу 1).

Различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оцен­ки одного признака(координационной или кон­диционной способности). Поскольку структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается обычно только один компонент данной способности (например, спо­собность к равновесию, быстрота простой ре­акции, сила мышц рук).

С помощью учебного теста оценивают способ­ность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за опреде­ленный период обучения технике движений).

Тестовая серия даёт возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность сущес­твенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, данную разновидность единично­го теста пока недостаточно широко используют как в науке, так и на практике.

С помощью комплексного теста оцени­вают несколько признаков или компонентов разных способностей или одной и той же спо­собности (например, прыжок вверх с места — со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании такого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точнос­ти дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

Тестовый профиль состоит из нескольких от­дельных тестов, на основании которых оцени­вают или несколько различных физических спо­собностей (гетерогенный тестовый профиль), или несколько проявлений одной и той же фи­зической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть пред­ставлены в форме профиля, что даёт возможность


 


1*

Формы тестов и возможности их применения (по Д.-Д.Блюме, 1987)


Таблица 1


 

Тип Измеряемая способность Признак структуры Пример
Единичный тест
Элементарный тест, содержащий одну двигательную задачу Одна способность или аспект (компонент) способности Одна задача теста, одна окончательная оценка теста Тест на равновесие, тре-мометрия, тест для оцен­ки способности к соеди­нению, тест на оценку ритма, прыжок на точ­ность приземления
Учебный тест Одна способность или аспект (компонент) способности Одна или несколько за­дач теста. Одна оконча­тельная оценка теста (педагогический период) Общий учебный тест
Тестовая серия Одна способность или ас­пект (компонент) способ­ности Одна задача тестов с ва­риантами или несколь­ко задач повышающейся трудности Тест для оценки способ­ности к соединению (связи)
Комплексный тест
Комплексный тест, содер­жащий одну задачу Несколько способностей или аспектов (компонен­тов) одной способности Одна задача теста, не­сколько окончательных оценок Прыжковый тест
Тест многоразовых задач Несколько способностей или аспектов одной спо­собности Несколько тестовых за­дач, выполняющихся пос­ледовательно, несколько окончательных оценок Тест многоразовых реакций
Тестовый профиль Несколько способностей или аспектов одной спо­собности Несколько тестов, несколько окончательных оценок Координационная звезда
Тестовая батарея Несколько способностей или аспектов одной спо­собности Несколько тестов, одна тестовая оценка Тестовая батарея для оценки способности обучаться движениям

 

 

быстро сравнить индивидуальные и груп­повые результаты.

Тестовая батарея состоит также из несколь­ких отдельных тестов, результаты которых сво­дятся в одну окончательную оценку, рассмат­риваемую в одной из оценочных шкал (подроб­нее об этом во второй статье). Как и в тестовом профиле, здесь различают гомогенную и гете­рогенную батареи.

Гомогенная батарея, или гомогенный про­филь находят применение в оценке всех ком­понентов комплексной способности (например, способности к реагированию). При этом резуль­таты отдельных тестов должны быть тесно вза­имосвязаны (коррелировать).

Гетерогенный тестовый профиль или гетеро­генная батарея служат оценке комплекса (сово­купности) различных двигательных способнос­тей. Например, такие батареи тестов использу­ют для оценки силовых, скоростных способнос­тей и способностей к выносливости — это бата­реи тестов физической подготовленности.

В тестах многоразовых задач испытуемые последовательно выполняют двигательные за­дания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки. Эти оцен­ки могут состоять в тесной связи друг с дру­гом. Посредством соответствующих статисти­ческих расчетов можно получить дополнитель­ную информацию об оцениваемых способнос­тях. Примером могут служить последователь­но выполняемые задания прыжкового теста (таблица 2).

В определении двигательных тестов указы­вается, что они служат оценке двигательных способностей и частично моторных навыков. Поэтому в самом общем виде выделяют конди­ционные тесты, координационные тесты и тес­ты для оценки двигательных умений и навыков (техники движений). Такая систематизация яв­ляется, однако, ещё слишком общей.

Классификация двигательных тестов по пре­имущественным их показаниям вытекает из сис­тематизации физических (двигательных) способ­ностей. В этой связи различают кондиционные тесты (для оценки силы: максимальной, скоро­стной, силовой выносливости; для оценки вы­носливости; для оценки скоростных способнос­тей; для оценки гибкости: активной и пассивной) и координационные тесты (для оценки коор

динационных способностей, относящихся к от­дельным самостоятельным группам двигатель­ных действий, которые измеряют специальные координационные способности; для оценки специфических координационных способностей — способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференци­рованию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласова­нию (связи), вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц.

Разработано большое число тестов для оцен­ки двигательных навыков в разных видах спор­та. Они приведены в соответствующих учебни­ках и пособиях и в настоящей статье не рассматриваются.

Таким образом, каждая классификация слу­жит своеобразным ориентиром для выбора (или создания) того типа тестов, который в большей мере соответствует задачам тестирования.

3. Критерии добротности двигательных тестов. Как отмечалось выше, понятие «двигательный тест» отвечает своему назначению, если тест удовлетворяет соответствующим основным критериям: надежности, стабильнос­ти, эквивалентности, объективности, информативности, а также дополнительным критери­ям: нормированию, сопоставляемости и эко­номичности.

Тесты, удовлетворяющие требованиям надёж­ности и информативности, называют добротны­ми или аутентичными (достоверными).

Под надёжностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определён­ную двигательную способность независимо от требований того, кто её оценивает. Надёжность проявляется в степени совпадения результа­тов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабиль­ность или устойчивость результата теста инди­вида при повторном выполнении контрольно­го упражнения. Другими словами, школьник в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показателям прыж­ков, времени бега, дальности метания) устой­чиво сохраняет своё ранговое место.

Надёжность теста определяется с помощью корреляционно-статистического анализа путем расчёта коэффициента надёжности. При этом используют различные способы, на основании которых судят о надёжности теста.

Стабильность теста основывается на зависи­мости между первой и второй попытками, пов­торенными через определённое время в одина­ковых условиях одним и тем же эксперимента­тором. Способ повторного тестирования на оп­ределение надёжности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, воз­раста и пола испытуемых, временного интерва­ла между тестом и ретестом. Например, показа­тели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интерва­лах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших школьников — результаты стабильнее, чем у более младших. Ретест обычно проводят не позднее, чем через одну неделю. При более длительных интервалах (например, через месяц) стабильность даже та­ких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в дли­ну с места, становится уже заметно ниже.

Эквивалентность теста заключается в корре­ляции результата теста с результатами других однотипных тестов. Например, критерий эквива­лентности применяют, когда надо выбрать, ка­кой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м.

То или иное отношение к эквивалентным (го­могенным) тестам зависит от многих причин. Если надо повысить надёжность оценок или выводов исследования, тогда целесообразно использовать два и более эквивалентных тес­та. А если стоит задача создать батарею, содержащую минимум тестов, то следует исполь­зовать только один из эквивалентных тестов.


Таблица 2 Последовательно выполняемые задания прыжкового теста (по Д.-Д.Блюме, 1987)

 

№№ п/п Задача теста Оценка результата Способность
  Прыжок на максимальную высоту без взмаха рук Высота, см Прыжковая сила
  Прыжок на максимальную высоту со взмахом рук Высота, см Прыжковая сила и способность к соединению (связи)
  Прыжок на максимальную высоту со взмахом рук и подскоком Высота, см Способность к соединению (связи) и прыжковая сила
  10 прыжков со взмахом рук на рас­стояние, равное 2/3 от максималь­ной высоты прыжка, как в задаче 2 Сумма отклонений от задан­ной отметки Способность к дифференци­рованию силовых параметров движений
  Разность между результатами реше­ний одной задачи и двух задач ... см Способность к соединению (связи)

 

Такая батарея, как отмечалось, является ге­терогенной, поскольку входящие в неё тесты измеряют разные двигательные способности. Примером гетерогенной батареи тестов явля­ются бег на 30 м, подтягивание на переклади­не, наклон вперед, бег на 1000 м. Другие при­меры подобных комплексов будут представле­ны в отдельной публикации.

Надёжность тестов определяют также по со­поставлению средних оценок чётных и нечёт­ных попыток, входящих в тест. Например, сред­нюю точность бросков мяча в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со средней точнос­тью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надёжности называется мето­дом удвоения, или расщеплением, и применя­ется он преимущественно при оценке коорди­национных способностей и в том случае, если число попыток, образующих тестовый резуль­тат, не менее шести.

Под объективностью (согласованностью) тес­та понимают степень согласованности резуль­татов, получаемых на одних и тех же испытуе­мых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста:

а) время тестирования, место, погодные условия;

б) единое материальное и аппаратурное обеспечение;

в) психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация);

г) подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Соблюдение данных условий создаёт так на­зываемую объективность проведения теста. Говорят ещё об интерпретационной объектив­ности, касающейся степени независимости интерпретации результатов тестирования разны­ми экспериментаторами.

В целом, как отмечают специалисты, надёж­ность тестов можно повысить различными пу­тями: более строгой стандартизацией тестиро­вания (см. выше), увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повыше­нием согласованности их мнений, увеличени­ем числа эквивалентных тестов.

Фиксированных значений показателей надёж­ности теста не имеется. В большинстве случаев пользуются следующими рекомендациями: 0, 95-0, 99 — отличная надёжность; 0, 90-0, 94 — хорошая; 0, 80-0, 89 — приемлемая; 0, 70-0, 79 — плохая; 0, 60-0, 69 — для индивидуальных оце­нок сомнительная, тест пригоден только для ха­рактеристики группы испытуемых. Информативность теста — это степень точ­ности, с какой он измеряет оцениваемую двига­тельную способность или навык. В иностранной и отечественной литературе используют вместо слова «информативность» термин «валидность» (от англ. validity — обоснованность, действи­тельность, законность). Фактически, примени­тельно к информативности, исследователь от­вечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест (батарея тестов) и какова при этом степень точности измерения.

Различают валидность логическую (содержа­тельную), эмпирическую (на основании опыт­ных данных) и предсказательную. Более под­робная информация на эту тему содержится в ставших уже классическими учебниках для сту­дентов физкультурных вузов (Спортивная метро­логия / Под ред. В.М.Зациорского. — М.: ФиС, 1982. — С. 73-80; Годик М.А. Спортивная мет­рология.— М.: ФиС, 1988), а также в ряде сов­ременных пособий.

Важными дополнительными критериями тес­тов, как отмечалось, являются нормирование, сопоставляемость и экономичность.

Суть нормирования состоит в том, что на ос­нове результатов тестирования можно создать нормы, имеющие особое значение для практики (об этом речь пойдёт в отдельной статье).

Сопоставляемость теста заключается в воз­можности сравнивать результаты, полученные по одному тесту или нескольким формам парал­лельных (гомогенных) тестов. В практическом плане применение сопоставляемых моторных тестов снижает вероятность того, что в резуль­тате регулярного применения одного и того же теста оценивается не только и не столько уро­вень способности, сколько степень навыка. Одновременно сопоставляемые результаты тес­тов повышают достоверность выводов.

Суть экономичности как критерия добротнос­ти теста состоит в том, что проведение теста не требует длительного времени, больших матери­альных затрат и участия многих помощников. Например, батарею из шести тестов для опре­деления физической подготовленности, рекомендованную в «Комплексной программе фи­зического воспитания учащихся I-XI классов» (М.: Просвещение, 2005-2006), учитель с дву­мя помощниками может провести за один урок, обследовав 25-30 детей.

Организация тестирования физичес­кой подготовленности детей школьного воз­раста.Второй важной проблемой тестирова­ния двигательных способностей (напомним, что первая — отбор информативных тестов — рассмотрена ранее) является организация их применения.

Учитель физической культуры должен опре­делить: в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществлять его на уроке и как часто следует проводить тестирование.

Срони тестирования устанавливают в соответс­твии со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестиро­вание физической подготовленности учащихся. Первое тестирование целесообразно проводить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдёт в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года (в более поздние сроки могут иметь место ор­ганизационные трудности, вызванные приближа­ющимися экзаменами и каникулами).

Знание годичных изменений в развитии дви­гательных способностей школьников позволяет учителю вносить соответствующие коррективы в процесс физического воспитания на следую­щий учебный год. Однако учитель может и дол­жен проводить более частое тестирование, осу­ществлять так называемый оперативный конт­роль. Данную процедуру целесообразно выпол­нять, например, для того, чтобы определить из­менение уровня скоростных, силовых способ­ностей и выносливости под влиянием уроков лёгкой атлетики в течение I четверти и т.п. С этой целью учитель может применить тесты для оценки координационных способностей детей в начале и в конце освоения учебного матери­ала школьной программы, например, по спор­тивным играм, для выявления изменения пока­зателей развития этих способностей.

Следует учитывать, что разнообразие решае­мых педагогических задач не даёт возможнос­ти предоставить учителю унифицированную ме­тодику тестирования, одинаковых правил про­ведения тестов и оценки результатов тестиро­вания. Это требует от экспериментаторов (учи­телей) проявления самостоятельности в реше­нии теоретико-методологических и организаци­онных вопросов тестирования.

Тестирование на уроке необходимо увя­зать с его содержанием. Другими словами, при­менённый тест (или тесты) при соблюдении со­ответствующих требований к нему как к мето­ду исследования должен (должны) органически входить в состав запланированных физических упражнений. Если, допустим, у школьников тре­буется определить уровень развития скоростных способностей или выносливости, то необходи­мые тесты следует запланировать в ту часть уро­ка, в которой будут решаться задачи развития соответствующих физических способностей.

Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития.

Например, чтобы добиться существенного при­роста быстроты, выносливости или силы, требует­ся несколько месяцев регулярных занятий (тренировок). В то же время, чтобы получить достовер­ный прирост гибкости или отдельных координаци­онных способностей, требуется всего 4-12 трени­ровок. Достичь улучшения того или иного физи­ческого качества, если начинать «с нуля», можно и за более короткий срок. А вот чтобы улучшить это же качество, когда оно у школьника достига­ет высокого уровня, требуется больше времени. В данной связи учитель должен глубже изучить осо­бенности развития и совершенствования различ­ных двигательных способностей у детей в разные возрастнополовые периоды.

При оценке общей физической подготовлен­ности учащихся, как отмечалось, можно исполь­зовать самые разнообразные батареи тестов, выбор которых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий. Однако в связи с тем, что полученные результа­ты тестирования можно оценивать лишь путем сравнения, целесообразно выбирать тесты, ко­торые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей. Например, опи­раться на те из них, которые рекомендованы в «Комплексной программе физического воспита­ния учащихся I-XI классов общеобразовательной школы» (М.: Просвещение, 2004-2006).

Для сравнения общего уровня физической подготовленности ученика или группы учащихся с помощью комплекса тестов прибегают к пере­воду результатов тестирования в очки или бал­лы (об этом подробнее поговорим в очередной статье). Изменение суммы очков при повторных тестированиях позволяет судить о прогрессе как отдельного ребенка, так и группы детей.

 

Физическая культура в школе, 2007, №6


Введение

 

Актуальность. Проблема тестирования физической подготовленности человека - одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. За последние десятилетия накоплен огромный и самый разнообразный материал: определение задач тестирования; обусловленность результатов тестирования разными факторами; разработка тестов для оценки отдельных кондиционных и координационных способностей; программы тестов, характеризующие физическую подготовленность детей и подростков от 11 до 15 лет, принятые в Российской Федерации, в других странах СНГ и во многих зарубежных странах.

 

Тестирование двигательных качеств школьников является одним из наиболее важных и основных методов педагогического контроля.

 

Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно:

 

сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах;

 

проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

 

осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;

 

выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

 

наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

 

Наряду с научными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему:

 

научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

 

стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);

 

знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время;

 

стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.[1]

 

В данной работе мы будем опираться на те тесты, которые рекомендованы в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 -- 11 классов общеобразовательной школы» подготовленные В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном.

 

Цель исследования: обосновать методику тестирования физических качеств учащихся основной школы.

 

Гипотеза исследования: использование тестирования является точным, информативным методом определения развития физических качеств.

 

Объект исследования: тестирование как метод педагогического контроля.

 

Предмет исследования: тестирование качеств учащихся.

 


Глава 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРИИ ТЕСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

 

1.1 Краткие исторические сведения о теории тестирования двигательных способностей

 

Измерениями двигательных достижений человека люди интересуются с давних пор. Первые сведения об измерении расстояния, на которое совершали прыжки в длину, относятся к 664 г. до н. э. На XXIX Олимпийских играх древности в Олимпии Хионис из Спарты прыгнул на расстояние в 52 стопы, что равно примерно 16, 66 м. Ясно, что здесь идет речь о неоднократном прыжке.

 

Известно, что один из родоначальников физического воспитания -- Гутс-Мутс (J. Ch. F. Guts-Muts, 1759--1839) измерял моторные достижения своих учеников и осуществлял точные записи их результатов. А за улучшение достижений награждал их «премиями» -- дубовыми венками (G. Sorm, 1977). В тридцатые годы XIX в. Эйселен (Е. Eiselen), сотрудник известного немецкого педагога Яна (F. L. Yahn), на основании выполненных измерений составил таблицу для определения достижений в прыжках. Как видно, она содержит три градации (табл. 1).

 

Таблица 1. - Результаты в прыжках (в см) мужчин (источник: К. Mekota, P. Blahus, 1983)

 

Прыжок

 

Уровень

 

начальный

 

средний

 

лучший

 

В длину

 

До 250

 

 

 

В высоту

 

 

 

 

С шестом

 

 

 

 

Через козла

 

 

 

 


Заметим, что уже в середине XIX в. в Германии при определении длины или высоты прыжка рекомендовали учитывать параметры тела.

 

Точные измерения спортивных достижений, в том числе рекордных, ведутся с середины XIX в., а регулярно -- с 1896 г., с Олимпийских игр современности.

 

Достаточно давно люди пытаются измерить и силовые способности. Первая любопытная информация по этому поводу относится к 1741 г., когда, используя простые приборы, удалось измерить силу борца Томаса Тофама. Он поднял вес, масса которого превышала 830 кг (G. Sorm, 1977). Силовые возможности учеников измеряли уже Гутс-Мутс и Ян, используя для этого простые силомеры. А вот первый динамометр, прародитель современного динамометра, сконструировал Райнигер во Франции в 1807 г. В практике физического воспитания учащихся гимназии в Париже его применил Ф. Аморос (F. Amoros) в 1821 г. В XIX в. для измерения силы использовали также поднимание туловища в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре, поднимание тяжестей.[10]

 

Предвестниками современных батарей тестов для определения физической подготовленности являются спортивно-гимнастические многоборья. В качестве первого выделяют античное пятиборье, введенное в практику на XVIII Олимпийских играх древности в 708 г. до н. э. В его состав входило метание диска, копья, прыжок, бег и борьба. Десятиборье, которое мы знаем, впервые было включено в программу соревнований на III Олимпийских играх (Сент-Луис, США, 1904), а современное пятиборье -- на V Олимпийских играх (Стокгольм, Швеция, 1912). Состав упражнений в этих конкуренциях гетерогенен; спортсмену нужно проявить подготовленность в разных дисциплинах. Итак, он должен быть разносторонне физически подготовлен.

 

Вероятно, с учетом этой идеи примерно в эти же сроки (начало XX в.) для детей, молодежи и взрослых ввели в практику комплексы упражнений, всесторонне определяющие физическую подготовленность человека. Впервые такие комплексные испытания были введены в Швеции (1906), затем в Германии (1913) и еще позднее -- в Австрии и СССР (России) -- комплекс «Готов к труду и обороне» (1931).

 

Предшественники современных двигательных тестов возникли в конце XIX -- начале XX в. В частности, Д. Саржент (D. A. Sargent) ввел в практику Гарвардского университета «силовой тест», который, кроме динамометрии и спирометрии, включал в себя отжимание рук в упоре, поднимание и опускание туловища. Уже с 1890 г. этот тест стал использоваться в 15 университетах США. Француз Г.Хеберт (G. Hebert) создал тест, публикация о котором появилась в 1911 г. В его состав входит 12 двигательных заданий: бег на разные дистанции, прыжок с места и с разбега, бросок, многократное поднимание 40-килограммового снаряда (веса), плавание и ныряние.[7]

 

Кратко остановимся еще на источниках информации, в которых рассматриваются результаты научных исследований врачей и психологов. Исследования врачей вплоть до конца XIX в. были ориентированы чаще всего на изменение внешних морфологических данных, а также на идентификацию асимметрии. Используемая в этих целях антропометрия шла в ногу с применением динамометрии. Так, бельгийский врач А. Кветелет (A. Quetelet), проведя обширные исследования, в 1838 г. опубликовал работу, согласно которой средние результаты становой силы (позвоночника) 25-летних женщин и мужчин равны соответственно 53 и 82 кг. В 1884 г. итальянец А. Моссо (A. Mosso) исследовал мышечную выносливость. Для этого он применил эргограф, который позволил ему наблюдать развитие утомления при многократном сгибании пальца.

 

Современная эргометрия берет свое начало с 1707 г. Тогда уже был создан прибор, позволявший измерить пульс в минуту. Прототип сегодняшнего эргометра сконструировал Хирн (G. A. Him) в 1858 г. Циклоэргометры и беговые дорожки были созданы позднее, в 1889--1913 гг.

 

В конце XIX -- начале XX в. начинаются систематические исследования психологов. Изучается время реакции, разрабатываются тесты для определения координации движений и ритма. Понятие «время реакции» ввел в науку австрийский физиолог С. Экс-нер (S. Ехпег) в 1873 г. Ученики основателя экспериментальной психологии В. Вундта (W. Wundt) в созданной в 1879 г. лаборатории в Лейпциге провели обширные измерения времени простой и сложной реакций. Первые испытания координации движений включали в себя теппинг и разные виды прицеливания. Одной из первых попыток изучения прицеливания является тест X. Френкеля (Н. S. Frenkel), предложенный им в 1900 г. Суть его состояла в том, чтобы удерживать указательный палец во всякого рода отверстиях, кольцах и т. п. Это прототип современных тестов «на статический и динамический тремор».

 

Пытаясь определить музыкальный талант, в 1915 г. Сишор (С. Е. Seashore) исследовал способность к ритму.

 

Теория тестирования ведет свой отсчет, однако, с конца XIX -- начала XX в. Именно тогда были заложены основы математической статистики, без которой современная теория тестов обойтись не может. На этом пути несомненные заслуги принадлежат генетику и антропологу Ф. Гальтону (F. Galton), математикам Пирсону (Pearson) и У. Йоле (U. Youle), математику-психологу Спирмену (С. Spearman). Именно эти ученые создали новую ветвь биологии -- биометрию, в основе которой измерения и статистические методы, такие, как корреляция, регрессия и др. Созданный Пирсоном (1901) и Спирменом (1904) сложный математико-статический метод -- факторный анализ -- позволил английскому ученому Барту (С. Burt) применить его в 1925 г. к анализу результатов моторных тестов учащихся лондонских школ. В результате были идентифицированы такие физические способности, как сила, быстрота, ловкость и выносливость. Выделился также фактор, названный «общая физическая подготовленность». Несколько позднее вышла в свет одна из наиболее известных работ американского ученого Мак Клоя (С.Н.McCloy, 1934)-- «Измерение общих двигательных способностей». К началу 40-х гг. ученые приходят к выводу о сложной структуре двигательных способностей человека. Используя разные моторные тесты в сочетании с применением параллельно разрабатываемых математических моделей (одно- и многофакторный анализ), в теорию тестирования прочно вошли понятия о пяти двигательных способностях: силе, быстроте, координации движений, выносливости и гибкости. [12]

 

Двигательные тесты в бывшем СССР были использованы для разработки контрольных нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (1931). Известен тест двигательных способностей (главным образом координации движений), который для детей и молодежи предложил Н. И. Озерецкий (1923). Работы по измерению двигательных способностей детей, молодежи примерно в эти же сроки появились в Германии, Польше, Чехословакии и других странах.

 

Значительные успехи в развитии теории тестирования физической подготовленности человека приходятся на конец 50-х и 60-е гг. XX в. Основоположником этой теории, вероятнее всего, является американец Мак Клой, выпустивший в соавторстве с М. Юнгом (М. D. Young) в 1954 г. монографию «Тесты и измерение в здравоохранении и физическом воспитании», на которую впоследствии опирались многие авторы подобных работ.

 

Большое теоретическое значение имела и до сих пор имеет книга «Структура и измерение физических способностей» известного американского исследователя Е.А. Флейшмана (1964). В книге не только отражены теоретические и методологические вопросы проблемы тестирования данных способностей, но и изложены конкретные результаты, варианты подходов, исследования надежности, информативности (валидности) тестов, а также представлен важный фактический материал по факторной структуре двигательных тестов различных двигательных способностей.

 

Большое значение для теории тестирования физических способностей имеют книги В.М. Зациорского «Физические качества спортсмена» (1966) и «Кибернетика, математика, спорт» (1969).

 

Краткие исторические сведения по тестированию физической подготовленности в бывшем СССР можно найти в публикациях Е.Я. Бондаревского, В. В. Кудрявцева, Ю.И. Сбруева, В.Г. Панаева, Б.Г. Фадеева, П.А. Виноградова и др.

 

Условно можно выделить три этапа тестирования в СССР (России):

 

1-й этап -- 1920--1940 гг.-- период массовых обследований с целью изучения основных показателей физического развития и уровня двигательной подготовленности, появление на этой основе нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».

 

2-й этап -- 1946--1960 гг.-- изучение двигательной подготовленности в зависимости от морфофункциональных особенностей с целью создания предпосылок для научно-теоретического обоснования их взаимосвязи.

 

3-й этап -- с 1961 г. по настоящее время -- период комплексных исследований физического состояния населения в зависимости от климатогеографических особенностей регионов страны.

 

Исследования, выполненные в этот период, показывают, что показатели физического развития и двигательной подготовленности людей, проживающих в различных регионах страны, обусловлены влиянием биологических, климатогеографических, социально-экономических и других как постоянных, так и переменных факторов. По разработанной единой комплексной программе, состоящей из четырех разделов (физическая подготовленность, физическое развитие, функциональное состояние основных систем организма, социологическая информация), в 1981 г. было проведено комплексное обследование физического состояния населения разного возраста и пола различных регионов СССР. [7]

 

Несколько позже наши специалисты отметили, что уже более 100 лет изучается уровень физического развития и подготовленности человека. Однако, несмотря на относительно большое число работ в этом направлении, провести глубокий и всесторонний анализ полученных данных не представляется возможным, так как исследования проводились с различными контингентами, в разные сезонные периоды, с использованием различных методик, программ тестирования и математико-статистической обработки полученной информации.

 

В этой связи основной упор был сделан на разработку методологии и организации унифицированной системы сбора данных с учетом метрологических и методических требований и создание банка данных на ЭВМ.

 

В середине 80-х гг. прошлого века было проведено массовое всесоюзное обследование около 200000 человек от 6 до 60 лет, которое подтвердило выводы предыдущего исследования.

 

С самого начала возникновения научных подходов к тестированию физической подготовленности человека исследователи стремились получить ответы на два основных вопроса:

 

какие тесты должны быть отобраны для оценки уровня развития конкретной двигательной (физической) способности и уровня физической подготовленности детей, подростков и взрослых;

 

сколько нужно тестов, чтобы получить минимальную и вместе с тем достаточную информацию о физическом состоянии человека?

 

Единых представлений в мире по этим вопросам пока не выработано. Вместе с тем представления о программах (батареях) тестов, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков от 6 до 17 лет, принятые в разных странах, все более сближаются. [10]

 

1.2 Понятие «тест» и классификация двигательных (моторных) тестов

 

Термин тест в переводе с английского языка означает «проба, испытание».

 

Тесты применяются для решения многих научных и практических задач. Среди других способов оценки физического состояния человека (наблюдение, экспертные оценки) метод тестов (в нашем случае -- двигательных или моторных) является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах («учении о движениях», теории и методике физического воспитания).

 

Тест -- это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:

 

должна быть определена цель применения любого теста (или тестов);

 

следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;

 

необходимо определить надежность и информативность тестов;

 

результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.

 

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называются тестированием, а полученное в ходе измерений числовое значение -- результатом тестирования (теста). Например, прыжок в длину с места -- это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов -- тестирование; длина прыжка -- результат теста.[6]

 

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными.

 

В настоящее время еще не существует единой классификации двигательных тестов. Известна классификация тестов по их структуре и по их преимущественным показаниям (табл. 2).

 

Как следует из таблицы, различают единичный и комплексный тесты. Единичный тест служит для измерения и оценки одного признака (координационной или кондиционной способности). Поскольку, как видим, структура каждой координационной или кондиционной способности является сложной, то с помощью такого теста оценивается, как правило, только один компонент такой способности (например, способность к равновесию, быстрота простой реакции, сила мышц рук).[7]

 

Таблица 2. - Формы тестов и возможности их применения (по Д.Д. Блюме, 1987)

 

Тип

 

Измеряемая способность

 

Признак структуры

 

Пример

 

Единичный тест

 

Элементарный тест, содержащий одну двигательную задачу

 

Одна способность или аспект (компонент) способности

 

Одна задача теста, одна окончательная оценка теста

 

Тест на равновесие, тремометрия, тест для оценки способности к соединению, тест на оценку ритма

 

Учебный тест

 

- «-

 

Одна или несколько задач теста. Одна окончательная оценка теста

 

Общий учебный тест

 

Тестовая серия

 

- «-

 

Одна задача тестов с вариантами или несколько задач повышенной трудности

 

Тест для оценки способности к соединению (связи)

 

Комплексный тест

 

Комплексный тест, содержащий одну задачу

 

Несколько способностей или аспектов (компонентов) одной способности

 

Одна задача теста, несколько окончательных оценок

 

Прыжковый тест

 

Тест многоразовых задач

 

- «-

 

Несколько тестовых задач, выполняющихся последовательно, несколько окончательных оценок

 

Тест многоразовых реакций

 

Тестовый профиль

 

- «-

 

Несколько тестов, несколько окончательных оценок

 

Координационная задача

 

Тестовая батарея

 

- «-

 

Несколько тестов, одна тестовая оценка

 

Тестовая батарея для оценки способности обучаться движения

 


С помощью учебного теста оценивается способность к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений).

 

Тестовая серия дает возможность один и тот же тест использовать в течение длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются. К сожалению, эта разновидность теста пока недостаточно используется как в науке, так и на практике.

 

С помощью комплексного теста оценивается несколько признаков или компонентов разных или одной и той же способности, например прыжок вверх с места (со взмахом рук, без взмаха рук, на заданную высоту). На основании этого теста можно получить информацию об уровне скоростно-силовых способностей (по высоте прыжка), координационных способностей (по точности дифференцирования силовых усилий, по разности высоты прыжка со взмахом и без взмаха рук).

 

Тестовый профиль состоит из отдельных тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или разные проявления одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность сравнивать индивидуальные и групповые результаты.

 

Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных шкал (см. главу 2). Как и в тестовом профиле, различают гомогенную и гетерогенную батареи. Гомогенная батарея, или гомогенный профиль, находит применение в оценке всех компонентов комплексной способности (например, способности к реакции). При этом результаты отдельных тестов должны быть тесно взаимосвязаны (должны коррелировать).

 

В тестах многоразовых задач испытуемые последовательно выполняют двигательные задания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки. Эти оценки могут состоять в тесной связи друг с другом. Посредством соответствующих статистических расчетов можно получить дополнительную информацию об оцениваемых способностях. Примером могут служить последовательно решаемые задания прыжкового теста (табл. 3). [9]

 

Таблица 3. - Последовательно решаемые задания прыжкового теста

 

№ п/п

 

Задача теста

 

Оценка результата

 

Способность

 

 

Максимальный прыжок без взмаха рук

 

Высота,

 

см

 

Прыжковая сила

 

 

Максимальный прыжок вверх со взмахом рук

 

Высота,

 

см

 

Прыжковая сила и способность к соединению (связи)

 

 

Максимальный прыжок вверх со взмахом рук и подскоком

 

Высота,

 

см

 

Способность к соединению (связи) и прыжковая сила

 

 

10 прыжков со взмахом рук на расстояние, равное 2/3 от максимальной высоты прыжка, как в задаче 2

 

Сумма отклонений от заданной отметки

 

Способность к дифференцированию силовых параметров движений

 

 

Разность между результатами за решение одной задачи и двух задач

 

см

 

Способность к соединению (связи)

 

(по Д.Д. Блюме, 1987)

 

В определении двигательных тестов указывается, что они служат оценке двигательных способностей и частично моторных навыков. В самом общем виде выделяют кондиционные тесты, координационные тесты и тесты для оценки двигательных умений и навыков (техники движений). Такая систематизация является, однако, еще слишком общей. Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей.

 

В этой связи различают:

 

1) кондиционные тесты:

 

для оценки силы: максимальной, скоростной, силовой выносливости;

 

для оценки выносливости;

 

для оценки скоростных способностей;

 

для оценки гибкости -- активной и пассивной;

 

2) координационные тесты:

 

для оценки координационных способностей, относящихся к отдельным самостоятельным группам двигательных действий, которые измеряют специальные координационные способности;

 

для оценки специфических координационных способностей -- способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи),

 

вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц.[6]

 

Понятие «тесты для оценки двигательных навыков» в настоящей работе не рассматриваются. Примеры тестов приведены в Приложении 2.

 

Таким образом, каждая классификация -- это своеобразные ориентиры для выбора (или создания) того типа тестов, которые в большей мере соответствуют задачам тестирования.

 

1.3 Критерии добротности двигательных тестов

 

Понятие «двигательный тест» отвечает своему назначению тогда, когда тест удовлетворяет соответствующим требованиям.

 

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными или аутентичными (достоверными).

 

Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Другими словами, ребенок в группе обследуемых по результатам повторных тестирований (например, показателей прыжков, времени бега, дальности метания) устойчиво сохраняет свое ранговое место.

 

Надежность теста определяется с помощью корреляционно-статистического анализа путем расчета коэффициента надежности. При этом используют различные способы, на основании которых судят о надежности теста.

 

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом. Например, показатели кондиционных тестов или морфологических признаков при небольших временных интервалах более стабильны, чем результаты координационных тестов; у более старших детей результаты стабильнее, чем у более младших. Ретест обычно проводится не позднее чем через неделю. При более длительных интервалах (например, через месяц) стабильность даже таких тестов, как бег на 1000 м или прыжок в длину с места, становится уже заметно ниже.

 

Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов (например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м).

 

Отношение к эквивалентным (гомогенным) тестам зависит от многих причин. Если надо повысить надежность оценок или выводов исследования, то целесообразно использовать два и больше эквивалентных теста. А если стоит задача создать батарею, содержащую минимум тестов, следует применять только один из эквивалентных тестов. Такая батарея, как отмечалось, является гетерогенной, так как входящие в нее тесты измеряют разные двигательные способности. Примером гетерогенной батареи тестов является бег на 30 м, подтягивание на перекладине, наклон вперед, бег на 1000 м. [2]

 

Надежность тестов определяют также по сопоставлению средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Например, среднюю точность бросков в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со средней точностью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надежности называется методом удвоения или расщеплением. Он используется преимущественно при оценке координационных способностей и в том случае, если количество попыток, образующих тестовый результат, не меньше 6. [13]

 

Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

 

Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста:

 

время тестирования, место, погодные условия;

 

единое материальное и аппаратурное обеспечение;

 

психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация);

 

подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

 

Это так называемая объективность проведения теста. Говорят еще об интерпретационной объективности, касающейся степени независимости интерпретации результатов тестирования разными экспериментаторами.

 

В целом, как отмечают специалисты, надежность тестов можно повысить различными путями: более строгой стандартизацией тестирования (см. выше), увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов. [7]

 

Фиксированных значений показателей надежности теста не имеется. В большинстве случаев пользуются следующими рекомендациями: 0, 95--0, 99 -- отличная надежность; 0, 90--0, 94 -- хорошая; 0, 80--0, 89 -- приемлемая; 0, 70--0, 79 -- плохая; 0, 60-- 0, 69 -- для индивидуальных оценок сомнительная, тест пригоден только для характеристики группы испытуемых.

 

Информативность теста -- это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. В иностранной (и отечественной) литературе используют вместо слова «информативность» термин «валидность» (от англ. validity -- обоснованность, действительность, законность). Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест (батарея тестов) и какова при этом степень точности измерения?

 

Различают несколько видов валидности: логическую (содержательную), эмпирическую (на основании опытных данных) и предсказательную (2)

 

Важными дополнительными критериями тестов, являются нормирование, сопоставляемость и экономичность.

 

Суть нормирования состоит в том, что на основе результатов тестирования можно создать нормы, имеющие особое значение для практики.

 

Сопоставляемость теста заключается в возможности сравнивать результаты, полученные по одной или нескольким формам параллельных (гомогенных) тестов. В практическом плане применение сопоставляемых моторных тестов снижает вероятность того, что в результате регулярного применения одного и того же теста оценивается не только и не столько уровень способности, сколько степень навыка. Одновременно сопоставляемые результаты тестов повышают достоверность выводов.

 

Суть экономичности как критерия добротности теста состоит в том, что проведение теста не требует длительного времени, больших материальных затрат и участия многих помощников. [2]

 


Заключение

 

Предшественники современных двигательных тестов возникли в конце XIX -- начале XX в. С 1920 года в нашей стране проводились массовые обследования с целью изучения основных показателей физического развития и уровня двигательной подготовленности. На этой основе этих данных были разработаны нормативы комплекса «Готов к труду и обороне».

 

В теорию тестирования прочно вошли понятия о пяти двигательных способностях: силе, быстроте, координации движений, выносливости и гибкости. Для их оценки разработан целый ряд различных тестовых батарей.

 

Среди способов оценки физического состояния человека метод тестов является главным. Различают единичный и комплексный тесты. Также в связи со систематизацией физических (двигательных) способностей тесты классифицируют на кондиционные и координационные.

 

Все тесты должны отвечать специальным требованиям. К основным критериям относятся: надежность, стабильность, эквивалентность, объективность, информативность (валидность). К дополнительным критериям относятся: нормирование, сопоставляемость и экономичность.

 

Поэтому при выборе определенных тестов необходимо соблюдать все эти требования. Для повышения объективности тестов следует придерживаться более строгой стандартизацией тестирования, увеличением числа попыток, лучшей мотивацией испытуемых, увеличением числа оценщиков (судей, экспертов), повышением согласованности их мнений, увеличением числа эквивалентных тестов.

 


Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

 

2.1 Задачи исследования:

 

1. Изучить сведения о теории тестирования по данным литературных источников;

 

2. Проанализировать методику тестирования физических качеств;

 

3. Сравнить показатели двигательной подготовленности учащихся 7а и 7б классов.

 

2.2 Методы исследования:

 

1. Анализ и обобщение литературных источников.

 

Осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных задач на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, спортивной метрологии. Было проанализировано 20 литературных источников.

 

2. Словесное воздействие.

 

Проводился инструктаж о последовательности выполнения двигательных тестов и мотивационная беседа для настроя на достижение лучшего результата.

 

3. Тестирование физических качеств.

 

бег 30 метров (с высокого старта),

 

челночный бег 3 х 10 метров,

 

прыжки в длину с места,

 

6-минутный бег (м),

 

наклон вперёд из положения сидя (см),

 

подтягивания на перекладине (девочки на низкой).

 

4. Методы математической статистики.

 

Использовались для проведения расчетов, которые использовались при сравнительном анализе учащихся 7а и 7б классов.

 

2.3 Организация исследования

 

На первом этапе, в апреле 2009 года, производился анализ научно-методической литературы:

 

· изучение содержания программ по физическому воспитанию учащихся общеобразоват






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.