Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий головного мозга.






Синдромы, связанные с поражением задних отделов головного мозга.

1) Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры – здесь нарушение зрительных и зрительно-пространственных функций. Нарушается симультанный принцип работы коры, т.е. возможность объединить комплексы раздражителей в определенную группу. Этот синдром проявляется в следующем:

· Нарушение зрительного гнозиса в виде различных форм зрительных агнозий: цветовая, лицевая, оптико-пространственная, буквенная, предметная;

· Нарушение зрительной памяти и зрительных представлений;

· Нарушение зрительного модально-специфического внимания, это например, игнорирование одной части зрительного пространства;

· Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза – проявляется в трудностях ориентировки в реальном пространстве и в трудностях восприятия зрительно-пространственных объектов – в картах, часах, схемах, рисунках, они не могут нарисовать куб и т.п.;

· Нарушение пространственной организации двигательных актов;

· Нарушения припоминания слов, связанных с изображениями предметов, трудности называния изображенных предметов.

2) Синдромы поражения зоны ТПО – здесь нарушается симультанный анализ и синтез на более высоком уровне. Проявления:

· Трудности ориентации в зрительном пространстве;

· Нарушение сложных интеллектуальных функций;

· Нарушение символических квазипространственных категорий;

· Интеллектуальные расстройства в виде нарушений наглядных мыслительных процессов. Проявляется в трудностях решения наглядных образных задач, не может мысленно манипулировать объектами, не может решать геометрические задачи и т.п.

3) Синдромы поражения теменной области коры мозга. Нарушаются модально-специфические факторы, которые осуществляют симультанный принцип работы мозга в какой-либо модальности. Данный синдром включает в себя различные гностические, мнестические, речевые нарушения, связанные с распадом тактильных симультанных осязательных синтезов. Различают 2 вида данного синдрома:

· Нижнетеменной синдром – это поражение постцентральных средне-нижних отделов коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата. Проявления:

a) тактильная агнозия (нарушение способности познать предмет на ощупь – астереогноз) может протекать на фоне измененной тактильной чувствительности и при сохранной чувствительности.

b) синдром Герштмана – синдром пальцевой агнозии.

c) тактильная алексия.

d) афферентно-моторная афазия – связана с расстройством кинестетической основы речевого акта, проявляется в виде нарушения артикуляции звуков, слов, смешение близких по произношению звуков и слов, нарушение произвольных движений артикуляционного аппарата и оральная апраксия.

· Верхнетеменной синдром (гностический теменной синдром) – нарушение схемы тела, соматоагнозия: расстройство узнавания частей собственного тела, чаще проявляется в нарушении в ориентации левой половины тела при поражении правого полушария (гемиосоматоагнозия). Гностические нарушения – в виде игнорирования собственных дефектов (анозогнозия). Наблюдаются нарушения тактильной памяти и тактильного внимания (модально-специфические нарушения) как первичные симптомы, а как вторичные симптомы – нарушение моторики.

4) Синдромы поражения конвекситальной коры височной области. Синдромы данной группы различаются в зависимости от стороны (правая или левая) в связи с латерализацией речевой функции. Основные факторы – модально-специфические, связанные с переработкой речевой и неречевой информации. Данные факторы отражают процесс сукцессивной обработки информации. Здесь выделяют 2 группы синдромов:

· Левосторонние нарушения:

a) Поражение зоны Т1 – ядерная зона коры слухового анализатора. В основе – расстройство фонематического слуха, которое проявляется в виде сенсорной афазии, при которой затрудняется оценка и воспроизведение ритмических структур и нарушается восприятие коротких звуков (меньше 4 мс). В грубой форме больной не понимает обращенной к нему речи, в более мягкой – не дифференцирует близкие по звучанию звуки или быстро произнесенные. Как вторичные нарушения – распадается целый комплекс речевых функций (письмо, чтение и т.д.), происходит отчуждение смысла слов, нарушается интеллектуальная деятельность, что связано с неустойчивостью речевой семантики.

b) Поражение зоны Т2 – эта зона расположена на границе височной и теменно-затылочной коры. В основе – нарушение слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия). Больные могут повторять отдельные слова, а серию слов – не могут, потому что нарушается удержание следов памяти вследствие ретроактивного или проактивного торможения, плюс, как следствие, происходит отчуждение смысла слов. Вторичные нарушения – нарушается письмо “под диктовку”, понимание больших отрывков текста плюс страдает устный счет и решение задач.

· Правосторонние нарушения: нарушения неречевого и музыкального слуха и памяти. Проявления:

a) больной не различает обычные бытовые звуки и шумы (слуховая агнозия),

b) не узнает и не воспроизводит знакомую мелодию (амузия)

c) не различает звуковые комплексы, состоящие из последовательности нескольких звуков,

d) не понимает интонационную сторону речи, у него самого малоинтонированная речь,

e) не различает мужские и женские голоса.

5) Синдромы поражения медиобазальных отделов височных областей коры головного мозга. Данные отделы входят в состав первого (энергетического) структурно-функционального блока, следовательно, они связаны с выполнением модально-неспецифических функций. Данные отделы входят в состав лимбической системы. Выделяют 3 группы симптомов:

· Модально-неспецифические нарушения памяти (страдает память во всех модальностях),

· Нарушения в эмоциональной сфере – аффективные пароксизмы (приступы тоски, ужаса – они кратковременные и сопровождаются бурными вегетативными реакциями); характер эмоциональных расстройств зависит от стороны поражения: левое – депрессия, правое – эйфоричность.

· Симптомы нарушения сознания: в тяжелых случаях – нарушается уровень сознания (просоночность, спутанность сознания, галлюцинации), в более легких – конфабуляции, трудности ориентировки во времени, в пространстве.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.