Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интернет как новая коммуникативная среда для журналистов.






Интернет – это совокупность телекоммуникационных сетей (сетей электросвязи), объединённых единой технологией производства и распространения информации (так называемыми «протоколами»). Следуя этому определению и проводя аналогию, например, с телевидением, Интернет можно сравнить с телепередатчиком, релейной станцией и телевизором в их технологической совокупности, но никак не с телепрограммой. Интернет имеет отношение к СМИ постольку, поскольку эта сеть используется для распространения сообщений как получаемых журналистами, так и создаваемых в редакциях СМИ. Поэтому, говоря об Интернете как о СМИ, нам следует иметь в виду исключительно сообщения, распространяемые по этой сети.

Но и здесь, между Интернетом и средствами массовой информации, нельзя ставить знак равенства: признаки информации, распространяемой по телекоммуникационным сетям, не совпадают с признаками традиционной массовой информации.

Закон РФ «О средствах массовой информации» характеризует последние как форму периодического распространения массовой информации (ст. 2).

У Интернета есть признак одновременности распространения информации, столь важный для видовой характеристики СМИ. Одни потребители получают ту же информацию в то же самое время, что и другие. Примерно таким же образом географически удалённые друг от друга читатели газеты в один и тот же день получают информацию, а аудитория ТВ и радио одновременно смотрит или слушает программы.

Однако – и это главное – Интернет не обладает качеством периодичности. Другими словами: если 20 ноября 2002 года читатель получил через Сеть информацию, предназначенную для массового потребления, нет гарантии, что у этой информации будет «продолжение», что это «продолжение» читатель получит на следующий день (как в случае с газетой), или через месяц (как с журналом), или даже 20 ноября 2003 года (как с ежегодным изданием).

Ещё сложнее доказать, прежде всего в отношении Интернет-страниц (сайтов), наличие распространения как важного признака любого СМИ. Из характеристик понятия распространения, данного в статье 2 Закона о СМИ (продажа, подписка, доставка, раздача, вещание), не следует, что в случае Интернет-страниц осуществляется распространение массовой информации. Следовательно, исходя из определений, данных в этом Законе, сайты не должны считаться СМИ.

Хотя, как следует из вышеизложенного, в своём нынешнем состоянии Интернет не может считаться средством массовой информации, по мнению многих, Закон о СМИ подходит для регулирования деятельности Интернета. Так считает и Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. На конец 2001 года МПТР зарегистрировало более 500 СМИ, распространяемых в Интернете.

Журналисты рассматривают Интернет как второй по значимости источник информации – после общения с живым человеком.

В интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и окупаться если не в экономическом плане, так в идеологическом - как инструмент влияния. Lenta.ru (новостная лента) и Vesti.ru (ежедневная аналитическая газета). Задачи, поставленные перед “Лентой”: завоевание максимальной аудитории, создание эксклюзивной рекламной площадки, позволяющей ставить вопрос об окупаемости проекта, то есть о его привлекательности для коммерческого, а не политического инвестора, - были выполнены в полном объеме в намеченный срок.

42. Основные жанры интернет – журналистики.

Во-первых: жанр " сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного

В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

• В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к интернет – журналистике весьма невысокое.

Интернет представляет собой глобальное средство коммуникаций, обеспечивающее обмен текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией и доступ к онлайновым службам без территориальных и национальных границ.

В числе основных особенностей интернета можно отметить следующие:

доступность (24 часа в сутки, 7 дней в неделю);

интерактивность;

возможность размещения большого количества информации (включая графику, звук, видео, спецэффекты);

• оперативность распространения и получения информации.

В интернете представлены электронные версии теле-, радио- и печатных средств массовой информации. Следовательно, здесь присутствует все многообразие журналистских жанров.

Специфическими жанрами интернет-журналистики являются блог и форум.

Блог – это персональные заметки, которые публикуются в открытом доступе. Записи располагаются в хронологическом порядке, поэтому блоги называют также сетевыми дневниками. Слово «блог» произошло от английского «weblog», что дословно переводится как «веб-записи». В основе блога, как правило, лежит программный механизм, позволяющий автору легко добавлять новые заметки. Блоги дают журналисту возможность создать свое собственное пространство в глобальной сети. С их помощью он может обсуждать интересующие его вопросы, интересоваться мнением других и т.д.

Отличия блога от других форм коммуникации заключаются в следующем:

Блог имеет автора или авторский коллектив (если это групповой блог). Он и определяет тематику статей и заметок, выкладывает на сайт понравившиеся фотографии и осуществляет обратную связь.

Блог личностен. Он существует в контексте личности автора. В этом его отличие от форума, который больше похож на анонимный разговор в людном месте. Блог создает представление об авторе, дает ему возможность постоянно выражать свою точку зрения на выбранные темы и быть услышанным практически всеми жителями Сети.

Блог упорядочен. В отличие от чата или форума, которые больше похожи на разговор нескольких сотен людей на улице в центре города. Комментарии автор может сгруппировать на свое усмотрение по каким-либо общим характеристикам (темам, времени создания, кругу интересов и др.). Оставить комментарий к блогу может каждый. Для этого не требуется установка специальных программ на компьютер пользователя.

• Блог социален. Это в определенном смысле сообщество заинтересованных. С самого начала существования блогов их авторы стали объединяться в сообщества посредством публикации блогроллов – списков читаемых

блогов.

• Блог публичен. У блога предполагаются читатели. Причем часть из них знает автора лично. Это делает блог уникальным по своей ненавязчивости и информативности инструментом общения с широким кругом знакомых, друзей, клиентов и так далее. С возможностью получить коллективную обратную связь.

• Блог динамичен, параллелен времени. Блог обычно обновляется ежедневно или несколько раз в неделю. Записи появляются в хронологическом порядке, что не мешает автору группировать их и по другим признакам. В этом отличие блога от обычного сайта, содержимое которого достаточно статично.

Блог дискретен. В каком-то это смысле это путевые заметки автора. Блог может содержать ссылки на другие сайты, в которых читатель статьи найдет дополнительную информацию (на тему авторской заметки).

Блог – это тематический web-разговор, современная форма коммуникации. В отличие от обычного web-сайта, блог динамичен и предполагает двухстороннюю связь, которая позволяет оценить интерес читателя к авторской заметке. Люди обычно разговаривают о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение. В этом отличие блога от монолога обычных новостей. Разговор подразумевает тему или фокус. Фокус не обязательно должен быть тематическим, он может быть, например, эмоциональным.

Поскольку блог привязан ко времени, он стремится к максимальной новизне, а поскольку он личностен, новые события осмысливаются и получают интерпретацию.

Форум является полилоговой коммуникацией в режиме off-line. Как правило, изначально он имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако опытные работники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.) прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и пр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.