Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выразительные средства электронных СМИ






По учебнику Васильева, Петрова «Курс радиотелевизионной журналистики»

РАДИО

Основным средством реализации акустической природы радиовещания явилось звучащее слово. Устное слово в электронных СМИ и на радио – особая репрезентативная роль. Радиовещание существенно усиливает функциональную нагрузку таких речевых характеристик, как:

 Качество голоса

 Дикторское слово – информация индифферентная по отношению к автору. Как правило – официальный характер

 Актерское слово – впитав традиции театра и кино, оно в эфире служит созданию образа, усилению внутренней драматургии действия (радио –аудиокниги, в рекламных блоках)

 Слово журналиста – журналист сам написал сам рассказал, либо элемент экспромта, провоцируемый необходимостью немедленного описания и оценки ситуации (прямые включения и т.д.). Как выразительное средство – оно наиболее репрезентативно в информационно-аналитических программах – подчеркивает личную позицию автора.

 Диапазон тона

 Резонанс

 Темп речи

 Паузы

 Остановки

 Паразитирующие звуки.

(Телеведущие: Зейналова Ирада и Жанна Бадоева – разные стили, темп, диапазон и т.д.)

Освободив слово от кодовых оков письменности, радио и телевиденье вводит в оборот массового общения все интонационное богатство человеческой речи, чем существенно расширяет арсенал своих выразительных средств:

 

1. Интонация способна:

• Выделить главное. Устранять помехи, вызванные восприятием побочной, сопутствующей информации, увеличивая количество семантически значимой информации.

• Убеждать. Через эмоциональность и экспрессивность речи усиливать пропагандистский эффект общения.

• Оптимизировать общение, участвуя в создании его психологического фона (психологического контакта с собеседником, слушателем)

2. Прямые обращения к слушателям, зрителям. Стремление к разговорности, доверительности общения – это оживляет контакт со слушателями, помогает удержать его внимание при достаточно продолжительном времени вешания.

3. Вопросительные фразы- тоже прием активизации внимания, подчеркивание главных мыслей.

 

 

По книге Е.П.Почкай (в смысле, Елены) «Технология СМИ», 2000

ТВ

Визуальная основа телевидения. Выразительные средства:

1.Звук и изображение. Слово, музыка, шумы, спецэффекты.

А) Диалоги:

 замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает) (Познер, На ночь глядя на Первом).

 разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события. (Ток-шоу: Пусть говорят, Жить Здорово на Первом).

 Закадровый текст. В очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ. (Программа «Специальный репортаж» на РБК).

Б) Музыка:

 Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения.

 Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни.

Г) Шумы:

 Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством.

 Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие.

 Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).

 Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.

2.Композиция кадра – эстетическое осмысление объемных и линейных элементов, их подбор, группировка, последовательность.

Основные элементы композиции:

 граница кадра,

 сюжетно-композиционный центр,

 перспектива изображения,

 масштаб,

 ракурс,

 движение.

(Композиция кадра в программе «Непутевые заметки» с Крыловым и в программе «Орел и решка»)

3.Масштаб изображения и композиция – общий, средний и крупный (лицо) планы.

 Деталь, лицо, голова – портретный план,

 Крупный план – голова и плечи,

 Средне-крупный – фигура до верхней половины груди,

 первый план – до пояса,

 средний план – ¾, фигура до колен,

 Средне-общий – фигура целиком с небольшим пространством вверху и внизу,

 Общий – фигура занимает от ¾ до ½ высоты экрана.

 Ракурс – в переводе с фр. Сокращать, укорачивать. Передает разноудаленные от объектива части предмета в разных масштабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы.

 Ориентация в пространстве – самая очевидная роль ракурсной съемки.

Виды съемки:

• панорамная съемка, движение за объектом, (характерно для тревел-програм)

• трансфокаторная съемка (осуществляются наезды, отъезды, приближая и удаляя объекты с помощью одной кнопки на видеокамере). (характерно для ток-шоу)

4.Цветовая палитра.

Настройка камеры на цветовую температуру главного источника цвета осуществляется с помощью баланса белого. Для этого оператор просит подержать перед камерой белую бумажку. И делает наезд.

• Цвет может решать и пространственные задачи. Психологически нам кажется, что:

красно-оранжевые и желтые тона располагаются ближе,

а синие, голубые и зеленые – дальше.

• Есть еще эмоциональная или эстетическая функция цвета:

Чистые цвета вызывают положительные эмоции, смешанные – ощущение перехода, напряжения.

Пластическая образность экрана.

5. Свет – это первоэлемент изображения. Функции света:

 информационная (это значит, все видно, простите за тривиальность),

 пространственная (видно, какой длины тень, теоретически можно узнать, который час:).

 Свет несет эмоциональную нагрузку и выявляет цветовую палитру.

 Немного физики. Свет – это поток лучистой энергии. Световой поток измеряется в люменах.

 Освещенность – это поверхностная плотность светового потока, Освещение бывает:

 светотеневое – в ясную погоду

 бестеневое – в пасмурную и локальное – в сумерках под фонарем.

 Силуэтное получается, когда освещена только глубина пространства, а объекты на переднем плане затемнены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.