Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4: Стресс и индивид.






1. Понятие «стресса».

2. Индивидуальные различия.

3. Последствия стресса.

4. Подходы к снятию стресса.

 

Стресс можно определить как адаптивную реакцию, которая является следствием любого внешнего действия, ситуации или события, предъявляющих индивиду чрезмерные требования. Некоторые исследователи ограничивают свои опре­деления стресса личными катастрофами, вроде болезни, угрожающей жизни. Другие включают ряд событий, требующих существенного изменения сложившегося образа жизни индивида, например трудности адаптации к изменившимся требованиям на ра­боте. Стрессовые жизненные ситуации обычно социально нежелательны. Увольнение - это в большинстве случаев социально нежелательное событие.

Что такое стресс? Спросите пять человек о том, что такое стресс, и вы, скорее всего, услышите пять различных определений. Бизнесмен рассматривает стресс как неприятность или эмоциональное на­пряжение, авиадиспетчер — как возникновение внезапной тревоги и необходимость кон­центрации внимания; биохимик рассматривает его с чисто химической точки зрения.

Рабочее определение. Каждое из интерпретаций стресса вносит важный вклад в его понятие. Вследствие этого все они использованы при разработке рабочего определения стресса. Мы оп­ределяем стресс как приспособительную реакцию, опосредованную индивидуальными раз­личиями и (или) психологическими процессами, которая наступает в результате воздейст­вия окружающей среды, обстоятельств или событий, предъявляющих избыточные психо­логические и (или) физические требования к человеку.

Это рабочее определение представляет стресс в более негативном свете, чем большинст­во других определений. Мы, однако, включили слово «избыточные» в наше определение, так как, разумеется, не каждый стресс является негативным. Тот стресс, которые доктор Ганс Сэли назвал эйстрессом (от греч. эй, означающий «хороший», например эйфория), яв­ляется позитивным стимулом. Эйстресс необходим в нашей жизни.

Психофизиология стресса. Если вы случайно дотронетесь рукой до горячей плиты, то произойдет ряд вполне предска­зуемых событий. Вы почувствуете боль, кожная ткань будет повреждена. В зависимости от скорости вашей реакции вы отдернете руку от плиты, возможно, произнеся при этом не­сколько характерных слов.

Это событие иллюстрирует взаимодействие между вами и окружающей средой. По­добное событие приводит к определенным физическим и психологическим последствиям. Упомянутое событие показывает также, что такое стресс и как мы на него реагируем — фи­зически и психологически.

Общий адаптационный синдром. Сэли создал концепцию о физиологическом ответе на стресс. Он рассматривал стресс как неспецифический от­вет на любое требование, предъявляемое организму, и на­звал трехфазную защитную реакцию человека на стресс общим адаптационным синдромом (ОАС), так как стрессовые воздействия оказыва­ют влияние на разные органы человека. Адаптация при­водит к стимуляции в целях защиты, чтобы помочь организму приспособиться к стрессо­вому воздействию или бороться с ним; упомянутый синдром указывает на то, что отдель­ные составляющие реакции проявляются в большей или меньшей степени в совокупнос­ти. Три отдельные фазы — это тревога, сопротивление и истощение.

Стадия тревоги — основной способ мобилизации, с помощью которого организм от­вечает на стрессовое воздействие, когда стрессор определен, мозг отправляет биохимичес­кое послание всем системам организма. Дыхание учащается, поднимается кровяное давле­ние, расширяются зрачки, мускулы напрягаются и т. д.

Серьезный стрессор для многих работников - это отсутствие контроля над ситуаци­ей. Для большинства людей важны темп работы, загрузка работой, принятие решений, сроки, определение собственных стандартов качества, а также регулирование графика работы. Существуют работы, в частности работа пожарной команды, которая предъявля­ет высокие требования, например в части сроков ее выполнения, и в то же время почти или совсем не оставляет простора для контроля над решениями о том, как, когда и где выполнять работу. Пожарник почти лишен возможности решать, как он хотел бы выпол­нить работу.

Любой вид ответственности может стать нагрузкой для некоторых людей, но ее раз­личные типы явно оказывают разное стрессовое воздействие. Одним из способов ее класси­фикации является разделение на ответственность за людей и ответственность за предметы. Медсестра в отделении интенсивной терапии, нейрохирург и авиадиспетчер несут высокую ответственность за жизнь людей. В одном из исследовании содержится подтверждение гипо­тезы о том, что ответственность за жизнь людей способствует развитию стресса, связанного с работой. Чем большую ответственность несет человек за жизнь людей, тем больше вероят­ность того, что он много курит, имеет повышенное кровяное давление и повышенный уро­вень холестерина в крови. И наоборот, чем больше ответственность человека за предметы, тем ниже эти показатели.

Групповые стрессовые воздействия. Эффективность любой организации зависит от характера взаимосвязей между группами. Характеристики групп могут оказывать сильное стрессовое воздействие на некоторых лю­дей. Исследователи отметили, что поддержание хороших взаимоотношений между членами рабочей группы является центральным фактором индивидуального благополучного само­чувствия. Плохие отношения подразумевают низкую степень доверия, слабую взаимную поддержку, пониженное желание выслушать и попытаться вникнуть в проблемы другого сотрудника. Исследования в этой области приводят к тому же выводу: взаимное недове­рие сотрудников связано положительной связью (т.е. находится в прямой зависимости) с высокой степенью ролевой неопределенности, что приводит к неадекватному обще­нию людей и низкой удовлетворенности работой.

Организационные стрессовые воздействия. Одна из проблем в изучении организационных стрессов — выявление наиболее распрост­раненных из них. Важной частью работы в организации для некоторых людей является участие в принятии решений. Участие з ависит от объема знаний человека, его точки зре­ния и идей — все это включено в процесс принятия решения. Такое участие может привес­ти к стрессу. Некоторые люди могут быть расстроены тем, что их редко привлекают к учас­тию в принятии решения. Другие могут рассматривать участие в принятии решения как покушение на традиционное право начальника или руководителя оставить за собой по­следнее слово.

Другое стрессовое воздействие — организационная структура — изучено недостаточно. Одно из исследований посвящено работникам торговли. В нем рассматривается влияние жесткой (бюрократически структурированной) организации и более мягкой (менее жест­ко структурированной) организации на удовлетворение работой, стресс и результативность. Исследователи установили, что работники торговли в наименее бюрократически структу­рированных организациях испытывали меньше стрессов и большую удовлетворенность ра­ботой и обладали большей эффективностью, чем в средне- или жестко структурированных системах.

Стрессовые воздействия в повседневной жизни. По общему мнению, когда в жизни человека происходят изменения, вызывающие силь­ный стресс, обычно страдает его здоровье. Исследование этого интригующего предполо­жения было предпринято Томасом Холмсом и Ричардом Раэ. Их работа привела к созданию Списка происшествий в жизни человека, позже названного Шкалой уровня социаль­ной реадаптации (ШУСР). Путем исследования и анализа Холмс и Раэ оценили ШУСР (табл. 8.1). По этой шкале человека просят указать, какие из перечисленных происшествий случились с ним за последние 12 месяцев. Холмс и Раэ об­наружили, что люди, изменения в жизни которых в сумме были оценены в 150 пунктов или меньше, обычно отличаются хорошим здоровьем в текущем году. Однако те, у кого изме­нения в жизни были оценены в 150-300 пунктов, имеют 50-процентную вероятность серь­езно заболеть в текущем году. Если же жизненные изменения превышают 300 пунктов, то вероятность серьезно заболеть в текущем году превышает 70%.

Стрессовые воздействия вызывают у разных людей неодинаковую реакцию. Некото­рые люди лучше других справляются со стрессом; они могут изменить свое поведение та­ким образом, чтобы приспособиться к стрессовым воздействиям. Однако люди, предрас­положенные к стрессу, неспособны сделать это.

Модель поведения типа А. В 50-х гг. врачи-кардиологи и исследователи Мейер Фридман и Рэй Розенман открыли поведение типа А. Изучая медицинскую литературу, они обнаружили, что традиционные факторы риска коронарных нарушений, такие, как. богатая холестерином пища, повышенное кровяное давление и плохая наследственность, не мо­гут полностью объяснить или предсказать ишемическую болезнь сердца (ИБС) — сердечно-сосудистое за­болевание, которое характеризуется недостаточным поступлением кислорода к сердцу. По всей видимости, другие факторы играют более важную роль в возникновении ИБС. Опрашивая наблюдаемых пациентов, Фридман и Розенман начали описывать способ поведения или черты характера, которые они назвали «поведение типа А». Личность типа А характеризуется следующими особенностями: постоянное стремление сделать как можно больше в самый короткий промежуток времени;

- агрессивность, честолюбие, соперничество, сила;

- резкая речь (перебивает собеседников);

- нетерпение, нежелание ждать (считает ожидание потерей драгоценного времени);

- отрицательное отношение к простоям и ориентированность на работу;

- постоянная борьба — с людьми, вещами, событиями.

Люди, характеризующиеся поведением типа В, обычно не вступают в конфликты ни со временем, ни с людьми. Человек типа В может быть довольно энергичным, стремиться к выполнению работы и много работать, но уверенный стиль позволяет ему работать стабильно. Если тип А на­поминает скаковую лошадь, то тип В - черепаху.

Решительность. По мнению некоторых исследователей, чтобы точнее предсказать болезнь или низкую производительность труда в результате стресса, нужно разделить людей на следующие категории: тех, кто подвержен, и тех, кто не подвержен болезням в условиях стресса. Это разделение построено на том, что: а) стресс не может рассматриваться только как чисто внешнее событие, независимое от его личного восприятия; б) некоторые люди могут в большей степени, чем другие, воспринимать события таким образом, что это вызовет у них стресс

Следуя этой классификации, было определено понятие «решительность» — поведе­ние, для которого характерны действие, контроль и вызов;

Социальная поддержка. Некоторые исследователи указывают, что социальная поддержка снижает или смягчает негативное воздействие стрессов и стрессовых ситуа­ций. Взаимодействие с другим человеком или группой людей обязательно вызывает чувство социальной под­держки, если дает реципиенту уверенность, что его ува­жают и стремятся оказать ему помощь при возникнове­нии стресса. Термин «осознаваемая поддержка» означает общее осознание людьми в раз­личных ситуациях, что о них заботятся и их ценят, что они могут в случае необходимости обратиться к другим людям и что они удовлетворены своими взаимосвязями с другими людьми.

Социальная поддержка должна смягчать воздействие стрессов на личность. Однако некоторые полученные данные противоречивы. В отдельных исследованиях сообщается о наличии смягчающего влияния. Специалисты обнаружили, что социальная под­держка смягчает воздействие стресса на состояние здоровья, возникновение депрессии и соматических жалоб, но не установили ее влияния на неудовлетворенность работой и воз­никновение скуки. Поддержка начальника смягчает влияние критических событий в жизни на самочувствие, но поддержка семьи такого дейст­вия на оказывает. Поддержка рабочей группы имеет тенденцию увели­чивать роль честолюбия в неудовлетворенности работой.

Отрицательная аффективность Отрицательная аффективность — это душевное состояние, присущее некоторым индиви­дам. Люди с высокой отрицательной аффективностью более склон­ны выражать и испытывать высокие уровни негативного стресса по сравнению с индиви­дами с низкой ОА. Индивид с высокой ОА обычно ис­пытывает гнев, страх и депрессию и склонен концентри­ровать внимание на негативных сторонах жизни, работы и внешней среды.

Если ОА является мощным фактором, он способен повлиять на восприятие человеком стрессоров. Бриф и другие исследователи проанализировали ОА в различных выборках индивидов, включая менеджеров, специалистов, пожарников и полицейских и выявили существенную зависимость между высокой ОА и стрессом. Такую зависимость установили и другие исследователи. Эти выводы позволяют считать, что ОА возможно, способствует возникновению у человека негативной реакции на стресс или жалоб на здо­ровье и «неважное самочувствие». Если людям попросту присуще такое душевное состояние, или ОА, то попытки менеджеров снизить связанный с работой стресс у сотрудника с высокой ОА могут оказаться неэффективными.

3. Мобилизация защитных механизмов не является единственным возможным последст­вием контакта со стрессовыми воздействиями. Последствия стресса многочисленны и разнообразны. Конечно, некоторые из них позитивны, например стремление упорнее работать, решимость улучшить свою жизнь. Однако многие последствия стресса разру­шительны и потенциально опасны. Обозначены пять категорий возможного воздей­ствия стресса.

субъективное — беспокойство, агрессия, апатия, скука, депрессия, усталость, недовольство, ухудшение настроения, низкая самооценка, нервозность, одиночество;

поведенческое — подверженность несчастным случаям, алкоголизм, токсикомания, эмоциональные вспышки, избыточное потребление пищи и курение, импульсив­ное поведение, нервный смех;

познавательное - неспособность придерживаться твердого решения, слабая кон­центрация внимания, повышенная чувствительность к критике, снижение умст­венной деятельности;

физиологическое увеличение уровня глюкозы в крови, повышение частоты сер­дечных сокращений и артериального давления, сухость во рту, потливость, расши­рение зрачков, попеременное ощущение то жара, то холода;

организационное абсентеизм, низкая производительность, отчужденность, неудов­летворенность работой, снижение организационной исполнительности и лояль­ности.

Самые дорогостоящие эффекты стресса. С точки зрения администрации, каждая из пяти категорий воздействий стресса имеет значение. Однако отчужденность и непродуктивное поведение, например абсентеизм, суета, алкоголизм и токсикомания, наносят особенно большой ущерб производительности труда.

«Сгора­ние»определяют как психологический процесс, обусловленный неснижающимся стрессом, который при­водит к эмоциональному истощению, деперсонализации и чувству ущербности.

Такое состояние наступает не сразу. Обычно ему пред­шествует несколько стадий:

1) интенсивная вовлеченность в работу;

2) застой в работе;

3) отрешенность и уход от дел;

4) наличие физических и поведенческих симптомов.

С точки зрения организации наиболее важным последствием «сгорания» является сни­жение результативности труда. Если человек «сгорел», то ему, очевидно, трудно сохранить прежнюю результативность труда. Это объясняется тем, что, в конечном счете, это явление влечет за собой отрешенность от дел. Исследователями также установлено, что индивиды, находящиеся в таком состоянии, чаще не выходят на работу и текучесть среди них выше, чем среди других работников.

Литература:

1. Организационное поведение: учебное пособие. Автор: Седых А.Н. Издательство: Издательство Московского государственного открытого университета, 2011 г.

2. Управление мотивацией: учебное пособие. Авторы: Ричи Ш., Мартин П. Издательство: Юнити-Дана, 2011 г.

3. Актуальные проблемы теоретической и прикладной современной психологии. Авторы: Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Костяк Т.В., Гребенникова О.В., Кобазева Ю.А. Издательство: МПГУ, 2011 г.

4. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие. Авторы: Селезнёв В.А., Орехов С.А., Тихомирова Н.В. Издательство: Дашков и К, 2012 г.

Вопросы:

1. Обсудите элементы «решительности». Что до сих пор показали исследования относительно этого фактора?

2. Трудно ли изменить поведение типа А на пове­дение типа В? Почему?

3. Какие элементы поведения типа А представля­ются наиболее опасными?

4. Какие мероприятия социальной поддержки могли бы смягчить последствия стресса?

5. Какие проблемы типичны при поиске наилуч­шей программы уменьшения стресса?

6. Почему при исследовании стресса следует изу­чать негативную аффективность?

7. Поясните, почему юмор должен заинтересо­вать руководство организации?

8. Даже если менеджер знает, что работник от­личается высоким уровнем враждебности, можно ли что-либо сделать на производстве? Что именно?

9. Если должным образом не решен юридичес­кий аспект стресса, к чему это может привести?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.