Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь макроэкономических показателей






 

20. Цикличность развития рыночной экономики

Цикличность экономики - это периодические колебания роста и сокращения производства, а экономический цикл – время от одного спада или подъема до другого.

Цикл состоит из четырех периодов, которые называются фазами. Разные экономисты называли их по-разному, но суть их такова.

Первая фаза - рост производства - это подъем или оживление. Это рост всех макроэкономических показателей, объема производства, занятости, цен, инвестиций, процента (банки, чувствуя растущий спрос на деньги, повышают процент за кредит).

Вторая фаза - пик подъема называется бумом, а долгий бум - процветанием. Но вот рынок затоваривается, экономика перегревается, продукции слишком много; чтобы ее распродать, снижают цены, предприятия терпят убытки. И тогда наступает -

Третья фаза - уменьшение роста производства. Это сокращение или спад или кризис. Предприятия не только сокращают производство, но и закрываются, разоряются. Растет безработица.

Четвертая фаза - нижняя граница спада - это кризис. Затянувшийся кризис, когда падать дальше некуда, а выход из него еще не начался, называют депрессией.

Часто фазы бывают незаметными, размытыми и по разным параметрам могут не совпадать, потому что параметров, по которым судят о цикличности, много.

График строится по двум параметрам: показатели деловой активности откладываются по вертикали, а время: годы или месяцы - по горизонтали. Показатели деловой активности могут быть такими, как: объем производства, изменение цен на рынке, величина реальной зарплаты, вклады в банки, уровень безработицы, величина ссудного процента в банках.

В каждой фазе эти показатели, будучи взаимосвязанными, характеризуют черты цикла.

Каковы же причины цикличности? Поскольку кризис - это форма проявления неравновесия между совокупным спросом и предложением, причиной цикличности является несовершенство рыночного саморегулирования.

Оно заключается в том, что спрос населения меняется быстрее, чем предложение. Когда потребление достигает точки своего насыщения, производство не в состоянии мгновенно отреагировать на это. Технологическая цепочка производства длинная и пока сигнал с рынка о необходимости сокращения производства дойдет до производителей сырья, станков, они по инерции будут производить лишнюю продукцию.

Другие причины обусловлены старением основного капитала, изменением его стоимости и другими диспропорциями. Поскольку кризис разрушителен для населения, государство и очень крупные фирмы стараются регулировать производство, и это удается.

Современный экономист Пол Самуэльсон выделяет внешние и внутренние факторы цикличности, которые определяют неравновесие в экономике.
Экстернальные - внешние по отношению к экономике факторы: погодно-природные условия (неурожай); войны, революции и политические потрясения; открытие крупных месторождений ресурсов; освоение новых территорий, миграция населения; мощные прорывы в технологии.

Интернальные - внутренние факторы, принадлежащие самой рыночной экономической системе: личное потребление (парадокс бережливости); производительное потребление - инвестирование (зависит от налогов, цен); физический срок службы основного капитала; экономическая политика государства.

 

21. Безработица. Виды безработицы

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации. Для оценки безработицы используют следующие показатели:

Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.

Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.

Естественная безработица — процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности.

Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме — падает.

Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1% Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы.

Выделяют следующие виды безработицы:

Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.

Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности)

Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики

Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест

Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий;

Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

 

22. Сущность и виды инфляции

Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.

Термин «инфляция» появился во второй половине XIX в., перекочевав из арсенала медицины. В буквальном переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения и связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег, суммой взаимопогашающих платежей.

Очевидно, что инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов – ценообразующих и денежных. С одной стороны, обесценение денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении.

Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют наоткрытую и подавленную (подавляемую). Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Она выливается в товарный дефицит.

Виды инфляции определяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика и характер антиинфляционных мер:

1. Умеренная инфляция (3-4% в год). Это нормальный уровень, который играет роль катализатора экономического роста.

2. Ползучая инфляция (8-10% в год). Это свидетельствует о нарастании дестабилизационных явлений в экономике.

3. Галопирующая (до 50% в год).

4. Гиперинфляция (50-100% в год). От гиперинфляции выигрывают должники (в т.ч. государство).

Выделяют 2 типа инфляции:

1) инфляция спроса (покупателей);

2) инфляция издержек (продавцов).

Модель инфляции спроса показывает, что при данном объеме совокупного предложения увеличение совокупного спроса приводит к более высокому уровню цен. При этом предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Повышается номинальная заработная плата.

Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает 2 причины ее возникновения:

- в силу удорожания топлива, сырья, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи, повышения транспортных расходов;

- в результате повышения зарплаты под давлением профсоюзов.

Если повышение зарплаты не уравновешивается какими-то противодействующими факторами (напр., ростом производительности труда), то увеличиваются средние издержки. Производители начинают сокращать объемы выпуска. При неизменном спросе уменьшение предложения ведет к росту цен. Растет безработица.

Инфляция имеет монетарные и немонетарные причины.

Немонетарные причины:

· диспропорции в экономике;

· чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса);

· малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости;

· спад объема ВВП (валового внутреннего продукта);

· инфляционные ожидания населения.

Монетарная природа инфляции:

· дефицит госбюджета;

· влияние объема денежной массы на темпы инфляции. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате возрастает уровень цен на товары;

· скорость обращения денег (она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием и инфляционными ожиданиями населения).

Инфляционным ожиданиям придается большое значение в последние десятилетия. Использование концепции ожиданий в экономической теории было обосновано Дж. Хиксом в его работе «Стоимость и капитал». Под эластичностью ожиданий подразумевалось соотношение между ожидаемым и реальным изменением стоимости товара.

В современных теориях инфляции существуют 2 концепции:

· адаптивные ожидания;

· рациональные ожидания.

Адаптивные ожидания строятся с учетом ошибки прогнозирования, которая определяется как разница между ожидаемым и реальным уровнем инфляции за предшествующий период.

Модель адаптивных ожиданий предусматривает, что ожидаемый уровень инфляции может быть основан на средневзвешенном уровне прошлых инфляционных ставок.

Рациональные ожидания основываются на всестороннем учете как прошлой, так и будущей информации, в частности политики регулирования того фрагмента экономики, состояние которого влияет на предмет ожиданий. «Рациональность» ожиданий проявляется в том, что субъект не отказывается заранее ни от какого источника информации и учитывает ее в соответствии с достоверностью и значимостью.

 

23. Инфляция и безработица. Кривая Филлипса

Для изучения феномена инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. Эту связь впервые установил австралийский экономист Филлипс. Он обратил внимание, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и уровень безработицы снижается.

Эту связь можно прокомментировать следующим образом. Как известно, уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (т.е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.

Инфляция и безработица — две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы. Это реальная, хотя и эмпирически установленная картина.

При выработке экономической политики приходится выбирать: либо инфляция, либо безработица. Практически идет поиск наиболее приемлемого сочетания двух «зол». На рис. 22.1 представлена модифицированная кривая Филлипса.

 


 

Рис. 22.1. Кривая Филлипса: UN — естественный уровень безработицы; РN - темп роста цен при этом уровне.

 

Подходы к решению проблемы искомого сочетания инфляции и безработицы у Кейнса и Фридмена неодинаковы. Кейнс исходит из того, что стимулирование денежного спроса (небольшая инфляция) будет способствовать повышению уровня занятости. Фридмен утверждает, что равномерный рост денежного предложения и устранение бюджетного дефицита ведут к торможению инфляции, стабильному росту и «нормальной» занятости. Кейнс делает упор на гибкую денежную политику и рост денежной массы, Фридмен — сторонник жесткой денежной и фискальной политики.

Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой». Проще говоря, возникает так называемая стагфляция — сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

Подводя некоторый итог, отметим, что в современной интерпретации кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы принято рассматривать темпы прироста цен, т.е. инфляции. Это объяснимо, ибо два этих показателя тесно связаны. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены.

На поведение людей, производственную активность населения оказывают влияние не только рост цен, но и ожидания. Если они рациональны, то рационально и поведение. Людей интересует не номинальная, а реальная заработная плата. Сама инфляция становится теперь зависимой от степени доверия к действиям правительства. Политика выбора между безработицей и инфляцией теряет свою актуальность. Основные акценты смещаются в сторону изучения факторов, под влиянием которых формируются ожидания.

 

24. Кредитно-денежная система

В современных моделях развитой рыночной экономики денежно кредитная система занимает важную позицию в работе экономического механизма. Она представляет собой практически систему экономического кровообращения, которая регулирует денежную массу, контролирует финансовые потоки, аккумулирует и перераспределяет денежные потоки, проводит взаиморасчеты между экономическими субъектами, кредитует население и отдельные отрасли экономики.

Существует два понятия кредитно-денежной системы:

· первое означает совокупность кредитных отношений, методов и форм финансирования (функциональная форма);

· вторая - совокупность финансово-кредитных учреждений, которым свойственно аккумулировать денежные временно свободные средства, а затем предоставлять ссуды (институциональная форма).

В первом случае речь идет о таких отношениях как банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный кредит. Второй случай сводится к следующих параметрам.

Современная денежно кредитная система – это сложный механизм, имеющий несколько уровней, который аккумулирует и перераспределяет финансовые активы. Основными звеньями системы являются: Центральный банк, система государственных и полугосударственных банков; банковский сектор, в которых входят коммерческие банки, сберегательные, специализированные банки сферы торговли; ипотечных кредитов, инвестиционные, специализированные кредитно-финансовые небанковские учреждения: пенсионные фонды, компании страховой и инвестиционной направленности, финансовые компании, различного рода ссудо-сберегательные ассоциации, благотворительные фонды. Такая трехъярусная схема свойственна для большинства развитых стран (США, Япония, страны Западной Европы). Отдельные страны отличаются между собой по степени развитости отдельных звеньев этой системы. Самая развитая денежно кредитная система в США, в связи с чем именно на нее ориентируются развитые страны при формировании собственных кредитных систем. Государство регулирует кредитно-денежную систему двумя основными способами: при помощи прямого административного вмешательства (путем установления жестких цен, рационирования товаров, т.д.) и косвенного административного вмешательства (проведение денежно-кредитной политики). Так становится очевидно, что денежно кредитная система государства призвана удовлетворять потребности экономики в распределении свободных денежных средствах и их переливе в наиболее развитые и перспективные отрасли. У одних субъектов хозяйствования периодически возникают временно свободные средства (излишки денег), а у других – потребности в дополнительных средствах. Это противоречие успешно разрешает денежно кредитная система страны.

Денежно кредитная система РФ представлена тремя ярусами: Центральным банком; банковской системой (банки коммерческого характера); специализированные кредитно-финансовые институты. Такая структура хорошо отражает потребности народного хозяйства, она приближается к модели кредитных систем развитых стран и начинает приспосабливаться к новым процессам экономических реалий. Такая кредитная система пока имеет определенные недостатки практически во всех звеньях (растет количество мелких банков, компаний по страховым операциям, инвестиционных фондов, а коммерческие банки продолжают специализироваться на краткосрочных кредитных операциях, что приводит к недостаточному перенаправлению средств в развитие промышленных и других отраслей народного хозяйства. Поэтому сегодня еще достаточно многие аспекты кредитной системы РФ требуют в дальнейшем совершенствования. Рациональное функционирование денежно-кредитной системы призвано обеспечивать стабильное состояние национальной экономики.

 

25. Рынок труда. Заработная плата

Среди рынков ресурсов рынок труда занимает особое место, ибо объектом взаимоотношений здесь выступает труд – ресурс, который неотделим от человека, наделенного специфическими психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, национальными и т.п. особенностями. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда – заработной плате (W).

Существует множество теорий заработной платы.

Согласно К.Марксу, заработная плата при капитализме – это превращенная форма стоимости товара рабочая сила, которая определяется стоимостью средств существования, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы (при этом под рабочей силой понимается способность человека к труду). Таким образом, заработная плата – это стоимость средств существования рабочего.

В отличие от заработной платы при капитализме зарплата при социализме трактовалась как часть национального дохода страны, распределяемая между работниками государственного сектора экономики пропорционально количеству и качеству вложенного труда, т.е. заработная плата – это оплата по труду.

Теория рыночной экономики исходит из того, что заработная плата – это цена труда, доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени (час, день, неделя, месяц).

Заработная плата – важнейшая и наиболее массовая форма дохода в любой рыночной экономике, она составляет примерно 3/4 национального дохода страны. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы.

Рассматривая величину заработной платы, необходимо различать: номинальную заработную плату – денежное вознаграждение, которое работник получает за предоставленные им услуги труда; реальную заработную плату – то количество товаров и услуг (в натуральном выражении), которые работник может купить на свою номинальную заработную плату.

Очевидно, что реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной зависимости от уровня цен товаров. Реальная заработная плата может падать даже при росте номинальной заработной платы (если цены растут быстрее, чем номинальная заработная плата).

Как и всякая цена, заработная плата определяется на рынке – рынке труда. Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны населения. Субъекты рынка труда – наемные рабочие, предприятия, профсоюзы и государство. Наемные рабочие – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму – источник средств существования. Рынок труда обычно анализируется на двух уровнях: рынок труда в целом по стране и отраслевой рынок труда, где предъявляется спрос и предлагается труд работников определенных профессий (рынок труда программистов и шахтеров, юристов и водителей автобусов и т.п.). Основные параметры рынка труда как и всякого рынка – спрос, предложение, равновесная цена (заработная плата) и равновесный объем (занятость).

26. Конкуренция и государственная политика

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

 

27. Доходы населения и социальная политика

 

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др. натуральные доходы включают прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Государственная политика доходов

Государственная политика доходов будет составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов будет гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов состоит по сути в том, что оно крайне важно для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности.
Стоит отметить, что основное возражение против равенства доходов состоит по сути в том, что для достижения той цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Отметим, что тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка.

 

28. Маркетинг. Принципы маркетинга

Принципы маркетинга – это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и услуг обязательно ориентировалось на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка.

В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:

1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений.

Потребители часто не знают, что именно они хотят. Они хотят только как можно лучше решить свои проблемы.

Поэтому одна из главных задач маркетинга — это понять, что хотят потребители.

2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, в области капитальных вложений, сбытовая, техническое обслуживание и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. При реализации концепции маркетинга центр принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятий к звеньям, чувствующим пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятий. Здесь на основе тщательного анализа состояния и динамики спроса и деловой конъюнктуры решается вопрос о необходимости, перспективности, прибыльности производства того или иного товара.

3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.

Западно-германский маркетолог Гюнтер фон Брискорн в одной из своих лекций, характеризуя содержание и принципы маркетинга, приводит следующую схему (рис. 1.). Он рассуждает примерно так. Рынок — это море. На волнах рынка находятся потребители, поведение которых на рынке характеризует вектор их потребностей. Он подвержен частым изменениям. Рынок является нашим шефом (начальником) и, выходя на него (идя на прием к шефу), надо хорошо подготовиться. Потребитель — это наш король, любые требования которого мы должны безоговорочно выполнять.

рис. 1.

Общую концепцию маркетинга можно охарактеризовать так: от производителя к потребителю идет общий поток денег, необходимый для нормального функционирования предприятия и для того, чтобы удовлетворять будущие потребности еще более эффективно, чем в настоящий момент. И вот задача маркетинга как раз и заключается в том, чтобы производитель и потребитель во время встречи на рынке наиболее полно реализовали свои цели и потребности.

Таким образом, маркетинг — это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли, необходимой для ее существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.

29. Денежная система государства и её элементы

 

Денежная система — это форма государственной организации денежного обращения.

В денежной системе, т. е. организации денежного хозяйства, можно выделить следующие основные элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, формы эмиссии денег. В зависимости от исторически конкретного наполнения элементов денежной системы и определяют ее конкретные формы: систему штучных денег, монометаллизма и биметаллизма, неразменных бумажных и кредитных денег.

Денежная система складывается исторически в каждой стране.

Денежные системы основаны на обращении неполноценных и неразменных кредитных и бумажных денег.

В этом случае золото вытеснено из обращения и уже не может рассматриваться в качестве денег. К этому типу относятся все современные денежные системы всех стран мира. Они имеют общие черты.

В результате определяются элементы денежной системы:

§ национальная денежная единица, принятая в качестве масштаба цен;

§ виды денежных знаков (денежные билеты и монеты), порядок их выпуска в обращение (эмиссия);

§ методы организации обращения;

§ порядок, ограничения и регулирования денежного обращения.

В обращении во всех странах заменители действительных денег (денежные знаки) лишены собственной стоимости, но сохраняют устойчивость и выполняют функции средства обращения, средства платежа, меры стоимости, средства накопления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.