Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный менеджмент в глобальной экономике.






 

Возникновение международного менеджмента как передового, особого и неотъемлемого института стало важным событием в мировой экономике второй половины XX столетия. Редко в истории человечества новый институт настолько быстро доказывал бы свою необходимость. Международный менеджмент, его компетенция и эффективность еще несколько десятилетий будут иметь решающие значения для многих стран мира.

Быстро меняющиеся рыночные условия, глобализация мировой экономики, кризисные явления, децентрализация и «виртуализация» управления, быстрое устаревание информации обуславливают высокие требования к современному руководителю.

Кроме того, современный рынок развивается в условиях все возрастающей конкуренции. Усиление конкурентной борьбы обусловливает резко возросший динамизм изменений, происходящих на большинстве рынков. Это объективная закономерность, поскольку глобальная экономика не может состоять только из одних плюсов, неизбежны и издержки данного явления.

Увеличение масштабов деятельности до глобальных, соотношение и взаимосвязь интеграционных и дезинтеграционных процессов и ряд других факторов, всё это в совокупности приводит к усложнению управления, особенно на межнациональном уровне. Неопределенности будущего и риски огромны, информации для принятия решений обычно не хватает, затраты на ее получение несоизмеримы как с возможными потерями, так и с выигрышами.

В этих новых условиях, где главным становится глобальная конкуренция, необходимы новые подходы, учитывающие практически все факторы, и где недоучет любого из них может стать критичным.

Глобальная конкуренция[50], по мнению Питера Ф. Друкера, должна стать стратегической целью всех учреждений. Ни одно учреждение не может рассчитывать на выживание, не говоря уже об успехе, если не будет соответствовать стандартам, которые устанавливают лидеры индустрии, в какой бы части мира они ни находились.

Особенно много ошибок может возникнуть из-за стереотипов управленческого мышления, ориентированного на индивидуальный опыт отдельного руководителя, т.к. те решения, которые приводили к успеху в рамках одной страны, абсолютно не эффективны в рамках иной национальной культуры.

В таких условиях может выжить только такая компания, менеджмент которой настойчиво ищет способы адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Питер Ф. Друкер назвал это время - «эпохой без закономерностей».[51]

Генри Форд в 1926 году [52] с восторгом говорил о том, что создал на своих предприятиях производственную систему будущего, в которой индустриализация достигает своего пика. С этим трудно было поспорить. Выход с конвейера завода готового автомобиля от добычи руды в шахте составляло всего-навсего 81 час. Он создал систему, которая оптимально соответствовала технологии, состоянию рынка и общества той эпохи.

Вместе с тем, он создал систему, которая явилась благодатной почвой для возникновения сегодняшнего индустриально-корпоративного менеджмента с его бюрократическими процедурами принятия решений, жесткими иерархическими структурами, внутрифирменными интересами и наивными стереотипами относительно эффективности, конкуренции и стратегии.

Сегодня такой менеджмент закономерно вступает в конфликт с новыми условиями бизнеса, пытаясь отчасти затормозить их развитие. Однако, объективная реальность настойчиво подводит нас к мысли и необходимости принципиально нового подхода к управлению.

Безусловно, вступление человечества в новую стадию своего развития – в эпоху, которую называют «постиндустриальным развитием общества» или «стадией построения информационного общества», предъявляет и соответствующие требования к проектированию компаний, к формированию структур управления, к объединению или разделению функций в ней. По словам Питера Друкера, [53] в этом столетии изменятся принципиальные основы деятельности компаний – произойдет переход от компаний, «базирующихся на рациональной организации», к компаниям, «базирующимся на знаниях и информации».

В условиях глобализации экономики и других проблем и вызовов со стороны окружения, большинство крупных многонациональных компаний, особенно ориентирующиеся на инновационные технологии и продукцию, превратились в единые «всемирные организации», для которых национальные границы выступают только фактором ограничения.

Новые условия хозяйствования, в том числе характеризующиеся новым уровнем мировой интеграции, приводит к появлению новых потенциальных возможностей, управление которыми еще не сформировалось.

В тоже время, не все методы, подходы и инструментарий, накопленный управленческой мыслью, утратили свое значение. Иными словами, пока не произошел полный отказ от действующей парадигмы, современные методы и приемы управления обеспечивают определенные конкурентные преимущества.

Совокупность принципов, эффективных методов, средств и форм управления всеми сферами деятельности и подразделениями (филиалами) субъекта международных отношений, разработанных с целью повышения эффективности и увеличения прибыли, как компании в целом, так и любого из его национальных подразделений, получило в настоящее время название «международный менеджмент».

В тоже время, изменения неизбежны. Это касается и ключевых представлений о бизнесе. [54] Считается, что экономический рост прошлого века был вызван экономическими факторами, однако, это не так. В развитых странах доля располагаемого дохода, направляемая на удовлетворение потребностей в экономической сфере, на протяжении всего столетия снижалась на 0, 5% в год. В 20 веке устойчивый рост наблюдался в 4-х секторах: правительственные расходы, здравоохранение, образование, досуг. Причем последнее по своим темпам сопоставимо с тремя прочими вместе взятыми. Рост досуга вызван был социальной политикой, а именно сокращением рабочих часов с 3 тысяч в начале века до 1500 в Германии и 1850 в США в настоящее время. По нашему мнению, эта тенденция какое то время сохранится.

Кроме того, изменения характера труда и появление достаточно многочисленного и влиятельного социального слоя работников умственного труда, приводит к изменению предмета конкуренции, где конкурировать приходится не только за «кошелек» потребителей, но и их время, уровень компетенций и знаний, мотивацию потребителей. Организации должны научиться базировать свою стратегию на знание тенденции распределения располагаемого дохода.

Усложнение всех аспектов жизни, диктуемых развитием информационных технологий, приводит к тому, что роль и значение образования будут расти.

Эффективность производства – появление новых собственников, стремящихся сохранить свои доходы, привело к необходимости переосмысления понятия эффективность и производительность, которые не должны выражаться в финансовых показателях. Эффективность не в финансовом смысле – это потребительская ценность.

Из всего выше сказанного можно сделать заключение, что роль международного менеджмента неуклонно увеличивается и будет возрастать в дальнейшем.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.