Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактические задачи






Организация уличных акций протеста может также определяться следующими тактическими задачами оппозиционной политической силы:

1. Выведение локальной общественной проблемы в публичную сферу.

Зачастую серьезным ресурсом для повышения общественной поддержки оппозиционной партии или кандидата становится обеспечение публичной дискуссии вокруг локальной проблемы, которая до этого обсуждалась лишь в узком кругу специалистов, либо людей, которых данная проблема затрагивала непосредственно. При этом, в зависимости от степени потенциального общественного интереса к проблеме, общественный резонанс вокруг нее может приобрести как региональный, так и общефедеральный характер.

Организация уличной акции протеста является одним из наиболее эффективных политических инструментов обеспечения публичности локальным проблемам.

Технологии обеспечения публичности локальным общественным проблемам весьма эффективны, если оппозиционная политическая организация (политическая партия или штаб оппозиционного кандидата) начинает работать в новой местности. Для повышения уровня собственной узнаваемости и формирования групп поддержки необходимо проанализировать ситуацию и выявить общественную проблему, вызывающую серьезную обеспокоенность местных жителей. Следующим шагом становится работа с лидерами местного общественного мнения, имеющими ресурс влияния на людей, которых непосредственно затрагивает данная проблема. Далее политическая организация берет на себя роль посредника между общественностью и органами местной власти. После этого политической партией или кандидатом организуется акция протеста с участием людей, которых непосредственно затрагивает проблема. Основной задачей здесь становится широкое привлечение представителей средств массовой информации, которое обязана обеспечить политическая организация силами своего организационного ресурса (и тем самым доказать собственную состоятельность в глазах общественности на первом этапе). Надо отметить, что для обеспечения интереса СМИ необходимо грамотно подобрать формат акции протеста, придав ей по возможности максимально скандальный характер (перекрытие дороги, блокирование зданий органов власти и транспортных средств чиновников, вывешивание транспарантов на административных зданиях и т.п.). Для достижения положительного эффекта полезным также является организация через некоторое время после проведения акции протеста пресс-конференции с участием специалиста или признанного авторитета по данной проблеме с декларацией дополнительных скандальных фактов, связанных с затронутой темой.

Освещение в СМИ акции протеста является общественным признанием наличия фактора «социальной напряженности». Обычно это становится серьезным стимулом для начала диалога между местной властью и общественностью, в результате чего, с одной стороны, достигается компромисс в решении проблемы и, с другой стороны, растет популярность политической партии или кандидата, выступивших в качестве представителя интересов общественности. Начало такого диалога и, при удачном развитии ситуации, решение проблемы окончательно доказывают состоятельность политической организации в глазах общественности. Благодарная за помощь местная общественность становится перспективным ресурсом для рекрутинга активистов соответствующей политической силы и, более того, формирования групп ее поддержки, которые фактически уже сложились в период проведения акции протеста.

Проиллюстрировать технологию обеспечения публичности локальной проблеме можно на примере конфликта в районе Метрогородок города Москвы. В течение нескольких лет жители нескольких домов района пытались наладить диалог с органами власти о том, что данные дома, сконструированные с нарушениями экологических норм, заражены вредным для здоровья химическим элементом – фенолом. На основании этого жители требовали переселения из зараженных домов, однако московские власти долгие годы отказывались признавать сам факт заражения домов фенолом.

Во время кампании по довыборам в Государственную Думу ФС РФ по Преображенскому избирательному округу, к которому относится и московский муниципальный район Метрогородок, участвовавший в довыборах кандидат от партии «ЯБЛОКО» организовал целую кампанию протеста с участием местных жителей против отказа московских властей расселять так называемые «фенольные дома». За три месяца были проведены как локальные акции протеста у муниципальных органов власти, так и общегородские митинги протеста у зданий столичной мэрии и Госсанэпиднадзора. Несколько акций не были санкционированы властями, что вызвало конфликт с милицией и придало теме скандальности. В поддержку требований протестующих выступили ряд экологов и экспертов в области градостроительной политики. Во время кампании протеста конфликтную ситуацию вокруг «фенольных домов» осветили большинство федеральных газет, а также ряд телевизионных каналов (в том числе и на федеральном уровне – программы «Вести» Российского телевидения и «Сегодня» телекомпании НТВ), при этом большая часть публикаций была направлена на поддержку жителей.

Организованная партией «ЯБЛОКО» кампания протеста жителей домов, зараженных фенолом, дала следующие результаты:

– обеспечение скандальности и публичности проблемы;

– признание московскими властями факта наличия социальной напряженности в районе и начало диалога о переселении жителей «фенольных домов»;

– значительно более высокий результат кандидата от партии «ЯБЛОКО» в районе Метрогородок по сравнению с другими районами по итогам выборов;

– формирование мобильной группы поддержки партии «ЯБЛОКО» в районе – фактически на базе участников кампании протеста было сформировано местное отделение партии в районе Метрогородок.

Таким образом, необходимо отметить: в рамках решения задачи выведения локальной общественной проблемы в публичную сферу путем организации уличного протеста оппозиционная политическая организация может решать также ряд дополнительных политических задач. Среди дополнительных задач можно отметить такие, как формирование общественного мнения через информационное воздействие на электорат, активизация и мобилизация сторонников, организация общественного давления на политических оппонентов и другие.

2. Создание информационных поводов.

Оппозиционная политическая организация не может претендовать на серьезный успех при проведении исключительно политики комментирования. То есть, помимо критической риторики в отношении действий власти, у оппозиционной организации существует объективная необходимость в формировании (или, по меньшей мере, участие в формировании) политической повестки исходя из собственного видения ситуации. Одной из сложнейших задач оппозиции в условиях оппозиционной борьбы становится донесение до общества своей точки зрения, или, другими словами, создание собственных информационных поводов.

В арсенале парламентской оппозиции одним из удачных приемов, направленных на решение этой задачи, является, например, подготовка альтернативного правительственному проекта государственного бюджета и, естественно, его публичная презентация. Для непарламентской же оппозиции наиболее надежным инструментом в решении задачи создания информационных поводов являются уличные акции, направленные, главным образом, на придание публичности общественным проблемам, которые предлагают обсудить обществу лидеры оппозиции.

Так, в июле 2003 года активисты молодежной организации партии «ЯБЛОКО» провели радикальную акцию у главного здания Федеральной службы безопасности в Москве. 20 человек в футболках с перечеркнутым портретом Президента РФ В.В. Путина развернули под окнами ФСБ четырехметровый транспарант с лозунгом «Долой полицейское самодержавие!». Перед этим несколько членов «Молодежного ЯБЛОКА» забросали красной краской барельеф Ю. Андропова, укрепленный на стене здания, и разбросали около сотни листовок оппозиционного содержания. Акция была приурочена к очередной годовщине казни лидеров декабристского восстания и использовала пропагандируемый некоторыми течениями стереотип, согласно которому «полицейская сущность российского государства не изменилась со времен царизма, советской системы и до сих пор». В данном случае мы не затрагиваем вопрос о соответствии этого стереотипа реальности, поскольку политическое манипулирование, в частности, в разжигании общественных эмоций вообще не связано с соответствием или несоответствием выдвигаемого лозунга реальности, а направлено лишь на максимальную эпатажность и скандальность.

По итогам протеста 9 человек были задержаны сотрудниками правоохранительных органов, при этом двое активистов позже были госпитализированы с побоями, полученными в результате столкновения с милиционерами и представителями ФСБ.

Акция «Молодежного ЯБЛОКА» вызвала большой общественный резонанс, получив широкое освещение как в российских, так и в зарубежных средствах массовой информации. Уличный протест стал началом дискуссии в отечественных СМИ о полицейском характере российской политической системы, о роли молодежи в современной политике, о допустимой степени радикализма протеста и так далее. Поставленная «Молодежным ЯБЛОКОМ» проблема обсуждалась на протяжении месяца, и в ходе этого «медийную трибуну» для высказывания своей позиции получили как лидеры «ЯБЛОКА», так и их оппоненты, а также независимые политологи и эксперты.

3. Прорыв информационной блокады.

В условиях практического отсутствия политически значимых оппозиционных средств массовой информации оппозиционная организация нередко лишена информационных механизмов доведения своей позиции до общественности. Зачастую информационная блокада оппозиции сознательно конструируется режимом с простой целью: лишить общество информации о деятельности оппозиционных организаций. В эпоху господства электронных СМИ информационное присутствие становится ключевым вопросом для жизнеспособности политической организации, поэтому оппозиции приходится вырабатывать тактики прорыва информационной блокады.

Очевидно, что стандартная политическая активность оппозиции (заявления, пресс-конференции, выступления лидеров, презентация проектов) в условиях информационной блокады оказывается практически незамеченной политически значимыми СМИ. Исходя из этого, активность оппозиции, направленная на прорыв в информационное пространство, может быть сосредоточена по трем направлениям:

1. Обеспечение массовости протеста.

Чем более массовую акцию протеста проводит оппозиция, тем сложнее средствам массовой информации отказаться от ее освещения. Выход нескольких тысяч людей на улицу под антиправительственными или антипрезидентскими лозунгами является событием в жизни общества, и СМИ, отказываясь от освещения подобных акций, естественным образом оказываются под ударом общественного мнения. Если отказ освещать малочисленные оппозиционные выступления редакции подконтрольных власти СМИ могут объяснять маргинальностью протеста, то невнимание к многотысячным выступлениям оппозиции таким образом аргументировать невозможно.

Как правило, в случаях массовых протестов оппозиции информационную блокаду действительно удается преодолевать, хотя, конечно, в проправительственных СМИ преобладают негативные оценки акций протеста и значительно занижается число их участников. Однако если протест становится волнообразным, то есть продолжительным во временном пространстве и постепенно охватывающим несколько регионов, преодолевать информационную блокаду становится гораздо проще.

Примером удачной кампании массового протеста стала волна митингов против замены льгот денежными компенсациями (или закона «об отмене льгот», как называли эту правительственную инициативу лидеры оппозиции), прокатившаяся по стране в январе-феврале 2005 года. Начавшийся стихийно в городе Химки Московской области протест был грамотно подхвачен оппозиционными организациями, и при организационном участии региональных отделений партий КПРФ, «ЯБЛОКО», «Родина» и НБП массовые выступления под антиправительственными лозунгами прошли в нескольких десятках городов России. При этом в ряде регионов число участников митингов превышало десять тысяч человек, а основной характерной чертой оппозиционных выступлений стало повсеместное перекрытие дорог и блокирование административных зданий. Нарастание социальной напряженности в общефедеральном масштабе вынудило средства массовой информации находить возможность для освещения оппозиционных выступлений, при этом массовость протеста заставила редакции направить критическую риторику не в сторону оппозиционных партий, а в адрес экономического блока правительства, подготовивших проект закона о замене натуральных льгот денежными компенсациями.

2. Радикализация протеста.

Несмотря на политическую цензуру и директивы на запрет освещения деятельности оппозиции, существуют еще и объективные законы функционирования средств массовой информации. Радикальные и скандальные акции протеста всегда вызывают большой интерес у общества. Спрос на скандал в эпоху господства электронных средств массовой информации имеет в том числе и коммерческий характер – журналисты, «продавая скандал», удовлетворяют общественный спрос. Радикальная акция протеста интересна обществу главным образом именно своей скандальностью, зритель или читатель лишь во вторую очередь станет вникать в суть требований протестующих.

Политически значимые СМИ, имеющие директиву не освещать деятельность оппозиции, серьезно проигрывают тем газетам и телеканалам, пусть не сопоставимым по политическому влиянию, но свободным от цензуры, которые могут себе позволить предоставлять обществу информацию о радикальных акциях прямого действия оппозиции. Теряя зрителей и читателей, редакции подконтрольных властям средств массовой информации оказываются перед дилеммой: либо в ущерб собственным коммерческим интересам, давая карт-бланш конкурентам на освещение радикального протеста, продолжать политику замалчивания оппозиционной активности, либо все-таки находить возможности предоставления обществу этой информации. Как правило, редакции в конце концов начинают освещать радикальные акции оппозиции, хотя, конечно, и делают это в резко негативном ключе. Однако информационное признание самого факта протестной акции на подконтрольном власти телеканале и в проправительственной газете зачастую становится серьезным успехом для политической оппозиции.

Так, радикальные акции протеста Национал-большевистской партии, в ходе которых активисты этой организации захватили кабинет главы Министерства здравоохранения РФ в августе 2004 года и помещение приемной Администрации Президента РФ в декабре 2004 года, не только привлекли широкое внимание СМИ (причем как в позитивном, так и критическом ключе), но и фактически сделали НБП субъектом политического процесса в общественном мнении.

3. Прямое гражданское давление на нелояльные СМИ.

Нередко результат для получения информационных площадок в нелояльном СМИ дает тактика пикетирования редакций и офисов газет и телеканалов, которые либо замалчивают деятельность оппозиции, либо освещают ее тенденциозно, в явно негативном ключе. Апелляция к редакторам с требованием объективности в освещении политической ситуации своей целью имеет начало диалога с руководством СМИ. Митингующие выступают с резкими лозунгами, призывая руководителей газет и телеканалов сесть за стол переговоров с лидерами оппозиции, чтобы достичь компромисса. Чтобы прекратить скандал вокруг своего СМИ, наносящий удар по его репутации и влекущий за собой потерю доверия со стороны населения, представители редакции зачастую вынуждены начать диалог с оппозицией и пойти на некоторые уступки в редакционной политике.

В начале февраля 2005 года активисты коалиции «Гражданское сопротивление», которая была создана представителями петербургских оппозиционных политических партий и общественных движений, организовали кампанию давления на редакцию телерадиокомпании «Петербург», проводившую политику крайне негативного освещения деятельности оппозиции в городе. При этом редакция замалчивала точку зрения оппозиции и не давала возможности высказаться ее лидерам. Серия митингов протеста оппозиции у редакционных офисов ТРК «Петербург» вынудила в итоге сесть за стол переговоров с лидерами «Гражданского сопротивления» главу Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга, занимавшего также должность председателя Совета директоров ТРК «Петербург». Итогом диалога между представителями оппозиции и городской власти стала договоренность о появлении с осени 2005 года в эфире городского телевидения передачи в формате политических дебатов по общественно значимым проблемам, которая обеспечит трибуну для лидеров оппозиционных организаций.

4. Охват чужого информационного следа.

Политическая оппозиция в условиях авторитарного режима объективно находится под давлением административного ресурса и в информационной блокаде. Это естественным образом лишает оппозицию стандартных механизмов формирования информационных поводов. Исходя из этого, оппозиционные организации довольно часто берут на вооружение тактику охвата в чужом информационном следе.

Охват чужого информационного следа методом организации уличного протеста заключается в том, что при проведении публичного мероприятия политическими оппонентами, которое привлекает внимание СМИ и общественности, оппозиция организует уличный протест непосредственно в рамках этого мероприятия. Таким образом, оппозиция формирует дополнительный информационный повод, который становится неразрывно связан с информационным поводом, формируемым оппонентами.

Это дает возможность публично зафиксировать свою позицию по предложенному последними вопросу политической повестки дня.

Наиболее эффективный формат уличного протеста для охвата чужого информационного следа – PR-маневр, о сути которой подробнее будет рассказано ниже.

Одним из примеров удачного охвата чужого информационного следа можно назвать акцию молодежной организации партии «ЯБЛОКО» в рамках московского митинга «Единой России» против повышения тарифов на электроэнергию.

Мероприятие проводилось «Единой Россией» в ноябре 2002 года, сразу после рассмотрения в Государственной Думе РФ законодательных инициатив, подготовленных менеджментом РАО «ЕЭС», которые и вели к повышению тарифов. При этом, проводя митинг против повышения тарифов, «Единая Россия» фактически поддержала их повышение, так как депутаты, являющиеся членами этой партии и состоящие во фракциях «Единство» и «Отечество» днем ранее проголосовали за Федеральный закон о реформировании электроэнергетической отрасли.

Указать на это противоречие и было целью активистов «Молодежного ЯБЛОКА», которые прямо во время митинга «единороссов» развернули перед установленной сценой партийную символику «ЯБЛОКА» и таблицу голосования, на которой были зафиксированы позиции фракций в Государственной Думе РФ по реформированию электроэнергетики. В таблице было ярко обозначено, что депутаты от «Единой России» фактически поддержали повышение тарифов. Организаторы мероприятия публично уничтожили наглядную агитацию «яблочников».

Практически во всех публикациях и сюжетах о митинге нашла отражение и акция «Молодежного ЯБЛОКА». При этом, с одной стороны, была освещена позиция «ЯБЛОКА» по вопросу реформирования электроэнергетики, а с другой – были раскритикованы действия представителей «Единой России», которые пытаются ввести в заблуждение избирателей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.