Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перейдем к вопросам.






 

Вот вы говорили о 15 способностях, говорили, что учителя почему-то предпо­лагают только интеллектуальные, что вся учеба направлена на трени­ровку этих способностей. Назовите еще 14.

Первая, царственная способность — это интеллектуальная, или ум. Затем четыре, которые сродни эмоциональному в человеке: музыкаль­ная, изобразительная, зодческая и лингвистическая. О двух последних мы совсем забыли. А тем не менее зодческая способность изначально существует, и многие дети ее в каком-то элементе знают. Во всяком случае, если смотреть по тому, как они строят в возрасте 3–5 лет пес­чаные домики, то ясно видно, что это даровано многим. А лингвисти­ческая — это слышание внутренней красоты слова, внутренней жизни слова. Она совсем потеряна, мы сегодня практически не чувствуем ни в детях, ни в себе ту красоту отдельных слов, тем паче красоту погово­рок, загадок, приговорок — это все из лексикона как-то выпало, ушло. Если бы чувствовали, не ушло бы.

Две способности, обращенные к материальному миру, внешнему миру: ремесленная и техническая. Ремесленная слышит предметы при­роды, внутренне их чувствует. По этой способности человек может вза­имодействовать с камнем, металлом, деревом, глиной и т.д. Со всем тем, что в природе существует. А техническая же способность слышит и чувствует предметы, которые созданы самим же человеком — это все рычажное, все электрическое, электронное и прочее. Кстати, удивительно, что в школьной системе обу­чения ни та, ни другая способности в полноте не присутствуют. Технической вообще нет. Ремесленная есть отчасти на уроках труда, и то практически по репродуктивному способу действия, то есть пред­лагается скопировать какое-то изделие, и больше ничего. И чем точнее скопируешь, тем выше оценка. В то же время способность — это слы­шание внутреннего мира предмета. И потому способность всегда создаст нечто уникальное, и никогда не создаст копии.

Другие две способности обращены к миру природы — это расте­ниеводческая, благодаря которой человек слышит внутреннюю жизнь растения, и животноводческая — слышание внутреннего мира или жизни животных. Кстати, дети, которые имеют растениеводческую, но не имеют животноводческой способности, быть зоотехниками уже не в состоянии. И быть чабанами тоже не могут, они не знают, что делать с животными, но зато будучи агрономами они вырастят прекрасный урожай на полях. И наоборот, тот, кто имеет животноводческую способность, хорошо общается с животными, чувствует животных, а вот с растениями ничего не может сделать. К сожалению, ни та, ни другая способности в в город­ской школе совершенно не присутствуют. Даже в сельской школе это присутствует как нечто, отча­сти, как незн а чимое, на время практики. Главное-то — учебный процесс! Но даже там это не развитие способностей, а все равно репродуктивное исполнение каких-то обязанностей.

Иногда родители полагают, что если детей воспитывать в любви к животным, то глядишь — будут и людей любить тоже, добрыми будут и к людям. Но тут нужно иметь в виду, что спо­собности в человеке — это тот слой, через который человек общается с окружающим миром, а душевные свойства — более глубокое состояние, через ко­торое он слышит людей. И вот, если ребенок любит животных, то вовсе не обязательно, что у него развиты душевные свойства и он отклик­нется на человека, на нужду человека, на его беду. Бывает, ребенок готов всего себя от­дать кошке, а бабушку тут же обругает.

Еще одна способность — организаторская. Ее нельзя путать, с дикта­торскими свойствами, Эго-влеченческим состоянием. Диктаторство ор­ганизует людей относительно себя самого, а это властолюбие. Организаторская, как любая другая способность, не может быть ни нравственной, ни безнравственной — она просто способность.

Затем способности квалификационные, например, способность слы­шать в мире различные типы явлений, предметов и т.д.

Затем способности, обращенные к человеку: ораторская, врачевательная.

Есть способность пластическая — чувствование пластики своего те­ла. Если это погружено в ситуацию самоутверждения, то тогда это спорт, а если в состояние развития себя для других, тогда это физиче­ская культура. Спорт — это мотив совершенства, самоутверждения, власти над другими. А физкультура — развитие пластической способ­ности для исполнения нужд других людей.

Часто спрашивают, что такое актерская способность, что такое пе­дагогическая? Актерской способности не существует и вообще способ­ности актерства, с позиции нравственной психологии, нет. Равно как нет и педагогической способности. Это дар. Так вот, что такое дар? Дар — это когда соединяются способности и душевные свойства. Это нечто, обращенное в окружающий мир и через душевные свойства — к людям.

Педагогический дар может быть ложный и может быть истинный. Если в педагогическом даре соединяются способности и душевные свой­ства, то это дар истинный. А если соединяются способности и эмоцио­нальность, это дар ложный.

Актерский дар с позиции нравственной психологии — это всегда ложный дар, потому что актерский дар — это всегда соединение спо­собностей со страстной эмоциональностью. Но тут нужно обратить вни­мание на такую деталь. Там, где народ испытывал нравственное здоровье, то есть был в нравственно здоровом периоде развития, ста­новления, там актеры считались людьми падши­ми. Потому что тогда по нравственному здоровью люди просто чувствовали, что актерство или страстная эмоциональность — это упо­добление ненастоящему. Это, естественно, не принималось. А по мере того как ненастоящее, уподобленное, неистинное постепенно стало брать верх, люди, которые наиболее выражают эту неправду, эту уподобленность, постепенно стали занимать ведущее положение в ми­ре. И на сегодняшний день те, которые три столетия назад считались падшей прослойкой мира — теперь самые известные и уважаемые. Это — в результате радикального изменения нравственного климата.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.