Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование.






В конце 1991 г. Россия взяла курс на создание рыночной экономики. В целях урегулирования развития рыночных отношений, конкуренции и свободных экономических связей был приняты:

1. Указ Президента СССР «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 года, который, установил:

осуществить со 2 января 1992 г. переход, в основном, на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.

производить государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням согласно приложениям N 1 и 2.

Правительству РСФСР поручено определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, предусмотренные в приложениях N 1 и 2 к Указу, и порядок их регулирования;

по мере необходимости изменять номенклатуру продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам и тарифам, а также долю продукции, отпускаемую на свободную реализацию; ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов;

осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами - бывшими союзными республиками переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

Министерству экономики и финансов РСФСР поручено разработать положение о порядке применения свободных (рыночных) цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, а также с учетом антимонопольного законодательства порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен и довести их до заинтересованных организаций и предприятий.

В Приложении № 1 к Указу были включены электрическая и тепловая энергия, отпускаемая на сторону, уголь, сланцы, нефть и газовый конденсат, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, керосин, драгоценные металлы и сплавы, лом и отходы из них, алмазное сырье, драгоценные, полудрагоценные, синтетические, и искусственные камни и изделия из них, перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным, авиационным, трубопроводным транспортом, основные услуги связи.

В Приложение N 2 к Указу Президента были включены некоторые виды хлеба (из муки пшеничной первого и второго сортов и ржаной), молоко, кефир, творог обезжиренный, основные виды детского питания, включая пищевые концентраты, соль поваренная пищевая, реализуемая населению, сахар, масло растительное, водка, спирт питьевой, топливо, дрова, газ, тепло- и электроэнергия для населения, бензин, дизельное топливо, керосин, спички, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, технические средства профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, квартплата, включая плату за проживание в общежитиях, основные виды коммунальных услуг.

2. Указом Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 269 " О едином экономическом пространстве РСФСР" (с изм. от 21 октября 2002 г.), постановлено: в целях развития рыночных отношений, конкуренции и свободных экономических связей на территории РСФСР, органам власти и управления республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечить на территории РСФСР свободное перемещение товаров, работ и услуг, принять меры по соблюдению прав граждан и юридических лиц по свободной реализации или приобретению товаров, работ, услуг на всей территории РСФСР.

Нормативные акты органов власти и управления, решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем республиканском рынке, противоречащие законодательству РСФСР, согласно данного Указа признавались недействительными и подлежали немедленной отмене в установленном порядке.

Должностные лица, ограничивающие в нарушение законодательства РСФСР свободное перемещение товаров, работ и услуг, подлежат привлечению к ответственности в порядке, установленном Законом РСФСР " О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы" и иными законодательными актами.

Правительству РСФСР предписано во взаимодействии с Центральным банком РСФСР обеспечить режим свободного и беспрепятственного перемещения капитала, всех видов денежных средств, в том числе в иностранной валюте, при соблюдении ограничений, установленных законодательством РСФСР.

Государственное регулирование цен на газ и на услуги по его транспортировке

1. Государственное регулирование цен на газ и на услуги по его транспортировке включает в себя (ст.4 постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 " О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации):

а) оптовые цены на газ;

б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;

г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);

е) розничные цены на газ, реализуемый населению.

2. Розничная цена на газ - цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей;

Цена на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за поставляемый газ, оказываются услуги по его транспортировке или приобретению;

Регулируемая оптовая цена на газ - утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям;

Регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги - утвержденная в установленном порядке плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (газоснабжающими организациями), взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ (п.2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021).

Тарифы на электрическую и тепловую энергию

1. Тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).

Основным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

2. Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.

Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены приказом ФСТ России от 21.03.2006 N 56-э/1.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию. Правила досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом " О естественных монополиях", утверждены постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 669.

Таким образом в российском правовом поле действуют следующие федеральные законы:

Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями на 25 декабря 2008 года) (редакция, действующая с 1 января 2009 года)

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ) (с изменениями на 30 декабря 2008 года).

Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (с изменениями на 23 июля 2008 года)

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями на 25 декабря 2008 года), на котором мы остановимся поподробнее.

Итак, естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях» обозначены сферы деятельности субъектов естественных монополий.

К ним относятся:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи

услуги по передаче электрической энергии

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

услуги по передаче тепловой энергии

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

В статье 4 федерального закона «О естественных монополиях» отражены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. К таковым относятся:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль в сферах естественной монополии осуществляется в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за следующими действиями:

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Органы регулирования естественных монополий вправе:

принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);

устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;

принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Федерального закона;

направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений Федерального закона;

обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением Федерального закона.

 

Также хотелось бы остановиться на федеральном законе «О защите конкуренции», который по своей сути является антиподом законодательства, регламентирующее государственное регулирование цен.

Данным федеральным законом определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями указанного федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Законом определены правоотношения, на которые он распространяется. К ним относятся отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Участниками правоотношений являются российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Эти отношения могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2007 года N 769 установлено, что для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе заключать на определенный срок, но не позднее чем на срок до 31 января 2008 года, соответствующие соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями продовольственных товаров и (или) организациями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 3-дневный срок уведомляют о заключении соглашений Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу государственной статистики.

Применение мер антимонопольного регулирования по своей сути совпадают с мерами государственного регулирования цен.

Так, например, Правительством Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 619 (Российская газета, N 241, 27.10.2005).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 года N 441 определено, что в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом " О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3006; 2000, N 2, ст. 126) и Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) постановило осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации и утвердило Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службе по тарифам приказано давать разъяснения по вопросам применения указанного Положения (абзац в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 619).

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, для осуществления государственного регулирования цен в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств приказано ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации проект перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 года N 441)

Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предписано

· осуществлять государственную регистрацию согласованных с Федеральной службой по тарифам предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства

· вести Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства

· направлять ежемесячно, не позднее 15-го числа, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о ценах, зарегистрированных и внесенных в Государственный реестр цен на лекарственные средства, а также публиковать указанные цены (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 года N 441.

Федеральной службе по тарифам предписано осуществлять согласование предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Кроме того, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство дало полномочия по установлению предельных оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и обязало органы исполнительной власти представлять ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Федеральную службу по тарифам по форме, утверждаемой Службой, данные об установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавках. (в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 619.

Правительство установило, что расчет предельной отпускной цены производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, отпускной цены организации оптовой торговли, закупающей продукцию непосредственно у производителей, а также расчет предельных оптовой и розничной надбавок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам учета расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Правительство обязало Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации представить ежеквартально в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии рынка лекарственных средств и ценах на них, а также предложения о совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Этим же Постановлением определен порядок государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства. К основным принципам относятся:

Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства осуществляется бесплатно.

Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства предусматривает представление производителем или иным юридическим лицом, согласование и регистрацию предельной отпускной цены, внесение ее в Государственный реестр цен на лекарственные средства, выдачу производителю или иному юридическому лицу по поручению производителя выписки из приказа о регистрации цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Для государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития определенный перечень документов:

а) заявление о регистрации предельной отпускной цены по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

б) копия документа, подтверждающего наличие лицензии на производство лекарственных средств;

в) копия регистрационного удостоверения на лекарственное средство;

г) данные о международном непатентованном и присваиваемом производителем при государственной регистрации в установленном порядке наименовании лекарственного средства, коде лекарственного средства в соответствии с действующей в Российской Федерации классификацией, форме выпуска, дозировке, количестве в потребительской упаковке и штрих-коде по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

д) обоснование российским производителем предельной отпускной цены на лекарственное средство в рублях за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях " франко-склад предприятия", содержащее отчетные показатели об объемах реализации продукции за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию, и прогнозируемые на последующее полугодие данные по объемам ее реализации (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимости и прибыли, по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам;

е) обоснование иностранным производителем предельной отпускной цены на лекарственное средство в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату регистрации цены за единицу продукции (потребительскую упаковку) на условиях " поставка без оплаты пошлины" с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), с указанием объемов реализации лекарственного средства на территории Российской Федерации за полугодие, предшествующее дате представления предельной отпускной цены на государственную регистрацию (в натуральном и стоимостном выражении в иностранной валюте), объемов продажи данного лекарственного средства в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него и сбора за таможенное оформление по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Срок, в течение которого Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития анализирует представленные документы с учетом имеющихся сведений о качестве выпускаемой продукции, которые могут повлечь за собой отказ в государственной регистрации цены, не должен превышать 15 рабочих дней с даты обращения производителя или иного юридического лица по поручению производителя.

Федеральная служба по тарифам в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения документов, принимает решение о согласовании предельной отпускной цены на лекарственное средство, заявленной производителем, или об отказе в согласовании и направляет его в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В согласовании предельной отпускной цены, заявленной производителем, не может быть отказано, если она является минимальной отпускной ценой этого производителя по статистическим данным за полугодие, предшествующее дате представления сведений для государственной регистрации этой цены.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения решения Федеральной службы по тарифам о согласовании предельной отпускной цены на лекарственное средство или об отказе в ее согласовании:

а) принимает решение о государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство или об отказе в ее регистрации;

б) вносит данные о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя на лекарственное средство в Государственный реестр цен на лекарственные средства и размещает информацию на официальном сайте в сети Интернет;

в) выдает производителю или иному юридическому лицу по поручению производителя выписку из приказа о регистрации предельной отпускной цены на лекарственное средство;

г) в срок, не превышающий 5 дней с даты приятия решения об отказе в государственной регистрации предельной отпускной цены на лекарственное средство, уведомляет об этом в письменной форме производителя или иное юридическое лицо по поручению производителя с изложением причин отказа. Решение об отказе в государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство может быть обжаловано в суд.

При государственной регистрации предельная отпускная цена российского производителя на лекарственное средство выражается в рублях, а иностранного производителя - в иностранной валюте и в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату ее государственной регистрации.

Зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на лекарственное средство подлежит перерегистрации Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в случае ее изменения в связи с изменением цен на сырье и материалы, ростом заработной платы, накладных расходов, изменением конъюнктуры товарных рынков, потребности в средствах на развитие производства, а также иных расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Отдельно разработан порядок установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства в субъектах Российской Федерации.

Так, например, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории этих субъектов Российской Федерации, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные оптовые надбавки:

к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств. При этом под фактической отпускной ценой российского производителя понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (в накладных и т. п.), а иностранного производителя - контрактная цена на лекарственное средство, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену, в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации;

к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей.

Установлено, что сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Важнейшим считаем норму права, обязывающую органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать для аптечных учреждений независимо от их организационно-правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами. Так же, как и на федеральном уровне, размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, введение в Российской Федерации государственного регулирования цен (тарифов) на товарных рынках, находящихся в конкурентных отношениях, в том числе на основные продукты питания, жизненно важные лекарственные средства и иные социально значимые товары Постановлениями Правительства Российской Федерации, не согласуется с положениями статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующими в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, устанавливаемой соглашением сторон, а возможность регулирования цен и тарифов допускается лишь в предусмотренных законом случаях.

Федеральными законами в области регулирования деятельности естественных монополий, оказания услуг связи, электроэнергетики, газоснабжения, оборота лекарственных средств и в некоторых других сферах экономической деятельности установлено государственное регулирование цен (тарифов), предусмотрены необходимые процедуры такого регулирования и ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение порядка ценообразования.

Но в условиях социально-экономического кризиса отсутствие правового механизма регулирования цен на основные продукты питания и на жизненно важные лекарственные средства может негативно сказаться на стабильности общественных процессов, угрожать безопасности государства.

Следовательно, необходимо разработать правовой механизм, регулирующий ценообразование на конкурентных товарных рынках на социальные товары.

 

Экспертное заключение для принятия решения о целесообразности разработки проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования в области ценообразования в Российской Федерации».

Реализация ценовой политики должна осуществляться поэтапно.

На первом этапе государство осуществляет комплекс мер по объединению разобщенных сегментов ценовой сферы в единую систему цен внутреннего рынка.

Комплексная программа включает следующие шаги:

· проведение углубленного анализа состояния ценовой сферы с целью определения количественных размеров накопившихся диспропорций, препятствующих нормальному воспроизводственному процессу в отдельных отраслях экономики и в хозяйственной системе в целом;

· определение на основе анализа состояния ценовой сферы количественных параметров изменения цен в отдельных сегментах ценовой сферы для устранения накопившихся диспропорций;

· установление заданий по изменению соотношений цен между секторами по годам среднесрочной программы социально-экономического развития.

Одновременно предполагается осуществление подготовки правовой базы для применения административного регулирования цен в ходе реализации первого этапа государственной политики цен. С этой целью в законодательство должны быть внесены изменения, ограничивающие права хозяйствующих субъектов на формирование и применение цен.

На втором этапе, после завершения объединения разобщенных сегментов ценовой сферы в единую систему цен внутреннего рынка в целом отпадет необходимость в административном регулировании цен. Временные нормы, необходимые для реализации первого этапа, заменяет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования в области ценообразования в Российской Федерации», который становится основой законодательного закрепления главных стратегических направлений государственной политики цен.

Законодательство Российской Федерации, в той или иной степени регулирующее процессы ценообразования и государственного регулирования достаточно обширно, но в целом отражает концепцию либеральной экономики в условиях тотальной зависимости от цен на продукцию субъектов естественных монополий.

К основным нормам права, в первую очередь относятся:

1. Конституция РФ (ст.8)

2. Гражданский кодекс РФ (ст. 10, 424)

3. Бюджетный Кодекс РФ.

4. Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

6. Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

7. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

8. Указ Президента СССР «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 года.

9. Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 269 " О едином экономическом пространстве РСФСР".

10. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2007 года N 769

11. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 года N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»

12. Иные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти регионального и федерального уровня)

Указанные нормативные акты должны быть обязательно учтены при разработке Федерального закона о ценах.

В результате разработки и принятия Федерального закона о ценах должны быть решены следующие наиболее важные задачи:

а) приведены в систему нормы, устанавливающие порядок формирования цен;

б) определены права и обязанности участников внутреннего рынка в области ценообразования;

в) фрагментарные и разрозненные, содержащиеся в различных законодательных актах (федеральных законах и кодексах, действующих в отдельных отраслях) положения, касающиеся цен и ценообразования, должны быть заменены осмысленным непротиворечивым системным изложением соответствующих требований.

Важная роль должна быть отведена понятийному аппарату, используемому в законе, который исключал бы различное толкование отдельных норм и положений Закона.

Раздел закона, посвященный вопросам формирования цен, опираясь на положения действующего порядка отнесения затрат на себестоимость, должен определить перечень затрат, подлежащих обязательному учету в ценах, а по ряду статей – установить критерии достаточности затрат. Критерии достаточности необходимо установить по затратам воспроизводственного характера, а нарушение этих критериев квалифицировать как демпинг.

Особая глава должна быть посвящена порядку учета и отражения в цене налогов и акцизов, а также обязанности изготовителя снижать цену при снижении ставок налогов (акцизов).

Раздел закона, устанавливающий порядок применения цен, должен обеспечить приоритет изготовителю товара (продукции, услуги) в выработке и реализации ценовой политики.

Законом должна быть предусмотрена общедоступность информации об уровне и динамике цен.

Общеметодологические правила формирования и применения цен в законе должны быть установлены едиными для всех отраслей и видов продукции и услуг. Государство может устанавливать исключения (временные или постоянные) из единых правил, например, для детского ассортимента товаров или медицинских препаратов, но только в случае компенсации выпадающих доходов изготовителя или продавца при установлении таких исключений.

Единые правила формирования и применения цен должны распространяться на всех участников рынка независимо от их доминирующего положения на рынке, а также от вхождения в состав естественных монополий.

Проявления монополизма как отступления от единого порядка формирования и применения цен должны пресекаться законодательством о защите конкуренции. При этом нормы «Закона о защите конкуренции» не должны препятствовать стремлению предприятия (организации) к занятию доминирующего положения на рынке за счет более высокой эффективности производства и качества товара (услуги) при условии соблюдения им требований «Закона о ценах и ценообразовании».

Закон о ценах должен исключить возможность прямого вмешательства государственных органов в вопросы ценообразования.

Для осуществления государственной политики цен должны применяться косвенные методы ценового регулирования в соответствии с задачами развития экономики в средне и долгосрочной перспективе.

При этом в Законе о ценах должен быть четко определен ограниченный перечень ситуаций (и их исчерпывающие признаки), допускающих применение тех или иных регулирующих инструментов.

Основанием для применения регулирующих инструментов являются результаты мониторинга тенденций в ценовой сфере по данным системы ценовой информации.

Необходимо отметить, что введение в Российской Федерации государственного регулирования цен (тарифов) на товарных рынках, находящихся в конкурентных отношениях Постановлениями Правительства Российской Федерации, не согласуется с положениями статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующими в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, устанавливаемой соглашением сторон, а возможность регулирования цен и тарифов допускается лишь в предусмотренных законом случаях.

Федеральными законами в области регулирования деятельности естественных монополий, оказания услуг связи, электроэнергетики, газоснабжения, оборота лекарственных средств и в некоторых других сферах экономической деятельности установлено государственное регулирование цен (тарифов), предусмотрены необходимые процедуры такого регулирования и ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение порядка ценообразования.

Распространение механизмов государственного регулирования цен (тарифов) на любые товарные рынки, помимо тех сфер экономической деятельности, которые установлены в настоящее время федеральными законами, представляется недопустимым.

Кроме того, нет Федерального закона, который бы регулировал основные положения и принципы государственного регулирования цен, основные сферы деятельности, в которых допустимо государственное регулирование.

Таким образом, мы считаем недопустимым, противоречащим ст. 424 ГК РФ государственное регулирование цен на социально значимые группы товаров, в первую очередь цены на основные продукты питания и на жизненно важные лекарственные средства без четкой нормы федерального закона, определяющего перечень таких товаров, полномочий органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, считаем недопустимым в условиях социально-экономического кризиса отсутствие правового механизма регулирования цен на основные продукты питания и на жизненно важные лекарственные средства.

Считаем, что необходимо разработать и принять федеральный закон «Об основах государственного регулирования в области ценообразования в Российской Федерации», в котором необходимо отрегулировать ценообразование на основные продукты питания, жизненно важные лекарственные средства и иные социально значимые товары в Российской Федерации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.