Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды цен






 

I. Группировка цен по сфере обслуживания национальной экономики

По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики.

Цены данной группы классифицируются следующим образом.

1.1.Цены оптовые — цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оп­том), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По опто­вым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

1.2. Цены розничные – цены, по которым товары реализуются конечно­му потребителю — населению, так как данные товары являются в основ­ном продукцией потребительского назначения. Использование рознич­ных цен обычно сопровождается наличными расчетами.

1.3.Цены закупочные — цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям.

1.4. Цены на продукцию строительства. Применительно к строитель­ной продукции говорят о сметных ценах. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость еди­ницы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.).

1.5. Тарифы — цены на товары особого рода — услуги. Особенность услу­ги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-веще­ственной формы.

В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) ^розничные, т.е. тарифы на услуги для населения.

1.6.Цены внешнеторговые — цены, по которым, как отмечалось выше, осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наи­более плодотворен метод использования конкурентных материалов, т.е. информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим парамет­рам продукцию.

Цены экспортные — цены, по которым производители или внешне­торговые организации продают отечественные товары (услуги) на ми­ровом рынке. Эти цены определяются следующим образом:

- выбор на мировом рынке цены-ориентира - приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, пла­тежа, страхования, хранения и тд.) -> включение экспортной пошлины -» перевод в валюту страны-экспортера по курсу Центрального банка Рос­сийской Федерации на дату заключения сделки.

Цены импортные ~~ цены, по которым фирмы закупают товары (ус­луги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса и расходов на реализацию данно­го товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимают косвенные налоги.

II. Группировка цен по степени жесткости регулирования государством

В данной группе различают цены рыночные (свободные) и регули­руемые.

Цены рыночные (свободные) — цены, свободные от прямого цено­вого вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структу­ру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают не выгодным для продавца повышение цен, но цены эти правильно называть свободными, или рыночными, по­скольку прямого ограничения на них нет. Вместе с тем, как свидетельству­ет мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно про­порциональны степени общего вмешательства государства в экономику.

Цены регулируемые - цены, изменение которых допускается в опре­деленных пределах и по определенной методике, устанавливаемой госу­дарством. В условиях рыночной экономики цены данного вида достаточ­но распространены и устанавливаются на товары и услуги, традиционно являющиеся объектом повышенного государственного контроля (веду­щие виды сырья, топлива, магистральный транспорт, связь, продукция по­вышенного социального значения и др.).

Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:

1)установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий
рычаг в условиях рынка); вариант — определение исходной базовой цены
и предельных ценовых коэффициентов ее роста;

2)ограничение роста цены путем регламентирования норматива рен­табельности в процентах к себестоимости;

3)установление ограничений на посреднические вознаграждения;

4)определение нижнего предела цены.

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежа­ние роста инфляции.

Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить разме­ры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета.

Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулиро­вания научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства — общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий — производителей аналогичной прогрессивной продукции.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования являются фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предпо­лагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

К государственным методам регулирования цен относятся предвари­тельное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государ­ством и др.

Группировка цен по стадиям ценообразования

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает коли­чественную взаимосвязь между ценами, складывающимися в процессе движения товаров от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование цен в процессе движения товаров может быть представлено схематично (рис. 2).

Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производ­ства товара, носят промежуточный характер и призваны компенсировать затраты производителя продукции на производство и реализацию и обес­печить планируемую предприятием прибыль.

Пример. Себестоимость выпуска единицы товара составляет 4000 д.е. Планируемая про­изводителем рентабельность — 20% к себестоимости. Свободная оптовая цена изготовителя равна: 4000 + (4000 х 20: 100) = 4800 (д.е.).

Рассматривая цены изготовителя, нельзя не остановиться на внутри­хозяйственных ценах.

Внутрихозяйственные, или трансфертные, цены — цены, по кото­рым рассчитываются между собой подразделения одной хозяйственной

ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ  
Себестоимость производства и реализации товаров Прибыль изготовителя Косвенные налоги Посредническая надбавка Торговая надбавка  
Издержки посредника Прибыль посредника Косвенные налоги Издержки Прибыль торговли торговли Косвенные налоги      
Цена оптовая изготовителя        
Цена оптовая отпускная          
Цена оптовая закупки    
Цена розничная    
               

Рис. 2. Формирование цен в процессе движения товаров

 

Эти цены часто не ориентированы на внешнюю рыночную конъюнктуру, они должны решать внутренние учетно-распределительные задачи в соответствии с общей политикой данной хозяйственной струк­туры. В частном случае внутрихозяйственные цены количественно мо­гут совпадать с ценами изготовителя.

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя кос­венные налоги, являющиеся важнейшими статьями дохода бюджетов.

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены оптовая цена закупки включает по­среднические надбавки (скидки). Оптовые цены закупки обеспечивают необходимые финансовые условия для функционирования посредниче­ского звена.

Посредническая скидка (надбавка) имеет и другие наименования (например, снабженческо-сбытовая скидка (надбавка), комиссионное вознаграждение или сбор). Но в любом случае — это цена за услуги по­средника по продвижению товара от производителя к потребителю.

Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Поми­мо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Роз­ничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной ра­боты розничной торговли.

Следует пояснить, какова роль посреднических структур в процессе ценообразования.

Возможности расширения посреднической сети в основном обуслов­лены двумя факторами: уровнем конкуренции на данном рынке и осо­бенностями товара. Чем выше уровень конкуренции, тем большие уси­лия прикладывает продавец, чтобы реализовать продукцию по более низ­ким ценам, минуя посредников. Такая ситуация наиболее характерна для рынка стандартной потребительской продукции. Производитель потре­бительской продукции часто реализует ее напрямую населению, не при­бегая к услугам торговых организаций. Следует заметить, что цены в этом случае являются розничными, так как, несмотря на продажу с порога про­изводителя, она организована для населения. Такая практика существует в сфере продажи хлебобулочных, мясных изделий, массовой швейной продукции и т.п.

Нет необходимости в посредниках при реализации специальной за­казной продукции, поскольку она связана с прямыми договорными по­ставками от производителя потребителю.

К услугам посредников обращаются, если это может ускорить круго­оборот товаров. Как правило, без посреднических услуг нельзя обойтись, когда производство (добыча, выращивание) продукции сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае производитель зачастую не берет на себя доставку товаров до по­требителей, а заключает договор с посредническими организациями, ко­торые специализируются на обслуживании потребительской сети. Такая ситуация характерна для стандартных тоннажных видов сырья, топлива, продуктов аграрной сферы.

Группировка цен с учетом базисных условий

Под базисными условиями понимают условия отражения в цене рас­ходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции и на ее таможенное оформление в случае пересечения товарами государ­ственной границы.

В мировой практике (в том числе в РК) эти правила применяются на базе специального документа «Инкотермс 1990».

Виды цен «ФРАНКО» с учетом базисных условий поставки представлены в таблице 4.1

 

Таблица 4.1 Виды цен «ФРАНКО» с учетом базисных условий

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продук­ции на станцию отправления Расходы по по­грузке продукции в вагоны на стан­ции отправления Расходы по транспортиров­ке продукции до станции назначения Расходы по выгрузке про­дукции из ваго­нов на станции назначения Расходы по доставке про­дукции от стан­ции назначения до склада потребителя
Франко-склад поставщика          
Франко-станция отправления              
Франко-вагон станция отправления        
Франко-вагон станция назначения        
Франко-станция назначения    
Франко-склад потребителя

 

Цены франко-отправления — цены, которые помимо затрат на про­изводство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Цены франко-склад, франко-порог производителя близки цене EXW. Близки также условия применения цен отправления и перечисленных цен «Инкотфмс 1990».

Цены франко-назначения — цены, включающие помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта появления. В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую. С точки зрения условий формирования.

Группировка цен по форме организации торговли

и характеру ценовой информации

В данной группе выделяют следующие виды цен. Цены прямых контрактов, которые подразделяются на цены продавцов, цены покупателей и контрактные цены, или цены фактических

Цены продавца — цены, по которым продавец предлагает (рекламирует) свой товар. Это желаемые продавцом цены.

Цены покупателя — это цены, желаемые (объявляемые) покупателем.

Цены контрактные, или цены фактической сделки, — цены, по которым фактически достигается договоренность между продавцом и покупателем и которые закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка данного товара контрактные цены могут тяготеть ценам или продавца, или покупателя.

Цены контрактные, или цены фактических сделок, фиксируются в специальных коммерческих документах — контрактах и счетах, отражают 'реальные условия сделки — количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия платежа, гарантии и пр., которые согласуются меж­ду реальными продавцами и покупателями. Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реаль­ного состояния того или иного рынка товаров и услуг.

По способу установления цены фактических сделок подразделяются На твердые, с последующей фиксацией, подвижные (скользящие) цены.

Твердые цены фактических сделок устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия. Как правило, они используются в сделках, предусматриваю­щих немедленную поставку товаров или их поставку в течение коротко­го срока. Существенное влияние на применение этих цен оказывает ус­тойчивость конъюнктуры рынка.

Цены фактических сделок с последующей фиксацией и используются в процессе исполнения контракта, в котором ука­заны момент и принцип фиксации.

Подвижные (скользящие) цены фактических сделок определяются в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка об их пересмотре в период исполнения контракта при изме­нении согласованных элементов цен или параметров конъюнктуры рынка. Подвижные (скользящие) цены применяются в основном в долго­срочных контрактах на поставку товаров и при неустойчивости конъ­юнктуры рынка этих товаров.

В условиях высокой инфляции все большее распространение получа­ют различные формулы скольжения, включаемые в контракты.

В общем виде формула скольжения выглядит так:

 

Цi=Цo(A+B*Mj: Mo+c*Зj/Зо), (1)

 

где Ц; — окончательная цена товара (объекта, услуги); Цо — базисная цена на дату заключения контракта;

А, В, С — удельные веса элементов затрат на производство товара (сооружение объекта, оказание услуги), /! +В + С= \; В, С— удельные веса соответ­ственно материальных расходов и расходов по заработной плате; А — неизменная часть цены, не зависящая от уровня инфляции (косвенные затраты, планируемая норма прибыли); Mj, M0 — текущие и базисные цены на сырье и материалы; Зь 30 — текущий и базисный уровни заработной платы.

Цены биржевые — цены по сделкам, заключаемым с использовани­ем услуг специального посредника — биржи. Особенность биржевого то­варного рынка определяется следующими основными признаками: бир­жевые товары — массовые стандартные товары, поэтому сделки регуляр­ны, много продавцов и покупателей, т.е. биржевой рынок — это конку­рентный рынок, не требующий вмешательства государства. Вследствие этого биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой инфор­мацией.

Цены аукционов — цены, отражающие ход продаж на аукционах. В классическом понимании аукцион — рынок продавца. Классические аукционные товары нестандартны, спрос на них обычно превышает предложение, поэтому для аукциона характерна повышательная тенден­ция цен.

В рамках аукциона различают:

1)стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;

2)цену аукционного шага, т.е. промежуточную цену, превышающую
стартовую и объявляемую потенциальным покупателем;

3)цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сум­му цен аукционных шагов.

Цены торгов — цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов нa проведение определенных работ.

Классические торги — рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого поступают предложения (офферты) от потенциальных продавцов (офферентов). Общая тенденция развития цен здесь понижательная: прочих равных условиях заказчик предпочитает относительно более дешевое предложение. В отличие от аукционов торги более закрытые неограниченные. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства, так как значительная доля заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государством. Ценовая информация аукционов и торгов поступает в основном не регулярно.

Цены справочные информируют покупателей об условиях продаваемых товаров (услуг) производителем (продавцом). Как правило, они отражают интересы продавца, носят ориентировочный характер и могут заметно отклоняться от цен фактических сделок. Для поставщиков спра­вочные цены являются базой при определении цен предложений, а для покупателей — ориентиром при уторговывании (согласовании) цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами реальных сделок составляет 7—30% в зависимости от особенностей контракта и конъюнк­туры рынка. Справочные цены публикуются в широко распростра­ненных источниках объединениями производителей, информационным агентствами и бюро, консультационными и брокерскими фирмами. Сведения о справочных ценах можно получить без каких-либо затруд­нений.

По форме представления справочные цены подразделяются на цены прейскурантов (каталогов, проспектов) и цены предложений.

Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) публикуются фирма­ми-производителями по стандартной, массовой продукции с краткой ха­рактеристикой технико-экономических параметров изделий. Прейскурантные цены являются базой для уторговывания цен при заключении

Цены предложений устанавливаются производителями по специаль­ной, заказной продукции без согласования с потребителями.

ГЛОССАРИЙ

Система цен - единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотно­шения участников рынка.

Мировые цены - цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка.

Цены международных региональных рынков - цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров.

Национальные (внутренние) цены - цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны

Цены в международном совместном бизнесе - цены, обслуживающие товарооборота в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.

Внешнеторговые цены - цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции

 

Тестовые вопросы:

1. Единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотно­шения участников рынка это - …

а) с истема цена (правильно)

б) мировая цена

в) ц ены международных региональных рынков

 

2. Цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка это-…

а) м ировая цена (правильно)

б) система цен

в) ц ены международных региональных рынков

 

3. Цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров это-…

а) ц ены международных региональных рынков (правильно)

б) мировая цена

в) система цен

 

4. Цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны это-…

а) н ациональные (внутренние) цены (правильно)

б) система цен

в) цены международных региональных рынков

 

5. Цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции это-…

а) в нешнеторговые цены (правильно)

б) система цен

в) мировая цена

 

6. Цены, обслуживающие товарооборота в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса это-…

а) ц ены в международном совместном бизнесе (правильно)

б) н ациональные (внутренние) цены

в) цены международных региональных рынков

 

7. Цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оп­том), не прибегая к услугам торговых розничных организаций это-…

а) цены оптовые (правильно)

б) цены закупочные

в) все ответы верны

 

8. Цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям цен это-…

а) цены розничные (правильно)

б) цены оптовые

в) цены закупочные

 

9. Цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям это-…

а) Цены закупочные (правильно)

б) цены розничные

в) все ответы верны

 

10. Цены, по которым, осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг это-…

а) цены внешнеторговые (правильно)

б) цены розничные

в) нет верного ответа.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.