Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие






ТЕМА 1. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА КАК НАУКА

1. Объект и предмет логики как науки.

2. Содержание и форма мысли. Язык логики.

3. Основные этапы развития логики.

4. Роль логики в формировании логической культуры специалиста.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких формах протекает чувственное познание?

2. Что такое абстрактное мышление?

3. Каковы формы рациональной ступени познания?

4. Что является предметом формальной логики?

5. Что такое логическая форма? В чем отличие логической формы от

грамматической?

6. Каково соотношение естественного языка и языка логики?

7. Как соотносится истинность и правильность мысли?

8. Может ли правильное мышление быть ложным?

9. В чем различие между содержательными и логическими ошибками в мышлении?

10. Обоснуйте положение «Логика является грамматикой мышления».

11. Выделите основные этапы развития логики и обоснуйте их специфику.

12. Какими аргументами можно обосновать необходимость знания и

использования логики в деятельности юриста, психолога, экономиста.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Иванов Е.А. Логика. Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов. - М, 2001. Вводный раздел.

Демидов В.И. Логика. Учебное пособие. - М., 2000.- Разд. 1.

Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М., 1995.

Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. - М, 1997.

Кириллов В. И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов. - М., 2002. Гл. 1.

Малахов В.П. Основы формальной логики. Учебное пособие для экономистов. - М., 1999.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 2.ПОНЯТИЕ

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое признак предмета?

2. Как классифицируются признаки предмета?

3. При помощи каких логических приемов образуются понятия?

4. Каково соотношение понятия и слова?

5. Что такое содержание понятия?

6. На какие виды понятия делятся по содержанию?

7. Что такое объем понятия, на какие виды понятия делятся по объему?

8. Каково отношение между содержанием и объемом понятия.

9. Какие понятия являются сравнимыми, а какие несравнимыми?

10. Какие понятия являются совместимыми, и какие отношения между ними возможны?

11. Какие понятия называют несовместимыми, и какие отношения между ними возникают?

12. Что значит «обобщить понятия» и «ограничить понятие»? В чем различие обобщения и ограничение понятия с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого?

13. Что значит «определить понятие» и какова структура определения?

14. Какие виды определения понятий выделяют?

15. Какие правила необходимо соблюдать при определении понятия, и какие ошибки возникают при их нарушении?

16. Что является неявным определением, и какие приемы могут заменять определение?

17. Каково значение логической операции определения для профессиональной деятельности юриста, психолога, экономиста?

18. С какой целью проводится логическая операция деления? Какова логическая сущность операции деления?

19. Каковы структурные элементы операции деления?

20. Какие существуют виды деления понятий?

21. Назовите правила деления и укажите ошибки, которые возникают при их нарушении.

22. Что представляет собой классификация как особый вид деления?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М., 1995. Вайшвилло Е.К.Понятие как форма мышления. - М., 1989.

Демидов И.В. Логика. Учебное пособие. - М., 2000, Разд. 2.

Иванов Е.И.Логика. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 2002. Разд. I.

Ивин А.А., Никифоров А.Л.. Словарь по логике. - М., 1998

Кириллов В.И., Старченко А.А.. Логика. Учебник для студентов юридических ВУЗов. - М, 2002. Гл. 2, 3.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 3. СУЖДЕНИЕ

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается?

2. Что является обязательными признаками суждения?

3. В чем различие состава предложения и суждения?

4. На каких основаниях выделяются простые суждения?

5. Что определяется как термины суждения?

6. На какие виды делятся категорические суждения по объему субъекта, качеству связки и содержанию предиката?

7. В каких случаях термин считается распределенным, а в каких - нераспределенным?

8. Каковы правила распределенности терминов суждения в основных видах простых категорических суждений - А, Е, i, О?

9. В чем заключается специфика выделяющих и исключающих суждений?

10. Что является основой отношений между простыми суждениями?

11. Ha основании чего выделяют сравнимые и несравнимые суждения?

12. Какие отношения возникают между совместимыми суждениями?

13. В каких отношениях находятся несовместимые суждения?

14. Что такое логический квадрат и как его применить в реальном мыслительном процессе?

15. Какие суждения относятся к сложным и на основании чего они классифицируются?

16. Какие суждения относятся к модальным? Какие виды модальных суждений выделяют?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Демидов И.В. Логика. Учебн. пособие. - М., 2000, Разд. 3.

Иванов Е.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. - М., 2002. Разд. 2.

Ивин А.А., Никифоров А.А. Словарь по логике. - М., 1998.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов. М, 2001.- Гл. IV.

Малахов В.П.Основы формальной логики. Учебн. пособие для экономистов. М., 1999.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 4. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

1. Общая характеристика диалога. Природа и виды диалога. Исторические виды диалога и его основные современные формы.

2. Диалог как вопросно-ответный комплекс. Структура и виды вопросов.

3. Сущность и виды ответов.

4. Общие требования к ведению диалога. Требования к ответу и вопросу.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете высказывание М. М. Бахтина, что в диалоге

«человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть... Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается - все кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может и не должен кончаться».

2. Укажите специфику исторических форм диалога.

3. Как классифицируются современные формы диалога в соответствии с их целью?

4. В чем проявляется актуальность умения вести диалог в современном обществе?

5. Каковы важнейшие функции диалога?

6. Что такое вопрос и какова его логическая структура?

7. По каким основаниям могут быть классифицированы вопросы?

8. Что означает «правильно поставленный вопрос»?

9. Какова логическая сущность и структура ответа?

10. Какие виды ответов можно выделить?

11. Какие правила формулировки ответов необходимо знать?

12. Какие общие требования предъявляются к ведению диалога.

13. Чем определяется особая значимость умения вести диалог в практической деятельности юриста, психолога, экономиста?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Демидов И.В.Логика. Учебн. пособие. - М, 2000. Разд. 5.

Ивин А.А., Никифоров А.А. Словарь по логике.- М., 1998.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для студентов юридических ВУЗов. - М., 2002. Гл. 5.

Логика. Логические основы общения. Хрестоматия. (Сост.: В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, И.И.Дубинин). - М, 1994. с. 223-241, 253-277, 278-297

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 5. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое умозаключение как форма мышления?

2. Каковы структурные элементы умозаключения?

3. Каковы обязательные условия получения истинного вывода умозаключения?

4. По каким основаниям выделяются виды умозаключений?

5. По каким признакам классифицируются виды дедуктивных умозаключений?

6. При помощи каких логических операций совершается непосредственное дедуктивное умозаключение?

7. В чем заключается сущность простого категорического силлогизма?

8. Сформулируйте аксиому простого категорического силлогизма.

9. Что такое фигура категорического силлогизма?

10. На основании каких элементов простого категорического силлогизма определяется его модус?

11. Какое умозаключение называется разделительно-категорическим и в чем специфика его модусов?

12. Какие модусы условно-категорического умозаключения являются правильными?

13. Какие посылки входят в лемматическое умозаключение и какие модусы относятся к правильным?

14. Сформулируйте правило чисто условного дедуктивного умозаключения?

15. Определите роль дедуктивных умозаключений в профессиональной деятельности юриста, психолога, экономиста.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Демидов И.В. Логика. Учебн. пособие. - М, 2000, Разд. 4.

Иванов Е.И. Логика. Учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов. - М., 2002. Разд. 3, гл. 1.2.3.4.

Иванов Е.И. Логика. Практические задания. - М, 1998. - Гл. 3.

Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. - М., 1998.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических ВУЗов. Гл. VI-VII.

Малахов В.П. Основы формальной логики. Учеб. Пособие для экономистов. - М., 1999.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.