Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность в жизни человека и общества.






Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Труднее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение. Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей среде. При этом они могут употреблять природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их с помощью своих естественных органов. Они используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, то есть для удовлетворения своих жизненных потребностей. Поведение человека отличается от поведения животных. Если животное приспосабливается к природной среде, то человек для удовлетворения своих потребностей изменяет эту среду. Для этого используются не только природные предметы, но прежде всего средства, созданные самим человеком. Таким образом, хотя в деятельности человека есть и приспособительный компонент, но в основном человеческая деятельность имеет преобразующий характер. Отметим, что преобразующая деятельность характерна в живой природе только для человека. В основе поведения животного – биологическая программа, инстинкты. Животное действует неосознанно, так, как подсказывают внешние обстоятельства, так, как это делали и делают тысячи других животных. Человеческая деятельность характеризуется наличием определенной цели. При этом цель определяется самим человеком, а не продиктована внешними условиями. Человек действует осознанно, делая выбор между различными вариантами поведения. Человек способен выходить за рамки социальных предписаний, осуществлять деятельность по новому «сценарию».

· Деятельность – это осознанное, целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека. Итак, человеческой деятельностью движет стремление удовлетворить потребности человека. Давайте разберемся, что же такое потребности и каков механизм из удовлетворения?

· Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и нормального развития личности. Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод – это нужда в пище, здесь предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, предметом потребности в этом случае является знание. Удовлетворение потребностей тесно связано с развитием личности. Как только потребности человека выходят за рамки его возможностей, человек стремиться расширить свои возможности, чтобы удовлетворить потребности. Например, наши возможности не позволяют прочитать произведения великого Гете на его родном немецком языке. Однако желание это сделать может быть настолько велико, что мы можем начать изучать немецкий язык для того, чтобы расширить свои возможности и удовлетворить возникшую у нас потребность читать Гете на немецком языке. Изучая иностранный язык, мы приобретаем новые знания и развиваемся как личности. Наши потребности очень разнообразны. Наиболее часто потребности делятся на три группы:

· Биологические – связаны с принадлежностью человека к природе (нужда в пище, дыхании, продолжении рода и др.);

· Социальные потребности – порождаются жизнью человека в обществе (нужда в общении, признании, уважении и т.д.);

· Идеальные потребности – познавать окружающий мир, получать знания, передавать свой жизненный опыт, осознать свое место в мире и цель своего существования.

Биологические, социальные и идеальные потребности у человека взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности в конечном счете становятся социальными (в жаркие дни людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге). У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными, либо идеальные потребности сводятся лишь к развлечениям. Однако в последнее время наибольшую известность приобрела классификация потребностей, сделанная американским социологом А. Маслоу. Абрахам Маслоу выделял пять основных групп потребностей, которые расположил в виде пирамиды. Основанием пирамиды служат те потребности, которые человек стремиться удовлетворить в первую очередь. И только после этого у него возникают потребности следующего, более высокого уровня. Чем разностороннее развита личность, тем шире и разнообразнее у нее потребности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.