Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общества, взаимосвязь общества и природы.






Выяснение сущности социального позволяет нам утверждать, что общество нельзя сводить к сосуществованию большого количества людей, ведь могут существовать и чисто животные формы коллективного выживания: стаи, стада, популяции и др. Общество есть только там, где совместная жизнедеятельность людей выведена за пределы приспособительного способа функционирования, где она ориентирована в соответствии с выявленными все общими чертами бытия как человека, так и природы Общественная организация жизни предполагает наличие социальных структур, ее нормируют и упорядочивают Это значит, что функционирующее общество должно в удовлетворять по крайней мере три ведущих потребностейеби.

Общество - это форма совместной жизнедеятельности людей (а), которая в организована на основе социальных норы, структур и стандартов (б) и в соответствии с высшими духовными ориентациями человека (в)

Иногда, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную целостность, неотделимость указанных моментов друг от друга, употребляют термин \" социум\"

Социум - это общество, как особый тип процессов действительности, характеризуется единой определенностью всех явлений и процессов, в нем происходящих

Обществом называют как общую форму организации человеческой жизнедеятельности (в этом смысле общество противостоит природе), так и конкретные проявления такой формы (например, либеральное общество, ро озвинене общество, цивилизованное общество и др.) В этом последнем варианте можно вести разговор о сосуществования, взаимодействия и взаимовлияния различных обществ, существующих в одну и ту же историческую е похху.

Кроме того, обществом мы называем не только современные общности людей, но и те, которые исторически произошли, однако сегодня уже сошли со сцены истории

есть понятие общества предполагает включение в его содержание трех существенных моментов: 1) общество - это социально организована совместная жизнедеятельность массы людей (общество как форма организации жи иттедияльности людей) 2) общество - это какой-то конкретный тип социальной организации человеческой жизнедеятельности (общество как тип социальной инфраструктуры), 3) общество - это совокупность исторически в совершенных обществ (общество как исторический процесс изменения различных обществ) Какое бы общество мы не рассматривали, для полноты и оправданности наших суждений о нем, мы должны учитывать на называемые моменти.

Общество функционирует в пределах природы и на основе природных процессов Вопрос о соотношении общества и природы в наши дни предстает одним из самых болезненных, поскольку именно в этом вопросе пере ед современным человечеством вполне реально обозначилась перспектива гибели Оценка современной ситуации взаимодействия общества и природы требует выявления основных аспектов этого взаимодействия через: выяснять, что общего между сторонами взаимодействия; имеющиеся между ними отличного; как каждая из сторон влияет на другую и реагирует на обратные влияниеви.

Однако между обществом и природой существуют и существенные различия ФВ целом можно сказать, что в рамках общества природные процессы в значительной степени теряют свои качества, могут существенно изменяться, менять и как характер, так и направления своих действий Иногда это Пола иначе естественные процессы происходят стихийно, в прямом сочетании причин и последствий - без предварительного замысла, а общественные процессы происходит ются в условиях наличия свободы выбора, то есть достоверно и вариативно, с целевым, ценностным и смысловым направленияям.

Моменты тождества и различия, существующие между обществом и природой, становятся основаниями для формирования различных односторонних подходов к толкованию их взаимодействия; Утверждения том, что между суспильс ством и природой не существует качественных пределов, приводит к различным натуралистических концепций: биологизаторские или психологизаторських (таких, например, как концепция 3Фрейда) Напротив, слишком преувеличена оценка роли социальных факторов в жизни человека и общества, игнорирование того факта, что социальные качества возникают на основе природных, приводит к появлению различных вариантов вульгарного соц иологизму (он был довольно распространенным среди идеологов советской системыи).

Наконец, слишком резкое противопоставление общества природе может порождать или трактовка общества как чего-то враждебного природе, искаженного естественного или, наоборот, до провозглашения тезиса о тотал ный наступление на природу (например, русский мыслитель конца XIX - нач XX-ст М Федоров прямо утверждал, что первым врагом человека возникает природа) Согласно требованиям научной методологии и на и п ерших особенностей философского мышления оправданным можно считать только такой подход, который не упрощает всех сторон и нюансов в соотношении общества и природы, хотя его осуществление требует серй ознои и сложной интеллектуальной роботботи.

С рассматриваемого становится также понятным, что взаимное общества и природы могут быть довольно разнообразными С одной стороны, природные условия могут быть настолько благоприятными, что человеческая свобода и и инициатива будут почти лишними, а, с другой стороны, они могут почти уничтожать проявления последних своими бедностью и строгостью В свою очередь общество далеко не всегда строит свои отношения с природой с надлежащими степенью понимания их принципов и возможных последствий В оптимальном варианте социальные качества должны выводить естественные вещи, явления и процессы на ту грань, где характеристики последних проявляют себя с большей полнотой и выразительностьюістю.

Однако зачастую ради использования некоторых характеристик природных вещей последние могут искажаться, разрушаться, использоваться так, что вред от такого использования может существенно перевершува ать пользу Но и природные процессы не следует рассматривать в определение заботливой матери человека: некоторые природные катаклизмы в отношении общества могут приобретать характер катастрофического и даже - эсхатологического В последнем варианте это означает уничтожение некоторых этносов или общественных ячееків.

Например, сведения о всемирном потопе некоторые ученые воспринимают вполне серьезно, а зафиксированные хрониками эпидемии чумы иногда уничтожали до трети, население некоторых стран

К тому следует добавить, что оптимальный вариант отношений между обществом и природой может в некоторых ситуациях быть просто невозможным, поскольку человек просто вынужден делить все воздействия природных факторов н на себя и общество на благоприятные и неблагоприятные: скажем, действие вирусов, суховеев, землетрясений и др. В данном случае человек будет пытаться блокировать подобные негативные воздействия и воздействия природы, а, значит, она будет вмешиваться в нее, нарушать ее собственную сбалансированностьь.

В свете рассмотренных выше особенностей социального, соотношение природы и общества, мы можем сказать, что на конкретном содержании социального обязательно отражаются состояние и особенности того био ологичного, на котором выявляются и закрепляются социальные качества и общественные процессы есть, этнические, местные, \" региональные особенности общественной жизни, быта, культуры, нравственных обычаев - это не выдумки, а те реальные вещи, которые мы вынуждены принять и признать, углубившись в анализ общественных явлений Здесь не должно быть неоправданных преувеличений и перекосов: ведь раньше мы отметили, что социальной не - это общечеловеческое, но в реальной своей жизни оно конкретно-человеческая, т.е. общечеловеческое, представлено в конкретных материальных формах, красках, имеющихся средствах жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.