Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указатель Литературы.






Ко всей книге и к введению.. Барсуков. Источники русской агиографии 1882. “Книга глаголемая о российских святых.” Изд. О. И. и Др. 1887 г. № 4. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви 2-ое изд. 1862. Архим. Леонид, Святая Русь. 1897. Верный месяцеслов всех русских святых. 1903. Арх. Филарет Черниговский, Русские святые (три издания с 1861 г.) (А. Н. Муравьев). Жития святых российской церкви. 12 т. 1855-58. Великие Четьи-Минеи Макария (неоконч.). Изд. Археогр. Ком. “Памятники старинной русской литературы, ” 1; зд. гр. Кушелевым-Безбородко под ред, Костомарова, пып. 1-4, 1860 ел. В. О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. 1871. Кадлубовский. Очерки по истории древне-русской литературы житий святых. Варшава 1902 (Изд. “Рус. Филол. Вести.”). С. И. Смирнов. Как служили миру подвижники древней Руси. 1903 (Изд. “Богосл. Вести.” №№ 3-4.) Паозерский, Русские святые перед судом истории. 1923 (Антирелиг.). Васильев. История канонизации русских святых. 1893 Голубинский. История канонизации святых в русской церкви. 2-е изд. 1903 г. (Из Чт. О. И. Д.).

К Главе I. “Жития св. мучеников Бориса и Глеба. изд. Абрамовича (Отд. рус. яз. Рос. Ак. Н.) 1916. Другое изд. (фототипич.). Срезневского: Сказания о св. Б. и Гл. 1860 г. Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. 1908. Богуславский. К вопросу о характере и объеме литер, деят. Нестора (Изв. Отд. рус. яз. А. Н.” 1914, 1.) Серебрянский. Древне-русские княжеские жития. (Чт. О. И. Др. 1915, 3). Приселков, Нестор Летописец. Петр. 1923.

К Главе 2. Издания преп. Феодосия в Чт. О. И. Др. 1858, 3; 1879, 1; 1899. Чаговец, Жизнь и сочинения преп. Феодосия. (Киев. Унив. Изв. 1902 и отдельно; Бугославский, 1. с. 1914, I и 3. Абрамович, Исследование о Киево-Печерском патерике. (“Изв. Отд. рус. яз. А. Н.” 1901-1902 и отдельно).

К Главе 3. “Патерик Киево-Печерского монастыря, ” Изд. Абрамовича. 1911. Старое изд. Яковлева: Памятники русской литературы ХII-ХШ в. 1872. Русский перевод Викторовой 1870 г. Яковлев, Киевские религиозные сказания. Шахматов, Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. (“Изв. Отд. рус. яз.” II (1897), Абрамович, Исследование. L.K.Goetz. Das Kieven Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands. Passau, 1904. Приселков, Очерки по церковно полит, ист. Киевской Руси, 1913.

К Главе 4. Житие преп. Авраамия Смоленского, изд. Резанова (“Отд. рус. яз. А. Н.”). Старое издание в “Православ. Собеседнике” 1859, № 3. Буслаев, Исторические очерки, т. I, 1861 г. Статья Редкова в “Смоленской старине” ч. I. Федотов, Житие и терпение пр. Авраамия Смол., в “Православной Мысли, ” вып. 2, Париж 1930.

К Главе 5. Издание княжеских житий см. в летописях и у Серебрянского, Древне-княжеские жития, 1915. Мансикка. Житие Александра Невского, 1913. Исследования у Серебрянского и Мансикки. Клепинин, Св. Александр Невский, Париж, УМСА Рге5& (см. рецензию в “Совр. Зап.” 36).

К Главе 6. Жития новгородских св. епископов (не всех) напечатаны у Костомарова, Памятники, в. 4. Никитский, Очерк внутренней истории церкви в великом Новгороде. 1879. Житие митр. Петра изд. у Макария, Ист. рус. церкви, т. 4; Жития м. Алексея изд. в летописях (Типогр., Вознес., Никон.) и Общ. люб. древ. письм. (1877). О московских митрополитах см. Ист. рус. Ц. Макария и Голубиского т. II, 1. Федотов, Св. Филипп, митр. Московский. Париж. УМСА Ргеяз. 1928.

К Главе 7. Житие св. Стефана Пермского изд. Археогр. Ком. 1897 и Костомаровым, Памятники, в. 4. Шестаков, Св. Стефан, первосвятитель Пермский, “Изв. и Уч. Зап. Каз. Ун.” 1868, 1; Некрасов, Пермские письмена в рукописях XV в. Одесса 1890. Голубинский, История, II, 1.

К Главе 8. Оба жития преп. Сергия — Епифаниево и Пахомиево — изд. в Макарьевских Ч. М. Сентябрь; Епифаниево отдельно — арх. Леонидом. Русский сокращенный перевод его в № 12 “Сергиевских Листков” (Париж 1928). Голубинский. Преп. Сергий Радонежский и его лавра 1893. Ключевский, Значение преп. Сергия для русского народа и государства. “Очерки и речи” (1913). Прот. Сергий Булгаков. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию. “Путь” №5 (1926). Б. Зайцев, Преп. Сергий Радонежский. Париж. УМСА Ргезд.

К Главе 9. Житие преп. Кирилла Белозерского изд. у о. Яблонского. Пахомий Логофет, 1908. (Муравьев) Русская Фиваида на Севере. 1855. Шевырев, Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. О. Верюжский. Истор. сказания о жизни святых Вологодской епархии 1880. Коноплев, Святые вологодского края. Чт. О. И. Др. 1895, 4. Яхонтов. Жития святых Поморского края, как исторический источник, Каз. 1881” Серебрянский, Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. 1908 (Из “Чтений.”) Кадлубовский, Очерки.

К Главе 10. Архангельский, Прея. Нил Сорский, 1882, (Изд. О. Л. Др. П. 25). Новое издание Устава в Пам. Древ. Письма. 179 (Боровковой-Майковой). Костомаров, Русская История в жизнеописаниях. Гречев. Нил Сорский, “Ботосл. Веет.” 1908. Покровский, К литературной деятельности Нила Сорского, “Древности” т. V. 1911.

К Главе 11. Все три жития преп. Иосифа Волоцкого изд. Невоструевым в Чт. Об. Люб. Дух. Пр. 1865. Житие, сост. Саввой Черным, и Устав изд. в Макар. Ч. М. Сентябрь. “Просветитель” изд. Каз. Д. Ак. Хрущев, Исследование о сочинениях Иосифа Санина, 1, 868. Житие преп. Пафнутия Боровского изд. Кадлубовским в Сборнике И. Ф. Общ-ва при Нежинском Институте, т. 2, 1898. Кздлубовский, Очерки.

К Главе 12. См, литер, к гл. 9. Ср. тгкже Жмакин, Митр. Даниил, 1881, Голубинский. История, 11, I. Гречев, Заволжские старцы, “Бог. Ветн.” 1908. Федотов, Трагедия древне-русской святости, “Путь”.№ 27 (191.3).

К Главе 13. Житие св. Прокопия Устюжского изд. в Пдм. Др. Письм. Житие Михаила Клопского изд. Костомаровым в “Памятниках, ” 1. 4 и Некрасовым, Зарождение национальной литературы на великорусском севере. Од. 1870. Жития московских юродивых изд. прот. Кузнецовым, Св. блаж. Василий и Иоанн в “Зап. моек. Арх. Инст.” т.8, 1910. Исследование там же. И. Ковалевский, Юродство о Христе. М. 1895. Беленсон О юродстве во Христе. “Путь” № 8, (1927). Скобцова, О юродивых, в “Вестнике” Рус. Хр. Ст. Д. 1930, № 8-9.

К Главе 14. Голубинский, Канонизация. Жития преп. Евфросинии Полоцкой и Юлиании Муромской изд. Костомаровым в “памятниках, ” Житие прав. Юлиании изд. также еп. Евгением Муромским в 1910 г. Его же, О церковном прославлении и почитании св. прав. Юлиании Лазаревской. 1910. О Юлиании Ключевский, Добрые люди в древней Руси, “Очерки и речи.” Гр. Толстая, Прав. Юлиания Лазаревская. Париж, YМСА Ргеss

К Главе 15. Изд. жития Авраамия Ростовского у Костомарова. Пам. 1, Макар Ч. М. и отдельно (Соколова); Иоанна, арх. Новгородского в Мак. Ч. М., отрывки у Костомарова, в. 1; Антония Римлянина в “Прав. Собеседнике.” 1858, 2 и у Костомарова, 1. Петра и Февронии у Костомарова, 1. Буслаев, Ист. очерки I. 1861. Кадлубовский, Очерки. Ключевский, Жития. Белецкий, Литературная история повести о Меркурии Смоленском. “Сборник Отд. Р. яз. А. Н.” т. 99 № 8, 1923. Дурново, Легенда о заключенном бесе. “Древности” IV, I. Ржига, Литературная деятельность Ермолая-Еразма в “Летописи занятий Археогр. Ком.” пып. 33 (1926).

К Заключению Боровкова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский. В сборнике С. Ф. Платонову. 1911. Прот. С. Четвериков. Оптина пустынь. Его же. Из истории русского старчества. “Путь, ” № 3, 7. А. Н. Гиппиус, Св. Тихон Задонский. Ильин, Преп. Серафим Саровский. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.” (Все издания YМСА Ргеss, Париж). Поселянин, Русские подвижники XVIII века. Его же, Русские подвижники XIX века.

 

 


[1] ...греков-митрополитов...- Русская Православная Церковь, принявшая крещение от Византийской, Константинопольской, Церкви, первого митрополита, главу Церкви, получила также из Византии.

[2] Мученики — согласно христианскому преданию, те, которые погибают за свои убеждения мученической смертью. Поскольку основатель христианства Иисус Христос погиб па кресте, то смысл христианского мученичества состоит в том, чтобы подражать Христу. Известно христианское изречение: “Кровь мучеников-семя Церкви”. Поэтому князья Борис и Глеб не были собственно мучениками для греков-митрополитов.

[3] Вышгород — место на берегу Днепра, где были погребены тела Бориса и Глеба.

[4] Страстотерпцы — то есть претерпевшие страсти. Страстями назывались страдания, выпавшие на долю мучеников.

[5] Акафист — буквально “неседален”. Церковное хвалебное песнопение, чин молитв, в которых прославляются святые. Состоит из 12 кондаков и 12 икосов. Исполняется стоя.

[6] Утреня — церковная служба, предваряющая литургию.

[7] Псалмы — наиболее употребимые молитвы из библейской книги. Псалтырь — струнный инструмент, часто упоминается в Библии вместе с гуслями. Форма псалтыри (псалтири) точно не известна. По имени псалтыри и получила название книга псалмов. В ней собраны лучшие образцы лирической поэзии древнего Израиля.

[8] “Господь гордым противится, а смиренным дает благодать...” “Кто говорит: “Бога люблю”, а брата своего ненавидит, тот лжет”... “Совершенная любовь изгоняет страх”. “...Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал ради славы и княжения в мире этом отец мой до святого крещения. А ведь все это преходяще и непрочно, как паутина... Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные и резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани, и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло... Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: “Суета сует — все суета! ” Спасение только в добрых делах, в истинной вере, в нелицемерной любви”. Размышления Бориса богато украшены цитатами как из Нового, так и из Ветхого Заветов.

[9] Заутреня — церковная служба, предваряющая утреню. На заутрени читаются псалмы.

[10] Апотропей — в переводе с греческого “отвращающий беду”.

[11] Лаврский тип жизни — возникновение этого типа монашества относится к началу IV века. Вначале это сообщества отшельников, которые жили в отдельных кельях и подчинялись настоятелю.

[12] Киновия — общежительная форма монашества. Все иноки равны в правах и обязанностях. Личного имущества нет — всё общее: стол, одежда. Плоды своего труда иноки предоставляют монастырю. Распорядок жизни подчинен жесткому уставу, который предусматривает дисциплину и подчинение настоятелю монастыря и его духовнику.

[13] Virago — мужественная женщина (лат.). “...ибо была телом крепка и сильна, как мужчина. Бывало, что кто-либо, не видя ее, услышит, как она говорит, и подумает, что это мужчина”, “...постоянно ходил в церковь... к детям играющим не приближался... отвращался детских игр”... “отдать его учителю поучиться божественным книгам... Скоро постиг он всю грамоту...”

[14] Соблазн аскетического отвержения культуры — несколько позже, в 1938 г., борясь с односторонними и излишне ригори-ческими взглядами на культуру, присущими аскетически настроенным христианам, Г. П. Федотов писал: “Ничто подлинно ценное в этом мире не пропадает. Культура воскреснет, подобно истлевшему телу, во славу. Тогда все наши фрагментарные достижения, все приблизительные истины, все несовершенные удачи найдут свое место, сложившись, как камни, в стены вечного Града”. (Федотов Г. П. Эсхатология и культура. Новый град. Нью-Йорк, 1952. С. 330.) Этому взгляду на культуру вторит и высказывание известного культуролога и мыслителя протоиерея Георгия Флоровского: “...что войдет в вечность (то есть в рай) из истории? Я установил принцип: человеческая личность в полноте ее конкретных данных, и стало быть, все личные соотношения: дружба, любовь... В этом смысле и культура, так как отпадение культурного облика в человеке его бы обезличило, личность без конкретного культурного облика была бы только обломком человека”. (Вестник русского христианского движения. Париж, 1972. № 130. С. 52). Естественно, что аскетические сборники, поучения и патерики также являются частью культуры, органически входят в нее. Здесь уместно напомнить два отношения к культуре, данные Ф. М. Достоевским в его романе “Братья Карамазовы” — со стороны монаха ферапонта и старца Зосимы. Соблазн Ферапонта заключается в том, что он стремится отмести все лишнее. на его взгляд, мешающее достижению Царства Небесного. Старец Зосима воплощает более мудрый подход — он отбирает все самое ценное, что есть в мире.

[15] Просвирник — человек, занимающийся выпечкой просфор, особой формы хлебов, необходимых для совершения литургии

[16] Уничижение, кенозис — богословский термин, обозначающий самоограничение божества, предоставляющего тварному миру свободу и самостоятельность. При этом неизбежно допускается существование зла как следствия своеволия сотворенных существ, ибо без своеволия неосуществима свобода — высший дар Бога. Воплотившись, Иисус Христос принял на себя, по словам апостола Павла, “зрак раба”, то есть принял иной, “ю севтветствующий его природной норме облек.

[17] Вериги — одно из средств умерщвления плоти, к которым прибегали аскеты. Иногда' это были цепи, которые одевались на тело, иногда — металлические обручи.

[18] ...(“другоици... излез”) — то есть “иногда же...садился на склоне пещеры”; в житии говорится о том, что святой лишь иногда прибегал к подобному усмирению своей плоти.

[19] Власяница — рубаха, сотканная из самого грубого полотна. Монахи одевали ее на голое тело, борясь с искушениями.

[20] Страхования — искушения аскета страхом. Всевозможные видения, вызывающие чувство страха.

[21] Современные печатные издания... — имеются в виду издания: “Патерик Киево-Печерского монастыря”. 1911. Изд. Д. Абрамо вич; “Памятники русской литературы XII-XIII века”. 1872. Изд. В. Яковлев

[22] Тавматургия — буквально “чудотворения”, то есть способность подвижника преодолевать материальные законы бытия: исцелять, предвидеть будущее.

[23] Демонология — учение о демонах. Молитва Иисусова — кроме обычной, храмовой молитвы, подвижник прибегает к индивидуальной, келейной молитве. Но высшей ступенью подвижнического подвига исстари считалась молитва Иисусова: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного”. При кажущейся внешней простоте этой молитвы она требует особого сосредоточения и определенной подготовки. Эту молитвенную практику называют “умной молитвой”. Возникновение ее относят к началу монашества, а некоторые исследователи считают, что она возникла еще раньше — во времена апостолов. Произнесение имени Иисуса Христа почиталось равносильным Его присутствию. На пути этого молитвенного подвига различается немало ступеней. Высшей почиталась та, на которой молитва становилась “самодвижущей”, то есть звучала помимо гласного произношения самостоятельно в сердце подвижника — средоточии духовной жизни человека. На этой ступени молитва становится постоянной, не прерываясь даже во время сна. Достижение высших молитвенных состояний сопровождается экстатическими состояниями, а также видением. “умного, или Фаворского” света. В Византии эта молитвенная практика получила развитие у исихастов — молчальников.

[24] ...”извыче из уст” — “выучил наизусть”.

[25] Экзегетика — наука, занимающаяся объяснением и толкова нием библейских и новозаветных текстов.

[26] Средовек — человек среднего возраста

[27] Евхаристия — центральный момент литургии. Во время евхаристического канона происходит таинство Пресуществления, то есть хлеб и вино становятся телом и кровью Христа.

[28] Епитимия — буквально “наказание”, “кара”. В церковном понимании — наказание, налагаемое духовником на мирянина (поклоны, пост, длительные молитвы).

[29] Богумильская литература — иногда: богомилы. Еретическое движение на Балканах в X-XIV веках характеризовалось дуализмом, близким манихейству.

[30] Православный гнозис — буквально “православное знание”. Федотов подчеркивает, что стремление блаженного Авраамия к раз витию православного богословия сделало его мучеником, страсто терпнем.

[31] Вселенские соборы — проходили в эпоху единства хри стианских Церквей, с IV по VIII век. Всего их насчитывается семь На Вселенских соборах решались важные вероучительные проблемы формулировались православные догматы.

[32] “...от юныя версты” — с юных лет.

[33] Война Езекии с Сеннахиримом — 716-687 гг. до нашей эры. Сеннахирим (Синахериб) — ассирийский царь, завоевавший окрестные царства и направившийся войной на Иудею. Езекия, царь иудейский, признал его власть и платил ему дань. Но Сенна-хириму показалось это недостаточным, тогда Езекия противостал превосходящему во много раз его войску. В стане ассирийцев вспыхнула эпидемия, и Сеннахирим вынужден был бесславно отступить.

[34] Автокефалия Русской Церкви — самостоятельность Русской Церкви в данном случае от Византии, от Константинопольской Церкви, которая после крещения Руси назначала митрополитов, руководивших жизнью Русской Церкви.

[35] Стригольники — движение, возникшее во второй половине XIV — начале XV века. Учение стригольников весьма близко к протестантским: они отвергали таинства и церковную иерархию. Стригольники резко выступали против церковных порядков, обличали церковную иерархию в продажности, в том, что она за деньги поставляет священников, что строго запрещалось церковными канонами.

[36] Жидовствующие — новгородско-московская ересь, возникла в конце XV — начале XVI века в Новгороде и Москве. Они отвергали церковные обряды, авторитет Церкви. Именно в связи с ересью жидовствующих Новгородский архиепископ Геннадии впервые поставил вопрос о необходимости смертной казни через сжигание для еретиков. Учение представляло опасность еще и потому, что распространялось среди знати.

[37] Флорентийская уния — попытка соединения церквей, предпринятая в 1439 г. римским папой Евгением IV. С этой целью во Флоренции был созван собор. В нем приняли участие главы восточных Церквей. Активное участие в его созыве сыграл византийский император Иоанн VI Палеолог, искавший военной помощи Запада. Положение Византии в этот период было чрезвычайно тяжелым — со всех сторон империю теснили турки-османы. Император предварительно договорился с папой, что на соборе будут присутствовать главы западных государств. Но они на собор не явились. Акт унии был подписан восточными главами Церквей, за исключением Марка Ефесского. Но вернувшись на родину, большинство восточных епископов отказалось от своих подписей, сославшись на то, что на них было оказано давление. Предполагавшееся воссоединение Западной и Восточной Церквей осталось, таким образом, лишь на бумаге.

[38] Православная Мария — в данном случае Федотов имеет в виду евангельский рассказ о двух сестрах — Марфе и Марии, которые почитали Иисуса Христа. Он часто гостил у них и у брата их Лазаря. Однажды он беседовал с Марией, в то время как Марфа хлопотала по дому. Она раздраженно обратилась к гостю, чтобы он указал сестре на необходимость помочь ей. На что последовал ответ Христа: “Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее”. (Лука, гл. 10, ст. 41, 42). Православную Церковь (восточную) часто упрекали в уходе в созерцательную, молитвенную жизнь и в презрении насущных дел, в том числе и миссионерских. Именно поэтому Федотов избрал этот евангельский образ.

[39] Клирошанин — один из низших служителей церкви, обычно чтец или певец церковного хора, который поет на клиросе.

[40] 7000 г. от сотворения мира — в Древней Руси летосчисле-ние до реформ Петра I велось от начала сотворения мира. В средние века это была условная дата, искусственно вычисленная из данных Библии. Чтобы определить необходимую дату, необходимо вычесть от предлагаемого числа 5507 или 5508 лет.

[41] Тивун — судья низшей категории, иногда — приказчик, управитель. Доводчик — доносчик, фискал. Пристав — надзиратель.

[42] Ослопы — в данном случае жерди.

[43] Часослов — церковно-богослужебная книга, содержащая: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и часы. Осмогласник, или Октоих, - церковно-богослужебная книга, содержащая в себе стихиры, каноны на каждый день недели, распределенные на восемь напевов, или гласов.

[44] Кафедральный город — город, в котором находилась епископская кафедра. Иначе говоря, Усть-Вымь стала духовным центром новой епархии.

[45] Хотьковский Покровский монастырь — один из первых монастырей, возникший на землях Московского княжества. Первое упоминание о нем относится к 1308 г. Сначала монастырь был “малженным”, то есть в нем проживали и мужчины, и женщины. Позже он становится “девичим”. Именно в этом монастыре, согласно рассказу Епифания Премудрого, постригся старший брат преподобного Сергия — Стефан, а затем и родители — Кирилл и Мария. В Покровском соборе хранились раки с мощами Кирилла и Марии. Расцвета монастырь достиг в XIX — начале XX века. Были перестроены сначала храм во имя Покрова Божией Матери (1816), затем Никольский собор (1904), возведена новая каменная колокольня, выстроены сестринские корпуса, обитель обнесена каменной стеной. После революции монастырь просуществовал недолго. Мощи родителей преподобного Сергия были увезены, местонахождение их неизвестно. С 1989 г. начал функционировать Покровский храм, переданный Московской патриархии.

[46] Фаворский свет — понятие связано с событием из жизни Иисуса Христа. Незадолго перед распятием, молясь на горе Фавор, Он предстал перед учениками в преображенном виде: “И когда Он молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме...” (Лука, 9, 29-31). В учении исихастов, которые в XIII-XIV веках развили и углубили практику “умной” молитвы, встреча с Фаворским светом — один из признаков богообщения в практике “умного делания”. “Они (исихасты) отождествляют божественную реальность, являющуюся святым, со светом, который видели ученики Господа при Его Преображении на Фаворе. Этот Фаворский свет, свет Преображения, и есть “свет будущего века”, предвосхищение Царства Божия”. (Мейендорф И. “Введение в святоотеческое богословие”. Нью-Йорк, 1982, С. 343).

[47] Утешение” — в монашеском лексиконе то или иное допустимое развлечение или разнообразие в пище. Однообразность монашеской жизни порой ввергает человека в уныние, а подобное “утешение”, быть может, шутка игумена или добавочное блюдо, помогает преодолевать его.

[48] “Откровенные рассказы странника” — книга, повествующая о практике “умной” молитвы. Написана, скорее всего, в середине XIX века в России. Выдержала много публикаций, в том числе и зарубежных. В советский период не переиздавалась. Различными исследователями приписывается святителю Феофану Затворнику, канонизованному на Соборе 1988 г. Другие полагают, что эта книга могла-быть создана кем-то из оптинских старцев или из круга, близкого к Оптиной пустыни. В ней ярко и талантливо повествуется в художественной форме о практике “умного делания”, проходят типы русских людей из разных слоев общества.

[49] Калокагафия (точнее, калогатия) — в древнегреческой философии гармония внешних и внутренних качеств как идеал воспитания человека.

[50] Страх Божий — богословское понятие, имеющее мало общего с понятием общечеловеческого страха. Наиболее глубокое понимание и истолкование этого термина принадлежит Рудольфу Отто (1869-1937), протестанту, профессору богословия Марбург-ского университета. В 1923 г. была издана его книга “Das Heilige”. “Здесь, однако, этот термин (страх Божий.- ред.), при всем соответствии, взят все же по аналогии, чтобы дать имя совершенно особенному типу эмоциональной реакции, полностью отличающейся от испуга, но тем не менее между ними есть некоторая близость, так что эта аналогия помогает пролить свет на природу интересующего нас явления. В некоторых языках существуют специальные термины, обозначающие расплывчато или более точно этот “страх”, который есть нечто большее, чем то, что заложено в собственном смысле этого слова... В современном русском языке есть выражение “благоговейный страх”, в своем глубоком специфическом значении оно как раз приближается к тому, о чем мы говорим” (“Das Heilige”. Гл. IV. С. 27-28).

[51] ...Православной культуры, умиравшей в Византии... - сегодня большинство крупных ученых (Д. С. Лихачев, С. С. Аверинцев) сходятся во мнении, что культурное богатство, накопленное Византией к моменту ее гибели, превосходило культурный уровень большинства европейских стран.

[52] Списки Голубинского — имеются в виду церковный историк, академик Петербургской Академии наук Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) и его книга “История канонизации святых Русской Церкви”, 1903 г.

[53] Праздник Покрова — один из наиболее чтимых на Руси, пришедший из Византии. Отмечается 14 октября по новому стилю. Он связан с видением юродивого Андрея (одни исследователи относят его жизнь к X, другие — к VII веку). Находясь на молитве во Влахернском храме в Константинополе, юродивый увидел, как Божья матерь во время совершения вечернего богослужения покрывает своим омофором молящихся. Именно во Влахернском храме хранились риза Божьей матери, омофор (длинная широкая полоса материи с изображениями крестов) и часть пояса. На Русь этот праздник пришел не позднее 1148 г.

[54] Темьян — тмин; на псковском наречии и в данном случае — ладан.

[55] Ширинка — в данном случае: полотенце.

[56] Твердислов — тот, чье слово твердо, то есть истинно.

[57] Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) — немецкий дипломат. Бывал в России в 1517 и 1526 г. Известны его “Записки о московит-ских делах”. Последний раз переизданы Лениздатом в 1986 г. в сборнике “Россия XV-XVII веков глазами иностранцев.

[58] Кандило — в данном случае: лампада.

[59] Сорокоусты — молитвы за усопших, которые продолжаются в течение сорока дней, так как по церковным представлениям душа новопреставленного, то есть только что умершего, в течение сорока дней проходит воздушные мытарства. И лишь по истечении сорока дней предстает перед Богом для определения посмертной участи. Именно поэтому Церковь предписывает особенно усиленно молиться за новопреставленного в течение сорока дней, чтобы облегчить его участь.

[60] Брестская уния — еще одна попытка воссоединения православной и католической Церквей в 1596 г. на Соборе в Бресте. Несмотря на то что Западная Украина и Белоруссия в лице своих епископов признали папу римского своим главой, большинство православных не признало унии и вело с ней ожесточенную борьбу. Нынешняя Украинская католическая Церковь, добивающаяся официального статуса, - сохранившаяся ветвь так называемых “католиков по православному обряду” (их еще называют униатами).

[61] Монашеское духовничество — в Древней Руси приходской священник часто поставлялся из среды народа. Обычно избирался человек, знавший хотя бы начатки грамоты. Обремененный семьей, часто непосильным земледельческим трудом, приходской священник подчас не возвышался ни морально, ни интеллектуально над своей паствой. Монах, живущий в монастыре, имел больше возможности трудиться и над собственным совершенствованием, и над повышением уровня своих знаний. Монашеская школа давала ему возможность постичь богатое духовное наследие христианства. Именно поэтому монастыри на Руси почти всегда были очагами культуры, центрами по переписке и переводу литературы, причем не всегда только церковной. В глазах простого человека из народа монах почти всегда выигрывал в сравнении с приходским священником, поэтому именно в монастыри люди шли за духовной поддержкой и наставлением. Особенно ярко это проявилось в XIX веке, когда в Онтину пустынь приезжали братья Киреевские и Гоголь, Толстой, Достоевский, Леонтьев и другие русские интеллигенты.

[62] Бенедиктинцы — орден бенедиктинцев, созданный святым Бенедиктом Нурсийским (480-550), основоположником западного монашества. Л. П. Карсавин следующим образом характеризует особенности этого ордена: “Понимая монашеское общежитие как “школу служения Господу”, он (Бенедикт) с необыкновенной ясностью оценил неосуществимость на долгое время и для многих идеала крайней аскезы и ввел монашескую жизнь в границы достижимого обычными людьми в климатических и бытовых условиях Запада. Бенсдиктинский устав видит главную цель монашества в достижении нравственного совершенства путем послушания и смирения, но он пропитан духом трезвости и, “е закрывая возможностей мистической жизни, не делает ее обязательной” {Карсавин Л. П. Культура средних веков. Петроград, 1918. С. 46).

[63] Цистерианцы — орден белых монахов, основанный святым Робертом Молесмским в 1098 г. Называется так по местечку Цито, где возникло это монашеское движение, вначале весьма близкое к бенедиктинизму. Наиболее известно цистерианство стало при Бернарде Клервосском, который обновил его в 1112 г.

[64] “...обрядово-уставное благочестие.'..” — Федотов отстаивает оригинальный взгляд на происхождение русского обрядоверия. Термин “обрядоверие” получил свое развитие в конце XIX — начале XX века. Обрядоверие — поверхностное исполнение религиозных обрядов. Обрядоверцы — люди, которые смысл христианства видят в точном, неукоснительном исполнении предписанных Церковью обрядов. Наиболее яркий пример обрядоверия — русское ста-рообрядчйство. Федотов утверждает, что иосифлянство корнями уходит в Х-XI века. Еще Лесков утверждал, что христианство на Руси было лишь проповедано, но не укрепилось в глубине человеческих душ. В этом Федотов вослед Лескову видит трагедию древнерусской святости. Об этом талантливо писал В. В. Розанов в “Апокалипсисе нашего времени.”

[65] Странничество, “взыскание Града” — этими терминами Федотов называет явления, столь присущие Русской Церкви в XIX веке. Странничество — вид подвижничества, когда человек оставляет свой дом и близких и становится странником, переходящим из дома в дом, из монастыря в монастырь. Отрыв от корней, уход от социальной активности — опасный симптом, говорящий о неблагополучии в церковном организме. “Взыскание Града” — цитата из послания к евреям: “Ибо он (Авраам) ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель-Бог” (гл. II, ст. 10). То есть речь в послании идет о граде небесном, который подробно описывается в последней главе Откровения Иоанна Богослова. Отказ от земной деятельности, устремленность лишь к небесному, считает Федотов, свидетельствует о неблагополучии в Церкви, которая по своей природе является организмом богочеловеческим. В ней присутствует как земное, человеческое, так и божественное начало. Более глубоко эта проблема рассмотрена в труде В. С. Соловьева “История и будущность теократии” (Соловьев В. С. Соч. Т. 4. С. 243).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.