Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасность персонала операций ООН по поддержанию мира






 

Одним из приоритетных вопросов при проведении операций ООН по поддержанию мира является обеспечение безопасности их лично­го состава. Существует ряд юридических документов, гарантирующих безопасность и защиту должностных лиц системы ООН. К ним отно­сятся статьи 100 и 105 Устава ООН, Конвенция о привилегиях и им­мунитетах ООН, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специа­лизированных учреждений ООН, соглашения о статусе сил операций ООН и о статусе миссии ООН между правительствами стран пребы­вания и Секретариатом ООН, типовые основные соглашения об ока­зании помощи, программы развития ООН, а также Конвенция о бе­зопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Кроме того, согласно Статуту Международного уголовного суда нанесение ударов по персоналу, объектам и материалам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конф­ликтов, рассматриваются как военные преступления. 1 июля 2002 г. Статут Международного уголовного суда вступил в силу. По общему признанию, и военные, и гражданские служащие, задействованные в операциях, должны иметь международную систему защиты от неза­конного применения силы и преднамеренного нападения на них. Именно на достижение этих целей направлена принятая в рамках ООН Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г., которая вступила в силу 15 января 1999 г. Россия ратифицировала ее 17 апреля 2001 г.

Как отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан, после при­нятия конвенции стала очевидной ее ограниченная применимость к операциям ООН по поддержанию мира и к связанному с ними пер­соналу, вызванная тем, что с течением времени изменился сам ха­рактер миротворческих операций ООН. Прежде всего, ОПМ стали включать помимо военных контингентов также гуманитарный, по­лицейский, административный, технический и иной гражданский персонал, а самому персоналу приходится действовать в рамках мно­гофункциональных операций, нередко представляющих собой слож ное переплетение элементов превентивной дипломатии, поощрения к миру (миротворчества), поддержания мира, принуждения к миру и постконфликтного миростроительства. Изменился и характер подле­жащих урегулированию вооруженных конфликтов, которые стано­вятся все более кровопролитными. Несмотря на усилия международ­ного сообщества, такие конфликты продолжают вызывать гибель и страдания тысяч людей, прежде всего мирных граждан. Немалое число среди них составляют дети, женщины, люди преклонного возраста, беженцы, то есть особо уязвимые группы населения.

Жертвами вооруженных конфликтов становится и персонал опе­раций по поддержанию мира. Так, в ходе 60 с лишним операций по­гибло свыше 2 тыс. человек из более чем 100 государств, в том числе и граждан России. Безопасность персонала является одним из основ­ных условий эффективного функционирования операций ООН, и главную ответственность за его защиту согласно нормам междуна­родного права несут правительства принимающих государств и сто­роны в конфликте.

Сотрудники международных организаций и неправительственных организаций, задействованные в гуманитарных операциях, также по­гибают и становятся жертвами насилия. По оценке Генерального сек­ретаря ООН К. Аннана, с 1992 г. свыше 200 гражданских сотрудников пожертвовали жизнью, выполняя свой долг перед ООН. Сотни других были взяты в заложники и пострадали в ходе ожесточенных столкно­вений. В связи с этим остро встала проблема юридической защиты и многочисленных неправительственных гуманитарных организаций. Объясняется это тем, что Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала неприменима к гуманитарным неправи­тельственным организациям, не заключившим с ООН или ее специа­лизированными учреждениями «соглашений об осуществлении или партнерстве», хотя на деле они не в меньшей степени нуждаются в та­кой защите.

Оптимальным выходом из положения было бы принятие прото­кола к конвенции, который устранил бы необходимость заявлений и отдельных договоренностей применительно к операциям ООН и не требовал бы наличия связи между гуманитарной неправительствен­ной организацией и ООН как условия для предоставления защиты в соответствии с конвенцией. Поэтому в качестве одной из задач, по­ставленных в докладе Генерального секретаря «План осуществления Декларации тысячелетия ООН»32, является принятие протокола, ко­торый расширил бы сферу применения Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала с охватом всех опера­ций и категорий персонала ООН. Меры по скорейшей разработке протокола к конвенции были приняты в ходе 56-й сессии Генераль­ной Ассамблеи, которая учредила Спецкомитет для рассмотрения вопросов укрепления правовой защиты персонала ООН и связанно­го с ней персонала.

Конвенция запрещает любое нападение на персонал ООН и свя­занный с ней персонал, их материально-технические средства и по­мещения и обязывает государства-члены обеспечивать безопасность и защиту такого персонала, в частности защиту от преступлений, пре­дусмотренных в статье 7 конвенции. К преступлениям против персо­нала ООН и связанного с ней персонала относятся любые следую­щие деяния: убийства, похищения или другие нападения, направлен­ные против личности или свободы любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала, насильственные нападения на служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства такого пер­сонала; угроза любого такого нападения, попытка совершить его и дей­ствие, представляющее собой соучастие в любом таком нападении или в совершении попытки такого нападения. Государства - участники конвенции обязаны признать такие действия преступлением по их национальному законодательству и установить соответствующее на­казание с учетом их тяжкого характера. Конвенция устанавливает принцип «судебного преследования или выдачи», в соответствии с которым любое государство обязано установить свою юрисдикцию в отношении любого преступления или преступника, когда преступле­ние совершено на его территории или когда преступник является граж­данином данного государства. Государство, в котором обычно про­живает преступник, если он является лицом без гражданства, или го­сударство, гражданином которого является жертва, также может ус­тановить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступле­ния. И наоборот, если какое-либо из этих государств отказывается от такой юрисдикции, оно обязано выдать преступника любому друго­му государству, установившему свою юрисдикцию в этом отношении.

В 1998 г. в Статуте Международного уголовного суда нападениям против персонала ООН и связанного с ней персонала, которые в со­ответствии с Конвенцией 1994 г. квалифицировались как преступ­ления, был придан международный характер, и они стали подпа­дать под юрисдикцию Международного уголовного суда. Согласно подпункам в и е пункта 2 статьи 8 Статута нанесение ударов по пер­соналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов, рассматривается как «военное преступление» и влечет за собой индивидуальную уго­ловную ответственность.

Как определено в статье 1 Конвенции 1994 г., она применяется в отношении операций ООН и персонала ООН и связанного с ней пер­сонала. Согласно конвенции «операция ООН» означает операцию, учрежденную компетентным органом ООН в соответствии с ее Уста­вом и осуществляемую под руководством и контролем ООН, когда операция проводится в целях поддержания или восстановления меж­дународного мира и безопасности или когда Совет Безопасности или Генеральная Ассамблеи для целей настоящей конвенции объявляет, что существует особый риск в отношении безопасности персонала, участвующего в этой операции. При этом операция ООН в целях под­держания международного мира и безопасности представляет собой любую миротворческую операцию, проводимую под руководством и контролем ООН, за исключением санкционированных ООН опера­ций, проводимых под национальным руководством и контролем. Операция ООН помимо миротворческих представляет собой любое другое присутствие ООН в принимающей стране, санкционирован­ное каким-либо компетентным органом ООН, хотя и не обязательно Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей, такое, напри­мер, как политические'миссии ООН, «отделения, занимающиеся по­стконфликтным миростроительством», и присутствия ООН в гуманитарных целях, в целях развития или обеспечения защиты прав че­ловека. И хотя конвенция автоматически применяется в отношении миротворческих миссий, ее применение к другим операциям ООН зависит от объявления Генеральной Ассамблеей или Советом Безо­пасности, что существует особый риск в отношении безопасности пер­сонала, участвующего в такой операции. В качестве механизма, «при­водящего в действие» конвенцию, такое объявление носит уставной характер и должно делаться до совершения любого акта, запрещен­ного данной конвенцией.

В Конвенции 1994 г. четко определен круг лиц, относящихся к персоналу ООН и связанному с ней персоналу. В соответствии с под­пунктом «а» статьи 1 «персонал ООН» означает лиц, привлеченных или направленных Генеральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского или гражданского компонентов операции ООН, а также других должностных лиц и экспертов, командирован­ных Организацией Объединенных Наций, или ее специализиро­ванными учреждениями, или МАГАТЭ, которые находятся в рай­оне проведения операции ООН в официальном качестве. Соглас­но конвенции, «связанный с ней персонал» означает «лиц, назначенных правительством или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН; лиц, привлеченных Генеральным секре­тарем ООН, или специализированным учреждением, или МАГАТЭ, а также лиц, направленных гуманитарной неправительственной орга­низацией или гуманитарным учреждением в соответствии с соглаше­нием с Генеральным секретарем ООН, или со специализированным учреждением, или МАГАТЭ, для осуществления деятельности в под­держку выполнения мандата операции ООН». Таким образом, к кате­гории персонала ООН относятся члены всех компонентов операции ООН по поддержанию мира, а также должностные лица и командиро­ванные Организацией Объединенных Наций эксперты, которые на­ходятся в районе проведения операции ООН в официальном каче­стве. К категории персонала, связанного с ООН, относятся лица, на­значенные государствами и межправительственными организациями, привлеченные Генеральным секретарем ООН, и лица, направленные гуманитарной неправительственной организацией в соответствии с соглашением с Генеральным секретарем или со специализированным учреждением. Что касается практической стороны деятельности ООН, то между ней и неправительственными организациями заключались соглашения двух типов: 1) соглашения о партнерстве между УВКБ, ПРООН, ЮНИСЕФ, ВПП и другими органами ООН, занимающи­мися осуществлением гуманитарных программ, и 2) соглашения меж­ду международными или местными неправительственными органи­зациями в отношении осуществления конкретных проектов и дого­воренностей по вопросам безопасности и неправительственными организациями, участвующими в деятельности ООН по оказанию помощи.

За время, прошедшее с момента принятия Конвенции 1994 г., ста­ла очевидной ограниченность сферы ее применения операциями ООН и персоналом ООН и связанным с ней персоналом. Конвенция не применяется к операциям ООН, о которых не объявлено Генераль­ной Ассамблеей или Советом Безопасности, что они сопряжены с особым риском. На практике ни тот, ни другой орган никогда не объявляли об этом, вне зависимости от фактической необходимости в этом во многих операциях ООН. Конвенция не применяется также в отношении гуманитарных неправительственных организаций, кото­рые не заключили «соглашений об осуществлении или партнерстве» с ООН или ее специализированными учреждениями, хотя на практике они в не меньшей степени нуждаются в такой защите. Из сферы при­менения Конвенции конкретно исключены операции ООН, санкцио­нированные Советом Безопасности в качестве принудительной меры на основании главы VII Устава ООН, в которой какой-либо персонал задействован в качестве комбатантов против вооруженных сил и к ко­торой применяется право международных вооруженных конфликтов. На членов таких операций распространяются защита и принципы и нормы международного гуманитарного права, применимые к конф­ликтам такого рода. В пункте «а» статьи 20 Конвенции указывается, что ничто в Конвенции не влияет на применимость международного гуманитарного права в связи с защитой операций и персонала ООН и связанного с ней персонала или на обязанность такого персонала со­блюдать такое право и стандарты. Исключение из сферы применения Конвенции предусмотренных главой VII Устава ООН операций, осу­ществляемых в условиях международного конфликта, предполага­ет, что принудительные меры, применяемые в условиях внутренне­го вооруженного конфликта (операция типа ЮНОСОМ-П), входят в сферу действия Конвенции и на них распространяется ее защитный режим.

В конечном счете на основании практики государств или любых компетентных национальных или международных судебных органов

должно проводиться четкое разграничение между взаимоисключаю­щими режимами международного гуманитарного права и защитным режимом Конвенции. В итоге применимость норм международного гуманитарного права или конвенции должна определяться не характе­ром самого конфликта, а тем, участвуют ли активно члены миротвор­ческих операций ООН в качестве комбатантов в конфликте любого типа или же они каким-либо иным образом имеют право на защиту, предо­ставляемую гражданским лицам в соответствии с международным пра­вом вооруженных конфликтов. Наконец, Конвенция не применяет­ся к гуманитарным операциям, не имеющим отношения к ООН, и никогда такая цель перед ней и не ставилась.

Вопрос об укреплении безопасности персонала ООН и связанно­го с ней персонала стал предметом активного обсуждения на 56-й и последующих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В ходе рассмот­рения этого вопроса многими делегациями отмечались ограниченность сферы применения Конвенции 1994 г. и пробелы в предусмотренном ею защитном правовом режиме. Были высказаны предложения о не­обходимости принять меры по распространению сферы правовой за­щиты Конвенции на весь персонал ООН и связанный с ней персо­нал, на который в настоящее время такая защита не распространяется. Среди этих мер рассматривались такие, которые были ранее изложены в докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана в 2000 г., в том чис­ле процедура инициирования соответствующего «объявления особо­го риска» Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей, на­значение Генерального секретаря в качестве удостоверяющей инстан­ции для целей удостоверения факта объявления; включение основных положений Конвенции 1994 г. в соглашения о статусе сил или стату­се миссии, заключаемые между ООН и государствами, на территории которых разворачиваются операции ООН.

Было рассмотрено также предложение о разработке протокола к Конвенции, который устранял бы условие наличия объявления или соглашения и распространял бы действие Конвенции на все опера­ции ООН и связанный с ними персонал и гуманитарный персонал, которые в настоящее время не охвачены Конвенцией. Однако все эти предложения не нашли консенсусной поддержки в Генеральной Ас­самблее, за исключением предложения о включении основных поло­жений Конвенции в соглашения о статусе сил или статусе миссий.

Следует также учитывать, что, пока не будет принят протокол к конвенции, сама эта конвенция содержит положение, что Совет Бе­зопасности ООН в особых конкретных случаях может расширить сфе­ру правовой защиты. На практике Совет Безопасности нередко пользовался этим механизмом. Объясняется это тем, что в последнее время Совет Безопасности заметно укрепил свою правоустановитель-ную и правоохранительную функцию. Деятельность персонала ООН, который принимает участие в операциях, будь то миротворческого или преимущественно гуманитарного характера, связана с большим риском. Поэтому Совет Безопасности вынужден заботиться о защите персонала и нести ответственность за принятие самых эффектив­ных мер по обеспечению безопасности сотрудников, которых он на­правляет в миссии ООН. Он также несет ответственность и за обес­печение безопасности гуманитарного персонала, персонала учреж­дений и всех тех, кто принимает участие или вносит вклад в любую операцию, которая развертывается по решению Совета Безопасно­сти. Совет Безопасности стал уделять все больше внимания вопро­сам, касающимся мандатов и правил применения вооруженной силы в операциях ООН, что позволило более надежно обеспечивать безо­пасность и свободу передвижения персонала ООН. По мнению мно­гих государств, принудительные меры, применяемые Советом Бе­зопасности, должны предусматриваться лишь в экстремальных слу­чаях. Совет Безопасности располагает множеством других средств для повышения безопасности населения, начиная с превентивного развертывания до развертывания сил по поддержанию мира. Совет в последнее время включает в мандат миссии специальные положе­ния о защите гражданских лиц, которым непосредственно угрожает опасность физического уничтожения.

Проблема применения вооруженной силы в ходе операций с гума­нитарной составляющей приобрела весьма острый характер. Дело в том, что все больше миротворческих операций включает в себя гума­нитарные аспекты, а эта тенденция сопряжена с определенной опас­ностью. Сами гуманитарные организации, например МККК, ВПП, УВКБ, все чаще обращают внимание на то, что в тех случаях, когда мир еще хрупок, войска ООН могут прибегать к применению силы, но это способно создать впечатление, что они являются стороной в конфликте. Как результат им может быть отказано в доступе к не­которым районам и, следовательно, к некоторым жертвам. Поэто­му, по мнению большинства гуманитарных организаций, принудитель­ные действия помимо обеспечения защиты гражданских лиц должны создавать условия, позволяющие гуманитарным учреждениям рабо­тать, однако без опасности быть каким-либо образом ассоциирован­ными с такого рода действиями. Гуманитарные организации прямо подчеркивают, что ассоциация с принудительными действиями поста­вит под угрозу работу гуманитарных организаций, ибо приведет к под­рыву доверия к ним и негативно скажется на готовности сторон в кон­фликте давать согласие на развертывание их деятельности.

В конце XX в. и начале XXI столетия во весь рост встал вопрос о защите гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов, прежде всего внутригосударственных, которые в последнее время со­ставляют свыше 90% от числа всех конфликтов в мире. Значительно увеличилось и число гражданских лиц среди жертв войны, составля­ющее, по оценке Генерального секретаря ООН, примерно 75%, а в ряде случаев - даже больше33. В связи с этим в рамках ООН стали предприниматься активные меры по защите гражданского населения в сложных чрезвычайных ситуациях в соответствии с международ­ным гуманитарным правом. Государства - члены ООН в принятой на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2000 г. Деклара­ции тысячелетия обязались расширять и укреплять деятельность по защите гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов. Особенно активные усилия по обеспечению эффективной защиты гражданских жертв войны стали предпринимать Совет Безопасности и другие органы и учреждения ООН.

В настоящее время признается, что поддержание международного мира и безопасности требует от Совета Безопасности действий на всех этапах реального или потенциального конфликта. При этом в Совете Безопасности имеется понимание, что, когда это возможно, следует предпринимать действия для ликвидации коренных причин конфлик­та и предупреждения перерастания споров в акты насилия. В ходе неод­нократного обсуждения в Совете Безопасности вопросов защиты граж­данского населения возобладало мнение, что в тех случаях, когда по каким-либо причинам эти превентивные действия не могут быть ре­ально осуществлены или оказались неудачными, основная направлен­ность политики должна заключаться прежде всего в сведении к мини­муму последствий насилия для гражданского населения и поиске пу­тей прекращения военных действий. Наметилась также линия, в соответствии с которой после окончания военных действий все уси­лия следует направить на поддержание и укрепление мира, включая примирение расколотых конфликтом групп и отправление правосудия в отношении тех лиц, которые нарушили международное гуманитар­ное право или нормы в области прав человека.

В нескольких резолюциях, принятых с 1991 г., Совет Безопасно­сти подтвердил свою главную ответственность за поддержание меж­дународного мира и безопасности, как это предусмотрено в статье 24 Устава ООН. Особое значение имеет признание Советом Безо­пасности того, что массовые и систематические нарушения норм, регулирующих права человека, и международного гуманитарного права угрожают международному миру и безопасности и, таким об­разом, должны стать объектом внимания и действий с его стороны. Так, в своей резолюции 688 от 5 апреля 1991 г. по Ираку Совет Безо­пасности отметил, что репрессии против гражданского населения имели последствия, создающие угрозу миру и безопасности в этом районе. В резолюции 941 от 23 сентября 1994 г. по Боснии и Герце­говине Совет признал, что этническая чистка представляет собой явное нарушение международного гуманитарного права и ставит под угрозу усилия по обеспечению мира. В резолюции 955 от 8 ноября 1994 г. по Руанде Совет указал, что геноцид и другие систематиче­ские, широкомасштабные и вопиющие нарушения международно­го гуманитарного права представляют угрозу для международного мира и безопасности. В резолюции 1203 от 24 октября 1998 г. по Косово Совет Безопасности подтвердил, что ситуация в пределах границ СРЮ представляет собой сохраняющуюся угрозу миру и бе­зопасности в регионе. В резолюции 1244 от 10 июня 1999 г. по Косо­во Совет Безопасности подтвердил приверженность принципам су­веренитета и территориальной целостности, но в дополнение к это­му поручил Миссии ООН восстановить и поддерживать безопасность в пределах этого края.

Бедственное положение гражданских лиц в ходе вооруженных кон­фликтов вызывает все большую озабоченность Совета Безопасности в связи с частыми сообщениями, которые он получает относительно положения в гуманитарной области в странах, пострадавших от кон­фликтов, а в последнее время в связи с участившимися случаями тер­рористических нападений как на персонал ООН, так и на ни в чем не повинных граждан. Дополнительным подтверждением стремления мирового сообщества обеспечить безопасность гражданского населе­ния является учреждение Советом Безопасности специальных меж­дународных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, а также создание Международного уголовного суда.

Советом Безопасности рассматриваются на регулярной основе и ' дополнительные шаги, которые государства-члены должны сделать для усиления собственного потенциала в эффективной защите граждан­ских жертв войны и которые связаны с инициативами, выдвинутыми самим Советом и другими органами и учреждениями ООН. Совет Бе­зопасности отметил важное значение предложения Генерального сек­ретаря ООН К. Аннана о том, что государства-члены, поддерживае­мые ООН и другими субъектами, должны вести дело к созданию куль­туры защиты34. Такая культура, по мнению Генерального секретаря, означает, что правительства будут выполнять свои обязательства, воо­руженные группы будут уважать признанные нормы международного гуманитарного права, а государства-члены и международные органи­зации будут проявлять необходимую приверженность обеспечению решительных и оперативных действий в условиях кризиса.

Становлению и дальнейшему утверждению культуры защиты в международной практике могли бы содействовать и такие виды дея­тельности: доставка гуманитарной помощи; наблюдение и фиксиро­вание нарушений международного гуманитарного права и норм в области прав человека, а также представление сообщений о таких нарушениях тем, на кого возложена ответственность за эти вопросы, и другим директивным органам; программы организационного стро­ительства, управления и развития и, в конечном счете, развертыва­ние миротворческих войск и полицейских.

Главная ответственность за защиту гражданского населения лежит на правительствах, как это было отмечено в Руководящих принципах гуманитарной помощи, принятых Генеральной Ассамблеей в ее ре­золюции 46/182 от 19 декабря 1991 г. В то же время вооруженные груп­пы несут прямую ответственность в соответствии со статьей 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г., и нормами обычного меж­дународного гуманитарного права. Международные документы тре­буют, чтобы не только правительства, но и вооруженные группы вели себя ответственно в конфликтных ситуациях и принимали меры для удовлетворения основных потребностей гражданского населения и обеспечения его защиты. Когда правительства не имеют ресурсов и возможностей, чтобы делать это без чьей-либо помощи, они обязаны обращаться за поддержкой к международной системе. ООН и ее Со­вет Безопасности должны укреплять свою роль в этой связи, актив­нее привлекая к деятельности по защите гражданского населения со­ответствующие субъекты.

В последние годы Совет Безопасности уделяет все больше вни­мания вопросам защиты и безопасности. К позитивным шагам мож­но отнести принятие резолюций 1261 (1999), 1265(1999), 1296(2000), 1314 (2000), 1325 (2000) и др., которые предусматривают ряд эффек­тивных мер по защите наиболее уязвимых слоев населения, в том числе женщин и детей. Еще одним показателем прогресса в этой области является включение в мандаты операций ООН положений о деятельности по разминированию. Совет Безопасности значитель­но расширяет свои возможности в решении вопросов защиты раз­личными путями, в том числе посредством принятия более взве­шенных решений и разработки резолюций и мандатов, полнее учи­тывающих потребности гражданского населения в защите. Этому способствует также проведение Советом Безопасности брифингов по гуманитарным последствиям осуществления принимаемых ре­золюций, равно как и организация дискуссий, охватывающих не только проблематику мира и безопасности, но и гуманитарные во­просы. Кроме того, как показывает опыт поездок миссий Совета Бе­зопасности в Демократическую Республику Конго, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор и другие районы конфликтов, полевые миссии могут играть полезную роль в установлении фактов и как средство пропаганды и убеждения в необходимости защиты. Важное значе­ние имеет и информирование Совета Безопасности субъектами, не относящимися к системе ООН, в том числе местными неправитель­ственными организациями, правозащитными группами, религиоз­ными общинами и т.д.

В последние годы ООН, решая вопросы защиты гражданского на­селения, все чаще устанавливала партнерские отношения с регио­нальными и межправительственными организациями, включая ОБСЕ, АС, ОАГ, СНГ, Совет Европы, ЭКОВАС и др. Совместная работа ООН и региональных организаций в ряде случаев давала по­ложительные результаты, например в Косово (СРЮ), Сьерра-Лео­не, Эфиопии/Эритрее.

В последнее время усилилась тенденция к тому, что все больше миротворческих операций включает в себя гуманитарные аспекты, а сами конфликты приобретают все более выраженный гражданский характер. Поэтому в рамках различных конфликтов все чаще на аре­не появляются силы, которые беззастенчиво нарушают фундаменталь­ные принципы защиты, предоставляемой гражданским лицам на ос­нове международного гуманитарного права, и которые зачастую не имеют ни малейшего представления об основополагающих нормах поведения в условиях вооруженного конфликта или не придают им никакого значения. Так что возникла насущная необходимость под­крепления физической защиты гражданских лиц мерами по усиле­нию их правовой защиты. Большое внимание стало уделяться укреп­лению международно-правовой базы обеспечения защиты и безопас­ности персонала операций по поддержанию мира, гуманитарных организаций и различных слоев гражданского населения.

Многие государства признают, что международные документы являются важным механизмом правовой защиты гражданских лиц в вооруженных конфликтах и что в данной связи они должны стать для Совета Безопасности одним из основных объектов приложения уси­лий. При этом Совет Безопасности может сыграть весьма полезную роль в поощрении ратификации государствами - членами ООН ос­новных документов и придания содержащимся в них обязательствам универсального характера. Основными документами в области меж­дународного гуманитарного права служат четыре Женевские кон­венции 1949 г. и два протокола к ним 1977 г., из которых последний охватывает внутренние вооруженные конфликты. Важнейшими международными договорами в области прав человека являются Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм дис­криминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребен­ка 1989 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловеч­ных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Главными документами, регулирующими статус беженцев, являются Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и протокол к ней 1967 г. К дру­гим соответствующим документам относятся Конвенция о запреще­нии применения, накопления запасов, производства и передачи про­тивопехотных мин и об их уничтожении 1997 г., Конвенция о безо­пасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Статут Международного уголовного суда 1998 г., Конвенция о защите куль­турных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и прото­кол к ней 1999 г. и Конвенция о конкретных видах обычного оружия 1980 г. и четыре дополнительных протокола к ней.

Помимо содействия ратификации указанных документов Совет Безопасности может принять эффективные меры по обеспечению выполнения их на практике и по повышению степени осведомлен­ности и признания этих основополагающих международных докумен­тов и содержащихся в них норм среди персонала операций ООН, в вооруженных силах и полиции стран и среди всех слоев общества. Совет Безопасности может содействовать включению этих докумен­тов и содержащихся в них международных норм в национальные за­конодательства, созданию работоспособных национальных учрежде­ний, отвечающих за распространение указанных документов, конт­роль за ними и обеспечение их выполнения. Более того, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности вправе сам принимать решения, возлагающие определенные обязательства на государства-члены в области обеспечения безопасности персонала ООН, в том числе пер­сонала операции по поддержанию мира, и защиты гражданского на­селения в вооруженных конфликтах. Следует подчеркнуть, что при­знанные на международном уровне нормы защиты будут эффектив­но соблюдаться и осуществляться только тогда, когда им будет придана сила закона, в том числе и на основе решения Совета Безопасности, и когда их нарушения будут постоянно и неотвратимо влечь за собой правовые санкции, включая в случае необходимости связанные с при­менением вооруженных сил принудительные действия Совета Безо­пасности.

События последних лет привели к осознанию необходимости все­объемлющего и комплексного подхода к урегулированию кризисов и конфликтов с привлечением всех участников, занимающихся поли­тическими и гуманитарными правами, правами человека и правом развития в рамках согласованной программы действий. В этих уси­лиях, безусловно, руководящую роль призван играть Совет Безопас­ности, который способен разработать всеобъемлющий подход к уре­гулированию кризисов и обеспечить тесное сотрудничество и коор­динацию между всеми элементами системы ООН, региональными силами, двусторонними участниками, государственными и негосу­дарственными участниками в соответствующих странах. Только та­кой подход может принести полезные плоды и обеспечить надежную защиту и безопасность в XXI в.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.