Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль Генерального секретаря ООН в мирном урегулировании споров и конфликтов между государствами 4 страница






Раскрывая факторы, обуславливающие огромное влияние и воздействие ООН на мир, Аннан указывает, что это влияние является производной не обладания властью, а силы ценностей, которые ООН представляет: роли ООН в содействии установлению и поддержанию глобальных норм, ее способности стимулировать всеобщую обеспокоенность и действия того доверия, которым ООН пользуется, результата ее практической деятель­ности на местах по улучшению жизни людей. В докладе особо выделяется значение ООН и проводимых под ее эгидой международных конферен­ций в формировании нормотворческого консенсуса и подчеркивается исключительно важная роль ООН в установлении и поддержании гло­бальных норм, без которых современное общество просто не могло бы функционировать.

Заслуживает активной поддержки содержащийся в докладе призыв ко всем государствам содействовать не только формированию глобальных норм, но и созданию новых учреждений и механизмов и тем самым при­нять участие в механизмах формирующегося глобального правового по­рядка. В этой связи представляют интерес предложения по устранению структурной слабости миротворческих операций ООН. Справедливо от­мечается, что сегодняшние комплексные миротворческие операции но­сят совсем иной характер по сравнению с традиционными операциями по поддержанию мира, основной целью которых были главным образом уси­лия по наблюдению за прекращением огня. Цель комплексных миротвор­ческих операций заключается, по существу, в том, чтобы помочь конф­ликтующим сторонам обеспечивать свои интересы политическими сред­ствами. Интересны и соображения относительно использования санкций, которые являются неотъемлемым элементом положений Устава ООН о коллективной безопасности, служат для Совета Безопасности важным ин­струментом проведения в жизнь его решений и находятся где-то посреди­не между чисто словесным осуждением и применением вооруженной силы.

В докладе отмечается, что в эпоху, наступившую после окончания «холодной войны», были достигнуты определенные успехи в области ра­зоружения: вступление в силу Оттавской конвенции о запрещении на­земных мин, конвенции по химическому оружию, заключение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, создание зон, сво­бодных от ядерного оружия, теперь охватывающих все Южное полуша­рие. Вместе с тем процесс разоружения существенно замедлился, что нашло свое отражение, в частности, в том, что в течение более трех лет подряд Конференция по разоружению в Женеве не проводит никаких переговоров, ибо ее члены никак не могут договориться о приоритетах в области разоружения. Особую тревогу вызывает широкое распростране­ние стрелкового оружия, число погибших от которого ежегодно значи­тельно превышает число погибших в результате атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Серьезную озабоченность вызывает, по мнению Генерального секре­таря, и то обстоятельство, что переговоры по ограничению стратегиче­ских наступательных вооружений застопорились, а никаких перегово­ров относительно многих тысяч так называемых тактических ядерных боеприпасов, которые уже есть в арсеналах, или вооружений других ядер­ных держав, помимо России и США, вообще не ведется. В докладе дела­ется вывод, что если планы развертывания систем противоракетной обо­роны не будут разрабатываться с согласия всех заинтересованных сторон, то прогресс, достигнутый к настоящему времени в области сокращения ядерных боеприпасов, может оказаться под угрозой.

Большой интерес представляют изложенные в докладе соображения относительно будущего ООН. Справедливо отмечается, что без мощной и эффективной ООН решение стоящих перед ней проблем станет для народов неизмеримо более сложной задачей и что сегодня, как и преж­де, фундаментом ООН ярляются именно государства-члены. Строитель­ство обновленной ООН видится на путях подтверждения основополага­ющих целей Организации, использования в полной мере обширных воз­можностей века информации, дальнейшего стимулирования мирового переговорного и нормотворческого процесса и разработки на этой осно­ве практических решений важнейших проблем сегодняшнего дня. Осо­бо подчеркивается, что ООН должна сама адаптироваться к происходя­щим переменам и что одной из важнейших областей адаптации является реформа Совета Безопасности, который должен работать эффективно и пользоваться неоспоримым авторитетом. В целом ценность доклада со­стоит в том, что ряд содержащихся в нем предложений и рекомендаций был включен в Декларацию тысячелетия ООН.

Важное значение в плане выяснения и определения роли и места ООН на стыке XX и XXI столетий имеет доклад Генерального секрета­ря о работе ООН за 2000 г.67. В нем получила дальнейшее обоснова­ние выдвинутая ранее Генеральным секретарем ООН концепция гло­бализации. В частности, справедливо отмечается, что открытые рын­ки поставят под угрозу как целостность культур, так и суверенитет государств. В то же время интегрирование в мировую экономику само по себе не гарантирует быстрого развития, и, чтобы глобализация приносила свои плоды всем, нужны дополнительные меры - как внут­ригосударственные, так и международные.

По мнению Генерального секретаря ООН, международные эко­номические учреждения, созданные после окончания Второй миро­вой войны, были предназначены для решения гораздо менее слож­ных и менее изменчивых задач, а также для регулирования системы международных экономических отношений, тогда как теперь ООН вступила в эпоху глобальных экономических отношений. Из такого рода утверждения делается вывод, что для этой новой эпохи необяза­тельно иметь официальные учреждения, положения или механизмы принуждения, а необходимо эффективное мировое управление, кото­рое можно обеспечить путем неофициального диалога и сотрудниче­ства и с помощью договоренностей с негосударственными субъекта­ми, а также между правительствами. С этой целью предлагается со­здать многочисленные «неофициальные коалиции» для совместного решения общих проблем, охватывающие не только правительства, но и международные учреждения, организации гражданского общества, а иногда и частный сектор. Предлагается также заключить «Глобаль­ный договор», в котором частные корпорации взяли бы на себя обяза­тельства следовать в своей внутрикорпоративной среде наилучшей практике, как она определяется широким международным сообще­ством, в области прав человека, труда и окружающей среды.

Анализируя эти предложения, нельзя не прийти к выводу, что след­ствием их реализации могли стать подрыв мирового переговорного и нормотворческого процесса, подмена основных участников этого про­цесса и его творцов - суверенных государств разного рода негосудар­ственными субъектами, а самих переговоров - неофициальным диа­логом и неофициальными договоренностями, что неотвратимо обер­нулось бы лишь хаосом, неуправляемостью и непредсказуемостью и, в конечном счете, умалением возможностей суверенных государств воз­действовать в позитивном плане на упорядоченное развитие экономи­ческих, политических и иных отношений в мире XXI столетия.

Вместе с тем в докладе правильно отмечается, что достижение ус­тойчивого мира и безопасности для всех стран и народов остается та­кой же важной целью ООН, как и на момент ее создания более полу­века тому назад. Требования, предъявляемые к ООН, отражают про­исшедшие со времени окончания «холодной войны» изменения в ха­рактере угроз миру и безопасности, в частности переход от межгосу­дарственных конфликтов к внутригосударственным, от посягательств на целостность границ к значительно более частым посягательствам на людей. Если в прошлом основу конфликтов составляли идеологи­ческие разногласия двуполярного мира, то теперь их питают этни­ческая и религиозная нетерпимость, политические амбиции и алч­ность, а зачастую они усугубляются незаконным оборотом оружия, драгоценных камней и наркотиков. По мнению Генерального секре­таря, предъявляемые к ООН требования отражают растущий консен­сус по вопросу о том, что коллективная безопасность не может более узко трактоваться как отсутствие вооруженных конфликтов, будь то между государствами или внутри них. Грубые нарушения прав чело­века, широкомасштабные перемещения гражданского населения, международный терроризм, эпидемия СПИДа, торговля наркотика­ми и оружием и экологические катастрофы создают прямую угрозу безопасности человечества.

Отсюда в докладе делается вывод, что сохранить прочный мир в будущем можно, лишь учитывая весь комплекс факторов, из кото­рых складывается безопасность человечества. В этой связи в докладе большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию раз­личных составляющих миротворческой деятельности ООН. По при­знанию Генерального секретаря, осуществляемая в последнее время миротворческая деятельность ООН по своей сложности и масштабам выходит далеко за рамки традиционных операций по поддержанию мира. Она охватывает оказание чрезвычайной помощи, демобилиза­цию и реинтеграцию бывших комбатантов, содействие в разминиро­вании и уничтожении мин, конституционные и правовые реформы, предоставление консультаций по вопросам поощрения прав челове­ка, создание и реформу государственных учреждений и помощь в проведении выборов. При этом, несомненно, важную роль в опера­циях по поддержанию мира по-прежнему играют и традиционные виды деятельности, такие как наблюдение за прекращением огня.

В докладе обоснованно ставится вопрос о необходимости укреп­ления потенциала ООН в области раннего предупреждения и предот­вращения конфликтов и подчеркивается, что главная ответственность за предотвращение конфликтов лежит на государствах - членах ООН.

В плане дальнейшего повышения эффективности миротворческой деятельности ООН обращается внимание на такие проблемы, как упрочение существенно важной связи между поддержанием мира и миростроительством, важность развертывания в ходе операций по поддержанию мира достаточно мощного потенциала сдерживания, для которого предусматриваются «жесткие правила применения воо­руженной силы», обеспечение быстрого развертывания персонала операций, их материально-техническое оснащение, сотрудничество ООН с региональными организациями.

Большое место в докладе отводится одному из главных приорите­тов современной жизни и деятельности ООН - обеспечению господ­ства права в международных делах. В документе справедливо отмеча­ется, что договоры являются одним из двух основных источников международного права и что к концу XX столетия в рамках ООН было подготовлено 517 международных многосторонних договоров.

В докладе проводится мысль, что если государства просто дадут свое согласие на обязательную для них силу этих договоров, то этого будет недостаточно. Чтобы народы всех стран могли участвовать в складывающемся общемировом правовом порядке и пользоваться его выгодами, государства должны также уважать и выполнять обязатель­ства, вытекающие из указанных договоров. Воплощение в жизнь обе­щания относительно рамочных глобальных норм, разработанных меж­дународным сообществом, имеет крайне важное значение. Без такой приверженности господство права в международных делах будет оста­ваться лишь весьма абстрактным понятием. В этой связи предлагается ряд практических мер по поддержке усилий по выполнению междуна­родных договорных обязательств, в том числе оказание правительствам по их просьбе помощи в разработке внутригосударственных законов и проведении программ подготовки по конкретным аспектам между­народного права, техническая помощь правительствам в деле осуще­ствления их обязательств по договорам, участниками которых они являются.

В целом из доклада следует, что отдельные недочеты деятельности ООН в прошлом - недостаточная политическая воля, неадекватные мандаты Совета Безопасности и нехватка ресурсов - должны быть устранены, чтобы ООН могла играть более весомую конструктивную роль в XXI столетии.

Много полезных и интересных идей содержится в докладе Гене­рального секретаря о работе ООН за 2001 г.68. В нем подчеркиваются

уникальные особенности ООН, в том числе ее удивительная способ­ность адаптироваться к изменяющимся международным условиям, неослабная опора в своей многообразной деятельности на Устав ООН и верховенство права, неуклонное стремление к тому, чтобы разум победил насилие, а условия жизни людей постоянно улучшались. Как справедливо отмечается в докладе, ООН должна сохранить традицию новаторства, придерживаясь при этом принципов Устава ООН, ко­торыми она руководствовалась на протяжении прошедших лет. В до­кладе указывается, что роль ООН в обеспечении мира и безопаснос­ти остается важнейшей частью ее глобальных функций. В нем обра­щается внимание на то, что деятельность ООН по обеспечению мира проходила на фоне страданий, вызванных жесточайшими конфлик­тами по всему миру, характерными особенностями которых являют­ся преобладание жертв не среди комбатантов, а среди мирных жите­лей, массовые передвижения беженцев и вынужденных переселен­цев, доступность самых разных видов оружия, особенно стрелкового. Подобные конфликты угрожают стабильности, подрывают безопас­ность человека, несут страдания многим миллионам людей и нано­сят такой ущерб местной и региональной экономике, инфраструкту­ре и окружающей среде, что последствия этого будут ощущаться на протяжении десятилетий.

В докладе обращается внимание на новые тенденции в миротвор­ческой деятельности ООН. В частности, указывается, что там, где ООН участвует в поддержании мира или миростроительстве, предотвраще­ние возобновления конфликтов является одним из главных приорите­тов. В этой связи подчеркивается, что всеобъемлющие и последова­тельные стратегии предотвращения конфликтов служат самым эффек­тивным инструментом обеспечения прочного мира. Новым моментом является и то, что в последнее время мандаты на поддержание мира выходят за рамки классических миссий прошлого, подразумевающих размещение легковооруженных сил между армиями, и предполагают оказание помощи местным властям в самых разных областях. Это может быть предоставление гуманитарной помощи и решение мин­ной проблемы; разоружение, демобилизация и реинтеграция комба­тантов, обучение полицейских и судебных работников, наблюдение за осуществлением прав человека, оказание помощи в проведении выбо­ров и укрепление национальных учреждений для обеспечения того, чтобы будущие проблемы решались демократическим путем без при­менения насилия. В докладе подчеркивается, что ключевыми факторами успешного поддержания мира по-прежнему являются воля вов­леченных сторон, реально осуществимые мандаты, основанные на чет­ко понимаемой и единой глобальной стратегии, и готовность поддер­жать эти мандаты политическими средствами и предоставлением над­лежащих людских и материальных ресурсов.

В целом в результате анализа основных направлений деятельно­сти ООН Генеральный секретарь приходит к выводу, что ООН явля­ется абсолютно необходимым инструментом международного сотруд­ничества.

Весьма содержательным оказался доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2002 г.69. В нем отмечается, что после террористиче­ских нападений в США 11 сентября 2001 г. международное сообще­ство сконцентрировало внимание на сложной задаче - выработке широкой стратегии искоренения терроризма и мобилизации меж­дународных усилий в рамках глобальной борьбы с этим злом. Было подчеркнуто, что, выполняя свою роль универсальной организации, ООН способствовала формированию принципов и практики много­сторонности и является уникальным инструментом, позволяющим миру решать сложнейшие глобальные проблемы, которые требуют объединения ресурсов и сотрудничества всех стран. Справедливо ука­зывается, что ООН обеспечивает общие структуры и институты, бла­годаря которым мировое сообщество может отстаивать совместные глу­бокие универсальные общечеловеческие интересы. Присуждение ООН Нобелевской премии мира в 100-летнюю годовщину учреждения этой премии стало должным признанием роли Организации как инстру­мента установления и поддержания мира и поощрения прав челове­ка. В докладе приводится заявление Нобелевского комитета, что «един­ственный основанный на переговорах путь к международному миру и сотрудничеству проходит через Организацию Объединенных Наций».

Вместе с тем в докладе справедливо указывается, что ООН явля­ется несовершенным институтом с ограниченными возможностями и что каждое государство-член кровно заинтересовано в обеспече­нии того, чтобы ООН продолжала упорно добиваться достижения своих целей. Выбор, стоящий перед ООН и мировым сообществом, ясен и четок: либо мы можем продолжать наращивать усилия по обеспечению международного порядка и справедливости через пе­реговоры и консенсус, либо мы можем вернуться в прошлое, когда конфликты интересов между государствами разрешались с помощью иных средств.

Важное место в докладе уделяется укреплению сотрудничества ООН с региональными организациями и механизмами. За последние не­сколько лет на совещаниях высокого уровня были разработаны прак­тические рамки сотрудничества, в частности, в области предотвраще­ния конфликтов и миростроительства в различных регионах мира -в Африканском Союзе, в Европе и в Азии. Так, механизм проведения ежегодных консультаций высокого уровня между ООН, ОБСЕ и Со­ветом Европы был еще более усилен благодаря участию в нем Евро­пейского Союза и Европейской Комиссии, в результате чего этот про­цесс называют сейчас «трехсторонний плюс». Укрепляются механиз­мы регионального сотрудничества в Центральной Азии. Так, в начале июня 2002 г. после десяти лет интенсивных обсуждений 16 стран Азии собрались в Алма-Ате на свой первый саммит, на котором была со­здана новая региональная организация - Совещание по взаимодей­ствию и мерам доверия в Азии. Несколько дней спустя руководители Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Казах­стан, Китай, Киргизтан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, подпи­сали уставной документ о преобразовании этой группы в полномас­штабную международную организацию с постоянным секретариатом в Пекине.

В докладе отмечается активизация работы ООН по борьбе с тер­роризмом и важное значение резолюции Совета Безопасности 1373 (2001), которая возложила на все государства-члены обязанности по пресечению и предотвращению терроризма и учредила Контртер­рористический комитет для контроля за осуществлением этой резо­люции.

В докладе приветствуется подписание 24 мая 2002 г. Московско­го договора между США и Россией как шаг на пути к сокращению стратегических ядерных потенциалов. Однако, по мнению Генераль­ного секретаря, мир стал бы более безопасным, а отношения между странами более стабильными, если бы сокращения приняли необра­тимый, транспарентный и поддающийся контролю характер. Эти требования имеют особую важность в свете прекращения действия 13 июня 2002 г. двустороннего Договора по противоракетной обо­роне, который на протяжении 30 лет был краеугольным камнем обес­печения стратегической стабильности. Еще одним источником серь­езной озабоченности является резкий рост общих военных расходов, которые сейчас составляют, по оценкам, свыше 800 млрд долларов США.

Важное место в докладе отводится проблемам сотрудничества го­сударств во имя достижения целей в области устойчивого развития. В этой связи отмечается большое значение проведенной в марте 2002 г. в Монтеррее (Мексика) Международной конференции по финанси­рованию развития, на которой главы государств и правительств до­стигли Монтеррейского консенсуса, где излагались меры по мобили­зации внутренних и международных финансовых ресурсов в целях развития, расширения международной торговли как движущей силы развития и обеспечения международного финансового и технического сотрудничества в целях устойчивого развития.

Большой интерес представляет доклад Генерального секретаря о работе ООН за 2003 г.10. В нем существенное внимание уделяется повышению роли ООН в мировых делах. В докладе отмечаются не­прерывное увеличение числа и расширение масштабов задач, кото­рые ООН решает в различных областях, таких как мир и безопасность, экологическое и социальное развитие и др. Особо подчеркивается, что 2003 г. был, несомненно, трудным годом для ООН, поскольку война в Ираке подвергла серьезному испытанию принцип коллектив­ной безопасности и проверила Организацию на стойкость. За 58 лет существования ООН редко высказывались такие мрачные прогно­зы по ее поводу. В частности, некоторые стали предрекать скорый развал ООН. Вместе с тем указывалось, что ООН не является вещью в себе, она служит скорее инструментом для достижения общих це­лей. Сила и действенность ООН зависят от активной поддержки со стороны входящих в нее государств-членов и проводимой ими по­литики.

В 2003 г. ООН в рамках своей деятельности по обеспечению мира и безопасности основное внимание уделяла предотвращению и раз­решению конфликтов и оказанию помощи странам, выходящим из состояния конфликта. В то время, как ООН пытались решить мно­жество новых сложных задач в этой области, глубокую озабоченность продолжали вызывать такие проблемы, как терроризм и распростра­нение оружия массового уничтожения. Война в Ираке четко показа­ла, насколько быстро может измениться обстановка в плане безопас­ности, а также насколько расходятся взгляды на то, как следует под­держать международный мир и безопасность.

В докладе отмечается, что сложный характер нынешних угроз миру и безопасности побудил ООН все большей концентрировать внима­ние на тематических вопросах. Свидетельством тому служит введен­ная Советом Безопасности практика созывать открытые заседания по таким вопросам, как гражданские лица в вооруженном конфликте и стрелковое оружие, дети и вооруженные конфликты и др.

Особо подчеркивается, что средства, которыми ООН может вос­пользоваться для выполнения своих обязанностей в сфере междуна­родного мира и безопасности, разнообразны - от превентивной дип­ломатии до установления мира, поддержания мира и миростроитель-ства, и на практике вопросы, относящиеся к этим четырем областям деятельности, неразрывно связаны между собой. В докладе обраща­ется внимание на проводимые с 1994 г. раз в два года совещания ООН с региональными организациями и указывается на созыв в июле 2003 г. пятого совещания высокого уровня по теме «Новые вызовы миру и безопасности, включая международный терроризм». В 2003 г. ООН неоднократно устанавливала с региональными организациями партнерские отношения нового типа. Например, Евросоюз и ООН объединили свои усилия в Демократической Республике Конго, где в июне 2003 г. под эгидой Совета Безопасности были развернуты силы Евросоюза для поддержания мира в районе Итури.

Важное место в докладе отводится проблеме разоружения. Отмеча­ется, в частности, что свод многосторонних норм в области разоруже­ния постепенно подвергнется эрозии вследствие ослабления междуна­родной воли, а структуры, создаваемые в целях обсуждения и согласова­ния дальнейших мер, по-прежнему пребывают в состоянии застоя. В докладе выражается озабоченность в связи с тем, что так давно находит­ся в тупике Конференция по разоружению и что из-за отсутствия согла­сия по ее программе вновь оказалась заблокированной работа по вопро­сам существа, причем даже по тем вопросам, по которым существует консенсус, позволяющий начать переговоры. Несмотря на все недостат­ки, ООН, как подчеркивается в докладе, позитивным и практическим образом содействует международной стабильности и прогрессу и тем самым реально влияет на жизнь конкретных людей во всем мире. Пре­дыдущая деятельность ООН показывает, что система является чрезвы­чайно гибкой. Организации следует поддерживать свою способность адаптироваться с учетом новых вызовов и глобальных условий, сохра­няя одновременно верность целям и принципам Устава ООН.

В докладе Генерального секретаря о работе ООН в 2004 г.71 отмеча­ется возрастающая востребованность ООН в деле миростроительства и поддержания мира, а также укрепление центральной роли ООН в мировых делах.

На своей возобновленной 10-й специальной сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию ES-10/13 от 21 октября 2003 г., в ко­торой потребовала, чтобы Израиль немедленно прекратил и обратил вспять процесс строительства стены на оккупированной палестинской территории, в том числе в Восточном Иерусалиме и вокруг него. Гене­ральная Ассамблея 8 декабря 2003 г. приняла резолюцию ES-10/14, в которой просила Международный Суд в срочном порядке дать консуль­тативное заключение относительно правовых последствий строитель­ства стены. Международный Суд 9 июля 2004 г. вынес свое консульта­тивное заключение, в котором постановил, что маршрут прохождения стены на оккупированной палестинской территории противоречит международному праву и что Израиль обязан прекратить строитель­ство стены, демонтировать уже построенные участки и возместить весь ущерб, причиненный палестинскому имуществу. Он также постано­вил, что государства обязаны не признавать это незаконное положе­ние и обеспечить соблюдение Израилем международного права со­гласно четвертой Женевской конвенции. Суд указал, что Генераль­ная Ассамблея и Совет Безопасности должны рассмотреть дальнейшие меры. Генеральная Ассамблея вновь созвала свою сессию и 20 июля 2004 г. приняла резолюцию ES-10/15, в которой признала консульта­тивное заключение, потребовала, чтобы Израиль соблюдал свои пра­вовые обязательства, упомянутые в заключении, призвала государ­ства-члены также соблюдать свои правовые обязательства и просила Генерального секретаря создать реестр ущерба, причиненного в ре­зультате строительства стены.

В докладе указывается, что возрос спрос на деятельность ООН по поддержанию мира благодаря созданию новых и комплексных опе­раций в Либерии, Кот-д'Ивуаре, Бурунди и Гаити. По состоянию на июль 2004 г. ООН имела более 56 тыс. миротворцев, включая воен­нослужащих, военных наблюдателей и гражданскую полицию, раз­вернутых в составе 16 операций по всему миру.

В докладе обращается внимание на сохраняющуюся угрозу для международного мира и безопасности, создаваемую терроризмом, и на необходимость широкого международного сотрудничества для противодействия ему. Учрежденный резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности Контртеррористический комитет в течение этого пе­риода инициировал процесс активизации деятельности, который за­вершился в марте 2004 г. принятием резолюции 1535 Совета Безопас­ности, направленной на расширение сферы действия и повышение эффективности комитета. В соответствии с этой резолюцией 14 мая Генеральный секретарь ООН назначил директора-исполнителя Ис­полнительного директората Контртеррористического комитета.

Рассмотрение идей генеральных секретарей ООН, отраженных в их ежегодных докладах, ясно показывает, насколько важным и ответственным является вопрос о назначении Генерального сек­ретаря.

Разделяя мнение Генерального секретаря ООН о необходимости повышения действенности ООН, нельзя в то же время не учитывать, что достигнуть этого можно не посредством изменений Устава и сло­жившегося на его основе механизма по поддержанию международ­ного мира и безопасности, а лишь на основе строгого и неуклонного соблюдения положений Устава ООН всеми государствами, более пол­ного использования заложенных в нем возможностей и резервов. Практика показывает, что не в каких-то несовершенствах Устава кро­ются причины того, что многие полезные решения Совета Безопас­ности и других органов ООН остаются невыполненными, а в ряде районов мира сохраняются и возникают новые очаги военной опас­ности. Такое положение вызвано тем, что некоторые государства -члены ООН, прежде всего США и другие западные державы, не со­блюдают положения Устава. Поэтому крайне важно еще активнее использовать весь потенциал Организации Объединенных Наций для оказания политического давления на тех, кто попирает положения Устава ООН, игнорирует решения Совета Безопасности и действует вразрез с целями и принципами Устава.

Для того чтобы подтолкнуть Генерального секретаря ООН к ак­тивным действиям в обход Устава ООН, западные теоретики выдви­гают тезис о якобы существующем «вакууме в коллективной безопас­ности», вызванном разногласиями среди постоянных членов Совета Безопасности, нежеланием государств обращаться к помощи преду­смотренных Уставом ООН механизмов мирного урегулирования спо­ров и отсутствием с их стороны уважения к решениям Совета Безо­пасности.

Понимая всю шаткость предложенных ими толкований статей Ус­тава ООН и стремясь создать видимость объективности, западные идеологи дают и реалистические оценки функций Генерального сек­ретаря. Так, они справедливо отмечают: все, что Генеральный секре­тарь может сделать, - это толковать как можно добросовестнее ди­рективы компетентных органов, а также права и обязанности ООН в соответствии с международным правом. Но это, видимо, не вполне их удовлетворяет, и они все чаще, особенно в последнее время, продвига­ют идею расширения полномочий Генерального секретаря исходя из чисто практических потребностей. Они пытаются побудить Генераль­ного секретаря ООН активизировать свою деятельность. В западной прессе нередко задавался вопрос, почему Генеральный секретарь ООН не становится все более активным. Характерным является ответ, кото­рый дал на этот вопрос К. Вальдхайм: «Генеральный секретарь, кото­рый является чересчур активным, не продержится и года»72.

В целом анализ трудов западных юристов и политиков позволяет заключить, что содержащиеся в них основные выводы и соображения покоятся на высказываниях еще первых генеральных секретарей ООН Т. Ли и Д. Хаммаршельда. Многие их тезисы и предложения не выте­кают из Устава ООН, а лишь отражают стремление западных стран использовать институт Генерального секретаря исключительно в сво­екорыстных интересах.

Практика деятельности первых двух генеральных секретарей по­казывает, к чему могут привести попытки обойти Устав ООН, дать его положениям превратное, искаженное толкование. За прошедшие годы коренным образом изменились обстановка в мире и соотноше­ние сил в самой ООН. Поэтому расчеты западных стран на использо­вание в своих односторонних интересах Генерального секретаря в новых условиях не имеют под собой никакой почвы и определенно обречены на провал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.