Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 2 страница






впервые в ООН четко сформулирована обязанность всех государств воздерживаться в своей космической деятельности от угрозы силой лли ее применения.

В резолюции, принятой по второму предложению СССР48, Гене­ральная Ассамблея, выражая глубокую тревогу в связи с тем, что в последнее время в отношениях между государствами все чаще прак­тикуется государственный терроризм, решительно осуждает полити­ку и практику терроризма в межгосударственных отношениях как метод ведения дел с другими государствами и народами и требует от всех государств не предпринимать каких-либо действий, направлен­ных на вооруженное вмешательство и оккупацию, насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя государств, дестабилизацию и свержение их правительств, и, в частности, не на­чинать под каким бы то ни было предлогом военных действий с этой целью и незамедлительно прекратить уже ведущиеся такие действия. В резолюции категорически отвергаются любые концепции, доктри­ны или идеологии, призванные оправдать действия одних государств, направленные на подрыв общественно-политического строя других. Резолюция настоятельно призывает уважать и строго соблюдать в со­ответствии с Уставом ООН суверенитет и политическую независи­мость государств, право народов на самоопределение, а также их пра­во свободно, без вмешательства извне избирать свой общественно-политический строй, осуществлять политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

На 40-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1985 г. Советский Союз внес инициативное предложение «О международном сотрудничестве в мирном освоении космического пространства в условиях его неми­литаризации» и представил документ «Основные направления и прин­ципы международного сотрудничества в мирном освоении космиче­ского пространства в условиях его немилитаризации (предложения СССР)». Это явилось развитием инициатив, выдвинутых СССР на предшествующих сессиях Генеральной Ассамблеи: на 36-й - «О за­ключении Договора о запрещении размещения в космическом про­странстве оружия любого рода», на 38-й - «О заключении Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из кос­моса в отношении Земли» и на 39-й - «Об использовании космиче­ского пространства исключительно в мирных целях, на благо челове­чества». Новая инициатива СССР была направлена на обеспечение немилитаризации космоса, то есть отказ государств от создания (вклю-

чая научно-исследовательские работы), испытаний и развертывания ударных космических вооружений, и на этой основе на объединение усилий государств в мирной космической деятельности.

В ходе 41-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1986 г. был принят ряд важных документов, в том числе резолюция 41/65, одобряющая прин­ципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из косми­ческого пространства, резолюция 41/128, содержащая Декларацию о праве на развитие, резолюция 41/85, утверждающая Декларацию о со­циальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополу­чия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усынов­лении на национальном и международном уровнях.

Большое место заняло рассмотрение на 41-й сессии совместной инициативы социалистических стран, которые предложили включить в повестку дня вопрос «О создании всеобъемлющей системы между­народной безопасности»49. Внесение этого предложения было про­диктовано серьезной тревогой за судьбы мира, заботой о будущем че­ловечества. В письме министров иностранных дел социалистических стран Генеральному секретарю ООН по этому вопросу подчеркива­лось, что в нынешних условиях ни одно государство, каким бы могу­щественным оно ни было, не может рассчитывать защитить себя толь­ко военно-техническими средствами. Обеспечение безопасности все больше предстает как задача политическая, и решать ее можно лишь политическими средствами. В современном взаимозависимом мире всеобъемлющая система международной безопасности должна охва­тывать как военную и политическую, так и экономическую и гума­нитарную области.

В письме отмечалось, что Организация Объединенных Наций уже немало сделала для формирования образа действий, соответствую­щих ядерно-космической эре, для преодоления крайне опасных представлений о допустимости войн и вооруженных конфликтов. Декларация об укреплении международной безопасности и другие декларации и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, решения ее 1-й, 2-й и 3-й специальных сессий по разоружению, подготовлен­ные ООН исследования по различным аспектам международной безопасности наряду с конструктивными предложениями неприсо­единившихся стран, предложениями шести государств (Аргентины, Греции, Индии, Мексики, Танзании и Швеции), а также Комиссии Пальме играли и продолжают играть положительную роль в борьбе за смягчение напряженности и оздоровление международных отно-

цеНий. Вместе с тем международная обстановка требует новых энер­гичных усилий государств и народов, принятия конкретных мер во всех сферах международных отношений для построения действи­тельно позитивного мира, покоящегося не просто на отсутствии войн, но и на надежной всеобъемлющей системе коллективной бе­зопасности.

Как подчеркивалось в письме, Организация Объединенных На­ций, будучи верной целям и принципам своего Устава, должна при­нять этот вызов времени, ответить на него выработкой фундаменталь­ного документа, который раскрывал бы основные принципы созда­ния всеобъемлющей системы коллективной безопасности и служил ориентиром в ее практической деятельности по обеспечению этой системы материальными, политико-правовыми и морально-психоло­гическими гарантиями. Это отвечало бы необходимости усиления роли ООН в поддержании мира и безопасности, в развитии сотруд­ничества между всеми государствами, в укреплении принципов и норм международного права.

Рассмотрение на 41-й сессии Генеральной Ассамблеи вопроса о создании всеобъемлющей системы коллективной безопасности и при­нятие соответствующего решения было конкретным шагом в этом на­правлении и полностью отвечало задаче отметить 1986 г. - Междуна­родный год мира поворотом к лучшему, более безопасному миру. В то же время это дало новую перспективу усилиям всех государств по обеспечению мира и международной безопасности для полного уст­ранения войн из жизни человечества.

Новая крупномасштабная инициатива социалистических стран отвечала жизненным интересам всех народов, и ее внесение на рас­смотрение ООН есть признание важной роли, которую Организация играет в решении коренных проблем войны и мира.

В результате широкого обсуждения предложения социалистиче­ских стран, несмотря на попытки некоторых западных государств вос­препятствовать дальнейшему обсуждению этого вопроса в ООН, на 1-Й сессии Генеральной Ассамблеи внушительным большинством °лосов была одобрена резолюция 41/92, которая вобрала в себя мне-ия и предложения различных групп государств мира. В резолюции Утверждалась ключевая роль ООН в сохранении международного иРа и безопасности, согласовании политики государств-членов и ПоДчеркивалась настоятельная необходимость укрепления устоев все-Щей безопасности на основе Устава ООН и соблюдения общеприз-

нанных норм и принципов международного права. В ней выражалась глубокая обеспокоенность напряженной и опасной обстановкой в мире, угрозой сползания по пути конфронтации и гонки вооружений к пропасти ядерного самоуничтожения человечества. В документе содержался призыв ко всем государствам сосредоточить усилия на | обеспечении безопасности на равной основе для всех государств и во всех сферах международных отношений. Резолюция предусматрива­ла продолжение рассмотрения вопроса о всеобъемлющей системе международного мира и безопасности на 42-й сессии Генеральной Ас­самблеи.

Ход рассмотрения инициативы социалистических стран на 41-й сессии и результаты голосования убедительно показали, что в пользу выработки новых подходов к проблеме всеобъемлющей безопасно­сти высказываются представители, по существу, всех основных групп государств, а сомнения и возражения, выдвигавшиеся США и неко­торыми другими западными странами, носят искусственный и наду­манный характер.

Плодотворность идеи создания всеобъемлющей системы между­народной безопасности, ее созвучность интересам и устремлениям | народов мира получили убедительное подтверждение. Резолюция за- I ложила основу дальнейшего развертывания широкого конструктив­ного диалога относительно новой философии безопасности в ядер­но-космическую эпоху и практических путей перестройки междуна- I родных отношений на ее основе.

Одним из важных итогов 42-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1987 г. I стало одобрение подготовленной по инициативе Советского Союза Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях50.

Подготовка декларации оказалась возможной благодаря растуще­му взаимодействию и сотрудничеству в Специальном комитете со­циалистических и развивающихся стран, которые на всех этапах его работы активно и целеустремленно добивались включения в проект декларации положений, направленных на запрет применения силы или угрозы силой в международных отношениях и на недопусти­мость использования государствами любых предлогов и лазеек для «обоснования» политики «с позиции силы». Нельзя не отметить, что, I в отличие от прошлых лет, западные страны под воздействием на- 1 стойчивых усилий социалистических и развивающихся государств вынуждены были отойти от своей обструкционистской позиции И I

согласиться с разработкой декларации, проявив готовность к поис­ку компромиссных решений по ряду вопросов.

Декларация представляет собой политически насыщенный доку­мент многопланового характера, в котором отражены основные ас­пекты принципа неприменения силы. Лейтмотивом документа явля­ется запрет на использование государствами под любым предлогом силы или угрозы силой, который позволит обеспечить корректные отношения между государствами в целях построения безъядерного и ненасильственного мира. Декларация стала результатом девятилет­него обсуждения вопроса о недопустимости использования силы в международных отношениях в Специальном комитете и на сессиях Генеральной Ассамблеи. Она аккумулировала опыт развития межго­сударственных отношений за последние годы в самых разных облас­тях - военной, политической, экономической, международно-пра­вовой, гуманитарной. В ходе работы Специального комитета Совет­ский Союз и другие социалистические страны, развивающиеся, а также западные государства внесли свои предложения, многие из которых нашли отражение в декларации, представляющей, по существу, ба­ланс интересов различных групп государств.

На содержание декларации, ее характер позитивное воздействие ока­зали многие инициативы СССР, документы, одобренные в рамках ООН (например, Декларация о принципах международного права, касающих­ся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Определение агрессии и др.), договорен­ности, достигнутые на региональном уровне (в частности, итоговый до­кумент стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и бе­зопасности и разоружению в Европе), а также многочисленные согла­шения, заявления и другие документы.

Заметно повлияли на положения декларации и такие документы, как Делийская декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира 1986 г., документы, принятые на VIII конфе­ренции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Хараре в сентябре 1986 г. В декларации были развиты и конкретизирова­ны практически все основные положения проекта Всемирного договора о неприменении силы. Это относится прежде всего к характеристике международной обстановки, данной в декларации. Так, в ее преамбуле, как и в преамбуле проекта Всемирного договора, выражается глубокая обеспокоенность сохранением конфликтных ситуаций и очагов напря­женности, продолжающимися нарушениями принципа отказа от угрозы силой или ее применения, а также человеческими жертвами и матери­альным ущербом в соответствующих странах, развитие которых может

таким образом быть отброшено назад. Как и в преамбуле проекта Все­мирного договора, в преамбуле декларации подчеркивается фундамен­тальное значение закрепленного в пункте 4 статьи 2 Устава ООН прин­ципа, согласно которому государства в своих международных отноше­ниях воздерживаются от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимо­сти любого государства, так и каким-либо другим образом, несовмести­мым с целями ООН. И в проекте Всемирного договора, и в декларации устанавливается прямая логическая связь с принятыми ранее в ООН важ­ными документами: Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между госу­дарствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Определением агрессии 1974 г., Манильской декларацией о мирном разрешении споров 1982 г., которые являются признанными вехами на пути развития международ­ного права в целом и принципа недопустимости угрозы силой или ее применения в частности.

Еще более заметно влияние проекта Всемирного договора на опера­тивную часть декларации. Так, в ней почти полностью воспроизводится статья 1 проекта Всемирного договора с весьма существенными добавле­ниями. Помимо закрепленного в Уставе ООН принципа недопустимости угрозы силой или ее применения в пункте 1 декларации содержится суще­ственное дополнение, в соответствии с которым такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН и влекут за собой международную ответственность. Тем самым в деклара­ции подтверждается материальная и политическая ответственность госу­дарств за совершение агрессии, а также уголовная ответственность лиц, виновных в развязывании агрессии, что должно служить суровым предо­стережением всем любителям военных авантюр. Чтобы исключить любую возможность потенциальных агрессоров использовать разного рода «до­воды», «доктрины» и уловки для оправдания своих агрессивных действий, в пункт 3 декларации включено заимствованное из пункта 3 статьи 1 про­екта Всемирного договора положение, согласно которому «никакие сооб­ражения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава ООН».

Важное значение имеет и включение в декларацию взятого из пункта 2 статьи 1 проекта Всемирного договора положения о том, что «государ­ства обязаны не побуждать, не поощрять и не оказывать содействие дру­гим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава ООН» (п. 4 декларации). Идея неразрывного единства неприме­нения силы и мирного разрешения споров, содержащаяся в статье 2 про­екта Всемирного договора, нашла свое отражение в пунктах 16 и 17 дек­ларации. Запрещение применять силу или угрозу силой в практике меж­государственных отношений не означает, разумеется, «замораживания» существующих, к сожалению, многочисленных споров и разногласий между государствами. Однако такие споры и разногласия должны решать-

ся исключительно мирными средствами, ибо иной путь - использова­ние оружия - в условиях существования ядерного и других видов ору­жия массового истребления чреват для всего человечества самыми па­губными последствиями. В связи с этим в декларации подчеркивается, что государства должны руководствоваться приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношени­ях (п. 16).

В декларации также содержится обязательство, вытекающее из Уста­ва ООН, согласно которому государства, являющиеся сторонами в меж­дународных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мир­ными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безо­пасность и справедливость. С этой целью они используют такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или со­глашениям, или иные мирные средства по своему выбору, включая доб­рые услуги (п. 17).

Особое значение имеет включение в декларацию (пп. 18, 19) основных идей статьи 7 проекта Всемирного договора относительно реальных мате­риальных гарантий обеспечения эффективности принципа недопустимо­сти использования силы, подкрепления этого обязательства конкретны­ми мерами в области сдерживания гонки вооружений и разоружения. В этой связи в декларации подчеркивается, что государства должны прини­мать эффективные меры, которые по своему объему и характеру являются шагами в направлении достижения конечной цели - всеобщего и полно­го разоружения под строгим и эффективным международным контролем (п. 18). В ней также предусматривается широкая программа действий и, в частности, указывается, что государства должны принять эффективные меры, чтобы предотвратить угрозу любых военных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предот­вратить гонку вооружений в космическом пространстве, остановить и по­вернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного про­тивостояния и укрепить глобальную стабильность.

Декларация, так же как проект Всемирного договора, основывается на положениях Устава ООН. В пункте 33 говорится, что ничто в деклара­ции не должно истолковываться как каким-либо образом наносящее Ущерб соответствующим положениям Устава, или правам и обязанно­стям государств-членов, или функциям и полномочиям органов ООН в соответствии с Уставом, в частности в том, что касается угрозы силой или ее применения.

Нашла свое отражение в декларации (п. 9) и основная идея статьи 5 Проекта Всемирного договора, согласно которой в соответствии с целями и принципами Устава ООН государства обязаны воздерживаться от про­паганды агрессивных войн. Это положение особенно актуально в наши Дни, когда определенные силы на Западе упорно вынашивают планы раз-

вязывания «ограниченных» войн разного рода, в том числе с применени­ем ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

Таким образом, в декларации отражены практически все основные положения советского проекта Всемирного договора о неприменении силы, который послужил своеобразным катализатором процесса согласо­вания усилий государств, направленных на повышение действенности принципа отказа от применения силы в международных отношениях.

В нынешних условиях, когда некоторые государства открыто претен­дуют на то, что они ввиду своего могущества якобы могут не считаться с закрепленным в Уставе ООН обязательством не применять силу, могут объявлять целые районы земного шара зонами своих «жизненных инте­ресов» и даже применять военную силу в целях защиты таких интересов, важное значение имеет положение пункта 2 декларации, которое гласит, что принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международ­ных отношениях является универсальным по своему характеру и обяза­тельным для всех государств, независимо от их политической, экономи­ческой, социальной или культурной системы или союзнических отно- ] шений каждого из них. Универсальный, общеобязательный для всех государств характер принципа отказа от применения силы уточняется, находит свое подтверждение в пункте 5 декларации. В ней говорится, что согласно принципу равноправия и самоопределения, закрепленно­му в Уставе ООН, все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое эконо­мическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обя- \ зано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Отличительной чертой декларации является то, что общий принцип отказа от применения силы или угрозы силой в ней обстоятельно конкре­тизируется и подкрепляется так называемыми негативными политически­ми обязательствами государств мира воздерживаться от совершения ряда конкретных действий. Это позволяет значительно уточнить объем и охват указанного основополагающего принципа применительно к реалиям се- 1 годняшнего дня, существенно повысить его действенность и силу. Тем самым в декларации дается перечень действий, от совершения которых государства должны воздерживаться, что гораздо четче позволяет уяснить границы дозволенного в поведении государств на международной арене. Согласно положениям декларации государства должны воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в полуво­енных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий в пределах своей территории (п. 6). В соответствии с декларацией государства обяза­ны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или угроз, направленных против правосубъектности госу­дарства или против его политических, экономических и культурных ос­нов (п. 7). Ни одно государство не должно применять или поощрять при-

менение экономических, политических мер или мер любого иного харак­тера с целью добиться подчинения себе другого государства или получе­ния от этого каких бы то ни было преимуществ.

В декларации используется потенциал идей, заложенных в Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасиль­ственного мира. Так, под непосредственным воздействием Делийской декларации, в частности ее пунктов 1 и 9, сформулированы положения преамбулы, гласящие, что в современной международной обстановке, когда существует ядерное оружие, нет разумной альтернативы мирным отношениям между государствами, что вопрос всеобщего и полного ра­зоружения имеет первостепенное значение и что мир, безопасность, ос­новные свободы и экономическое и социальное развитие неделимы.

Делийская декларация позволила четче определить философско-поли-тические и морально-этические аспекты принципа отказа от применения силы. В пункте 14 декларации об усилении эффективности принципа от­каза от угрозы силой и ее применения прямо предусматривается, что госу­дарства должны прилагать все усилия, чтобы строить международные от­ношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудни­чества во всех областях. В пункте 21 декларации содержится положение о том, что государства должны принять соответствующие меры по укрепле­нию доверия, направленные на предотвращение и ослабление напряжен­ности и создание лучшего климата в их взаимоотношениях.

В декларации нашли отражение и многие положения Политической декларации, одобренной на VIII конференции глав государств и прави­тельств неприсоединившихся государств в Хараре в сентябре 1986 г. Так, в преамбуле декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения выражается заинтересованность всех государств в обеспечении стабильного и справедливого международного экономического климата как существенной основы международного мира и высказывается убежденность в том, что государства должны укреплять международное сотрудничество в целях развития и добиваться установ­ления нового международного экономического порядка. Важное значе­ние в этой связи имеет содержащееся в декларации положение (п. 24), согласно которому государства должны добиваться принятия конкрет­ных мер и создания благоприятных условий в области международных экономических отношений в целях достижения международного мира, безопасности и справедливости и учитывать заинтересованность всех стран, и прежде всего развивающихся, в сокращении разрыва в уровнях экономического развития.

Характерная особенность декларации состоит в том, что в ней вопрос о придании максимальной эффективности принципу неприменения силы органически связан с вопросом обеспечения национальной безопасно­сти и международной безопасности в целом. Безопасность не может стро­иться на политике силы. Международная безопасность, особенно в ядер­ную эру, может покоиться лишь на отказе от применения силы, на праве

свободного выбора и независимого развития каждой страны. Безопас­ность в наш век может быть лишь всеобщей.

На содержание и характер декларации заметное влияние оказали дого­воренности, достигнутые в Стокгольме на конференции по мерам укреп­ления доверия и безопасности и разоружению в Европе. Под влиянием итогового документа конференции от 19 сентября 1986 г. были сформули­рованы многие положения декларации, в частности, подтверждающие то, что уважение, эффективное осуществление и защита всех прав человека и основных свобод являются существенными факторами международ­ного мира и безопасности, а также справедливости, развития дружествен­ных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Новым элементом, который был включен в декларацию под воздействием сток­гольмских договоренностей, является идея осуществления сотрудниче­ства на двустороннем, региональным и международном уровнях для пре­дотвращения международного терроризма и борьбы с ним и активного содействия устранению причин, лежащих в основе международного тер­роризма. В целом взаимосвязь этих двух документов показывает, насколь­ко полезными могут оказаться усилия, предпринимаемые на региональ­ном уровне, для всего процесса прогрессивного развития принципов и институтов международного права.

Декларация не ограничивается изложением практических мер, прини­маемых государствами для исключения самой возможности применять силу для решения международных споров, но идет значительно дальше, увязывая эти меры в один прочный узел с усилиями ООН и ее органов по поддержанию международного мира и безопасности. Таким образом, дек­ларация не просто подтверждает принцип отказа от угрозы силой или ее применения, а предусматривает конкретный механизм его осуществления и определенные организационные гарантии его обеспечения на практике. В этой связи особое значение имеют положения декларации, предусмат­ривающие, что компетентные органы ООН должны в полной мере исполь­зовать положения Устава ООН в области поддержания международного мира и безопасности в целях усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (п. 25). Данное положение практически снимает выдвигавшиеся ранее некоторы­ми западными государствами сомнения и вопросы относительно того, ка­ким образом должны осуществляться и обеспечиваться обязательства го­сударств по недопущению применения силы.

В нынешних условиях наиболее подходящим международным инст­рументом по претворению в жизнь, контролю и обеспечению эффектив­ности принципа недопустимости развязывания войн являются Органи­зация Объединенных Наций и ее органы. Из этого и исходит деклара­ция, предусматривающая в пункте 26, что государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в обла­сти поддержания международного мира и безопасности и мирного раз­решения международных споров в соответствии с Уставом. В деклара-

ции учитывается, что Совет Безопасности согласно Уставу несет «глав­ную ответственность за поддержание международного мира», и преду­сматривается, что государства должны повышать роль Совета Безопас­ности, чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои функ­ции. Отражением реальной обстановки в мире является и положение декларации о том, что особую ответственность согласно Уставу ООН не­сут постоянные члены Совета Безопасности.

Декларация отражает объективную необходимость поставить мощ­ный заслон на пути использования силы во всех ее проявлениях, и преж­де всего в наиболее опасном — ядерном, и продиктованную этой необ­ходимостью решимость государств в полной мере задействовать весь по­тенциал ООН, в первую очередь Совета Безопасности, в интересах обеспечения всеобщей безопасности, равной для всех государств. В ней предусматривается, что государства должны активно добиваться усиле­ния эффективности системы коллективной безопасности путем стро­гого соблюдения положений Устава ООН, особенно тех из них, кото­рые касаются особой ответственности, возложенной в этой связи на Совет Безопасности. Декларация предусматривает программу конкрет­ных мер, направленных на повышение эффективности центрального звена механизма коллективной безопасности. Это и оказание государ­ствами поддержки операциям ООН по поддержанию мира, и содействие Совету Безопасности во всех мероприятиях, предпринимаемых им в це­лях справедливого урегулирования кризисных ситуаций и региональ­ных конфликтов, и оказание помощи Совету Безопасности в выявле­нии потенциально опасных для международного мира и безопасности ситуаций на как можно более раннем этапе. Намечаемая в декларации программа усиления роли Совета Безопасности в мировых делах подкреп­ляется содержащимся в ней требованием ко всем государствам подчи­няться решениям Совета Безопасности и выполнять их в соответствии с Уставом, что в современных условиях имеет исключительно важное зна­чение. В декларации подчеркивается важная роль, возложенная Уставом ООН на Генеральную Ассамблею, а также на Генерального секретаря ООН в области мирного разрешения споров и поддержания междуна­родного мира и безопасности. При этом подчеркивается и роль Между­народного Суда ООН как института урегулирования споров юридиче­ского характера мирным путем.

В декларации последовательно проводится мысль о том, что между­народная безопасность складывается из безопасности в различных реги-°нах, и указывается, что государства - участники региональных согла­шений или органов должны рассматривать возможность более широко­го использования таких соглашений и органов для разрешения вопросов, вносящихся к поддержанию международного мира и безопасности, в соответствии со статьей 52 Устава ООН. Таким образом, в декларации Нащла отражение та все более овладевающая народами мира идея, что в °Рьбе за всеобщую безопасность, за исключение войны из жизни чело-веческого общества должны быть задействованы все международные ин­ституты и формы, и прежде всего такой универсальный орган сотрудни­чества государств, как Организация Объединенных Наций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.