Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. 1. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом






1. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2. Административный акт – волеизъявление носителя властных полномочий по поводу решения вопроса о правах, обязанностях, ответственности субъекта государственного управления, с которым его не связывают организационные или служебные отношения. Носитель властных полномочий – любой субъект, осуществляющий управленческие функции. Организационная подчиненность – взаимоотношения между разными структурными подразделениями самой исполнительной власти. Служебные отношения – отношения, возникшие из трудового договора.

3. Адъюнктура – одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских организациях Вооруженных Сил. Адъюнктура аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Лица, окончившие адъюнктуру и защитившие диссертацию, получают ученую степень кандидата наук.

4. Академическая свобода – свобода излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода обучающихся получать знания согласно своим наклонностям.

5. Академия – высшее учебное заведение, которое реализует основные профессиональные образовательные программы; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

6. Акт – письменный документ, необходимый для установления или доказательства юридической ситуации.

7. Акцентуации характера – это «крайние варианты» его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении отдельного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

8. Анкетирование – письменный опрос, продуктивный и гибкий по возможностям получения информации.

9. Аспирантура (от лат. Aspero – приближаюсь), основная форма подготовки научных, научно-педагогических кадров в системе высшего образования. Завершается защитой исследовательской работы и присуждением ученой степени кандидата наук.

10. Аттестация педагогических кадров – это чёткая, протекающая во времени организация аттестационного процесса с целью создания эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда педагогических работников, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

11. Аттракция – форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

12. Базовое образование – общественно необходимый уровень образовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления.

13. Безнадзорность ребенка – отсутствие контроля за жизнедеятельностью ребенка.

14. Беседа – это вопросно-ответный метод, позволяющий получить в процессе общения интересующую учителя информацию.

15. Бипатриды – лица, имеющие двойное гражданство.

16. Благополучатели – лица, получающие пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

17. Благотворительная деятельность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

18. Благотворительная организация – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

19. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации или о результатах ее хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленной форме.

20. Бюджет – форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

21. Взаимодействие – состояние связи отдельных людей, групп, коллективов в процессе решения ими общих задач; при этом каждый участник реализует свои возможности, внося свой вклад в общее дело, испытывая влияния других и влияя на них.

22. Внушаемость (сугрестивность) – неосознанная реакция на внешнее воздействие среды, заключающееся в податливости психическому воздействию.

23. Внушение – метод психолого-педагогического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом и часто неосознанном восприятии.

24. Возраст – период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст отражает качественно особый этап состояния личности.

25. Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

26. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

27. Воспитанность – интегративный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека.

28. Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

29. Государственная аккредитация образовательной деятельности – процедура, целью которой является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

30. Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению, обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

31. Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

32. Государственный документ об образовании – документ государственного образца, выдаваемый образовательной организацией в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил соответствующую образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения.

33. Государственный служащий – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

34. Гуманизация – утверждение общечеловеческих ценностей как реального основания жизнедеятельности людей, признания самоценности каждого человека, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.

35. Девиантное поведение (от лат. deviation – «отклонение») – отклоняющееся поведение, которое выражается в системе поступков (или отдельном поступке) противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

36. Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, лишением родительских прав (ограничением в правах), признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, а также в связи с: нахождением родителей в лечебном стационаре; отбыванием лишения свободы; нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

37. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

38. Деятельность – высшее проявление активности личности, такое взаимодействие человека с миром, в процессе которого он достигает сознательно поставленных целей.

39. Диагноз в практической педагогике – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.

40. Диагностические методы – методы, позволяющие распознавать особенности индивидуально-психологического развития и выявлять предпосылки формирования тех или иных состояний.

41. Дидактика (теория обучения) – научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом – закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.

42. Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

43. Докторантура – высшая ступень подготовки научно-педагогических кадров. В докторантуру принимаются граждане РФ – кандидаты наук, имеющие научные достижения в соответствующей области знания и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

44. Должностные лица – лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

45. Единое (общее) образовательное пространство Содружества Независимых Государств – общность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне, положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равные возможности и свободная реализация прав граждан на получение образования в любом государственном учреждении на территории государств-участников СНГ. Единое (общее) образовательное пространство государств-участников СНГ – это составная часть духовного, культурного пространства, базирующаяся на исторической общности живущих в нем людей и устремленная на реализацию их общих исторических целей.

46. Желание – осознанное стремление к определённому объекту или цели.

47. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые являются природными предпосылками способностей.

48. Закон педагогики – это такой компонент логической структуры педагогической науки, который, отражая объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений, способствует научному управлению воспитательной деятельностью, предвидению результатов того или иного управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов учебно-воспитательной деятельности.

49. Законные представители детей – родители и другие лица, управомоченные выступать в защиту прав и интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах без специальных полномочий.

50. Закономерность – это объективно существующие необходимые, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между процессами и явлениями, показывающих развитие.

51. Знания – освоенная человеком информация, ставшая его достоянием: она существует объективно, но, будучи обретённой человеком, превращается в одну из основ его духовности, культуры, всей субъектной сущности.

52. Зона актуального развития ребёнка – уровень, когда обучающийся может осуществлять процесс познания без помощи взрослого.

53. Зона ближайшего развития ребёнка – уровень, когда обучающийся потенциально способен освоить новые знания с помощью взрослого при обучении.

54. Идеал – это высшее воплощение и конечная цель человеческих стремлений, то чем личность руководствуется в настоящем и на основе чего формирует планы на будущее.

55. Идентификация – механизм социальной перцепции, заключающийся в уподоблении одного участника коммуникативного процесса другому, умение себя поставить на место другого человека.

56. Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

57. Индексация – установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.

58. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) – человек как целостная единица, представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

59. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.

60. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

61. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

62. Инновации педагогические – нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.

63. Инновационная педагогическая деятельность – комплексный и целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведёт к определённым качественным изменениям системы организации учебного процесса и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнеспособности (Бодалёв, Жуков, 2002).

64. Инновация – это процесс освоения (внедрения) нового.

65. Институт – высшее учебное заведение, которое реализует основные профессиональные образовательные программы; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности, ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

66. Интеллигентность – интегративное качество личности, не зависящее от происхождения, образования, профессиональной принадлежности человека, но включающее такие взаимосвязанные особенности, как способность мыслить, знать, познавать богатство внутреннего мира, честь и достоинство, уважение к людям, внутренняя и внешняя культура, в органическом единстве их проявлений.

67. Интерес – это мотив, в котором выражено избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

68. Интериоризация – формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения (например, через упражнение и приучение к формированию привычек).

69. История педагогики и образования – научная дисциплина, объект которой – процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и взаимосвязи с современностью; предмет– факты, противоречия, закономерности историко-педагогического процесса, анализ которых призван обеспечить реализацию и прогноз политики в области образования.

70. Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений окружающего мира.

71. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

72. Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

73. Коллектив – организованная группа людей, объединённых общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

74. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации (филиала, представительства) с работодателем.

75. Компетентность – способность специалиста применять знания для решения практических задач в соответствии с его компетенцией, т.е. кругом полномочий, профессиональных обязанностей, вопросов (или за пределами этого круга), в которых данный человек достаточно сведущ, располагая необходимой информацией и практическим опытом.

76. Компетентность классного руководителя - интегральная характеристика личности классного руководителя, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей; это совокупное, формируемое личностное качество учителя, позволяющее определить его как компетентного в области учебно-воспитательной работы.

77. Конструирование педагогического процесса – этоодин из этапов решения педагогической задачи, на котором можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, направленные на конструирование содержания, средств и программ своих действий и действий учащихся. Включает анализ исходных данных и постановку педагогического диагноза, педагогическое прогнозирование и проектирование.

78. Конструктивное общение – это эффективное общение, единое понимание ситуации общения, принятие единой системы значений, которые обеспечат возможность взаимопонимания.

79. Конфликт – межличностные трудности и внутриличностные кризисные явления, сопровождающиеся острыми эмоциональными переживаниями.

80. Конформизм – пассивное принятие господствующего мнения, беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

81. Коррекция – это целенаправленный процесс психолого-педагогического воздействия на человека (сознание, поведение) с целью внесения позитивных изменений в его личностное развитие.

82. Критика – метод педагогической коррекции, заключающийся в разборе (анализе), обсуждении чего-либо с целью дать оценку, указать на недостатки.

83. Культура – сфера духовной жизни, включающая в себя как предметные результаты деятельности людей (произведения, нормы морали и права, сооружения и т.п.), так и человеческие силы и способности, реализующиеся в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения и т.п.).

84. Лицензия – официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

85. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым воспитанником и коллективом; предполагает оказание помощи воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.

86. Личность – 1) человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности; 3) постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

87. Малолетние дети – несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

88. Мастерство учителя – 1) это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса; 2) это высший уровень владения педагогической технологией.

89. Материнство – происхождение ребенка от матери.

90. Международный договор Российской Федерации – международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

91. Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления социальными, в том числе образовательными процессами.

92. Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

93. Метод обучения и воспитания – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника для достижения цели и задач обучения и воспитания.

94. Метод перспективы – метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность путём постановки увлекательных значимых целей.

95. Метод примера – это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей.

96. Метод упражнения – 1) метод управления деятельностью воспитанников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определённые поручения; 2) такая организация жизнедеятельности воспитанников, которая создаёт условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.

97. Методики обучения и воспитания (частные методики) – научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации воспитательной деятельности.

98. Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

99. Методология педагогики – система знаний об отправных положениях педагогической теории; о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а так же путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения, образования.

100. Методы воспитания – упорядоченные практические совместные действия педагога и воспитанника, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.

101. Методы педагогического исследования – это способы и приёмы познания объективных закономерностей обучения, воспитания, развития.

102. Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

103. Мировоззрение – система понятий и взглядов о закономерностях развития природы, общества, человеческого мышления.

104. Моделирование педагогическое – 1)это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала; 2) наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний.

105. Модельный образовательный кодекс – законодательный акт, содержащий в систематическом изложении нормы права, относящиеся к области образования, и являющийся единым (общим) для государств-участников СНГ (носит рекомендательный характер). Основными способами систематизации законодательства являются инкорпорация и кодификация.

106. Мотивы – это психические явления, ставшие осознанными побуждениями к выполнению того или иного действия или деятельности в целом.

107. Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

108. Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

109. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

110. Наблюдение – это метод непосредственного восприятия поведения ребёнка в разнообразных ситуациях.

111. Навык – умения, доведённые до автоматизма, не требующие поэлементного контроля.

112. Наказание – это такое воздействие на личность воспитанника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, принуждает неуклонно им следовать.

113. Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

114. Направленность личности – высшее интегральное психическое свойство личности, которое обусловливает систему её побуждений, мотивацию поведения, содержание жизненной позиции.

115. Нарушения прав ребенка – физическое насилие, психологическое насилие, оскорбление, злоупотребление правами воспитателей, отсутствие заботы, небрежное обращение, грубое обращение с ребенком, эксплуатация детей.

116. Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

117. Научно-педагогический персонал – в высших учебных заведениях должности профессорско-преподавательского состава, научные работники.

118. Научный работник (исследователь) – гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

119. Национальная политика – система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

120. Непрерывное образование – целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков на протяжении всей жизни в соответствии с интересами общества и потребностями личности, вне зависимости от возраста, образовательного ценза, других внешних и внутренних ограничений. Непрерывное образование обеспечивает общественно и индивидуально необходимый уровень культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки, поступательное развитие творческого потенциала и духовного мира личности. Может осуществляться поэтапно в учебных заведениях и путем самообразования.

121. Непрерывное профессиональное образование – постоянное приращение специалистом профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, осуществляемое как в процессе внутрифирменного обучения, так и обучения в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования, а также путем самообразования.

122. Несовершеннолетние – лица, не достигшие 18 лет.

123. Нововведение – это новшество и процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей – инноваторов.

124. Новшество – явление, несущее в себе сущность, способы, методики. Технологии организации и содержания нового.

125. Нормативный срок обучения – расчетный срок освоения соответствующей программы образования при очной форме обучения.

126. Нравственность – неписанные правила и нормы, регулирующие отношения человека с окружающим миром и его поведение в обществе.

127. Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

128. Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

129. Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

130. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

131. Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

132. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

133. Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

134. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

135. Общественная аккредитация – признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства.

136. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

137. Объяснение – приём словесного убеждения, применяемый в том случае, когда нужно добиться осознанного восприятия окружающей действительности, нравственно-правовых требований общества, правильного поведения, отношений, общения и деятельности.

138. Опровержение – эффективное указание на то, что данная позиция, система взглядов личности ложная и не соответствует нравственно-правовым нормам, существующим в обществе.

139. Опрос – метод психолого-педагогического исследования, позволяющий получить данные широкого тематического спектра (например, анкетирование, беседа, интервьюирование и др.)

140. Опыт – подготовленность личности, её уровень культуры, включающий знания, умения, навыки и привычки.

141. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации – законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации.

142. Органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) – Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией.

143. Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решения и не входящие в систему органов государственной власти.

144. Педагогика (от греч. paidos – дитя, ago - вести «детоводитель») – 1) наука о законах образования, воспитания и обучения детей и взрослых; 2) наука, изучающая сущность образования как цели и средства развития личности на протяжении всей жизни человека.

145. Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика.

146. Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, осмысленная педагогическая ситуация с привнесённой в неё целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

147. Педагогическая культура – это целостное личностное образование, интегрирующее весь комплекс значимых профессиональных характеристик, представляющих определённый уровень педагогических возможностей учителя.

148. Педагогический мониторинг – диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).

149. Педагогическая направленность – элемент педагогической культуры, выражающийся в активном стремлении человека заниматься педагогической деятельностью на основе уважения к обучаемому, заботы о развитии его личности.

150. Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

151. Педагогическая позиция – проявление педагогической направленности, представляющее собой выраженную установку педагога на определённый способ поведения, стиль взаимоотношения с учениками и т.д.

152. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

153. Педагогическая ситуация – ситуация – противоречие, возникающая в результате взаимодействия педагогов и воспитанников.

154. Педагогическая техника – это совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом.

155. Педагогическая технология – 1) это проект определённой педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько); 2) это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И. Шамова и др.); 3) это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластёнин и др.).

156. Педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, соответствующих требованиям педагогической деятельности и определяющих её успешное осуществление.

157. Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

158. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

159. Педагогическое искусство рассматривается как синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, результатом которого является совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединённых с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

160. Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

161. Педагогическое мастерство – синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

162. Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

163. Педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п.

164. Педагогическое проектирование – это система планируемых и реализуемых действий обучающихся и педагогов, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.

165. Педагогическое самосознание – комплекс представлений о себе как профессионале.

166. Педагогическое творчество – состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

167. Педагогическое требование – метод педагогического воздействия на сознание и поведение воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности.

168. Перцептивность – качество воспитателя, позволяющее объективно понять и оценить внутреннее состояние воспитанника.

169. План работы классного руководителя – конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

170. Планирование педагогического процесса – завершающий этап конструирования педагогического процесса, представляет собой материализацию проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта.

171. Поведение – это система взаимосвязанных реакций, осуществляемая живыми организмами для приспособления к окружающей среде, внешнее проявление психической активности.

172. Повышение квалификации – 1) вид дополнительного профессионального образования, предполагающий обновление и усовершенствование полученных ранее профессиональных знаний, умений, способов профессиональной деятельности в соответствии с изменениями в профессиональной деятельности, общественной жизни, информационных технологиях, в рамках имеющейся специализации или квалификации. 2) приращение образования личности, углубление профессиональной специализации, повышение уровня компетентности, психологической переориентации на основе запросов и потребностей специалистов и изменений в профессиональной сфере.

173. Понятие – это мысль, в которой отражены общие и существенные признаки предметов и явлений, свойств и связей.

174. Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

175. Поступок – действие, выполняя которое, человек всегда осознаёт его значение для других людей, т.е. его социальное значение.

176. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

177. Потребность – испытываемая человеком нужда в чём-либо, необходимость в определённых условиях жизни и развития.

178. Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

179. Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

180. Приём обучения и воспитания – частное выражение метода, актуализирующее его действие в данных конкретных обстоятельствах (например, показ трудового действия, рассказ, разъяснение и др.).

181. Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

182. Принцип обучения – 1) это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский); 2) это знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики.

183. Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определённых действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.

184. Профессиональная компетентность учителя (лат. competens – соответствующий, способный) – это такой уровень профессиональной зрелости, который обеспечивает педагогической деятельности в широком смысле целесообразность и эффективность.

185. Профессиональная переподготовка – 1) вид дополнительного профессионального образования – организуется с целью освоения обучающимися новых специальностей, квалификаций в рамках имеющейся профессии. Необходимость получения дополнительных знаний и умений возникает в связи с изменениями в технологиях, производственном процессе, социальной сфере или изменением функций учреждений, организаций. 2) Получение новой специальности в рамках своей профессии.

186. Профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

187. Профессионально - педагогические качества учителя – это относительно устойчивые и постоянные виды отношения его к самому себе и окружающей действительности, характеризующие специфику работы и позволяющие быстро и целесообразно овладевать способами педагогической деятельности.

188. Профессия – относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

189. Профессорско-преподавательские должности – должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

190. Работодатели – юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору.

191. Развитие – процесс становления специфически человеческих высших психических функций, качественных и количественных морфофункциональных преобразований организма в процессе жизнедеятельности.

192. Разъяснение – приём словесного убеждения, используемый в случаях, когда необходимо довести до сознания воспитанника нормы и правила поведения.

193. Ребенок – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

194. Регион – часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

195. Результат обучения и воспитания – конечные следствия учебно-воспитательного процесса, степень реализации намеченной цели.

196. Рефлексия (от лат. reflexio – «обращение назад») – внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний.

197. Реформа – нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью.

198. Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

199. Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных.

200. Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

201. Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

202. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

203. Саморегуляция – способность сознательно управлять своим поведением, психическими процессами, состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности.

204. Самосознание – одно из проявлений сознания, выделение себя «Я» из объективного мира «не Я»; осознание человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний.

205. Самость (жизнь в себе) – это отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризующее глубину индивидуальности личности.

206. Самоутверждение личности – поведение человека, направленное стремление к лидерству в том или ином виде деятельности, к высокой оценке и самооценке.

207. Семья – малая социальная группа общества, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

208. Система – выделенное на основе определённых признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединённых общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление (Т.А. Ильина).

209. Система образования РФ включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

210. Склонность – это мотив, активно побуждающий индивида к какому-либо виду деятельности, что в свою очередь обусловливает стремление индивида приобрести соответствующие знания, умения и навыки.

211. Слушатели – лица, обучающиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого высшего учебного заведения.

212. Соглашение – любое согласие воли двух или нескольких лиц, влекущее те или иные правовые последствия; в обиходной речи термины «контракт» и «соглашение» часто используются как синонимы.

213. Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающемуся в процессе учебно-воспитательной деятельности. Личностно-ориентированное содержание образование направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником), свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

214. Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

215. Социализация – это процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.

216. Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности, социального управления группой с учётом влияния на них факторов среды.

217. Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов её членов применительно к различным видам их совместной деятельности.

218. Специальность – конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии

219. Сплочение – процесс установления такого типа связей и отношений, в ходе которого достигается ценностно-ориентационное единство.

220. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

221. Сравнительная педагогика – научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образовательные системы в различных странах, а предметом – закономерности функционирования и развития данных систем.

222. Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

223. Статистические методы – методы математической обработки массового материала (например, определение средних величин полученных показателей, среднего арифметического коэффициента вариации и др.).

224. Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися.

225. Студент (курсант) – лицо, зачисленное для обучения в высшее или среднее специальное учебное заведение.

226. Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

227. Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

228. Творчество педагога – высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит ученик.

229. Темперамент – проявление в деятельности человека типа его нервной системы, те индивидуально-психологические особенности личности, в которых заключены сила. Уравновешенность и подвижность его нервных процессов.

230. Теория воспитания – научная дисциплина, объект которой – целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, предмет – противоречия, закономерности, отношения, педагогические технологии, реализующие данный процесс.

231. Теория управления – научная дисциплина, объектом которой выступает процесс управления образовательными системами; предметом – закономерности, отношения процесса управления, условия, обеспечивающие развитие педагогических систем.

232. Тестирование – метод психолого-педагогического исследование, суть которого заключается в использовании стандартизированных вопросов и заданий, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях и умениях обучающихся.

233. Техникум (предприятие) – самостоятельное образовательная организация, реализующее программы среднего профессионального образования и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.

234. Техникум (училище, школа) – основной тип среднего специального учебного заведения, реализующий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

235. Технологическая карта – это процедурная модель проектирования учебного процесса, являющаяся своего рода паспортом темы учебного курса, проектом учебной темы.

236. Традиции коллектива – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности её членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена коллектива.

237. Трудновоспитуемость – невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическим воздействиям.

238. Убеждение – метод воздействия на сознание воспитанника, обращённый к его собственному критическому восприятию.

239. Умения – владение способом деятельности, способность применять знания в изменённых или новых условиях.

240. Университет – высшее учебное заведение, которое реализует основные профессиональные образовательные программы высшего образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

241. Управление школой – целенаправленная деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

242. Упражнения – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определённых умений и навыков или же их совершенствования.

243. Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

244. Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учётом особенностей каждого из них и с целью овладения каждым учеником основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьника.

245. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

246. Услуги – предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

247. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении.

248. Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

249. Учебно - воспитательный процесс – целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующих цели образования в рамках педагогической системы, представляющее собой совокупность урочных и внеурочных занятий.

250. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», формы промежуточной аттестации обучающихся.

251. Фактор – это движущая сила, причина какого-либо явления.

252. Федеральная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.

253. Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

254. Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обр






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.