Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная педагогическая деятельность






 

Инновационную педагогическую деятельность преподавателя и руководителя можно рассматривать как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, целью которого является удовлетворение интересов людей к новым средствам, что ведет к определенным качественным изменениям системы организации учебного процесса и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности (Бодалев, Жуков, 2002).

Понятие новое является одним из стержневых в инновационной педагогике. Новизна любой формы обучения, метода, средства относительна как в личностном, так и во временном плане. Ведь не всегда то, что ново для одного преподавателя, может быть новым для другого. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретного исторического этапа, новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или устареть, стать тормозом развития в более позднее время.

Так, выдающимися идеями своего времени являются классно-урочная система обучения Я. А. Коменского, теория православного (религиозного) воспитания К.Д. Ушинского, опыт В.А. Сухомлинского, теория оптимизации процесса обучения Ю.К. Бабанского, опорные схемы В.Ф. Шаталова и другие новшества. Они были и остаются новациями определенного временного континуума, и их нельзя рассматривать и тем более оценивать вне его.

 

Рассмотрим некоторые уровни инновационной деятельности педагога.

Адаптивный уровень Неустойчивое отношение к инновациям. Система знаний и готовность педагога к их использованию в необходимых педагогических ситуациях отсутствует. Технологическая готовность связана с использованием своего опыта. Профессионально-педагогическая деятельность учителя в этот период строится по заранее отработанной схеме, алгоритму. У педагога практически не проявляется творческая активность, повышение квалификации осуществляется по необходимости через различные курсы. Новшество осваивается только под давлением социальной среды. На этом уровне зачастую происходит отказ от использования новаций в собственной практике
Репродуктивный уровень Более устойчивое отношение к педагогическим новшествам, прявляется стремление к установлению контактов с педагогами-новаторами, отмечается удовлетворенность педагогической деятельностью. Творческая активность достаточно низкая и проявляется в рамках воспроизводящей деятельности. Однако уже присутствуют элементы поиска новых решений в стандартных условиях. Учителями осознается необходимость самосовершенствования
Эвристический уровень Целенаправленность, устойчивость, осознанность путей и способов введения новшеств. Происходят заметные изменения в структуре технологического компонента, свидетельствующие о становлении личности педагога как субъекта новой концепции, технологии или содержания образования. Имея достаточно надежную технологию, учитель продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений. Педагоги этого уровня всегда открыты новому, извлекают новую информацию из общения с другими группами
Креативный уровень Творческая активность педагога, высокая степень результативности инновационной деятельности. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к активной преобразующей, созидательной и самосозидательной работе. В инновационной деятельности педагогов важное место занимают импровизация, педагогическая интуиция, творческое воображение, обеспечивающие создание оригинальных авторских подходов к обучению

 

Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования обусловлена рядом потребностей:

1. Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разных типов. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

2. Усиление гуманизация образовании и гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастают роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

3. Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше в условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. На первый план сегодня выходит анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

4. Вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкуренции. Возрастает необходимость повышения конкурентоспособности учреждений образования.

В структуре личности педагога-новатора гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потребности; высокий уровень педагогической рефлексии и творческой самостоятельности создает условия для эффективной самореализации всех возможностей учителя.

Инновационная направленность деятельности учителей включает процесс внедрения в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Зачастую результаты научных исследований по педагогике и психологии остаются неизвестными школьным работникам из-за отсутствия своевременной информации. Педагоги целенаправленно ищут недостающую информацию. Нередко они выступают инициаторами создания авторских школ, проведения семинаров, конференций по инновационной педагогике.

Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. Практика показывает, что позитивные результаты меняют отношение людей к новшеству. Кроме того, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности: типа нервной деятельности, степени рефлексии, тревожности, креативности, компетентности, самооценки и др.

Только в том случае, когда учитель осознал свою миссию, начинается процесс самоопределения, самовыражения, самореализации, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Дайте определение понятиям «новшество», «инновация», «нововведение». В чем состоит отличие явлений, процессов, отражаемых названными понятиями? Приведите примеры.

2. Какова цель внедрения инноваций в образовании? Приведите примеры успешного внедрения инновационных идей в образовании.

3. Что такое реформы в образовании и чем они отличаются от инноваций?

4. Почему новшества в сфере отношений «учитель-ученик» в значительной степени зависят бт общего уровня развития общества? Раскройте и обоснуйте свою точку зрения на этот вопрос.

5. Какую роль, на ваш взгляд, играют нововведения в методах обучения в учреждениях образования?

6. Какова роль использования новых информационных технологий в образовании, нового оборудования?

7. Что является источниками обновления образовательного процесса в учреждениях образования? Обоснуйте роль творчества преподавателей и руководителей в инновационной деятельности.

8. Назовите критерии, по которым можно судить об эффективности того или иного нововведения. Приведите примеры нововведения, которое отвечает критериям «оптимальности», «результативности».

9. По каким основанирям классифицируются педагогические новшества?

10. Считаете ли вы обязательной инновационную деятельность учителя в школе. Почему? Каковы уровни инновационной деятельности педагога?

11. Каковы причины реформирования образования XXI вв.? В чем особенности реформ в образовании сегодня? Выскажите свою собственную точку зрения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.