Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование педагогически целесообразных отношений






 

Отношения учителя и учащихся всегда находились в центре внимания педагогики. Однако способы управления ими изменялись в соответствии с социальным заказом, развитием философской мысли и морали.

На протяжении десятков лет целостная, уникальная детская личность оказалась за пределами внимания школы. Лишь в 80-е годы потребностно-мотивационная сфера становится объектом изучения педагогической науки. Но при этом доминировал интерес к развитию внешней, в основном групповой, мотивации. Учитель нацеливался на формирование коллектива, а не личности. Такая тенденция соответствует политике тоталитарных режимов — превратить человека в объект целенаправленного манипулирования.

Актуализация в педагогике проблемы формирования межличностных отношений началась в 80-х годах на волне демократических преобразований. Новаторскому движению удалось повернуть теорию обучения и воспитания лицом к ребенку. Учитель получил возможность использовать доступные методики изучения межличностных отношений.

В настоящее время наблюдается редкое единодушие в признании приоритетности субъект-субъектных, равнопартнерских отношений над субъект-субъектными, субординированными, иерархическими. И теоретику, и практику понятно, что лишь в атмосфере сотрудничества предмет обучения становится личностно значимым, а поведение взаимодействующих сторон — положительно мотивированным.

Формирование педагогически целесообразных межличностных отношений начинается с ориентации учебно-воспитательного процесса на личность каждого школьника, признания ее высшей ценностью.

История педагогики свидетельствует о том, что в школе превалирующими были другие ценности: дисциплина и послушание детей, процент успеваемости, формируемая идеология, технологические новинки, требования администрации, личные амбиции учителя и т. д.

Современные исследования показали, что ученика в качестве наиболее значимой ценности выбирают лишь 30% педагогов (Петряевская Л.Г. Особенности ценностных представлений современных учителей //Проблемы учителя в условиях перестройки: Материалы научно-практической конференции.- Л., 1990.- С. 21.).

Некоторых наставников шокирует тезис гуманистической педагогики о необходимости организовывать с детьми равнопартнерские взаимоотношения, ассоциирующиеся с вседозволенностью.

Сущность равнопартнерства заключается в свободе личностного самовыражения и учителя, и ребенка. Именно тогда он получает импульс к проявлению искренности и правдивости, избавляясь от сковывающих творческие силы тревог и неуверенности в себе.

Процесс формирования межличностных отношений начинается с первых контактов учителя с классом и незримо сопровождает весь процесс общения, формализованному рамками урока или не ограниченного им.

Главным регулятором межличностных отношений выступает не внешнее принуждение, а свободный нравственный выбор. Руководя дидактическим взаимодействием, учитель может потребовать от учащихся сдать в назначенный срок домашнее сочинение или соблюдать дисциплину на уроке, но если он хочет добиться к себе расположения, вызвать чувство симпатии и дружбы, то его приказания окажутся бессильными.

Формирование межличностных отношений происходит лишь в конкретных ситуациях повседневного общения, раскрывающих личность учителя и учащихся: это интеллект, культура, благородство души и т. д. У детей это происходит, как правило, в основном на интуитивном уровне.

Регулирование равнопартнерского диалогического общения основано на использовании достаточно сложной системы правил — этических, социально-психологических, педагогических.

Свои симпатию, уважение личности ребенка учитель раскрывает в адекватных формах общения. Для этого он использует как вербальную (словесную) и невербальную (интонация, мимика, жесты) знаковые системы, общепринятые этикетные стереотипы, которые обеспечивают необходимый уровень культуры межличностного общения. Этикетно-нравственная культура позволяет в повседневном общении выразить подлинное уважение к детской личности, утвердить ее чувство собственного достоинства и самоценности, а это может способствовать ее самоактуализации.

Налаживние равнопартнерских отношений предполагает гибкое использование поведенческих позиций, выделенных известным американским психологом Эриком Берном:

1. родителя, проявляющейся в коммуникативной инициативности, открытом лидерстве;

2. ребенка, обнаружевающейся в готовности уступить, подчиниться;

3. взрослого, выражающейся в способности считаться с партнером, принимать совместные решения.

Как видим, в одних ситуациях учителю необходимо иметь родительскую напористость, в других, наоборот, ребят активизирует впечатление его беспомощности и нерешительности, в третьих цементирует взаимоотношения умение сотрудничать на равных.

Примером позиционного разнообразия учителя могут служить зарисовки уроков Ш.А. Амонашвили. Например, чтобы подчеркнуть психологическую близость к детям, он время от времени допускал ошибки – фонетические, грамматические. Их исправление создавало в классе атмосферу равенства и сотрудничества. По мнению Ш. А. Амонашвили, этот нехитрый прием помогает дать учащимся ощущение собственной компетентности, усилить внутреннюю мотивацию учения.

Американский психолог, психотерапевт и педагог Уильям Глоссер считает, что школа должна удовлетворять природную потребность ребенка в любви и чувстве собственного достоинства. По его мнению, учитель и ученик призваны любить друг друга не по образцу семейной любви, а научиться не быть равнодушными и помогать друг другу в решении школьных проблем.

Говоря об эмоциональной открытости и доверительности взаимоотношений учителя и учащихся как педагогической норме, следует учитывать, что она имеет свои пределы, отражая стремление личности к автономии.

Уровень доверительности обусловлен многими факторами. Например, интимное общение с ребенком с глазу на глаз требует откровенности и искренности. Сочувствие, сопереживание педагога снимает у ребенка барьер тревожности, побуждает к откровенной беседе, выполняя психотерапевтическую функцию. Деловое взаимодействие с классом предполагает соблюдение определенной дистанции.

В развитии благоприятных межличностных взаимоотношений в среде учащихся значимую роль играют специально смоделированные педагогом ситуации, которые позволяют в нужном ракурсе представить личность каждого из них. Создание ситуации успеха способно в корне изменить, нормализовать отношение группы к ребенку, обеспечить столь необходимый ему психологический комфорт.

Таким образом, можно утверждать, что формирование педагогически целесообразных взаимоотношений учителя и учащихся не является самоцелью, а составляет важную предпосылку самоутверждения и самореализации детской личности.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Раскройте сущность понятия «педагогогика общения».

2. Кто из отечественных ученых-педагогов занимался проблемой педагогического общения?

3. Что составляет содержание коммуникативного взаимодействия?

4. Какие признаки благоприятного морально-психологического климата в классе?

5. Что выступает индикатором культуры коммуникативного взаимодействия?

6. Какие блоки входят в структуру педагогического общения?

7. Как соотносятся понятия «компетенция» и «компетентность»?

8. В чем выражается сущность равнопартнерства?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.