Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование педагогического процесса






 

Важно понимать, что организация целостного педагогического процесса связана прежде всего с чётким определением субъектами целей этого процесса. Поскольку цель педагогического процесса есть мысленное предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, то непременным условием её достижения является осознание и постановка целей и задач педагогом и принятие этих целей учениками.

В процессе конструктивной деятельности педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего, это общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере. В рамках этапной задачи осмысливаются и решаются постоянно возникающие ситуативные педагогические задачи [3].

Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку педагогического диагноза. Диагноз в практической педагогике – это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования [5]. Психолого-диагностическое обследование может охватывать процесс развития индивидуальности воспитанника, состояние учебно-воспитательного коллектива. Важными диагностическими умениями современного учителя являются: умение диагностировать уровень развития учащихся; умение диагностировать педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие; умение ставить цели и задачи педагогической диагностики; владение процедурой педагогической диагностики; умение определять критерии и показатели диагностируемого качества, явления; умение составлять диагностическую программу; умение составлять уровневые характеристики и др.

Итак, диагностика даёт всесторонние знания о личности воспитанника, особенностях учебно-воспитательного коллектива, о конкретной педагогической ситуации и задаче, которую предстоит решить. Все эти аналитические данные входят в основу педагогического диагноза, который является необходимой предпосылкой педагогического прогнозирования. Оно открывает возможности обоснованного диагностического целеполагания. Подчеркнём, что диагностичность является общим требованием к разработке целей и задач воспитания, обучения и развития личности обучающегося.

Педагогическое прогнозирование определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п.

Принято различать поисковое и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Суть поискового прогноза заключается в выяснении тех проблем, которые могут возникнуть при сохранении существующих тенденций развития. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния. Таким образом, сущностный смысл нормативного прогноза состоит в выборе наилучших вариантов решения в соответствии с педагогическими целями и задачами. При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования тесно связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, анализ и сравнение которых в актах мышления осуществляет педагог.

Методы прогнозирования, которыми должен владеть учитель, достаточно разнообразны:

- моделирование предполагает построение модели как целостной конструкции, отражающей систему взаимосвязей реального педагогического явления;

- выдвижение гипотез, т.е. предположения, ряда положений, основанных на анализе реальной педагогической ситуации;

- мысленный эксперимент заключается в построении схемы реализации эксперимента, его предполагаемые этапы и результаты в специально созданной ситуации;

- экстраполяция выражается в переносе решения определённой педагогической задачи в изменённые условия с целью определения новых путей её решения.

Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.