Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая техника






 

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника.

Большое внимание педагогической технике как важнейшему компоненту педагогического мастерства уделял А.С. Макаренко. Великий педагог отмечал: «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации…Такие “пустяки” стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота – всё это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитания…» [4].

В статье «О моём опыте» А.С. Макаренко писал: «Можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребёнка…Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом…Педагог не может не играть…Но ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную внешность. Это не мёртвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для ученика эти процессы передаются как гнев, негодование и т.д. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить " иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно» [5].

Итак, педагогическая техника - это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. [7, С.335].

В структуру педагогической техники входят три группы компонентов (Схема 2) [2, С.32]. К первой группе относятся умения педагога управлять собой: социально-перцептивные умения (внимание, наблюдательность, воображение); управление своими эмоциями и настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); владение своим организмом (целесообразность и выразительность мимики, жестов, пантомимики); техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). Вторая и третья группа компонентов педагогической техники связана с умениями управлять другими, воздействия на личность и коллектив (коммуникативные, организаторские умения, распределение времени, умения восприятия, принятия и понимания ребёнка, взаимодействия с ним, умение принимать решения, моделировать деятельность воспитанников с ориентацией на обучение, воспитание и развитие обучающихся).

Рассмотрим более подробно вопросы педагогической техники, связанные с умением педагога управлять собой. Комплекс этих умений сближает педагогическую деятельность с актёрской. Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством: представители обеих профессий имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня общей и профессиональной культуры; тот и другой труд мобилен, гибок, изменчив; педагогическая и актёрская деятельности - яркое искусство самовыражения.

Разработкой проблемы формирования артистизма и развития творческих способностей, актерско-сценических умений педагога занимались многие ученые: И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова и др. Создатель знаменитой системы подготовки актёров К.С. Станиславский выявил основные элементы, необходимые для актёрского творчества: развитое воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние. Конечно, перечисленные умения также выступают важнейшей составляющей профессионального мастерства педагога.

В.И. Загвязинский считает, что артистизм - это особый, образно-эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас»; это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

В заключении ещё раз подчеркнём, что выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с формированием гуманистической направленности его личности и педагогической культуры, приобретением необходимых знаний и умений, развитием профессионально значимых способностей, овладением педагогической техникой.

Вопросы и задания для самоконтроля:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.