Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность педагогического мастерства






Учитель, несомненно, является стратегом и тактиком учебно-воспитательного процесса в силу своей профессиональной компетентности. Именно учитель-профессионал как субъект профессионально организованного процесса ставит цель, определяет задачи, осуществляет содержание, создаёт систему учебных и воспитательных средств, диагностирует и оценивает результат педагогической деятельности.

В современных условиях вариативного образования, когда назрела острая необходимость внедрения нетрадиционных идей, подходов, технологий, предоставленная педагогам свобода творчества связана с высочайшей ответственностью учителя перед обществом за судьбу развивающейся личности. В этой связи каждый учитель должен стремиться совершенствовать своё профессиональное мастерство.

В словаре русского языка С.И. Ожегова термин «мастерство» определяется как умение, владение профессией, трудовыми навыками, высокое искусство в какой-нибудь области, а «мастер» - это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

В научно-педагогической литературе даются следующие определения понятию «педагогическое мастерство»:

1) синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса [7, С.334];

2) высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [2, С.12];

3) синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [1, С.303].

Итак, анализ содержания данного термина с разных позиций показывает, что сущностный смысл педагогического мастерства раскрывается на пересечении таких понятий, как педагогическая культура, педагогическое искусство, педагогическое творчество.

Несомненно то, что педагогическое мастерство является важной стороной профессиональной культуры. Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося образовательной деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса [2, С.25].

Педагогическое искусство рассматривается как синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, результатом которого является совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединённых с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

Значимым компонентом педагогического искусства является педагогическое творчество, которое определяется как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Нередко можно встретиться с мнением, что овладение педагогическим мастерством, этим сложным искусством – дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Вместе с тем, исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно в процессе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность. Так, И.А. Зязюн выделяет три этапа формирования педагогического мастерства:

1. Формирование идеала профессиональной деятельности.

2. Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).

3. Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.

Педагогическое мастерство формируется на основе опыта, творческого осмысления средств учебно-воспитательной работы. Оно находит выражение в следующих аспектах педагогической деятельности:

· применении системы эффективных методов решения профессиональных задач, владении педагогической технологией;

· единстве науки и искусства;

· исследовательском подходе к анализу учебно-воспитательных ситуаций;

· индивидуализации педагогического воздействия;

· умении общаться, соблюдая критерии педагогического такта;

· высокой мотивации труда и др.

Таким образом, чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.