Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключительные замечания, предположения и предложения






В настоящей статье мы затронули лишь некоторые аспекты феномена «уличные дети» и постарались рассмотреть их в сумме, опираясь на собственный практический опыт, учитывая данные предшествующих и современных исследований по этой теме. Вопросы, которых мы коснулись, нам представляются приоритетными в решении тех задач, что выдвигает самое явление детского бродяжничества и других поведенческих девиаций.

А совокупную сложность задач видно даже при поверхностном взгляде на следующий предметный ряд - проблемы детского и подросткового возраста, пограничные психические расстройства и дизонтогенез, феномен поведения человека, природа поведенческих и социальных девиаций etc., - который отнюдь не завершается приведенным перечислением. Мало что в ряду этих феноменов является абсолютным и бесспорным. Напротив, сплошь и рядом в описаниях встречаются оговорки, подчеркивающие относительность, транзиторность, неясность, парадоксальность etc. большинства характеристик, свойственных изучаемым объектам. Отчасти поэтому, на наш взгляд, в исследованиях и описаниях столь ускользающих «вещей» приходится неоднократно возвращаться к основам с тем, чтобы не терять опоры.

Вследствие всего вышеизложенного мы можем утверждать, что не существует никакой особой и специфической группы детей и подростков, объединенных понятием «уличные дети». Данный термин, возможно, имеет право на существование, но исключительно в качестве метафоры или фигуры речи, а для специалистов в области медицины, психологии, социологии, педагогики данное понятие не имеет содержания и бесполезно в прикладном значении.

Типология изучаемых групп детей и подростков укладывается в уже существующие классификации, прежде всего, в клинические и медико-психологические. В большей степени это относится к группе, которую в нашем исследовании мы именовали «группой бродяг», в меньшей - в отношении к детям и подросткам групп риска. Последним более соответствуют социально-педагогические, если не классификации, то такие понятии как, - «трудновоспитуемые», «дети с микросоциальной и педагогической запущенностью» и пр.

В практическом отношении понимание групповых различий играет важную роль. С одной стороны, следует еще раз подчеркнуть, что представленность детей-бродяг в детском и подростковом населении крайне мала. Не располагая эпидемиологическими данными об удельном весе детей с синдромом бродяжничества и сходной психопатологией, и даже понимая, что современная социальная среда предоставляет гораздо больше факторов, участвующих в генезе личностных и поведенческих расстройств, мы все же полагаем, что уровень численности детей-бродяг не превышает критического порога. Кроме того, есть основание полагать, что вклад детей-бродяг в подростковую преступность вообще и в представляющую общественную опасность, в частности, весьма незначителен. Мы считаем, что ответственного и серьезного неотложного вмешательства и профилактического воздействия требует тяжесть психопатологических и патопсихологических нарушений и расстройств в этой группе. И в данных обстоятельствах опора на химеры в объяснении феномена и построении программ профилактики, коррекции и терапии, не только препятствует их реализации, но может и усугубить ситуацию.

Из существующих на сегодняшний день наиболее тщательно разработанных и обоснованных подходов фактически только в рамках практической медицины сформулированы и предложены к применению концепции, учитывающие как собственно медицинские, (органические), так и психологические, и социологические (экологические, средовые) факторы в интегрированном виде.

Так, требованиям комплексностиудовлетворяют принципы многосевой и мультимодальной диагностики, на которых построены соответствующие рубрики в американской DSM-IV, MAS, в немецкой версии классификации Remschmidt & Schmidt. И хотя в МКБ-10 этот принцип не используется43, в этом пересмотре предложены уточненные диагностические критерии расстройств поведения.

В отечественной психиатрии применение принципа многоосевой диагностики нашло отражение в концепции саморазрушающего поведения подростков. В ней постулируется, что таковое поведение является интегральным проявлением девиантного образа жизни вне зависимости от конкретных нозологических форм (Попов Ю.В., 1995)44. Кроме того, авторы концепции отмечают важную для клинической психологии особенность определения девиантного поведения. Девиантное поведение «является таковым только в определенной системе координат и в клинике не может быть диагностировано, как психическое расстройство, если не является симптомом дисфункции личности, и только уровень дисфункции личности, а не степень девиации или вид зависимости может определять их патологичность» (Попов Ю.В., 1991; 1995). Авторы разработали систему функциональной диагностики и многоосевую классификацию саморазрушающего поведения у подростков, включающую четыре диагностические оси:

1. Тип саморазрушающего поведения;

2. Уровень дисфункции личности;

3. Типы акцентуации характера (по А.Е. Личко, 1977/1983);

4. Степень социальной адаптации

Несмотря на существующую парадоксальность клинико-феноменологических описаний переходных состояний и пограничных расстройств, мы считаем, что в определенной (в достаточной, на наш взгляд) мере таковой парадокс при использовании предложенных схем все же может быть преодолен. Тем более, если вспомнить, что в клинике достаточно детально описаны психопатологические формы нарушений влечений, выражающиеся в непреодолимом стремлении к перемене мест, бессмысленных и бесцельных путешествиях - дромомания, пориомания, вагобондаж, синдром уходов и бродяжничества, синдром заброшенности.45 В области патопсихологии дизонтогений также в достаточной мере разработаны схемы, вполне успешно применяемые для выделения причин, играющих роль пусковых механизмов, триггеров дизонтогенетического процесса, системообразующего фактора нарушений.46

В группах детей и подростков с проявлениями поведения риска при интерпретации полученных данных обнаруживаются многочисленные факторы риска поведенческих девиаций. Характер и широта спектра угроз свойственны подростковому возрасту в целом, что не отличает эту группу от всего подросткового населения так, чтобы можно было говорить о какой-то групповой специфике. В подтверждение наших наблюдений наилучшим образом свидетельствуют выводы, сделанные в исследованиях девиантного поведения (алкоголизации, наркотизации, промискуитета) подростков Санкт-Петербурга, проведенными в 1999-2000 гг. специалистами Института социологии РАН47. Один из выводов гласит: «Девиантное поведение во всех изучавшихся его формах… настолько широко представлено в подростковой субпопуляции, что девиантностью следует считать скорее его отсутствие».

Так что и в этом случае говорить о какой-то особой группе риска не приходится, но вместо того следует понимать всю серьезность ситуации, когда норма становится исключением. А, учитывая то, что в качестве альтернатив у подростков (нашей условной группы риска) формируются, в том числе, и антисоциальные модели поведения (как варианты социальных отношений), меры неотложного характера не имеют большой практической значимости. Наибольшую эффективность в отношении проблем подростковой девиантности имеют меры многоуровневой профилактики и, следовательно, основная тяжесть в работе с такими детьми ложится на комплексные превентивные программы.

Говоря так, полагаем, что детское бродяжничество и связанные с ним аномалии личности и поведенческие девиации прогнозируются преимущественно на основании данных «медицинской карты» - конституционально-генетическая отягощенность, неврологический статус48, психиатрический статус, включая, разумеется, и клинико-психологические данные. Средовые характеристики не имеют большого прогностического значения. А в целом, учитывая природу синдрома, прогноз, равно как и дифференциальный диагноз, представляют крайне сложную задачу. Более-менее достоверная диагностика возможна при развернутой симптоматике и манифестации. При таких обстоятельствах весьма затруднительно локализовать мишени в общей профилактике нервно-психических расстройств. Поэтому нам сложно представить себе узкоспециализированную и тем более массовую программу (направление) профилактики детского бродяжничества.

Вообще, разработка разнообразных профилактических, коррекционных, реабилитационных программ не представляется непреодолимой проблемой. Сложнее обстоит дело с их реализацией, в рамках каковой определенные трудности представляют вопросы прогнозирования, оценки эффективности, организационного и межведомственного взаимодействия. Но и это не онтологические проблемы.

Здесь важно, во-первых, еще раз подчеркнуть междисциплинарный и многоуровневый характер феномена девиации, в силу чего принципиально невозможно реализовать комплексные мероприятия только в рамках пусть даже безупречно обоснованных программ общественных организаций. Накал дискуссий по поводу роли и значимости вклада негосударственных объединений, кажется, пришелся на 90-е. Например, в одном Санкт-Петербурге на 1998 год было зарегистрировано около 4 000 организаций, в уставах которых целью значилась работа с «уличными детьми», с детьми групп риска, борьба с беспризорностью. Но при самом доброжелательном отношении на тот момент можно было назвать не более 30 организаций, проводивших хоть какую-то работу в этом направлении. Сколько можно судить, в области работы по проблемам наркопотребления успешно работающие организации можно счесть по пальцам, тогда как заявленных инициатив на порядки выше. Данные, опубликованные на сайте www.narcom.ru фонда «Здоровое будущее», 49 являются красноречивым тому подтверждением. А с другой стороны, трудно найти равнозначный по бессмысленности и бесполезности аналог центрам ППМС, которые почему-то включены в систему образования.

На наш взгляд, общественные организации обладают некоторыми достоинствами, имеют преимущества в программах, где требуется быстрое реагирование, и могут быть весьма эффективны в программах реабилитации. Но программы профилактики общественные организации принципиально не могут выполнять самостоятельно, опираясь только на собственные ресурсы. Это предопределяет вопросы необходимости взаимодействия учреждений государственного и негосударственного сектора.

Во-вторых. Девиации исчезнут, кажется, только вместе с человеком. Не без основания можно даже предположить, что пропорция нормы и девиации - это заданная константа, и как патология не имеет исхода в виде выздоровления, но при возможной компенсации. Из этого следует, что «окончательное решение вопроса» принципиально неосуществимо. Опыт Швеции, Великобритании, Германии, США, Москвы, в разное время осуществлявших «кавалерийские атаки» на «беспризорность», «уличную преступность» несовершеннолетних, показывает бесценные и убедительные отрицательные результаты.

Вместо того, и возможно, и необходимо осуществление регулярного, планомерного etc. сканирования (мониторирования) состояния проблемы. Причем, на наш взгляд, принципиально важно отслеживать, фиксировать, осмысливать и на основе полученных данных принимать решения не столько в отношении каких-то конкретных форм девиаций (наркопотребление, преступность, бродяжничество etc.), сколько оценивать состояние здоровья несовершеннолетних в целом, в том виде, как оно (здоровье) понимается ВОЗ - состояние физического, психологического и социального благополучия… Учитывая отечественный опыт диспансеризации и современную зарубежную практику50, есть основания считать, что задача организации и проведения системного скрининга является первоочередной и необходимой для реализации программ медико-психолого-педагогического и социального сопровождения (помощи, поддержки, защиты) подростков.

Сноски

  1. См. Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, В.Г. Короленко, Дж.Д. Сэлинджер, У. Голдинг и др.
  2. Пример,? реальная история возникновения первого в постсоветской России негосударственного приюта для бездомных детей " Синяя ворона" в Санкт-Петербурге, которому в одно время помогали воинская часть, Военно-медицинская академия, факультет психологии СПбГУ, частный ресторан, и государственная пирожковая.
  3. " Трудности из-за внесения… ассоциативного багажа обыденных значений". Куликов Л.В., Психологическое исследование, СПб, 1995.
  4. Старая добрая ртутная мазь? хороший антисептик, но слишком токсична.
  5. Некоторые эксперты вообще отрицают существование " особого феномена", и, надо сказать, такую точку зрения мы не стали бы отметать как несостоятельную.
  6. Автор указывает на подвижность границ между " нормальным" и " девиантным", отмечает одновременное сосуществование различных нормативных субкультур, подчеркивает относительность критериев оценки и предлагает использовать этот термин в исследованиях поведения подростков " не очень строго, инструментально".
  7. Японские родители известны крайне либеральными установками в воспитании детей.? А.С.
  8. Реан А.А. Социальная работа с детьми и подростками группы риска: тез. докл. междунар. конф. 15 - 19 мая 2000 г. - СПб.: Изд-во " Медицинский центр " Бехтерев", 2000
  9. Старое медицинское правило гласит, что при обращении пациента его следует осматривать с ног до головы даже при жалобах на банальный насморк.
  10. " Выявлен эффект индивидуальной " идиосинкразии" субъектов судебных решений к некоторым видам преступлений, закодированный на уровне мембранных комплексов, это означает, что в основе Супер Эго лежит " мембранный страж совести", включающий комплексы нейротрансмиттеров и чувствительных к ним рецепторов". Аминев Э.Г. et al. " Психофизиологические предпосылки бескомпромиссной личности" (2000).
  11. " Социобиологический смысл… экологически детерминированных… парасуицидов заключается в маркировке ценой собственного здоровья неблагоприятной для пришлого населения геоклиматической зоны,? парасуицидент как бы сигнализирует своим поведением остальным мигрантам: " Здесь жить нельзя! " ". " Шизофрения и родственные ей состояния сформировались на том этапе эволюции человека, когда у него возникла необходимость адаптации к холодовому стрессу". О.А. Гильбурд " Этолого-социобиологическая реадаптация лиц…" и " Роль шизофрении и родственных ей состояний в эволюции человека".
  12. " Психологи свыклись с мыслью о том, что их наука находится на допарадигмальном уровне"? Дружинин В.Н. (Структура и логика психологического исследования, Институт психологии РАН, М.? 1994).
  13. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс: Экспериментальная психологика. - СПб.: ДНК, 2000.
  14. Мельников В.М. Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.? 1985.
  15. Аллахвердов В.М. Ibid.
  16. Исследование в клинике эндогенных психозов детского возраста НИИ клинической психиатрии Центра психического здоровья РАМН (на материале уличных детей Москвы и Мехико), 1990-1993 г. Пример оправдания поговорки " шизофрения? помойная яма психиатрии".
  17. Гилинский Я.И., Гурвич И.Н. et al. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность.? СПб.? 2001
  18. Мы опускаем совсем уж экстравагантные заявления некоторых общественников, чиновников или психоаналитиков типа " отсутствие патриотического воспитания", или " вина бесчеловечного тоталитарного режима", или " бродяжничество в пубертате объясняется как следствие поражения " Я" в борьбе с натиском высвобожденных инстинктивных побуждений со стороны " Оно" "
  19. см. Суходольский Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. - СПбГУ, 1998.
  20. Мы не касаемся еще более сложного понятия " социальная адаптация", для детального рассмотрения которого рекомендуем работу Реан А.А. et al. " Психология адаптации личности".? СПб.? 2002
  21. Сырцев А.В. Записки из приюта // Мединформ. - СПб., 1994. - № 8 - С. 7.
  22. Данные официального сайта Правительства Санкт-Петербурга (https://gov.spb.ru/day).
  23. Реан А.А. Социальная работа с детьми и подростками группы риска: тез. докл. междунар. конф. 15 - 19 мая 2000 г. - СПб.: Изд-во " Медицинский центр " Бехтерев", 2000
  24. Данные Минтруда в бытность министром А. Починка об около 600 тысячах беспризорных по России нам показались не преуменьшенными, а наоборот? преувеличенными.? А.С.
  25. Проблема стигматизации, клеймения (бомж, беспризорник, алкоголик, наркоман, психопат etc.)? отнюдь не надумана (см. работы проф. И.Н. Гурвича), но, на наш взгляд, пока непозволительна такая роскошь, при которой в видах удовлетворения требований гендерного равноправия лиц женского пола РФ следовало бы называть " вагинальными россиянами" (см. Известия № 6.3.04).
  26. Типологические характеристики детей с синдромами уходов и бродяжничества по Ковалеву В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985
  27. Бойко В.В. et al. Социально защищенные и незащищенные семьи в меняющейся России. - СПб., 1999
  28. А даже и климата. Сравнение характера бродяжничества среди детей России, Мексики, Индии, Казахстана, Киргизии обнаруживает специфические черты, связанные не только с климатом, но и этническими особенностями. Так в Казахстане около 80% детей-бродяг? славянского этноса,? в силу, вероятно, устойчивых традиционалистских характеристик института казахской семьи, н-р, клановость (принадлежность к жузам).? А.С.
  29. Помогая в уборке общественного туалета, группа ребят ночевала в нем.? А.С.
  30. Чаще всего с детьми старше 13? 14 лет так и происходило, т.к. фактически общественные приюты, да и муниципальные тоже, не принимали детей старше 14 лет. Это может показаться странным, но вопреки своему названию приюты проводили крайне требовательный предварительный отбор детей (по каким-то своим соображениям и критериям).? А.С.
  31. Фельдштейн Д.И. Социально-психологическая характеристика личности с отклоняющимся поведением // Основы социально-психологической теории / Под ред. А..А. Бодалева - М., 1995.
  32. Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / Под. ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, Ю.В. Попова. - Л.: НИПИ им. Бехтерева, 1991.
  33. Гилинский Я.И., Гурвич И.Н. et al. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность.? СПб.? 2001; Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма.? СПб.? 2001; Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников.? СПб.? 2001
  34. Есть основания полагать, что к papaver somniferum, даже и к любому папаверу, этот " героин", продаваемый нашим подопечным, не имеет никакого отношения.? А.С.
  35. Мамайчук И.И. Психологические механизмы виктимного поведения жертв половых преступлений / Теоретические и практические вопросы психологии. - СПб., 1995
  36. Вообще у психологов существует, похоже, только один консенсусный документ? это Профессиональный кодекс этики, и отдельно? стандарты для разработчиков психологических тестов. Ведомственные должностные инструкции для психологов таковы, что психолог в клинике? это фигура, обязательная для декорации, а в образовании? необязательная, декоративная и полностью зависимая от воли руководства. В КСППЭ психолог, самостоятельно проводящий свою часть экспертизы и пишущий собственную часть заключения, в реальности лишь согласованно дополняет заключение психиатра. Подчиненное отношение психолога в КСППЭ неявным образом задокументировано,? см. " О должностных обязанностях и нормативах нагрузки психолога амбулаторных судебно-психиатрических экспертных комиссий и отделений стационарной судебно-психиатрической экспертизы (пособие для врачей)" // ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (И.А. Кудрявцев, М.В. Морозова, О.Ф. Савина), утв. в секции МЗ РФ 17 ноября 1999 г. протокол № 4, Дмитриева Т.Б.,? где документ, регламентирующий деятельность психолога, адресован врачам.? А.С.
  37. В том числе? факторный личностный опросник Р. Кеттелла [Cattell R.B., 1950], метод изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга [Rosenzweig S., 1945], тематический апперцептивный тест Мюррея? Моргана [Murrey H.A., Morgan C.D., 1935] (интерпретационная схема Реньге В.Э., Леонтьев) Д.А. и др. Некоторые результаты данной части работы вошли в диссертационное исследование? Сырцев А.В. Клинико-психологические механизмы деструктивного поведения у детей и подростков с дисгармонией психического развития // Дисс. …канд. психол. наук.? СПбГУ.? 2003.
  38. [Baumann U., Perrez M.] Перре М., Бауманн У. Клиническая психология: пер. с нем. - 2 изд. - СПб., 2002
  39. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. - СПбГУ, 2000.; Mikawa J.K., Boston J.A., 1968; Тарабрина Н.В., 1980; Мамайчук И.И., 1990.
  40. Ibid. Х. Мендоса, 1991; С. Чавес 1992; Е.Г. Трошихина, 1997
  41. " Интеллект мешает выживанию", к такому выводу пришли в биологических экспериментах на личинках мух дрозофил исследователи в университете Фрибура (Фредерик Мери, Швейцария). (https://www.apus.ru/site.xp/050052124054048050052124.html)
  42. " Он прав! Лучше вообще не верить в богов, чем верить в таких, как у Гомера: меньше грешит неверующий, чем суеверный",? размышления греков на провокативные обличения богов Ксенофаном.
  43. МКБ? классификация статистическая (кстати, один из инициаторов МКБ Бартильон был статистиком, а в отечественных номенклатурах и классификациях в 70? 90-х годах XIX века был впервые отражен этиологический аспект? в номенклатуре Пироговского общества).
  44. Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / Под. ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, Ю.В. Попова. - Л.: НИПИ им. Бехтерева, 1991; Попов Ю.В. Профилактика и коррекция саморазрушающего поведения у подростков (пособие для врачей). - СПб.: НИПИ им. В.М. Бехтерева, 1995.
  45. Ковалев В.В., 1985; Karlsson A., Gillberg Ch., Karlberg P., 1989; Hartmann K., 1970 (цит. по: Ковалев В.В., 1985)
  46. Гурьева В.А. et al. Клиническая и судебная подростковая психиатрия - М., 2001
  47. Гилинский Я.И., Гурвич И.Н. et al. Девиантность подростков.? СПб.? 2001
  48. Важная часть комплексного исследования, но наиболее часто игнорируемая.? А.С.
  49. И публикации лечебно-диагностического центра " Бехтерев"
  50. Например, " Мониторинг будущего"? американская программа комплексных ежегодных исследований и ее европейские аналоги.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.