Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация процесса поглощения (слияния)






 

Планирование поглощения (слияния)

Условиями эффективного управления процессом M& A являются разработка детального плана и обоснование решений по критериям эффективности. План должен охватывать все этапы процесса и действия всех подразделений объединяемых хозяйствующих субъектов по достижению потенциала синергии.

В наиболее полном виде разделы плана и их содержание представлены ниже.

Этап 1.Обоснование концепции роста на основе слияния или поглощения.

1.1.Анализ положения компании на рынке и оценка тенденций и перспектив рынка традиционного товара.

1.2.Оценка изменения конкуренции на рынке и стратегии конкурентов.

1.3.Обоснование вариантов развития компании и их конкурентные преимущества.

1.4.Обоснование концепции и стратегических целей развития на основе слияния (поглощения).

Этап 2.Поиск, анализ и отбор объектов приобретения (объединения).

2.1.Формирование проектной группы по подготовке объединения компаний.

2.2.Составление плана работы проектной группы.

2.3.Определение основных целей и ограничений приобретения компаний.

2.4.Формирование предварительного списка компаний-целей.

2.5.Предварительная селекция компаний на основе возможных правовых ограничений, SWOT-анализа и оценки синергии.

Этап 3.Системная диагностика совокупности компаний-целей (due diligence).

3.1.Анализ возможных вариантов объединения.

3.2.Анализ финансового состояния, включая анализ обязательств компании-цели и оценку рыночной стоимости бизнеса.

3.3.Предварительная оценка источников и уровня синергии от слияния (поглощения).

3.4.Определение способов оплаты сделки и источников финансирования.

3.5.Анализ корпоративной культуры компании-цели и ее соответствия корпоративной культуре поглощающей компании.

3.6.Анализ рисков слияния (поглощения).

3.7.Выбор компании-цели на основе системы критериев и показателей корпоративной и общественной эффективности.

Этап 4.Разработка проектов сделок слияния (поглощения).

4.1.Нормативно-правовое обеспечение сделки.

4.2.Обоснование структуры сделки.

4.3.Определение максимальной цены приобретения.

4.4.Формирование источников финансирования сделки.

4.5.Обоснование рациональной степени интеграции приобретаемой компании и разработка модели рынка.

4.6.Подготовка проекта решения кадровых вопросов для объединенной компании.

Этап 5.Проведение переговоров с собственниками потенциального объекта приобретения (работа может вестись параллельно с несколькими компаниями).

5.1.Достижение конструктивизма в переговорах, формирование заинтересованности партнера в сделке.

5.2. Уточнение характеристик due diligence по компании цели на основе более полной и достоверной информации.

5.3.Обоснование стартовой цены сделки, торги, определение цены сделки.

5.4.Достижение договоренности по условиям финансирования.

5.5.Разработка структуры сделки и процедуры передачи управления.

5.6.Подготовка и согласование договора сделки.

Этап 6.Исполнение сделки.

6.1.Подписание договора.

6.2.Финансирование сделки.

6.3.Передача полномочий.

Этап 7.Интеграция после объединения.

7.1.Формирование рабочей группы по проведению интеграции компаний.

7.2.Формирование системы целей и показателей для подразделений.

7.3.Решение вопросов об изменении оргструктуры, структуры управления и кадровых назначений в объединенной компании.

7.4.Разработка плана интеграции, включая план реализации синергии.

7.5.Формирование мотивационных механизмов интеграции.

7.6.Обеспечение открытости целей, содержания и процесса интеграции компаний.

7.7.Организация работы с клиентами компании.

7.8.Мониторинг результатов интеграции на основе системы показателей эффективности.

7.9.Анализ результативности интеграции и принятие оперативных решений по реализации плана интеграции. (Этап интеграции подробно описан далее).

Перечисленные этапы процесса могут выполняться последовательно, но последовательно-параллельное их исполнение обеспечивает повышение эффективности сделки за счет повышения эффекта синергии объединения. Сетевой график выполнения этой работы приведен на рис. 6.7.

Рабочую группу, осуществляющую управление процессом поглощения (слияния) и возглавляемую для непубличных компаний-приобретателей генеральным директором, целесообразно разделить на две подгруппы, поскольку факторы эффективности по этим этапам различны. Первая проводит работу по подготовке и заключению сделки. Вторая – обеспечивает интеграцию компаний и реализацию синергетического эффекта (этап 7). Преемственность их работы осуществляется тем, что в целом работа возглавляется на обоих этапах одним лицом, руководители подгрупп работают в течение всего периода подготовки сделки и реализации процесса интеграции компаний. Руководство первой подгруппы целесообразно возложить на финансового директора, ее основными исполнителями должны быть экономисты, юристы, финансисты с опытом выполнения оценочных работ компании-приобретателя и специалисты консалтинговых фирм. Руководителем второй рабочей подгруппы может быть директор по производству или развитию объединенной компании.

 

План объединения в соответствии с принципами сбалансированной системы детализируется (каскадируется) до уровня основных подразделений объединяющихся компаний. Целевые задания подразделениям являются факторами роста эффективности объединенной компании и используются как основа мотивации исполнителей. Реализация плана требует проведения систематических обсуждений результатов его выполнения и соответствующей информированности коллектива и ресурсного обеспечения. Ресурсное обеспечение работ в соответствии с планом предполагает последовательную (поэтапную) корректировку определенных на этапе обоснования сделки потребностей, включая создание резервного фонда.

Планы и результаты выполнения каждого этапа отражают четыре группы факторов эффективности, определенных в соответствии с инструментарием сбалансированной системы показателей (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, работа с кадрами).

Обоснованность концепции роста на основе слияния или поглощения в настоящее время в силу определенных выше причин недооценивается значительным большинством менеджеров и собственником хозяйствующих субъектов. Предлагаемая система формирования стратегии развития включает две стадии. Первая стадия предполагает анализ перспектив развития рынка и компании. Необходимо исследовать возможности альтернативных направлений развития компаний и их соответствие стратегическим целям. Вторая – состоит в обосновании и количественной оценке целей слияния (поглощения), включая определение граничных условий объединения компаний и желательного состояния нового предприятия, описываемого сбалансированной системой показателей. В процессе выполнения второй стадии вырабатываются требования к компании-цели.

Поиск компании-цели нароссийском рынке непубличных компаний промышленности сложен вследствие ограниченности количества потенциальных кандидатов на слияние (поглощение), высокого риска получения синергетического эффекта, неэффективности выставляемых на продажу активов, отказа компаний от переговоров о слиянии и других причин. На российском рынке значительная часть планируемых сделок заканчивается уже на втором этапе вследствие отсутствия потенциального объекта слияния (поглощения).

Поиск компании-цели – сложный и принципиально важный для эффективности сделки процесс, который проводится в несколько этапов. На предварительном этапе представляется возможным ограничиться экспресс-анализом ее соответствия стратегии развития. На этом этапе целесообразно использование матрицы GE (см. гл. 5). Матрица позволяет:

- уточнить стратегическую позицию компании на рынке;

-определить, как изменится положение компании в целом и отдельных ее бизнесов в координатах «привлекательность - конкурентная позиция»;

-определить возможные источники синергетического эффекта объединенной компании и дать предварительную оценку ресурсам, требуемым для реализации синергии.

Заключительный этап, предполагающий получение максимально возможной информации о компании-цели и потому выполняемый параллельно этапу системной диагностики, состоит в анализе по всей совокупности критериев соответствия и расчете ожидаемой эффективности поглощения (слияния).

Системная диагностика компаний, включая диагностику риска, является наиболее сложным элементом системы управления. На отечественном рынке M& A системная диагностика проводится, как правило, в три этапа. Первый этап – обследование компании-цели группой инвесторов, включающей экономистов, юристов, инженеров, маркетологов и работников службы безопасности. Он дает первую предварительную характеристику предприятия с позиций возможностей управления рисками поглощения (слияния). Второй этап состоит в детальном финансовом анализе компании. Существенное значение для обеспечения объективности анализа имеет изучение отношений компании с клиентами, поставщиками, кредиторами и др. Третий этап – комплексная диагностика, включающая в самом полном виде финансовый, юридический, операционный, технический и экологический анализ.

Основное содержание комплексной диагностики как самостоятельного этапа процесса управления слияниями и поглощениями может быть представлено в виде следующей последовательности этапов.

· Выявление рисков, с которыми объединяющая компания может столкнуться при подготовке и осуществлении сделки по совокупности компаний-целей. Это ключевой этап системной диагностики, поскольку снижение рисков функционирования объединенной компании является условием реализации всех синергетических эффектов и самостоятельным фактором эффективности.

· Определение ключевых факторов стоимости и верхнего предела цены сделки как исходной информации инвестора в переговорах о сделке.

· Количественная оценка слагаемых эффекта синергии объединенной компании: снижения издержек, роста доходов снижения риска.

· Расчет и анализ критериев эффективности процесса M& A.

· Определение приоритетов (ранжирование) совокупности компаний-целей, на основе которых принимается решение о выборе компании-цели.

Разработка планов заключения сделок слияния и поглощения должна заканчиваться определением компанией-покупателем максимальной цены сделки, определяемой на основе стоимости, и эффекта приобретения компании-цели или ее активов. Цена должна учитывать способ финансирования сделки, затраты на ее оформление, уровень риска исполнения сделки. Концептуальной основой определения максимальной цены является условие корпоративной эффективности сделок, определенное выше. Завышенная цена компании-цели формируется, как правило, вследствие переоценки синергетического эффекта в процессе анализа компании-цели и недооценки издержек интеграции компаний. В результате действия двух перечисленных причин синергетический эффект может быть полностью передан собственникам компании-цели, хорошая цель превращается в плохой инвестиционный проект. Показателями, отражающими уровень и качество работ по подготовке сделки, являются:

· синергетический эффект объединения. Уровень и составляющие синергетического эффекта как важнейшего фактора экономических результатов объединения рассмотрены ранее;

· соотношение стоимости компании-цели и цены, уплачиваемой за компанию;

· обоснованность оценки динамики рынка и его реакции на возникновение более крупной компании определяют значения синергии и стоимости бизнеса. Излишний оптимизм в рыночных ожиданиях, выражающийся в коэффициенте роста выручки компании в остаточном периоде (g), приводит к значительным просчетам в оценке синергии. Фактор обоснованности рыночных ожиданий представляется узким звеном оценки экономических результатов, и потому соответствующий показатель должен быть обоснован на основе анализа стратегических конкурентных преимуществ объединенной компании и перспектив развития рынка.

Переговоры с собственником компании-цели целесообразно начинать с момента ее включения в предварительный перечень. В процессе проведения переговоров необходимо учитывать следующие основные аспекты. Во-первых, стремление сохранить право собственности на компанию является главной целью значительной части российских менеджеров, контролирующих бизнес. Поэтому предложение о продаже бизнеса воспринимается ими как аналог попытки отнять его и потому вызывает резкую отрицательную реакцию. Во-вторых, предложение о раскрытии информации как условии подготовки сделки также вызывает негативную реакцию собственника, поскольку формирует или усиливает опасения по поводу ее недружественного характера (рейдерства). Покупателю необходимо доказывать реальность своих планов системой действий по документальному оформлению обязательств сторон в процессе подготовки сделки, доказательством наличия источников ее финансирования. Преодоление этого отношения к предложению сделки является условием заключения дружеской сделки, которая при прочих равных условиях более эффективна, чем недружеская. При этом утечка информации о предложении сделки может оказать отрицательное влияние на позицию добросовестного приобретателя, поскольку вызовет адекватную реакцию конкурентов.

В практике отечественных консультантов по сделкам M& A положительно себя зарекомендовало установление зависимости цены сделки от степени раскрытия информации. На западном рынке основную роль в эффективности переговорного процесса играют инвестиционные банки с высоким имиджем. Наиболее эффективным способом облегчения переговоров на российском рынке, по нашему мнению, является наличие выполненных ранее общих работ компаний по реализации отдельных проектов. Это не только формирует атмосферу доверия, но и облегчает доступ и повышает достоверность информации о компании-цели.

Особым по своей продолжительности и риску этапом плана объединения компаний является этап интеграции. Проблема эффективности слияний на российском рынке во многих случаях сводится к качеству интеграционных процессов, разработке и осуществлению мероприятий по реализации синергий. Эта работа должна охватывать различные подразделения и уровни управления предприятием. Поэтому в рамках общего плана осуществления сделки целесообразно разработать план интеграции компаний.

 

Планирование интеграционных процессов

Особенности планирования интеграции заключаются в следующем.

Во-первых, ключевым звеном планирования интеграционного процесса, как и слияний и поглощений в целом, являются оценка и обоснование промежуточных результатов как условие оценки эффективности по критериям К1 и К2. Решение этой проблемы означает необходимость выделения результатов, инициированных слияниями и поглощениями, по отдельным подразделениям объединяемых субъектов и их мониторинг по совокупности индикаторов будущих результатов. Это обеспечивает создание эффективного мотивационного механизма и повышает вероятность достижения конечных ожидаемых результатов.

Во-вторых, интеграция хозяйствующих субъектов требует сближения их корпоративных культур. Изменение корпоративных культур, включая изменения производственной структуры, структуры управления, функций и полномочий менеджеров, затрагивает интересы всего персонала и порождает формирование новых и обострение существующих конфликтов в коллективе. Планирование интеграции должно предусматривать проведение совокупности работ по вовлечению персонала в процесс интеграции и снижению агентских конфликтов. Необходимо учитывать возможность появления и остроту следующих конфликтов:

-сопротивление изменениям со стороны многих работников по поводу изменения функций, появления новых задач, неопределенности целей преобразования;

-противоречия между личными интересами работников и новыми требованиями;

-противоречия между руководителями и подчиненными по поводу новых задач и функций;

-межличностные конфликты по вопросу о кадровом составе топ-менеджеров объединенной компании;

-конфликты между личностью и группой (вновь назначенный руководитель сложившегося коллектива);

-межгрупповые конфликты, в т.ч. между работниками объединяемых компаний.

В-третьих, открытость происходящих изменений позволяет улучшить моральный климат в коллективе, способствует пониманию стоящих перед компанией и каждым работником проблем и путей их решения. Но на подготовительном этапе слияний (поглощений) открытость ожидаемых изменений может привести к возникновению дополнительных рисков и затрат, связанных с реакцией конкурентов. Здесь конфиденциальность может быть более целесообразной формой управления. На этапе заключения сделки и интеграции открытость – условие эффективности объединения. Периодичность информирования коллектива топ-менеджером о состоянии процесса и задачах должна быть достаточной для понимания текущих изменений. Процесс объединения компаний даже при его открытости не исключает формирование острых конфликтов среди персонала. Заметим, что сопротивление в данном случае рассматривается как процесс, присущий дружественным и недружественным поглощениям. Своевременное преодоление сопротивления изменениям на всех уровнях управления, в т.ч. принятие жестких решений по их ликвидации, являются одной из форм управления процессом интеграции.

Рекомендуемая система мер противодействия сопротивлению интеграции с учетом возможностей немотивированного менеджмента и собственников поглощающей компании и компании-собственника на различных стадиях процесса приведена в таблице 6.8

В-четвертых, обязательное условие организации процесса интеграции состоит в том, чтобы не ухудшить отношения компании с потребителями (недопустимость нарушения сроков, качества и комплектности поставок), хотя падение объемов производства и снижение качества на некотором промежутке времени, как правило, происходят. Необходимо обеспечить правильное понимание потребителями этого процесса и компенсацию их потерь с целью сохранения клиентской лояльности. В противном случае снижение спроса на продукцию объединенной компании приведет к ухудшению ее финансовых показателей и стоимости бизнеса. Сохранение (рост) показателей клиентской лояльности является задачей всех этапов процесса подготовки и осуществления интеграции.

Таблица 6.8

Возможные способы противодействия законным сделкам поглощения и меры их предотвращения

Характер мер по борьбе с сопротивлением интеграции Стадия процесса заключения сделки и интеграции компаний
Обсуждение проекта погло-щения и интеграции. Цель – противодействие обоснованию целесообраз-ности слияния и интеграции Разработка плана. Цель – доказательства обоснованности плана, устранение препятствий к его реализации Осуществление сдел-ки и интеграции. Цель – снижение пас-сивного и активного противодействия
Подготовка и проведение сделки Формирование пакета полного контроля (75% и более); привлечение профессио-нальных консультантов; обоснованность слияния (поглощения) как наиболее эффективного способа рос-та конкурентных преиму-ществ; обоснованность предпроек-тной подготовки и др. Обоснованность выбора компании-цели по систе-ме показателей эффектив-ности; мотивация собственников и менеджмента компании-цели; прогноз политики конку-рентов в связи с интегра-цией; идентификация, анализ и управление рисками; высокое качество анализа вариантов проведения сделки; высокое качество прове-дения согласований и правовой обеспеченности сделки и др. Правовое обеспечение и защищенность процесса сделки; обеспеченность про-цесса перехода прав собственности; анализ и обоснование глубины интеграции и др.
Нормативно-правовое обеспечение процесса интеграции Анализ правовых рисков интеграции; обоснованность эмиссии акций и долговых обязательств; обеспечение квалифициро-ванного большинства для одобрения проекта; анализ правовых ограниче-ний интеграции; борьба с «отравленными пилюлями»   Управление рисками; обоснованность проведе-ния ОСА; обоснованность процесса образования (прекраще-ния) действия СД; состав и права СД; права по заключению крупных сделок и др. Обоснованность кадровых назначений; качество должностных инструкций; система нормативного обеспечения контроля качества работы.
Организационные действия (обоснованность процедур принятия решений и соблюдение интересов собственников) Идентификация, анализ и управление рисками интеграции; информирование собствен-ников и менеджеров о гото-вящейся интеграции; «золотые парашюты» и др.; мотивация собственников и менеджмента   Прогнозирование рисков и формирование системы мер по их снижению; использование всех спосо-бов повышения управляе-мости интегрированной компании (выкуп акций на баланс, изменение сос-тава и стоимости активов, преобразование общества и др.); использование ССП для организации работы по реализации плана; формирование источников средств на поглощение и интеграцию и др.   Своевременные кадро-вые решения; мониторинг рисков; формирование резерва средств на борьбу с противодействием интеграции; формирование инфор-мационного обеспече-ния процесса интегра-ции; своевременность кор-рекции плана и др.
Экономические (противодействие снижению эффективности работы как аргументу несостоятельности интеграции) Анализ и прогнозирование конкурентных преимуществ и финансовых показателей компании для различных вариантов ее развития; анализ и прогнозирование рисков экономического противодействия; экономическая эффектив-ность (рост стоимости) как результат интеграции Формирование плана уп-равления рисками проти-водействия интеграции; мотивация собственников и менеджмента; «золотые парашюты»; прогнозирование состоя-ния рынка для интегриро-ванной компании и др.   Мониторинг и опера-тивное управление рисками; регулирование струк-туры капитала (регу-лирование активов и обязательств) и др.; систематический кон-троль качества работы по плану интеграции и др.

 

Анализ процессов интеграции компаний на отечественном и зарубежном рынках, выполненный многими специалистами, позволяет выделить следующие основные причины неудач, на устранение которых менеджерам фирм следует обратить особое внимание:

-непродуманная стратегия (необоснованность варианта развития и/или необоснованность варианта M& A);

-несовершенство работы с персоналом (оппортунизм);

-необоснованные (ошибочные) организационные изменения, организационная неопределенность;

-деструктивное вмешательство в бизнес;

-несовершенство планирования и управления объединенной компанией и др.

Таблица 6.9

Схема работ по интеграции объединенных компаний

Этап Ожидаемый результат
1.Формирование рабочей подгруппы по проведению интеграции компаний 1.1. Создание рабочей подгруппы в составе: -председатель – директор по развитию; -руководитель подгруппы по подготовке сделки; -топ-менеджеры подразделений, в которых ожидается основная синергия; -специалисты консалтинговых компаний. 1.2.Подготовка положения о подгруппе интеграции, включая полномочия (принципы отношений с менеджерами подразделений), обязанности, стимулы и ответственность. 1.3.Утверждение плана работы и порядка отчетности
2.Формирование системы целей компании и подразделений в соответствии с концепцией сбалансированной системы показателей 2.1.Обоснование условий реализации эффектов: -роста объема продаж; -снижения издержек; -снижения стоимости капитала. 2.2. Обоснование способа дезинтеграции целей компании в цели подразделений. 2.3. Обоснование системы факторов и способа их количественной оценки. 2.4.Обоснование факторов риска, способов их оценки, принципов управления и нормативных значений. 2.5.Определение состава и источников исходной информации, необходимой для оперативного учета факторов на уровне компании и отдельных подразделений. 2.6.Обоснование системы целей компании в виде совокупности количественно измеряемых показателей компании и подразделений
3.Решение вопросов об оргструктуре, структуре управления и кадровых назначениях 3.1.Обсуждение на уровне топ-менеджеров компании-покупателя оргструктуры и структуры управления объединенной компанией (обоснование рациональной глубины интеграции). 3.2.Определение функций основных подразделений и менеджмента в связи с интеграцией. 3.3.Подготовка приказа об оргструктуре и структуре управления объединенной компанией. 3.4.Обсуждение проекта решения кадровых вопросов и подготовка проекта приказа по кадрам. 3.5. Изменения кадрового состава менеджмента в процессе интеграции
4.Разработка плана интеграции, включая план реализации синергии   4.1.Описание источников синергии по каждому подразделению, условий их реализации и системы мероприятий: -обучение персонала; -изменение организационных функций подразделений; -изменение структуры управления подразделением; -совершенствование технической базы и др. 4.2.Формирование содержания и календарных этапов реализации плана: -составление календарного плана проведения совещаний по процессу интеграции; -обоснование календарных плановых заданий подразделениям и отчетности по системе целей и факторов производства; -обоснование совокупности индикаторов по этапам. 4.3.Согласование плана по исполнителям и ресурсам. Коррекция плана при дефиците ресурсов и (или) изменению рыночной ситуации. 4.4.Интеграция плана подразделений в план компании. Обеспечение выполнения обязательств по поставкам

Окончание таблицы 6.9

5.Формирование мотивационных механизмов для процесса интеграции 5.1.Формирование системы материальных стимулов в зависимости от результатов роста объема продаж и (или) прибыли. 5.2.Формирование системы материального поощрения в соответствии с принципами ССП. 5.3. Формирование системы нематериальных стимулов, включая обучение и карьерный рост менеджмента
6.Обеспечение информационной открытости процесса интеграции 6.1.Составление плана графика обсуждения плана и результатов интеграции в подразделениях. 6.2.Использование IT технологий для информирования персонала и клиентов
7.Организация работы с клиентами 7.1. Информирование крупных и устойчивых клиентов (после принятия решения о подписании сделки) о целях, условиях и ожидаемых результатах сделки. 7.2.Обеспечение клиентского эффекта как части синергии объединения
8.Мониторинг выполнения планов интеграции и эффективности сделки 8.1.Организация процесса текущего контроля результатов интеграции по системе показателей (индикаторов) отдельных подразделений. 8.2.Доведение показателей до рабочей группы и руководителей подразделений
9.Анализ факторов эффективности по результатам мониторинга и принятие решений по уточнению плана 9.1. Интеграция текущих результатов отдельных подразделений в результаты компании при элиминировании влияния прочих факторов; 9.2.Анализ причин отклонений. 9.3.Принятие решений по ликвидации отклонений (ресурсные, организационные и кадровые решения). 9.4. Коррекция плана компании и целевых показателей подразделений

 

Рекомендуемая структура интеграционных процессов поясняется таблицей 6.9. Отметим, что, несмотря на уникальность каждой сделки, состав и последовательность основных этапов интеграции можно считать едиными. Существенными будут различия в содержании каждого этапа.

 

6.5.ПРИМЕР ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА ПОГЛОЩЕНИЯ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ДЕРЕВЯННЫХ ШПАЛ [102]

Производство деревянных шпал для железных дорог является весьма показательным объектом использования инструментария обоснования слияний и поглощений субъектов предпринимательской деятельности. Отрасль имеет низкие темпы обновления продукции. Высокая рыночная доля хозяйствующего субъекта в объеме продаж сохраняет значение фактора роста прибыли за счет экономии на масштабе производства, маркетинга издержек финансирования, преимуществ монополизации. Поэтому основными факторами реализации стратегической цели (рост стоимости бизнеса) предприятий по производству шпал являются рост объема производства и увеличение рыночной доли. Систематический дефицит деревянных шпал для ОАО «РЖД» определяет перспективы развития рынка.

Основными факторами, препятствующими росту стоимости бизнеса Рязанского шпалопропиточного завода (РШЗ), являются ограничения в получении сырья (круглого леса) соответствующего качества. Ограничения определяются, во-первых, недостаточностью запасов леса, пригодных для производства шпал, на территории центральной России, во-вторых, значительными транспортными расходами на поставку леса из районов севера и востока страны, в-третьих, низким уровнем рентабельности поставки лесозаготовительными предприятиями сырья для шпал на отечественные предприятия по сравнению с продажей пиломатериалов зарубежным компаниям.

Реструктуризация производства деревянных шпал путем вертикальных слияний и поглощений заводов по производству шпал и хозяйствующих субъектов лесопереработки является условием роста и развития не только отдельных компаний, но и российских железных дорог в целом.

В таблице 6.10 приведена матрица стратегических вариантов развития производства деревянных шпал. Рассмотрены три реально возможных для анализируемого предприятия варианта:

-внутреннее развитие специализированных заводов по производству деревянных шпал (вариант 1);

-формирование альянсов (долгосрочные договора лесоперерабатывающих предприятий и заводов по производству деревянных шпал, вариант 2);

-поглощение лесоперерабатывающих предприятий, имеющих права пользования лесными ресурсами, специализированными заводами по производству деревянных шпал (вариант 3).

Оценки привлекательности вариантов даны специалистами ОАО «РЖД» и предприятий по производству шпал.

Таблица 6.10

Матрица стратегических вариантов развития производства деревянных шпал на Рязанском шпалопропиточном заводе

Критерии привлекательности варианта Характеристики критериев Варианты
«1» «2» «3»
Стратегическая привлекательность - Ожидаемые темпы роста и стабильность рынка. - Интенсивность конкуренции. -Потенциальное конкурентное преимущество. - Рост рынка продаж * * * * ** ** ** ** *** *** *** **
Финансовая привлекательность - Рост объема продаж. - Сокращение расходов. - Рост стоимости бизнеса. - Требуемые инвестиции.[103] - Финансовая стабильность и др. * * * *** ** * ** ** *** ** ****
Сложность реализации[104] -Возможное сопротивление переменам. -Доступность ключевых ресурсов (древесины). -Наличие опыта развития по варианту -Ясность (продуманность) стратегии. * * *** *** ** ** ** * *** *** * **

Окончание таблицы 6.10

Неопределенность и риск -Неопределенность и риск окружения (значимость пяти сил конкурентоспособности Портера). -Противодействие варианту со стороны внешнего микроокружения и оппортунизма персонала. -Рыночный риск. * * ** *** ** ** *** ** *
Приемлемость для заинтересованных сторон -Поддержка варианта стратегического развития органами государственного (федерального и регионального) и муниципального управления. -Отношение (согласованность позиций) партнеров по бизнесу, банков и др. * * ** ** * **
Итого стратегическая привлекательность (ранги) стратегии 3 2 1

Мы не описываем здесь аргументы экспертов, определивших соответствующие значения стратегических вариантов. Читатель может ознакомиться с ними в рекомендованных к главе работах. Но анализ матриц стратегического роста убедительно доказал необходимость анализа факторов эффективности вертикальных слияний и поглощений в отрасли.

На рис. 6.8 представлены результаты анализа значимости и неопределенности стратегии слияний и поглощений относительно органического развития РШЗ по изложенной в главе 4 методике. Знаками «+» и «-» обозначены факторы положительного или отрицательного влияния на цели РШЗ.

Полученные соотношения позволяют выделить и продолжить анализ по решениям, имеющим высокую значимость, но низкую определенность. К их числу относятся устойчивость интеграции, значительные инвестиции, эффект синергии. Управленческие решения менеджеров РШЗ и группы в отношении этих факторов состояли в снижении неопределенности их действия. После того как уровень неопределенности (после проведения дополнительных экспертиз) был признан экспертами приемлемым, было рассмотрено несколько возможных вариантов интеграции.

Качественный анализ двух вариантов интеграции рассмотрен далее на примере анализа двух вариантов («А» - поглощение лесоперерабатывающего предприятия в европейской части РФ, «Б» - слияние с лесозаготовительным предприятием, расположенным на востоке страны). Итоговая информация для определения количественных характеристик эффективности этих вариантов (эффекты синергии, риски и стоимость объединяемых компаний) приведена в таблице 6.11. Она получена на основе экспертных оценок и расчетов в соответствии с приведенными в настоящей главе соотношениями. Синергетические эффекты в таблице приведены в виде показателей роста стоимости бизнеса, полученных путем капитализации денежных потоков. Стоимость РШЗ на начало 2007 года составила 69 млн. руб. Безрисковая ставка – 8%.

Таблица 6.11

Исходная информация для количественной оценки эффективности

Показатели Значения по вариантам интеграции Примечания
«А» «Б»
1.Стоимость компаний, млн. руб. 88 102 Расчет методом DCF. Учет денежных потоков от продажи леса «на корню» и пиломатериалов и прав пользования лесными угодьями
2.Риски интеграции (премия за риск), % 12 16 Учитывались риски стихийных бедствий (пожаров), риски ухудшения условий аренды за счет повышения качества рекультивационных работ, рыночные риски, риски интеграции и др.
3.Эффект роста объема продаж, млн. руб. 40 70 Снятие ограничений на поставки сырья, повышение загрузки мощностей РШЗ
4.Эффект снижения цены сырья и транспортных расходов, млн. руб. 12 7 Эффект снижения цен сырья по варианту «Б» съедается дополнительными транспортными издержками
5.Эффект снижения доходов интегрированной компании за счет снижения доходов от продажи леса «на корню», млн. руб. -15 -13 Рост количества материалов для производства шпал ограничивает возможности продажи леса «на корню».
6.Эффект снижения доходов РШЗ от сдачи в аренду части производственной площадки, млн. руб. -5 -5 В связи с недогрузкой производственных мощностей часть складских помещений сдается в аренду
7.Эффект от комплексного использования сырья, млн. руб. 13 24  
8.Эффект масштаба 33 49  
9.Эффект снижения управленческих расходов 4 -  

Окончание таблицы 6.11

10. Инвестиции в развитие производства после интеграции, млн. руб. -32 -30 Техническое переоснащение лесозаготовки и технологии производства шпал
11. Эффект от изменения финансового рычага -5 -20 Снижение условий кредитования
12.Эффект увеличения резервного запаса за счет увеличения сезонности поставок древесины, млн. руб. -3 -19 Поставки по варианту «А» преимущественно летне-осенние, по варианту «Б» - осенне-зимние
Итого эффекты синергии 42 63  

Стоимость интегрированной компании определялась как сумма стоимостей отдельных фирм и эффекта синергии. По варианту «А» 69 + 88 +42=199 млн. руб., по варианту «Б» 69+102+ +63=234 млн. руб. Следовательно, интеграция РШЗ и лесоперерабатывающего предприятия «Б» обеспечивает больший синергетический эффект и создает большую стоимость объединенной компании, т.е. более предпочтительна.

Рекомендуемая литература

1. Галпин Т. Дж., Хендон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компании. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. – 240 с.

2. Рид С.Ф., Рид А. Искусство слияний и поглощений. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 958 с.

3. Гохан Патрик А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. – М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. – 741 с.

4. Игнашин Ю.В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. – СПб.: Питер, 2005.

5. Молотников А.Е. Слияния и поглощения. Российский опыт. – М.: Вершина, 2006.

6. Пронин М.В. Экономическая оценка слияний и поглощений непубличных компаний промышленности / М.В. Пронин // Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2006. – 270 с.

7. Гвардин С.В. Создание добавленной стоимости компании при сделках слияний и поглощений. Российский опыт / С.В. Гвардин. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.