Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы затратного (имущественного) подхода к оценке бизнеса






При затратном (имущественном) подходе к оценке бизнеса стоимость предприятия рассматривается с учетом понесенных на его создание затрат. Принцип затратного подхода: бизнес стоит столько, сколько нужно затратить на его создание.

В рамках данного подхода различаются два метода оценки бизнеса:

- метод чистых активов (метод накопления активов);

- метод ликвидационной стоимости.

Особенности оценки стоимости бизнеса методом чистых активов:

- пересчет балансовой стоимости каждого вида актива в рыночную стоимость по действующим на дату пересчета ценам. При этом в расчет необходимо принимать не только те активы, которые отражены на балансе предприятия, но и некоторые виды нематериальных активов, которые по правилам бухгалтерского учета, применяемым в России, не отражаются в балансе. Как правило, это неидентифицируемые нематериальные активы. Пересчет осуществляется оценщиком, который использует действующие рыночные цены на аналогичные по назначению и степени износа активы и степень амортизации нематериальных активов;

- при расчете текущей стоимости обязательств предприятия в расчет принимается текущая стоимость обязательств, учитывающая время их погашения.

- собственный капитал предприятия (СК) представляет собой сумму рыночной стоимости активов, представленных в виде недвижимости, за вычетом рыночной стоимости обязательств.

Пример 15. Требуется определить стоимость собственного капитала предприятия на основе метода чистых активов. Исходные данные:

- рыночная стоимость здания – 200 млн. руб.;

- рыночная стоимость оборудования – 90 млн. руб.;

- стоимость нематериальных активов – 200 млн. руб.;

- финансовые вложения – 50 млн. руб.;

- товарно-материальные запасы – 45 млн. руб.;

- текущая дебиторская задолженность – 30 млн. руб.;

- обязательства предприятия перед работниками предприятия - 65 млн. руб.;

- краткосрочные кредиты и займы – 50 млн. руб.;

- долгосрочные кредиты и займы – 50 млн. руб.;

- задолженность по налогам и сборам – 20 млн. руб.

Решение.Стоимость собственного капитала равна:

200+90+200+50+45+30-65-50-50-20= 430 млн. руб.

Метод ликвидационной стоимости при оценке бизнеса предприятия применяется, когда предприятие находится в ситуации банкротства или ликвидации. Ликвидация по экономическим критериям целесообразна, если стоимость при ликвидации может быть выше, чем при продолжении бизнеса.

Ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия, распродаже всех активов и после расчетов со всеми кредиторами.

Различают три вида ликвидационной стоимости:

· упорядоченную, когда распродажа активов ликвидируемого предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, с тем чтобы можно было получить максимально возможные цены продажи активов;

· принудительную, когда активы предприятия распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе;

· стоимость прекращения существования активов предприятия, когда активы предприятия не продаются, а списываются и уничтожаются. Стоимость предприятия в этом случае представляет собой отрицательную величину, так как в этом случае требуются определенные затраты на уничтожение материальных активов.

К затратам на ликвидацию активов относятся вознаграждение оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже, расходы, связанные с распродажей активов, административные издержки по поддержанию функционирования предприятия вплоть до завершения его ликвидации, расходы на перевозку проданных активов и пр. Скорректированная на величину этих затрат стоимость оцениваемых активов дисконтируется на дату оценки по ставке дисконтирования, учитывающей риски, связанные с продажей.

Обязательства предприятия при ликвидации включают выходные пособия и платежи работникам предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами и держателями облигаций.

Пример 16. Расчет упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия приведен в таблице. Норма дисконта – 40%. Рыночная стоимость обязательств – 5000 млн. руб.

Элементы актива Экономи-ческая прибыль, млн. руб. Условия реализации
Цена, млн. руб. Срок, месяцы Комиссион-ные, % Ликвидационная стоимость, млн. руб.
Нематериальные активы 180 - - - -
Гудвилл 2433 - - - -
Здания 4200 4200 6 5 3372
Оборудование 3720 2100 3 7 1795
Долгосрочные вложения, 1270 1270 1 2 1212
прочее 510 340 2 10 289
Запасы ТМЦ 1260 1200 2 5 1078
Незавершенное строительство 600 400 4 5 359
Дебиторская задолженность 1890 1100 1 3 1025
Краткосрочные финансовые вложения 70 70 1 2 67
Денежные средства 130 130 - - 130
Прочие оборотные активы 390 210 2 10 179
Итого 11740       9506

Ликвидационная стоимость зданий = 4200*0, 95*(1+0, 4)-6/12=3372.

Аналогично получены результаты по другим элементам активов.

Таким образом, чистая стоимость проданных активов составляет 9506 млн. руб. Рыночная стоимость обязательств – 5000 млн. руб. Тогда ликвидационная стоимость предприятия 9506 – 5000 = 4506 млн. руб. Эта сумма будет распределяться при ликвидации предприятия.

 

Рекомендуемая литература

1. Домодоран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 1341 с.

2.Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление пер. с англ. Н.Н. Барышниковой. - М.: Олимп- Бизнес, 1999. - 576 с.

3.Эванс Френк Ч., Бишоп Дэвид М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 382 с.

4. Хитчнер Дж. Р. Три подхода к оценке стоимости бизнеса / под науч. ред. В.М. Рутгайзера. – М.: Маросейка, 2008.- 304 с.

5. Хитчнер Дж. Р. Премии и скидки при оценке стоимости бизнеса / под науч. ред. В.М. Рутгайзера. – М.: Маросейка, 2008.- 176 с.

6. Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО; Академия оценки, 1996.

7. Организация и методы оценки предприятий (бизнеса): учебник / под ред. В.И. Кошкина. – М.: ИКФ «Экмос», 2002.

8. Оценка бизнеса: учебник. / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 736 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.