Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система экономических характеристик бизнеса






Управление может быть эффективным только тогда, когда целевые функции и определяющие их факторы измеряются количественно. Поэтому далее дается описание основных показателей бизнеса, выступающих факторами роста стоимости фирм и потому определяющих уровень обоснованности принимаемых управленческих решений.

1. Объем производства. Объемы производства и продаж оказывают определяющее влияние на прибыль и иные финансовые результаты деятельности фирм. Но это влияние является стохастическим. Стоимость бизнеса может как расти, так и снижаться с ростом объема производства. Поэтому анализ и учет влияния объемов производства на стоимость бизнеса относятся к одной из задач менеджмента.

Для комплексного описания объемов производства и управления производством используется совокупность показателей. Валовая продукция (ВП) – стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция (ПТ) не включает незавершенное производство. Для целей настоящей работы основное значение имеет объем реализации продукции (выручка), включающий стоимость реализованной продукции, отгруженной потребителю и оплаченной им. Выручка от реализации (S) исчисляется по действующим ценам.

Возможны два варианта оценки выручки. При оценке по оплате по отгрузке товарной продукции:

S = ПТ + остатки на складе на начало года – остатки на складе на конец года.

Следовательно, выручка по отгрузке зависит от объема производства, цен и соответствия объема производства спросу. При оценке по оплате:

S = ПТ + остатки на складе на начало года – остатки на складе на конец года – пророст отгруженной потребителю продукции, но оплаченной им (прирост дебиторской задолженности).

В финансовом учете и анализе отечественных фирм (организаций) помимо показателей объемов производства используются показатели доходов. Различают три вида доходов: доходы от обычных видов деятельности (выручка), операционные доходы (оплата за сданное в аренду имущество, доходы от участия в уставных капиталах других организаций, поступления от продажи имущества) и внереализационные доходы (сальдо доходов и расходов, включающих штрафы и пени, возмещение причиненных организации убытков и др.). В настоящей работе рассматриваются преимущественно управленческие решения, связанные с основной деятельностью. Поэтому основное внимание уделено обоснованию управленческих решений по выручке, причем, если это не определено дополнительно, выручка оценивается по отгрузке.

2. Активы. Активы (совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта) сформированы в результате предыдущей деятельности для получения доходов в будущем. По времени оборота активы подразделяются на краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные). Источниками формирования активов являются собственные и заемные средства (собственный и заемный капитал).

Стоимость активов, находящихся на балансе предприятия, как правило, не совпадает с их реальной (рыночной) стоимостью. Отличия связаны, во-первых, с отличиями в методах оценки балансовой стоимости от рыночной, во-вторых, с правом предприятия распоряжаться активами, находящимися у него во временном хранении (арендованные основные средства, товары, принятые на ответственное хранение и т.п.). Состав и структура активов отражены в бухгалтерском балансе фирмы.

Внеоборотные активы фирмы (за исключением стоимости земельных участков) в процессе их эксплуатации и износа амортизируются: их стоимость возвращается предприятию в виде амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость продукции. Износ и амортизация внеоборотных активов меняют их балансовую (учетную) и рыночную (реальную) стоимость. В балансе они отражены по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной стоимости с учетом износа).

Амортизационные отчисления – специфический элемент издержек производства. Во-первых, они начисляются независимо от результатов хозяйственной деятельности. Во-вторых, - не участвуют в формировании денежного потока, поскольку остаются в распоряжении фирмы. В-третьих, возможны различные способы их начисления (линейный и два варианта нелинейного). В зависимости от способа начисления возможны три варианта амортизационных отчислений по норме амортизации (нормальная, ускоренная или замедленная амортизация). Поэтому оценка и учет влияния амортизационных отчислений на величину прибыли и денежного потока – существенный элемент обоснованности управленческих решений.

Основным элементом внеоборотных активов являются основные фонды (здания, машины, оборудование и др.). Качество основных фондов определяет производственные возможности предприятия по количеству и качеству продукции. Поэтому обновление основных фондов, прежде всего рабочих машин и оборудования, - ключевой фактор развития производства.

Оборотные активы в денежном выражении (запасы товарно-материальных ценностей, готовой продукции денежных средств и др.) – средства, инвестируемые фирмой в течение каждого цикла. С использованием оборотных средств связаны все решения по производству (развитие, финансирование, маркетинг). Менеджеры фирмы имеют возможности принятия множества решений по каждому вопросу, связанному с оборотными средствами (выбор поставщиков и потребителей, финансирование, уровень запасов и т.п.). Поэтому учет влияния управленческого решения на стоимость бизнеса через изменение системы функционирования имеет существенное значение.

Характеристики оборота оборотных средств формируются как соотношение операционного и финансового циклов. Производственный цикл (ТM) состоит из периода оборота запасов материалов, периода оборота незавершенного производства и периода оборота готовой продукции. Он начинается с поступления материалов (сырья) и заканчивается отгрузкой готовой продукции. Сбытовой цикл (ТAR) определяется периодом оборота (сроком возврата) дебиторской задолженности. Операционный цикл (производственно-сбытовой цикл или цикл оборота денежных средств) определяется как сумма производственного и сбытового периода, т.е. То = ТMAR.

Финансовый цикл начинается с оплаты сырья и других счетов кредиторов (кредиторской задолженности) и заканчивается моментом поступления средств от оплаты продукции, т.е. финансовый цикл короче операционного на период оборота кредиторской задолженности Тф = То - ТAP. С учетом авансов финансовый цикл равен производственному циклу плюс разность периодов оборота дебиторской и кредиторской задолженностей плюс период оборота авансов выданных и оплаченных (см. рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Соотношение финансового и операционного циклов

 

По обозначениям рисунка определяются основные периоды:

t2-t1- срок предоплаты материалов (срок, на который выданы авансы);

ТAP = t3 - t2 - период оборота кредиторской задолженности;

ТM = t5 - t2 - длительность производственного цикла (период оборота запасов);

t5 -t4 - срок предоплаты готовой продукции (срок, на который получены авансы);

ТAR = t6 - t5 = период оборота дебиторской задолженности.

Дефицит оборотных средств – одна из типичных причин системного ухудшения финансового состояния и снижения стоимости бизнеса. Он формируется и стимулирует снижение выручки, увеличивается при принятии необоснованных решений по источникам формирования оборотных активов и увеличению их объемов и др.

Наиболее эффективным источником пополнения (ликвидации дефицита) оборотных средств является ускорение их оборачиваемости. Увеличение коэффициента оборачиваемости (снижение длительности одного оборота) приводит к снижению потребности в ресурсах на финансирование оборотных активов.

3. Обязательства. Состав и структура обязательств предприятий отражены в балансе (четвертый и пятый разделы баланса). Наибольший удельный вес и потому наибольшее значение в обосновании управленческих решений имеют кредиторская задолженность и банковские кредиты.

К кредиторской задолженности или счетам к оплате (Trade liabilities, Accounts payable, AP) относят задолженность перед поставщиками и подрядчиками, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, задолженность по оплате труда, по социальному страхованию, задолженность перед бюджетом, полученные авансы и прочие виды задолженности.

Основную часть кредиторской задолженности составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Она сформировалась и продолжает формироваться вследствие действия двух факторов: низкой платежеспособности (отсутствия денежных средств) и низкой правовой защиты поставщика, позволяющей его партнеру затягивать сроки оплаты поставок, не опасаясь финансовых санкций.

Постоянную (неснижаемую) кредиторскую задолженность с позиций возможностей использования ресурсов можно приравнять к собственным средствам предприятий. Более того, эту часть финансовых ресурсов в пределах сроков коммерческого кредита или отсутствия санкций за несвоевременную уплату можно считать «бесплатной», т.к. не требуется выплата владельцам собственного и заемного капитала. Таковой она является до тех пор, пока кредиторы не предъявили судебный иск о взыскании задолженности или применили иные санкции. Если иск предъявлен или изменены условия предоставления товаров (услуг), то стоимость кредиторской задолженности значительно возрастает.

В отличие от кредиторской задолженности банковские кредиты определены по стоимости и срокам возврата

4. Финансово-эксплуатационные потребности предприятия. Общая потребность в оборотных средствах называется финансово-эксплуатационными потребностями предприятия. Финансово-эксплуатационные потребности предприятия равны разности между средствами, иммобилизованными в запасах и дебиторской задолженности, и кредиторской задолженностью. Чем большую дебиторскую задолженность и большие запасы имеет предприятие, тем больше его потребность в средствах на финансирование необходимого объема оборотных активов. Кредиторская задолженность выступает одним из источников финансирования, т.е. чем больше задолженность предприятия, тем меньше средств ему необходимо изыскать для формирования оборотных активов.

Финансово-эксплуатационные потребности могут измеряться в денежном измерении, в относительных единицах и во времени. Обозначим: M - запасы товарно-материальных ценностей (включая запасы готовой продукции); AR - дебиторская задолженность; AP - кредиторская задолженность; St – чистая выручка за период t дней. Все эти показатели отражены в финансовой отчетности. Тогда финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП) равны:

 

ФЭП = M + AR - AP, руб.

ФЭП = (M + AR - AP) * 100 / S, %. (1.3)

ФЭП = (M + AR - AP) * t / S, дней.

 

Последнее выражение, определенное по средним значениям, представляет финансовый цикл предприятия.

Соотношения (1.3) позволяют выделить основные факторы, определяющие финансово-эксплуатационные потребности предприятия. Ими являются в дополнение к приведенным ранее факторам потребности в оборотном капитале:

-соотношение темпов роста потребностей в оборотном капитале и имеющегося запаса;

-рациональность наличных запасов товарно-материальных ценностей, готовой продукции и дебиторской задолженности. Сверхнормативные запасы предприятия в целом или по отдельным видам запасов увеличивают потребности в средствах на финансирование оборотного капитала;

-отраслевая специфика предприятия, определяющая длительность производственного цикла и долю материальных затрат в выручке.

Для понимания сущности ФЭП имеет значение сопоставление собственного оборотного капитала и потребности в оборотном капитале. Реальны четыре варианта соотношений собственного оборотного капитала и ФЭП.

· Имеющийся капитал больше, чем потребность в нем на следующий период. Следовательно, в предстоящем периоде возможно высвобождение капитала, аккумулированного в оборотных активах, т.е. финансово-эксплуатационные потребности отрицательны.

· Предприятие имеет чистый оборотный капитал в сумме, превышающей ФЭП текущего периода, но меньшей, чем потребности на будущий период. Следовательно, необходимы средства на прирост оборотного капитала. ФЭП положительны.

· У предприятия отсутствует чистый оборотный капитал, а потребности в оборотных активах растут. ФЭП в этом случае состоят в источниках заемного капитала, сформировавших отрицательный чистый оборотный капитал, и потребностях предстоящего периода.

· Предприятие не имеет чистого оборотного капитала (например, торговые предприятия, имеющие незначительные запасы и дебиторскую задолженность, но значительные коммерческие кредиты поставщиков), но и потребность в нем отсутствует. При этом недостаток чистого оборотного капитала меньше, чем падение потребности. Если предприятие сохраняет структуру источников финансирования оборотных активов, то в плановом периоде оно получает возможность высвободить средства, аккумулированные в оборотных активах. Если ФЭП отрицательны, то избыток средств, аккумулированных в оборотных активах, может использоваться предприятием как источник инвестиций.

Пример 1. Определим ФЭП предприятия по следующим данным.

Показатели базового периода:

-выручка равна 800 млн руб.;

-запасы товарно-материальных ценностей, включая запасы готовой продукции, – 90 млн руб.;

-оборачиваемость дебиторской задолженности – 45 дней;

оборачиваемость кредиторской задолженности –30 дней;

Показатели планового периода:

-рост объема продаж на 15%;

-оборачиваемость дебиторской задолженности планируется довести до уровня оборачиваемости кредиторской (30 дней);

-оборотные активы планируется увеличить пропорционально росту выручки.

ФЭП базового периода = 90+800*45/365-800*30/365= 122, 9 млн руб.

ФЭП планового периода =90*1, 15+800*1, 15*30/365 - 800*1, 15*30/365=103, 5 млн руб.

Таким образом, в плановом периоде финансово-эксплуатационные расходы предприятия сократились на 19, 4 млн руб., в т.ч. за счет увеличения объема производства и пропорционального роста запасов – возросли на 90*0, 15=13, 5 млн руб., а за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности снизились на 800*(45-30)/365=32, 9 млн руб.

5. Денежный поток. Под денежным потоком (Cash Flow, CF) понимается разность между денежными поступлениями и денежными выплатами за определенный период времени. Сальдо денежного потока за определенный период равно сумме денежных средств на начало периода плюс приток минус отток. Сальдо на конец предыдущего периода является остатками на начало последующего. Устойчивая работа предприятия возможна только при положительном сальдо в каждом периоде. Отрицательное сальдо означает потери средств, проблемы с оплатой ресурсов, снижение ликвидности, увеличение издержек в связи с неизбежностью ухудшения условий финансирования и др.

Анализ денежных потоков позволяет менеджеру сделать выводы о достаточности денежных средств для платежей по текущим обязательствам, о стабильности состояния фирмы и принимать решения по многим принципиальным вопросам инвестиционной и финансовой политики.

Денежные потоки классифицируются по видам деятельности фирмы на денежные потоки от производственной (основной, операционной, хозяйственной) деятельности, потоки от инвестиционной и потоки от финансовой деятельности. Состав элементов денежного потока по видам деятельности содержится в отчете о движении денежных средств (табл. 1.1).

Таблица 1.1.

Поступление и расходование денежных средств по основным видам деятельности предприятия

Поступление денежных средств Расходование денежных средств
Источники поступления Направления расходования
I. Операционная (текущая, производственная, основная) деятельность
1. Инкассация дебиторской задолженности прошлого периода. 2.Авансы и реализация за наличный расчет. 3.Прочие источники 1. Приобретение сырья, материалов, товаров. 2. Текущие затраты, входящие в состав себестоимости продукции. 3. Выплата налогов. 4. Прочие направления расходования
II. Инвестиционная деятельность
1. Продажа активов (кроме продукции). 2. Текущий доход по ценным бумагам и паям (проценты, дивиденды)[13]. 3. Прочие источники 1. Затраты на инвестирование производства. 2. Затраты на приобретение ценных бумаг. 3. Прочие направления расходования
III. Финансовая деятельность
1.Эмиссия акций (привлечение паевого капитала). 2.Эмиссия облигаций. 3.Получение кредитов. 4.Прочие источники 1. Погашение кредитов (основной долг). 2. Погашение облигаций (основной долг). 3. Выкуп собственных акций (паёв). 4. Выплата дивидендов по акциям. 5. Прочие направления расходования
Итого поступление денежных средств Итого расходование денежных средств

 

Денежные потоки всех сфер деятельности пересекаются, обеспечивая достижение конечных целей. Для нормально работающего предприятия основная деятельность обеспечивает потребности в ресурсах инвестиционной и финансовой деятельности. Денежные потоки от инвестиционной и финансовой деятельности на протяжении анализируемого периода могут менять свой знак на противоположный, т.е. периоды инвестирования проектов должны чередоваться с периодами возврата капитала инвесторам. Часть чистой прибыли и амортизационные отчисления фирма использует на приобретение и (или) капитальный ремонт внеоборотных активов, на прирост оборотных активов, на выплату дивидендов, возмещение кредита и другие направления инвестиционной и финансовой деятельности. Предприятия с плохим финансовым состоянием и предприятия, имеющие временные затруднения с реализацией продукции, наоборот, подпитывают основную деятельность за счет финансовой (рост задолженности) и инвестиционной деятельности (продажа активов, использование амортизационных отчислений не по назначению).

Известны два основных метода расчета величины денежного потока: прямой и косвенный.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Он может быть основан на анализе прихода и расхода денежных средств (бухгалтерский метод) или на анализе процесса формирования чистой прибыли (финансовый метод). Совокупный денежный поток за период равен разности сальдо денежных средств на начало и конец периода и содержится в отчете о движении денежных средств. Метод позволяет оценить достаточность средств для обеспечения необходимого уровня ликвидности (для платежей по обязательствам). Результаты расчета показывают, имеет ли предприятие по итогам основной деятельности средства для покрытия текущих обязательств и задолженностей перед бюджетом, или эти средства поступают за счет других видов деятельности, или задолженность предприятия растет.

Косвенный метод предполагает анализ движения денежных средств по направлениям деятельности фирмы и состоит в определении отличий чистой прибыли от величины денежного потока. Информационную основу метода составляют баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках. Косвенный метод позволяет установить соответствие между финансовым результатом и собственными оборотными средствами предприятия. В долгосрочной перспективе он может быть применен для управления использованием собственных денежных средств.

6. Издержки. Основными способами измерения издержек, применяемыми при обосновании управленческих решений, служат калькуляции отдельных видов продукции, сметы затрат и затраты на рубль продукции. Мы не рассматриваем далее вопросы их учета, ограничиваясь напоминанием читателю зависимостей издержек от объемов производства. Эти зависимости определяют динамику прибыли, оказывают определяющее влияние на стоимость бизнеса и потому широко используются при обосновании управленческих решений.

По характеру влияния на изменения объемов производства издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки с ростом объема производства и продаж неизменны или увеличиваются в значительно меньшей степени. К затратам этого типа относятся амортизационные отчисления, арендная плата, управленческие расходы и т.п. При надлежащем качестве учета к ним можно отнести содержащиеся в финансовой отчетности (отчете о прибылях и убытках) коммерческие и управленческие расходы. Переменные расходы растут пропорционально (или почти пропорционально) росту объема производства.

Постоянные в краткосрочном периоде затраты становятся переменными в долгосрочном периоде, поскольку фирма имеет возможность регулировать все факторы производства. Поэтому для обоснований управленческих решений долгосрочного характера более целесообразно делить каждую группу издержек на две подгруппы. Постоянные издержки: независящие от объёма производства и условно постоянные. Условно постоянные издержки растут при увеличении объёма производства, но темп роста существенно ниже темпа роста объёма производства. Это, например, заработная плата управленческого персонала, амортизация производственного оборудования, рост которых связан с увеличением управленческого персонала и приобретением нового оборудования и др. Можно утверждать, что при значительном диапазоне изменения объёма производства и/или в течение значительного периода времени, сравнимого с периодом обновления оборудования, все постоянные издержки становятся условно постоянными.

Переменные издержки делятся на пропорциональные (растущие пропорционально росту объёма производства) и непропорциональные (условно переменные). К непропорциональным издержкам можно отнести расходы по эксплуатации оборудования, амортизацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов, расходы по внутризаводскому перемещению грузов. Как и в случае с постоянными издержками, при значительном диапазоне изменения объёма производства непропорциональными становятся все переменные издержки.

Отметим, что отнесение издержек к постоянным или переменным зависит от принятой на предприятии системы калькулирования. Описание известных систем калькулирования читатель может найти в рекомендованной по главе литературе.

Введем обозначения, используемые в работах по экономике фирмы и микроэкономике:

Q – объём производства, натуральные единицы; P – цена единицы продукции (без косвенных налогов);

TFC (Total fixed costs) – общие постоянные издержки на производство; TVC (Total variable costs) – общие переменные издержки на производство;

TC = TFC + TVC – совокупные общие издержки;

AFC = TFC/Q – средние постоянные издержки (постоянные издержки на единицу продукции);

AVC = TVC/Q – средние переменные издержки (переменные издержки на единицу продукции);

ATC = TC/Q – средние совокупные издержки (совокупные издержки на единицу продукции);

ATC = AFC + AVC = AVC + TFC/Q (1.4)

S = P× Q – чистая (без учета НДС и акцизов) выручка фирмы.

Зависимость затрат от выпуска, представленная в виде функциональной зависимости (TC=f(Q)), является принципиальной для обоснования управленческих решений. Реальный вид кривой затрат зависит от множества прочих факторов, носит статистический характер и индивидуален для каждой фирмы. В теории применяются различные виды функциональных зависимостей, учитывающие деление постоянных и переменных издержек. Для значительного большинства управленческих решений можно использовать рассматриваемые далее линейные функции.

На рис. 1.4 приведены зависимости переменных и постоянных издержек на всю программу и на единицу продукции в краткосрочном периоде. Сумма этих затрат образует общие издержки. Снижение издержек на единицу продукции при росте объема производства (эффект масштаба) есть результат снижения постоянных издержек на единицу продукции за счет возможностей получения определенных преференций при закупке больших партий материалов, повышения эффективности менеджмента, комплексного использования оборудования и др.

Условие ТС=S есть условие безубыточности производства. Для однономенклатурного производства оно определяет предельный (граничный, безубыточный) объем продаж (Q0), называемый точкой безубыточности.

Q0=TFC/(P-AVC). (1.5)

Для многономенклатурного производства постоянные издержки, относимые на определенный вид продукции, по которой определяется точка безубыточности, могут быть определены долей этой продукции в выручке:

TFCi =TFC*Si /S. (1.6)

Для фирмы в целом выручка, соответствующая точке безубыточности, равна

S0=TFC/(1-TVC/S). (1.7)

 

 

Пример 2. Определить точки безубыточности по отдельным видам продукции и предприятию в целом. Предприятие производит два вида продукции: комплекты мягкой мебели (1) и комплекты кухонной мебели (2). Данные по кварталу приведены в таблице.

Показатели Мягкая мебель Кухонная мебель
1.Объем производства и продаж, шт. 2.Прямые издержки, тыс. руб./ ед. 3.Цена одного комплекта, тыс. руб. 400 9, 0 16, 0 600 6, 0 14, 0
4. Постоянные издержки по предприятию за квартал равны 6000 тыс. руб.

Распределим постоянные издержки по предприятию между отдельными видами продукции пропорционально объемам продаж и определим их себестоимость. Выручка от продажи мягкой мебели составила 6400 тыс. руб., кухонной мебели – 8400 тыс. руб. Постоянные издержки, приходящиеся на производство мягкой мебели, равны 6000*6400/(6400 + 8400) = 2594, 6 тыс руб. На производство кухонной мебели относится 6000-2594, 6=3405, 4 тыс руб. Себестоимость одного комплекта мягкой мебели в третьем квартале составляла 9+2594, 6/400 = 15, 5 тыс руб., кухонной мебели 6, 0+3405, 4/600 = 11, 7 тыс руб. Прибыль предприятия от производства мягкой мебели (16, 0–15, 5)*400 = 200 тыс руб., от производства кухонной мебели – (14, 0–11, 7)*600 = 1380 тыс руб. Общая прибыль –1580 тыс руб. Производство обоих видов продукции прибыльно, но затраты на рубль продукции по мягкой мебели равны 15, 5/16=0, 97 рубля, а по кухонной мебели 11, 7/14=0, 84 рубля.

Точки безубыточности: по мягкой мебели 2594, 6/(16-9) = 371 шт., по кухонной мебели – 426 шт.

7. Цены. Цены оказывают определяющее влияние на прибыль фирмы и в свою очередь определяются ее конкурентоспособностью. Влияние изменения цен на прибыль отражено в таблице 1. 2

Таблица 1.2

Влияние изменения цен на прибыль фирмы

 

Изменение цен Изменение прибыли
Прибыль повышается Прибыль снижается
Увеличение цены Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный рынок). Первоначально цена была занижена. Повышение цен конкурентами. Спрос превышает предложение. Быстрое расширение емкости рынка. Более высокие цены делают товар более привлекательным для покупателя Эластичный рынок, снижение прибыли за счет уменьшения объема продаж. Увеличение цен не компенсирует рост издержек (инфляция издержек)
Снижение цены Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем снижается цена. Более низкие цены открывают выход на новые рынки. Более низкие цены инициируют уход с рынка ряда конкурентов и возможности роста объема продаж Рынок нечувствителен к более низким ценам (неэластичен). Рынок эластичен, но рост спроса не компенсирует снижение прибыли от продажи единицы продукции. Снижение цены ассоциируется у потребителя со снижением качества

 

Вопросы управления ценами, наличие четкой политики ценообразования имеют принципиальное значение для финансового и технического развития компании. Вместе с тем обоснование управленческих решений по ценам относится к числу наиболее сложных, трудно поддающихся формализации функций управления бизнесом. Теоретически в основе управленческих решений по ценам должны лежать соотношения издержек и цен, спроса и предложения, цен и ценности товара для потребителя, конкурентоспособности и жизненного цикла товара и др. В соответствии с пониманием менеджерами фирмы приоритетов этих соотношений и сложившейся на рынке ситуации при обосновании политики ценообразования возможны два подхода: ценностный и затратный.

В основе ценностного подхода лежит восприятие товара рынком, т.е. ценность товара для потребителя.

Под общей ценностью товара для потребителя понимается цена лучшего из альтернативных товаров плюс (минус) стоимостная оценка отличий рассматриваемого товара от аналога. У каждого товара могут быть как достоинства, так и недостатки по сравнению с аналогом, поэтому ценность равна цене безразличия (цене наиболее близкого аналога) плюс положительная ценность отличий товара минус отрицательная ценность отличий. Процедура определения ценности для покупателя включает:

· поиск аналога и определение цены безразличия;

· определение положительных и отрицательных отличий (с позиций потенциального покупателя) товара от аналога;

· количественная оценка значимости отличий с позиций потенциального покупателя. На основе анализа значимости отличий определяется сумма премии к цене аналога.

Ценностное ценообразование позволяет обосновать цены, обеспечивающие стабильное получение фирмой максимальной прибыли от конкретного товара. При этом, естественно, что величина этой прибыли определяется его конкурентоспособностью (положительными составляющими ценности для потребителя). Этот подход, системно связанный с политикой управления затратами и прибылью и стратегией развития, обеспечивает ориентацию управленческих решений на рост стоимости бизнеса.

Второй (затратный) подход, применяемый значительной частью отечественных менеджеров, исходит из ожидаемых издержек и требуемой (по выражению И.В. Липсица «в размере жадности директора») доходности. Цена в этом случае есть результат, а не исходная рыночная характеристика.

Наиболее распространенный метод затратного ценообразования - расчет цен на основе нормативов рентабельности, установленных менеджментом фирмы:

Ц=АТС*(1+Rпр).

Достоинства и недостатки затратного ценообразования, которое до настоящего времени используется не только в нашей стране, но и в экономически развитых странах, сведены в таблицу 1.3.

Таблица 1.3

Достоинства и недостатки затратного ценообразования

 

Недостатки затратного ценообразования Достоинства затратного ценообразования
1.Не обеспечивается учет условий формирования спроса и экономической ценности товара. 2.Цена определяется в зависимости от ожидаемого объема продаж, но зависимость объема продаж от цены игнорируется. 3.В основе цены лежат бухгалтерские, но не экономические издержки. 4.Цена формируется по средним переменным издержкам; маржинальные издержки не учитываются 1.Полная информационная обеспеченность метода при действующей системе учета. 2.Не требуется высокая квалификация менеджеров и финансистов для использования более совершенных методов. 3.Затратное ценообразование наиболее понятно, доступно, воспринимается как наиболее обоснованное и справедливое. 4.Если затратное ценообразование используется лидерами отрасли, то для других фирм использование методов ценностного подхода неэффективно

 

Вероятный результат использования затратного ценообразования – потери стоимости бизнеса вследствие потерь прибыли из-за установления излишне высоких цен на рынках с ухудшающейся конъюнктурой, необоснованно низких – на рынках с растущим спросом, снижения периода производства товара. Поэтому обоснование цен должно быть ориентировано на учет ценности товара для потребителя.

8. Прибыль. Прибыль – ключевой показатель обоснованности управленческих решений. Теоретически это связано с его влиянием на стоимость бизнеса, а практически многие менеджеры и экономисты ограничивают обоснование именно этим показателем, хотя рост прибыли не всегда приводит к росту стоимости бизнеса.

Различают бухгалтерский и экономический подходы к оценке прибыли. Разность между ними состоит в способе измерения затрат.

Бухгалтерская концепция прибылиоснована на учете только явных (учитываемых в первичных бухгалтерских документах) затрат. Бухгалтерское измерение прибыли не является однозначным. Оно зависит от принятой на предприятии учётной политики. Экономисты помимо безусловных затрат учитывают еще неявные (возможные, вмененные)издержки. Общая схема формирования и использования прибыли приведена на рисунке 1.5.

Прибыль до выплаты процентов и налогов, нетто-результат эксплуатации инвестиций или операционная прибыль (Earnings before interests and taxes, EBIT), как будет показано далее, играет важнейшую роль в обосновании финансовых решений. Сущность этого показателя в том, что он отражает базу всех обязательных платежей из прибыли:

- собственнику заемного капитала в виде процентов за пользование этим капиталом;

- в бюджет как один из важнейших источников доходов государства и муниципальных образований;

- акционерам в виде чистой прибыли (на инвестированный собственный капитал).

Показатель отражает взаимосвязь производства с инвестиционной деятельностью предприятий, поскольку включает весь доход на инвестиции. В финансовой отчетности российских предприятий прибыль до выплаты процентов и налогов не выделяется и не рассчитывается в бухгалтерском учёте. Показатель можно определить как сумму чистой прибыли, платежей за заемный капитал и налогов на прибыль.

Концепция экономической прибыли и экономической добавленной стоимости (Economic value added, EVA) основывается на том, что доход владельцев собственного капитала должен быть не меньше некоторого минимального уровня (прибыли, покрывающей стоимость капитала). В противном случае акционеры, продавая акции, изымают свой капитал и вносят его в другой бизнес, т.е. минимальный доход акционеров есть условие выживания фирмы на рынке. (Напомним, что доход акционера формируется из дивидендов и роста курса.) С этих позиций минимальный доход на собственный капитал следует отнести к вмененным издержкам. Экономическая прибыль – доход фирмы, полученный ею сверх минимального дохода, который надо выплатить акционерам.

Рис. 1.5. Схема формирования и распределения прибыли  

Обозначим: NPrэ, NPr, NPrн – экономическая, бухгалтерская и нормативная (минимально необходимая для удовлетворения требований акционеров) прибыль:

NPrэ= NPr. – Dmin, (1.8)

где Dmin – минимальный текущий доход после налогообложения инвестора или собственника (дивиденд), соответствующий его обоснованным требованиям. Он может определяться по требуемой норме прибыли (ставки доходности) со стороны инвестора (учредителя, акционера) на собственный инвестированный капитал и стоимость собственного капитала фирмы. Требуемая норма прибыли инвестора определяется с учетом риска деятельности фирмы. Минимально требуемая норма прибыли не может быть меньше банковской ставки по депозитам.

Таким образом, нормативная прибыль равна требуемому доходу

NPrн = Dmin. (1.9)

Вмененные издержки являются мерой убытков, понесенных фирмой по сравнению с наилучшим из возможных вариантов развития, характеристикой упущенной выгоды по альтернативному варианту. При анализе вариантов управленческих решений издержки по каждому из них рассматриваются как форма убытков, наиболее эффективному варианту присущи минимальные убытки.

9. Показатели эффективности бизнеса. Показатели эффективности дополняют целевую функцию бизнеса и могут рассматриваться как факторы ее роста. Далее рассмотрены две основные группы показателей эффективности: показатели деловой активности и показатели рентабельности[14].

Показатели деловой активности (показатели оборачиваемости - kоб) определяют эффективность использования активов фирмы по росту выручки. Повышение деловой активности можно рассматривать как условное высвобождение активов или увеличение выручки при неизменных активах. При прочих равных условиях это приводит к росту стоимости бизнеса.

Способ расчета всех показателей аналогичен: деловая активность определяется отношением выручки к соответствующим активам. Сходной является и трактовка показателей: количество оборотов активов за период или съем продукции с рубля активов. Наиболее распространенными в практике управления бизнесом являются:

-коэффициент оборачиваемости совокупных активов (kA=S/A);

-коэффициент оборачиваемости оборотных активов (отношение выручки за период к средней стоимости оборотных активов);

-коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (фондоотдача): отношение выручки к среднему значению стоимости внеоборотных активов;

-коэффициент оборачиваемости материальных запасов (отношение выручки за период к средней стоимости запасов товарно-материальных ценностей и готовой продукции);

-коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (отношение выручки за период к средней стоимости дебиторской задолженности) и др.

Показатели деловой активности часто измеряются временем оборота активов (периодом оборачиваемости - Тоб). Период оборачиваемости это время оборота активов в днях. Если коэффициент оборачиваемости определен за год, то Тоб=365/ kоб и т.д.

Рентабельность – один из наиболее значимых и распространенных показателей эффективности бизнеса. Показатели рентабельности измеряют относительную прибыльность бизнеса с различных позиций, соответствующих целям измерения (целям управленческого решения). Принцип измерения множества показателей рентабельности един: это отношение прибыли к некоторой базе. Вид прибыли, используемый при расчете рентабельности, может быть различным в зависимости от целей использования показателя. Перечень и сущность основных показателей рентабельности приведены в таблице 1.4 и кратко охарактеризованы далее.

Рентабельность производства (Rпр) определяется отношением прибыли к издержкам и характеризует их окупаемость.

Рентабельность продаж (реализации Rр) рассчитывается как отношение прибыли к выручке, и отражает способность фирмы эффективно регулировать уровень затрат и цен.

Рентабельность активов (ROA) – отношение прибыли к стоимости капитала, т.е. прибыль, получаемая с рубля собственного (E) и заемного (D) капитала. Этот показатель характеризует эффективность менеджмента, доходность и устойчивость бизнеса.

Рентабельность собственного капитала (ROE) равна прибыли, получаемой на каждый рубль собственного капитала фирмы. Как правило, по этому показателю собственники оценивают качество менеджмента фирмы.

Таблица 1.4

Основные варианты показателей рентабельности

База, по отношению к которой измеряется прибыльность Показатели прибыли
Прибыль от продаж Прибыль до уплаты процентов и налогов Чистая прибыль Экономи-ческая прибыль
Затраты на производство и реализацию продукции +      
Выручка от реализации +      
Активы   + +  
Собственный капитал     + +

 

Показатели рентабельности взаимосвязаны друг с другом и с показателями деловой активности. Наиболее существенной является взаимосвязь рентабельности собственного капитала с совокупностью факторов, называемая формулой Дюпона. Разложение рентабельности собственного капитала на множители делает формулу более удобной для анализа факторов роста доходности. Оно основано на предположении, что прибыльность компании непосредственно связана со способностью финансовых менеджеров эффективно управлять активами и одновременно контролировать расходы.

Одна и та же рентабельность (окупаемость) активов может быть получена различной комбинацией рентабельности и оборачиваемости активов. Выполним следующую операцию:

ROA=NPr/(E+D)= NPr/(E+D)*S/S=(NPr/S)*[S/(E+D)]= Rр* kA. (1.10)

Например:

Рентабельность продаж *Оборачиваемость = Рентабельность

9 % * 2 раза в год = 18 %

6 % * 3 раза = 18 %

3 % * 6 раз = 18 %

2 % * 9 раз = 18 %.

Не существует оптимального соотношения маржи прибыли и оборачиваемости активов, единого для всех фирм и всех периодов их деятельности. Например, фирма, производящая продукцию массового назначения (хлебозавод, кирпичный завод и т.п.), будет стремиться в первую очередь повысить оборачиваемость, т.к. маржа прибыли определяет ее конкурентоспособность. Фирма, производящая товары по заказам покупателей (авиационный завод, ателье), наоборот, может получить высокую рентабельность за счет маржи прибыли. Руководство фирмы в общем случае может использовать оба пути, реализуя определенные мероприятия.

Приведем процедуру факторного разложения рентабельности собственного капитала.

ROE=(NPr/E)*(S/S)*[(E+D)/(E+D)]=(NPr/S)*[S/(E+D)]*[(E+D)/E)]=

=Rр*kA*[(E+D)/E)]. (1.11)

Полученное выражение называется формулой Дюпона (по имени фирмы, впервые ее использовавшей). В ней (E+D)/E =1+D/E - финансовый рычаг (плечо финансового рычага). Формула Дюпона позволяет выяснить, какие параметры финансовой деятельности фирмы повлияли на ее прибыльность. Фирма может добиться получения большей прибыли в расчете на единицу собственного капитала за счет:

1) роста рентабельности реализации или маржи прибыли;

2) ускорения оборачиваемости активов;

3) увеличения доли заемных средств.

Таким образом, ROE можно увеличивать не только за счет увеличения прибыли, но и за счет изменения структуры капитала (привлечения дополнительных займов, выкупа акций за счет кредитов и т.д.). Это явление получило название «эффект финансового рычага» и будет рассмотрено в следующих разделах. Формально по модели повышать ROE можно бесконечно (повышая долю заемных и снижая долю собственных средств). Реально при росте долга и финансового рычага (FL) возрастают финансовый риск и стоимость новых займов для предприятия (RЗК), что приводит (или может привести) к быстрому снижению чистой прибыли и снижению ROE (рис 1.6). Таким образом, важной задачей менеджера является обоснование оптимальной структуры капитала с учетом факторов эффективности и риска.

Пример 3. Три фирмы имеют одинаковую прибыль до выплаты процентов и налогов (EBIT=30 млн. руб.), одинаковые активы (А=1000 млн. руб.), но разную структуру капитала. Доля заемного капитала фирмы «А» равна нулю, фирмы «Б» - 20%, фирмы «В» - 80%. Фирма «Б» платит за заемный капитал 15%, фирма «В» -30%. Налог на прибыль фирм един – 24%. Определим рентабельность собственного капитала этих фирм:

ROEA=300*(1-0, 24)/1000=0, 228,

ROEБ=(300-200*0, 15)*(1-0, 24)/800=0, 257,

ROEВ=(300-800*0, 3)*(1-0, 24)/200=0, 173.

Пример показывает, что фирма «Б» получила прирост рентабельности за счет использования заемного капитала, а фирма «В» - снижение из-за роста стоимости заемного капитала.

Формула Дюпона является открытым факторным разложением, ее можно продолжить, привлекая дополнительные факторы роста рентабельности собственного капитала. Например, прибыль от продаж, выплаты по дивидендам и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.