Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колористика






Колоризм присущ только живописи и возможен лишь при подражании натуре, почти не применяясь в декоративном искусстве. Немецкий исследователь Ф. Енике выделяет три вида колоризма картины, построенного на принципе природо подражания:

1) абсолютный колорит;

2) преувеличенный колорит;

3) тональный колорит.

«Абсолютный колорит передает все модификации цвета и тона изображаемой натуры, преувеличенный колорит - преувеличенную насыщенность цветовых сочетаний натуры, тональный колорит передает не реальные цвета изображаемой натуры, а преднамеренно гармонизированные и выраженные через общий цветовой тон». Студентам, обучающимся архитектуре и дизайну, необходимо знать о двух системах организации колорита, связанных со спецификой изображения пространства и стилистикой трактовки изображения:

а) Система организации колорита в реалистической пространственно-светотеневой живописи, основанная на цветотональных отношениях, валёре, тоне, полутоне, тональности, гамме, оттенках и т. д.

б) Система организации колорита в декоративной живописи, в основе которой лежит ритмическая организация гармонических сочетаний локальных цветов. Колорит в живописи в целом включает в себя и законы гармонии цвета, и явления цветового и светового контрастов, и законы оптического смешения цветов. Необходимо вкратце охарактеризовать основные составляющие колорита. Валёр – едва ли не главное качество колористической живописи. Термин «валёр» происходит от французского слова «valeur», переводимого как «ценность». Однако перевод этого слова не в состоянии вполне адекватно отразить то содержание, которое вкладывают в него теоретики искусства и сами художники. Обычно под валёром следует понимать разработку тональных градаций элементов изображения в живописном произведении от светлого до темного при сохранении богатства цвета; отсутствие как «грязи», так и «краски» в живописи. Под грязью следует понимать пятна неопределенного цвета, получившиеся в результате неумеренного смешения красок (более трех), «краска» - это пятна чистого цвета, «вылетающие» из общей гармонии картины или этюда и вносящие диссонанс. В чем заключаются принципы валёра? Прежде всего, в том, чтобы художник (студент) мог написать светлый предмет в тени темными красками так, чтобы ощущалась светлота этого предмета, или яркий предмет в тени написать темными красками так, чтобы ощущалась его яркость. Наиболее полную характеристику термина «valeur» дает К. Ф. Юон в книге «Об искусстве»: «Валеры – французский традиционный термин, употребляемый при анализе живописных достоинств и трудно переводимый. Он обозначает не столько какое-либо качество цвета, сколько качество самой живописи, разумея под последним совокупность всего в ней заложенного: качества цветовых, световых и технически фактурных сторон ее. Валёр определяет живописную ценность, явившуюся в результате тонко воспринятых живописных частей между собой, в объединении целого, образующегося из светотени, красочного и пластического содержания предмета. Валёры являются формальными показателями тонкостей живописных ощущений». Таким образом, валёр в живописи создается тонким, незаметным переходом одного цветового тона в другой посредством т.н. «деградации тонов» (в абстрактной модели деградацию тонов можно увидеть в любом спектре цветового тела Оствальда), а так же образованием в результате цветовой гаммы. Цветовой гаммой можно назвать совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Имея в виду цветовую гамму, колорит часто определяют словами «холодный», «теплый», «серебристый», «золотистый», «охристо-красный» и т.д. Цветовую гамму живописного произведения можно назвать колористической гаммой. Живописное произведение может быть построено на применении нескольких колористических гамм, но они должны при этом быть подчинены основной колористической гамме, и служить для её оттенения и контраста.

Использование нескольких колористических гамм ведет к созданию колористической тональности. Различные состояния времени года, суток, погоды передаются путем применения различных колористических тональностей. Посредством нюансировки цвета и поиском различных цветовых оттенков достигается колористическое богатство живописи. «Nuance» – французское слово, означающее оттенок. К. Ф. Юон говорил: «Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих его оттенков, есть мертвая живопись». Существует много способов колористических решений в живописи. Выдающийся теоретик искусства Н.Н. Волков, произведя анализ и обобщение этих способов, писал: «Существовало много попыток создать систему правил для цветового построения картины. Все эти попытки, часто полезные для их авторов, скоро становились мертвыми рецептами, ибо задачи, для которых были созданы правила, менялись и остаются лишь три самых общих закона – закон увиденности цвета, закон подчинения содержательной задаче образа и закон единства (цельности) системы переложения красок природы». Убедительнейшее подтверждение вышесказанному можно найти в известном романе Д. Мережковского о Леонардо да Винчи. Великий художник по просьбе своих учеников составил для них сложнейшую математическую рецептуру организации палитры для написания портретов. Каково же было негодование одного из учеников, когда он увидел, что сам мастер не пользуется им же самим составленной рецептурой. Ю. М. Кирцер в книге «Рисунок и живопись» дает следующее определение колорита: «Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. В колорите находят отражение цветовые свойства реального мира, но при этом отбирают только те из них, которые отвечают определенному художественному образу. Колорит в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, обладающее известным единством. В более узком смысле под колоритом понимают гармонию и красоту цветовых сочетаний, а так же богатство цветовых оттенков. В зависимости от препреобладающей в нем цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, красноватым, зеленоватым и т.д. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики». Таким образом, колорит есть наиболее ценное качество живописи; иными словами колорит определяет живопись: есть колорит, значит, есть живопись.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.