Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание, реорганизация и ликвидация образовательной организации

Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее - учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

00 как любое юридическое лицо создается его учредителем и подлежит государственной регистрации в уполномоченном гос. органе в порядке, определяемом законом о госд. Регистрации юрид. лиц. В зависимости от организационно-правовой формы и категории собственника порядок создания ОО имеет существенные отличия.

Муницип. ОО создается его собственником - муниципальным образованием. Муниципальные ОО создается по решению органов МСУ, уполномоченных на это уставом муниципального образования. В уставе муниципального ОО должны быть урегулированы общие вопросы, предусмотрен­ные для всех юридических лиц, являющихся некоммерческим организациями, и специальные вопро­сы деятельности ОО.

Кроме устава, при создании муниципальной ОО необходим распорядительный акт о соз­дании, издаваемый руководителем администрации или его заместителем в соответствии с при­нятым в местной администрации распределением полномочий. Решение о создании ОО должно содержать поручение конкретному органу МСУ о передаче в оперативное управление школы объектов собственности, необходимых для обеспечения ее деятельности. Делегирование кон­кретных полномочий учредителя муниципальному органу управления образованием может быть осуществлено в распоряжении о создании или путем издания главой местной администрации об­щего акта, по которому определенные полномочия учредителя передаются отделу образования в отношении всех действующих на данной территории муниципальных ОО после принятия распо­рядительного акта об их создании.

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

После прохождения процедуры государственной регистрации и получения соответствую­щего свидетельства у ОО возникают права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ее уставом и направленной на подготовку обра­зовательного процесса. Право на ведение образовательной деятельности возникают у ОУ только с момента выдачи ему лицензии на ведение образовательной деятельности.

 

Реорганизация образовательных организации

Реорганизация образовательной организации представляет собой прекращение или иное из­менение ее правового статуса при условии сохранения полной правопреемственности, то есть перехода всех прав и обязанностей от реорганизуемой организации к возникающим в результате реорганизации образовательной организации или нескольким организациям.

Вопросы реорганизации юридических лиц регулируется ст. 57-60 ГК РФ. В соответствии со ст. 58 ГК РФ предусматриваются 5 форм реорганизации:

1. слияние: две или более организации объединяются и образуют новое юридическое
лицо, при этом реорганизуемые организации прекращают свою деятельность как
самостоятельные юридические лица;

2. присоединение: одна или несколько организаций присоединяются к другой уже суще­
ствующей организации, прекращая при этом свою деятельность как самостоятель­
ное юридическое лицо;

3. разделение: одна организация делится на два или более новых юридических лиц, реор­ганизуемая организация прекращает свою деятельность как юридическое лицо;

4. выделение: из состава организации выделяются одно или несколько подразделений,
получающих статус самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемая
организация продолжает существовать;

5. преобразование: юридическое лицо определенной организационно-правовой формы
преобразуется в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. В части
данного вида реорганизации следует отметить, что изменение типа государствен­
ных бюджетных учреждений на тип автономных учреждений не рассматривается
законом как преобразование и не влечет последствий, предусмотренных для данной
форме реорганизации.

Все иные варианты изменения правового статуса образовательных организаций не явля­ются реорганизацией.

Особенности реорганизации ОО предусматриваются специальными федеральными закона­ми.

Прежде всего, ОО может быть реорганизовано только в другую образовательную органи­зацию, т.е. не допускает реорганизация образовательной организации, при которой прекращает­ся осуществления образовательного процесса.

Реорганизация государственных (муниципальных) ОО для детей, связанная с изменением на­значения использования имущества, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти последствий принятого решения для обеспече­ния жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей. В случае отсутствия экспертной оценки решение о такой реорганизации признается недействи­тельным с момента его вынесения.

Кроме того, в каждом субъекте РФ, муниципальном образовании должен быть принят НПА, регулирующий порядок реорганизации гос. и мун. ОО.

Решение о реорганизации принимается уполномоченным органом власти, действующим от имени учредителя при условии письменного уведомления о реорганизации всех кредиторов реорганизуемого ОУ. Кредитор, получивший такое уведомление, вправе " потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является образовательная орга­низация, и возмещение убытков.

Юридическое лицо считается реорганизованным, с момента регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый го­сударственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизованных юридических лиц переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При разделении и выделении составляется разделительный баланс, которым оформляется распределение между юридическими лицами имущества, прав и обязательств, включая трудовые обязательства перед работниками и обяза­тельства по продолжению образования обучающимися.

При слиянии, присоединении и преобразовании составляется передаточный акт, которым оформляется прием-передача имущества, прав и обязательств реорганизуемого юридического лица другому юридическому лицу.

Ст. 34 ФЗ РФ «Об образовании» устанавливает важные последствия реорганизации: устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации ОУ утрачивают силу. Следователь­но, после реорганизации школы потребуется принятие и государственная регистрация нового устава, прохождение лицензирования и государственной аккредитации. Из этого правила преду­смотрено несколько исключений:

• реорганизация ОУ в форме преобразования;

• выделение филиала в самостоятельное юридическое лицо;

• присоединение к ОУ юридического лица, не являющегося образовательным учрежде­
нием.

При таких формах реорганизаций возникшие в ее результате ОУ вправе осуществлять оп­ределенные в их уставах виды деятельности на основании выданных ранее лицензии и свидетель­ства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

Ликвидация образовательных учреждений

Ликвидация образовательной организации в отличие от реорганизации влечет прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ и п. 4 ст. 34 ФЗ «Об образовании РФ» ОУ может быть ли­квидировано:

• по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то
учредительными документами;

• по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии,
либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей
его уставным целям.

Следует специально отметить, что любое юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму учреждения не может быть признано несостоятельным и ликвидировано по этому основанию.

П. 5 ст. 34 ФЗ РФ «Об образовании» установлены гарантии общеобразо­вательных организации расположенных в сельской местности - их ликвидации допускается только с согласия жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Кроме того, до принятия решения о ликвидации государственного или муниципального ОО для детей уполномоченным государственным органом исполнительной власти или органом МСУ должна быть проведена предварительная экспертная оценка последствий принятия этого реше­ния. Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование не­обходимости ликвидации ОУ, содержать прогноз последствий ликвидации учреждения для обес-печения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, их медицинского и со­циального обслуживания.

ФЗ РФ «Об образовании» установлено, что порядок ликвидации муниципальных ОУ уста­навливается также органами МСУ. Следовательно, в муниципальных образованиях должны быть приняты специальные НПА, регулирующие порядок и условия ликвидации муниципальных ОУ.

После принятия решения о ликвидации учредитель ОУ назначает ликвидационную комис­сию, и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами образовательного учреждения.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации ОУ, порядке и сроке за­явления требований его кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации ОУ.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и должников, осуще­ствлению расчетов с ними.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого ОУ, его правах требования и обязательствах, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителем ОУ.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество ОУ передается его учредителю.

При недостаточности у ликвидируемого бюджетного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовле­творении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Обратите внимание, что данное правило не распространяется на государственные или муниципальные ОУ типа автономных учреждений. При их ликвидации взыскания кредиторов распространяется на все их имущество, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имуще­ства, закрепленных, за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а собственник авто­номного учреждения не несет ответственности по его обязательствам.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соединения деталей деформацией | Флоренция в Москве




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.