Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи






 

1.предмет, задачи, основы МРР Предмет -законом-ти орг-и процесса обуч-я и метод.сис-ма(цель, формы, мет-ды, приёмы, содержание) Задачи: 1. фундамент-ые: -исслед.пр-в овладения родным языком -изуч.законом.обуч-я родн.речи -опред.принципов, задач обуч-я. Прикладные: -обоснование содерж-я обуч-я; -разработка мет-в, приёмов обуч-я; -обоснов.методики и мет.рекомендаций. Основы: психолог-я, (учётособен.)Лингвистич-я,, дидакт-я (связь с дошк.олигофренопедаг-й). 2.Этапы становл. детской речи 1- гуление (2-4м)-отдел.звуки; 2- лепет (4-5)-приобрет.элемен. Слова; 3-(конец1года)- в речи8- 10слов(сознат.произносит) 4- активного развития фразы Стадии: 1г.3м.-амофорные слова 1г.10м.-предл-я из 2 слов; К 7 годам усваивает основные правила и нормы языка 3.Особен.реч.разв.дошк-в с ИН Общие: становл-е речи у проходит те же этапы, что и внорме, но эти сдвинуты вовремени и имеет особен-ти: 1-не сформ.предпосылки речи; 2-поздно складыв.дореч.средства общения 3-замедл.темп овлад. речью(лепет к 1-2г) 4-характерно системное наруш.речи: -задерж.разв-е звук.стороны; -своеобр.форм.смысл.сторона; - лексич.и грам. речи. 5-отсут.потребности общения  
4.Словар.раб. Степени обобщ-я -длит.процесс колич-го накопл Слов, усвоен.значений и форм-я умения испол.их в общении. Значение: ведёт к форм.психич. процессов, особен.мышления. Степени: 0-имя собствен-е, назыв единич-го предмета(нач.2г)(мяч) 1-имя нарицат. общее наимен-е однород-х предметов, действий, качеств(конец2г)(кукла) 2-слова, обозн.родовые понятия (игрушки: куклы, мячи)(3, 5г) 3-в слове дан итог предыдущих степеней(вещь-посуда)(5-6г.) 4-слова, наз.предельные лексич. обобщения(подрост.период). 5.Колич-я и качест-я х-ка словаря Норма: 10-12 слов к 1 году; понимание опереж.актив.словарь; концу 2 года жизни – 300- 400 слов, к 3 годам 1500 К 4 годам – до 1900 слов, в 5 лет до 2000- 25000, а в 6-7 – до 3500 – 4000 ИН: 1слова (осмысл-е) появл. к 3годам. Колич-е накопл-е словаря идет медл. с осложнениями (в 3 г. ИН-1г.норма) качеств.своеобразие словаря у ИН: не знают назв. мн.предметов, частей преобл.сущ-е с конкретным значением. Усвоен.слов абстрак-го знач-я вызыв. больш. трудности; отсут. в речи слова обобщ. Х-ра; ошибки в обозн. детен. Жив; отсут. глаг, обозн. передвижен. Жив-х; мало с приставками; редко употр.слова, обозн.признаки предме редко употребляют слова, наречий-ограничено.пассив.словарь бол.актив 6.Задачи слов.раб.Мет.и приёмы 1-обогащение словаря новыми словам, значениями ряда слов 2-уточнение и закрепл.словаря 3-активвиз.словаря в различных коммуникативных ситуациях 4-устранение нелитерат.слов. Содержание: 2 компонента: 1-раб.над поним.речи окруж-х 2-обогащ.и активиз-я словаря (расписано в програм.по годам) Мет.и приёмы словарной раб.: - Введ.новых слов в словарь: Рассматр.и обслед.предметов, наблюд.за раст, жив, деят.людей-экскур, показ картин, чт..и расск.лит.произ., просмотр кинофил. Приёмы: показ с назыв, повтор. слова, подсказыв.нужного слова, толкование, подбор син-в, антон  
7.Особен.усвоения…грамматич-го строя речи у детей с ИН 1-Фразовая речь после 4 лет 2-трудн.вусвоен. отнош-й, котор. связаны с предметами, пространством, со временем; 3-наблюд.исключения в употребл. падежей.4-не понимают падежные конструкции с предлогами «за», «перед», «около», смешивают предлоги «на» и «под», «в» и «под», 5-труд-ти в усвоен.падежных оконч-й мн.числа; 6-долго не усвоенны типы склонений; 7-труд.вусвоен.согласова прил. с существ-ми среднего рода. 8-Несформ-ть функции словообраз-я 9-Синтакс-е ошибки наблюд. в наруше порядка слов в предложении; 10- бедны и нечетки морфологические обобщения.   8.Задачи, содер., значение работы по форм.грам.стороны речи … : помочь практич.освоить морфолог.систему родного языка (измен.по числам, лицам, родам) -помочь овлад.синтакс.стороной; -форм.навыков словообразования; ПУТИ: 1-созд.благоприят.языковой Среды, дающие образцы грам.речи; 2-спец.обуч-етрудным грамматичес. формам, направл.на предупр.ошибок 3-форм.грам-х навыков в практике речевого общения; 4-исправл.грам. ошибок.Значение: 1-речь начин. выпол. функцию сообщения; 2-Синтакс играет роль в форм.связной речи; 3-Овлад. грам. правил.речью оказыва влияние на мышл.(мыслят более логично, последовательно, обобщают) 9.Методы, приёмы форм.грамматически прав.речи у дошк. С ИН. Методы: дидакт. игры(упраж.в повтор. нужных словоформ., игры-драмматиз-и (разыгрыв.сценки (мини-спектакли) с игрушками, словесные упр-я(распростр. предлож), рассматр-е картинок(умения строить предлож-я), пересказ коротких рассказов и сказок(обогащ.язык, развивают последов., логичность мышления и речи). приемы–образец правил. речи педагога (на 1 этапах), объяснение(как следует употреб. труд.формы, указание, сравн. (двух форм: апельсинов- груш)., повтор-е раскрытие словообразов-го знач. слова (сахарница- посуда для сахара); создания проблемн. ситуаций, подсказка нужной формы, исправ. ошибок, вопросы подсказывающ. и оценочного характера;    
10.Методика форм.морфол.ст.речи И способов словообраз-я детейс ИН направления работы: обуч.изменению слов по падежам; -согласованию сущ с прил.в роде, числе; -употр. предлого (в, на, за, под, около); употр. глаголов. на занятиях в форме дидакт. игр и игр-драматизаций; требов-я: связь грам-х форм с жизнен. отнош-ми, имитацией с помощ. игрушек, картинок, а также многократные упр.для закреп.навыв. проводить с игрушками(производить разные действия: усадить куклу за стол, под стол, около стола); трудные грам. формы, образует дефектолог. Для этого лучше идти от трудной формы (дефект-г) к легкой (ребенок), от мн. числа к единст-му. Словообраз-е: способы образ.слов при помощи суф.(учитель – учите-ца) и приставок (ехал – приехал – выехал) от звукоподраж-х слов.Кря – кря – кря! Кто это? Что она делает? (Крякает). Образ.назв. профессий от разн. частей речи с помощ. приставок и суффиксов. Дома строит… 11.Методика форм.синтаксич.сторон. речи у дошк. с ИН. задача форм.навыков построен.разных типов предлож.и умения соедин. их в связное высказывание. Внач. учим строить фразы из 2-3 слов Затем-развив. умение строить предложпростые и сложные. Испол. картинки, коммуник-е ситуации, дидакт-е игры, игры-драмат-и («День куклы»,). направления: -рассматр. картинки, учим односложно отвечать на вопросы; -учим строить простые предложения путем полных ответов на вопросы; -проводим работу над грамматическим содержанием и распростр.предлож-й; -упражняем в употр. обобщ-х слов перед однород.член.предложения. Все упражнения провод.в игровой форме, даваются в контексте игрового сценария, игров. ситуации или игры с использ. картинок, сюрпр. моментов, героев литер- произвед-й.   12.Особен.связной речи…Структура коммуникативной деятельности. 1-отсут.полноты и развёрнутости в высказывании(пропуск частей рассказа); 2-наруш.последоват-ти событий(возвращ К ранее сказанному); 3-искажение логич. Зависимости явлений(поверхностное понимание явлений)4-неправ.использов. Языковых средств, связи(местоим, наречия 5-обеднён-ть речи, недостат. выразит-ть (однообразие); 6-недостат.в грам.оформл. 7-наруш.при испол.речи как регулятора поведения(не поним.инструкции, забыв. Часть заданий, путают послед-ть). структура коммуник-й деятельности: мотив- потребности, речевые и внеречевые средства, целевые и контрол-е моменты    
14.Задачи, содержание обуч.диалог.речи 1- форм-е собственно-речевых умений: Вступать в общение, поддерж.и заверш. диалог; говорить в нормальном темпе; 2-ф-е умений речевого этикета(приветст… 3-ф-е умений общаться в паре, группе; 4-ф-е неречевых умений(испол.мимики… : -содержательность жизни детей(орг-я игр.итруд.деят-ти, игр-диалогов, сюж-рол моделиров.ситуаций); - обеспечение речевой среды(орг-я общения в повсед.жизни(саду, семье, с детьми) -орг-я совместной деят-ти; - создание и обновление образов.среды.(ост.см.прогр  
15.Задачи, содерж.обуч.монолог.реч : 1-ф-е умения пересказывать текст; 2-ф-самостоят.состав.рассказ, описан Картинки; см в программе. (монологи по игрушкам, предметам, кар тине, из опыта, творческие рассказы.    
13.Система, задачи, содержание раб. по ф-ю связной речи в спец.дошк.учр 2 направления: 1-от целого к части (восприят.и пониман.речи); 2-от части-к целому(навыки говорения).Задачи: На1году: р-е понимания речи окруж-х Ф-е речевого общения(употреб.глагол Повелит.наклонения и инфинитива: Спать! Играть! 2г.обуч: ф-е умения вести диалог в сочетании с воспит.навыков культ. поведения; 3г.: ф-е развитие диалогичес. формы общения в спец. созд-х и естественных ситуациях общения; умения вступать в общение, отвеч.на вопросы и задавать свои; (отвеч.по телеф.встречать гостя…) Развитие умения анализировать содерж.неслож. сказок, рассказов, повторять отдельные предложения, 4г: ф-е умения точно отвеч.на вопрос., участв.в беседе; ф-е умения составлять рассказы-описаний окруж.предметов (с испол. опорн.схемы), рассказов по предметной и сюж. картинам; умения эмоционал. пересказывать литературные произведения, рассказывать стих-я, считалки, поговорки  
17.Методика обуч.пересказа д.с ИН Раб.ведётся систематично(1-2р.в месяц) как часть занятия)Структура занятия: 1-вводная часть(беседа, показ картин) 2-словар.раб(объяс.незнак.слов путём показа, игрушек, прогов.хором, индив 3-первичное чт.(эмоц.рассказ-е текста) 4-повторное чт.с установк на запомин. и последующим пересказом; 5-анализ текста(ответы прогов.хором)6-повтор. чтение(пауза для подгот.к ответам); 7-пересказ.Испол.: вопросы, подсказки, указания, дел. текста на части, пересказ по частям, по ролям, игры-драматиз-и с испол.игрушек. 16.Методика ф-я монологич.речи..с ИН Типы монологов: опис-е, повествование, пересказ, рассказ; Направл-я работы: -умения отобрать словарь; сост.предложение; - раскрывать тему, основную мысль; строить высказ-е в опред.композиции(при опис., повествов (повествование: начало середин конец Серию сюж.картинок выложить, использ. Карточки-опоры, созд.проблем.ситуаций во время сюж-ролев.игр, разыгрыв.роли сказ. Героев, продавца, врача…) испол.модули: (схемы, модели, пиктограммы, картинно- граф.план, мнемотехнику, мнемотаблицы, предметно-схематические модели)    
19.Система раб.по воспит.звуковой культуры речи в СДУ Работа по форм-ю ЗКРначин.с уточн. артикуляции сохран. звук.Одноврем. с вед.раб. по развит. и совершенст-ю слух.внимания и памяти, фонематич-х процессов.Начин.работа с развития способности узнавать и различать неречевые звуки.После приступаем к различ. реч. звуков: гл. и согласных. Напрвл-я: 1- Ф-е звук.культуры речи 2-Разв-е реч.дыхания.3-Р-е силы голоса; 4-Р-е прав. звукопроизнош-я. 5-Р-е темповой речи; 6-Р-е интонацй выразител-ти речи(сразу по подражр     18.Методика обуч.рассказыванию по игрушке. -подбор игрушек; -называние; -выдел. признаков(величина, цвет, материал) -определ.назначения, дествия с ней; -сравн.с другой; -состав.предложений; (в диалог)-сост.рассказа(микромонолог Структура занятия: 1-вводная.2.показ игрушки; 3-вопросы к детям; 4-образец, план; 5-указания детям; 6-сост.рассказа 7-сюрпризные моменты(2игрушка..) 8-оценка педагога; 9-анализ. 20.Методика раб.с художествен.лит-ой.. Начальный этап: научить вслушиваться в текст произв-я, выраб.положит-е отноше к речи взрослого, к тексту(проводить на фольклорном материале) Этапы работы над текстом художес произведения: 1 – рассказ.худ.произвед-я; 2 – обыгрыв.текста с испол.кукол.театра; 3– повтор.рассказыв-е текста с использов. иллюстраций или фланелеграфа; 4 – пересказ по вопрос.с опор. на наглядть; 5 – пересказ с опорой на игрушки, иллюстр; 6 – пересказ без опор. на игруш, иллюстр 7– беседа по тексту и закрепл. в сознании нравств.принципов в данном произведени. порядок заучивания стихов: -Повтор. за педагогом; -Раб. над пониман. текста; -Повтор. текста одноврем с педагог. -Повторение текста при помощи педагога. -Повторение текста самостоятельно. Заучивание стихов проводится целиком.  
21.Методика раб.над прозаическим произ-ем в СДУ. Этапы раб: 1рассказ.худ.произвед-я; 2 – обыгрыв. текста с испол. кукол. театра; 3– повтор.рассказыв-е текста с испол. иллюстр. или фланелеграфа; 4 – пересказ по вопрос.с опор. на наглядть; 5 – пересказ с опорой на игрушки, иллюстр; 6 – пересказ без опор. на игруш, иллюстр.7– беседа по тексту и закрепл. в сознании нравств.принципов в данном произведении. Внач. Раб. не требовать развернутого пересказа, подводить к активному участию в беседе, помогатьправильно оформить предложение. 22.Этапы раб.по драматизации сказок 1- подготов. –знаком. с персонажами сказки «Колобок»(Знаком. с зайкой.попрыгать, как зайки; с мишкой: походка, что любит ягоды, мед…) с лисой: надеть шапочку, показ, как ходит лиса; игра зайки на лужайке и лиса; с колобком: Игра проводится в виде кукольного театра.(песенка) 2—знакомст. со сказкой «Колобок» (рассказ учит. с действ.сигрушками Игра провод. повторно, где игрушками-персонажами сказки действуют дети) 3-игра-драматизация .( учит. рассказ. сказку, а дети изображают, затем меняются ролями)   23.Метод.раб. над стихотв.произвед-м порядок заучивания стихов: -Повтор. за педагогом; -Раб. над пониман. текста; -Повтор. текста одноврем с педагог. -Повторение текста при помощи педагога. -Повторение текста самостоятельно. Заучив.стихов провод. целиком. Дробл. на строчки недопустимо. Если стих.больш, его разбить на части и заучив.частями. Заучив.стихи с привнесен.игр. моментов. (рассказ. стих. мишке, кукле.Такая работа мотивирует многократн. повтор. текста.  
25.Охар-ть специфику испол.основных Методов при раб.по разв.речи…с ИН Наглядные: дел. на непосредственны е: (метод наблюдения, экскурсии, осмотр помещения, рассматр. натур.предм-в. Опосредствованные: основаны на примен.изобразител. наглядности. Словесные – чтение, рассказыв. худпроизвед-й, заучив. наизусть, пересказ, обобщ.беседа, рассказ.без опоры на нагляд. материал. Практические направл. на примен. реч. навыков и умений и их совершенствование. Частные: методы имитации, беседа, пересказа(с опорой на вопросы педагога и наглядность).     24.Основные требования к провед. фронтальных и индивид.занятий… 1Тщательная подготовка к занятию. 2.Соответ. материала возраст.возможн. умственного и речевого развития детей 3.Воспитательный характер занятия 4.Эмоциональный характер занятий 5.. Распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия(ввод. Часть: заинтер., повтор, сообщ.темы; основ Реш.новой задачи: испол.вед.приёмы…) 6.Реч.актив-ть каждогона всех этапах заня 7.Сочет.коллек-го х-ра обуч.с индивид. Подходом; 8.Учет гигиенических и эстетических требований.9.Учет резул-в занятия. (Резул.наблюд-й запис.в дневн 10.закрепл.пройд. на других занятиях или в другой деятельности.  

 

ИГРА

1.Сущность игры.Своеобразие… Игра представ.особую деят-ть, которая форм-ся в детс. годы и сопровождает челов.на протяж. всей его жизни.Игра – это исторически сложивш. деят-ть, основанная на воспроизв-и действий взр-х и отношений между ними.Игра возник.когда проявл. сюжет(куклу спать)переносят опыт в простые ситуации.В норме игра возник. 2, 5-3годами позируется на сф-х предметно- практич.действиях(овлад.оруд.действи 2.Влиян. игры на форм.личности ребё Игра-социальна по структуре, позволяет войти в мир отн-й взр-х, поведений, эмоций; влияет на повед.ребён, на ф-е базиса его личной культуры, на развит. Его эмоций, интел.сферы. У истоков разв-я игры лежит овладение ребенком предметным миром. Леонтьева, Эльконин показ.завис-ть между игрой реб и его умст.разв-м, доказ. воздействие игры на повед. дошк-ка. В игре создаются условия для овлад. произвольными формами поведения. 3.Структура игры как деят-ти -мотив(двигатель; у детей с ИН нет, т.к отсут.познав.актив.и мотив-я к общею -тема(завис.от жизн.опыт; у ИНбытовы -сюжет(связан с темой, от возраста, у ИН-простые, бытовые, с1сюж.линией -игров.действия(х-ся последов-ю, у ИН замена процессуальными(многокр повтор-я с1и тем же предметом) -игров.роль(принят. роли на себя, уИН не прин.самост-но, справ.под руковод) -воображ. ситуация(завис.от потребностей Реб., жиз.опыта, социал.обстановки, у ИН-не в состоянии вообразить игр. -игровой материал(в норме не являет. Необход.условием, т.к.в игре присут. Предметы-заместители, уИН-нет, поэт Необход.созд.усл-я для введ.. -результат(уИН игра вызыв.положит. Эмоции, созд.ситуац.успеха)  
4.Социал-истор.природ игры, классиф-я игр. 1 теория игры сформул-на К.Гроссом. (игра-явлениесвязан.с жизнедеят-ю человека) Игра- дитя труда-счит.немец. психолог В.Вунд, далее эторазвил русск. философ Г.В.Плеханов.Игра имеет социал.основу.1, доказал это – К.Д.Ушинский.определил игру как посил. для ребенка способ войти во окруж.мир взр-х. Игры отраж. социал. среду (Божович,.Леонтьев,, Д.Б.Эльконин). Фребель 1, выдвин. полож-е об игре как средстве воспит-я. В классиф-и он положил принцип диффер-го влиян.игр на развити ума (умств. игры), внеш.органов чувств (сенсор.игры), движ-й (моторные игры) Лесгафт раздел.игры2групы: имитац-е (подраж-е) и подви-е (игры с правилами). Крупская2группы: творческие (игры, придуманные самими детьми) и игры с правилами(придум. взр-ми)Новоселова: самостоят.игры; сюжетно-отобразит-е; сюж.-ролев; режиссерские; театрал-е ОСТАЛ.СМ.В-С №15  
5.Этапы становл.игры в онтогенезе 1- ознакомительная игра( Манипул-е.. 2- предметная игр проход.ряд этапов: 1- подраж. действиям с игрушк. взр-го; 2- самост. выпол. усвоен. дейст с игрушки, а затем усвоен.действия перенос. на другие предметы. 3- появл. элемен.изобразит. Игры(условно-орудийные действия) 3- действия с предметами-заменителя (конец3г.)4-3-4 года сюж.-отобразителя игра переходит в сюжетно-ролевую. (разв. ролев. диалог, в4-5 лет дети сами договор.перед началом игры.В 5-7 лет замысел игры динамичный, развивающийся. Перед игрой дети намеч. общий план.  
6.хар-ка ознакомит.и отобразит.игры Ознакомительная игра(предметно- игровую деят-ть. Её содерж-е составляют д манипуляции, осущ.в ходе обследования предмета; эта деят-ть потом меняет своё содержание: обслед. Направ. навыявление особен. предмета- игрушки и перерастает в ориентир-ые действия- операции. Отобразительная игра: ЭТАПЫ: 1- подраж. действиям с игруш. взр-го; 2- самост.выпол. усвоен. действия с игрушками, а затем усвоен. действия переносят на другие предметы. 3 этап – появл. элем. изобразительной игры(условно-орудийные действия подраж. действиям с предметами, которые он наблюдал в повсед-й жизни. В играет в один или рядом с кем-то.    
7.Харак-ка сюжетно-отобразител.игры В 2-3 года игра возникает стихийно. В конце3 года дети начин.готовить условия для игры, обозначать замысел игры. Сюжеты бытовые, однообразные, немногочисленные, неустойчивые. Дети начин.объед. в игре2-3 знакомых события, включ. в игру эпизод из сказок. Дети играм вдвоем, а затемнебол.групп К концу 3 года дети выпол. действия с предметами-заменителями. В 3-4 года сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую.  
10.Особенности игровой деятельности у: 1.На момент поступ. в СДУ игр. деятельность несформиров.(на уровне манипуляции) 2.встреч.процессуал. действия (ребенок беспрерывно повтор.1и тот игр. процесс). 3.х-но выпол.игр. действий без речевого сопровождения.4.нет потребност в игре 5.неустойчивый интерес к игре; 6.наруш.мел. мотор. и зрит.-двигательной координации затруд. точное и четкое выполнен. отдельных игровых действий. 7.недостат.объем знанийоб окруж.дейст 8.невыступают инициаторами игры; 9.Функ-я замещения спонтан неформир 10.В самост. играх дети редко взаимодейств друг с другом; 11.не проявляют в играх инициативы и творчества.12.в играх редко раздается смех и плач «понарошку»,, дети затруд.в выражении чувств. 11.Основные положения обучения игре 1.в режиме дняСДУстрого определяется время для провед. занятий по обуч.игре; 2.игры провод.во всех режим-х моментах, а свободной деятельности детей; 3.при орг-и игр.уголка в группе игрушки наход.в прямом доступе, разные, отвеч. Эстетич, гигиен, педагог.требованиям. 4.орг-я наблюд. в природе, экскурсиях, в семье, созд. жив. уголка, изгот-е атрибутов.    
8. 4 уровня развития игры по Элькони 1 ур – бытов. действия с предметами, направленные на соучастника игры. 2 ур – действия с пре-ми. На 1-ыйплан выдвиг.соответ-е игр.действия реальному. 3 – выпол. роли и вытекающих из нее действий, среди котор. начин.выделят. действия, передающ. характер отношений к другим участникам игры. 4 уровень – выполнение действий, Связан.с отношен.к друг. людям, роли которых выпол. партнеры по игре. 12.Особен.раб.по форм-ю сюжетно- ролевой игры у дошк.с ИН. 1.индив. и дифференцирован.подход, 2.сниженный темп обучения, 3.структурная простота содерж. знаний и умений, 4.повторяемость в обучении, самостоят-ть и активность ребенка в процессе обучения. 5.Реализация комплексного подхода к обучению 9.Особен.форм-я предпосылок игр. деят-ти у дошк.с ИН игра стихийно не возникает, т.к.все предыдущ.виды деят-ти форм-ся с опозданием и своеобразны: 1год-наруш.двиг.сфера, эмоц.-личн.контакт жизн.опыт скудный, действия с предметами хаотичны, овладевают орудийн.дейст но не проигрывают, т.к.наруш.функц. переноса. Норма: эмоц.контакт-манипул.действия- -2-3г.предм-практич.деят-ть(овлад. Оруд.действиями)-2, 5г.игра. 13.Задачи и содержание обучения сюж.-ролевой игре дошк.с ИН. -Вызвать интерес к игрушкам; - сформ-ть эмоц. отнош-е к игрушке; - научить бережно относ.к игрушкам; - научить совершать действия с предметами с учетом их функционал-го назначения; - сформ-ть навыки игров. Поведения : 1.Ознак-е с окруж. миром с целью Форм-я представ.об объектах окружающей и отражения их внеш. и внутренних свойств, функцион-х особен. в игре. 2.Форм-е познав-х действий и ориентирв пв в пространстве.3.Обуч.ринятию игр. образа, роли.4.Разв-е психомоторики, для точного выполнения задуманного действия, модели.5.Овлад.различ.средствами межличн. общения и разв-я, ф-й речи.  
14.Виды дидактич.игр.Отличие от др-х Дидак. игры с предметами(пирамидка, Кубики) настольно-печатные игры(лото Домино, разрезная картинка)словесные Игры(испорченный телефон) Отличие: имеет 2цели: 1– обучающая, которую преследует взрослый, 2– игровая, ради которой действует ребенок. Дид. игра всегда игра с правилами и Всегда обучающая. 15.Историч.аспект происхожден.игры Снач.игра возникла как ритуальная, Игр.взр-е(удачная охота), потом Носила религиоз.х-р брачные игры(с появл.кланов)При раскопках нашли прототипы игрушек: маленькие орудия труда.Вывод: на основе труда возник. Ритуал.игры, а игры-трудов.операции Социал-я значимость: возник.потреб-ть Играть со своими соплеменниками.В Соврем.об-ве через игру мы готовим Новое поколение, реб.усваив.социал. Опыт, поним.что сущест.разные роли, Профессии, отношения. Снач.реб.отобр действия, игр.операаци отнош-я выраж.эмоци, поэтому игра социальна 16.Структура дидактической игры Дидакт-я игра – средство обучения, при данный вид игры имеет определён.структуру: Обучающая (дидактическая) задача. Игровые правила.(обяз.выполняются Иначе не выполн.обучающая задача) Игровые действия.    
17.Методика провед.дидактическ.игры Орг-я осущ. в3 направлениях: 1-Подготов к провед. дидактическ. Игры (отбор игр.матер.в соотв.с темой, задач.) 2- Провед. дидакт. игры(предъявл.игр. задачи в доступ.форме, в пр-се игры реб обуч.различ.способам действия: совмес по подраж, образцу, словес.инструкции) 3-Анализ дидакт. игры(отметить, что Получ, что нет и почему) Важным условием результативного испол.дид.игр в обуч. явл. соблюдение послед-ти в подборе игры, учитываются дидакт. принципы: доступ-ть, повторяемть, постепенность выполнения заданий. 23.Требования, предъявл.к игрушке 1)Игрушка должна содействовать развитию реб.на каждой возраст. ступеньке дошк. детства.Вподборе игрушек учит.особен. возраста, единой педаг-ки ценной игрушки для детей дошк-в нет и быть не может. 2)Особые требов. предъявл.к тематике, содерж. игр-и, т.к. от этого зависят х-р игры, дейст-я, кот. реб.выпол, его чувства, 3)Игрушка должна увлекать образами. Содейств-ть разв-ю дошк-ка игрушка, наполнен.добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. 4)Игруш. д.быть динамичной, побуждать реб. к разным действиям в игре. 5)Игр. д. быть привлекательна, красочно оформлена. 6)Игр. должна отвеч. гигиен. требований.   18.Виды подвижных игр.Влияние… 1- Подвижные игры с правилами ( сюжетные подвижные игры: с мячами бессюжетные подвижные игры: кегли, бросании, метании, попадании в цель; игры забавы: эстафеты, соревнования) 2- Подв.игры с элем. спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) 3- Собственно-подвижные( делятся по степени подвижности по высокой, средней, низкой степени подвижности) Подвиж. игры позволяют оказывать влияние на ребенка через образы, выпол-е ими роли, правила, которые обязательно необходимо соблюдать. 24.Виды игрушек.Особен.испол.игр… - сюжетные (образные) игрушки; - дидакт. игрушки; - игрушки-забавы; - спорт. игрушки; - музыкал.игрушки; - технич-е; -театрализованные; - строительные и конструктивные материалы; - игрушки самоделки. Особое вним. следует обратить на 1 встречу реб. с игрушкой, кот.обязател должна вызвать положит. эмоцион. реакцию, чувство радости.не реком. предлагать все игрушки сразу.   19.Методика провед.подвижныхигр Провед. подв. игр тщат.планируется и готов-ся. Разнообр. место провед. игр. организатором игр явл.педагог, кот. вызыв.интер.к игренапом.прав.игры направления: - подготовка к провед. игры; - орг-я детей; - приемы создан. игровой ситуации, обуч.подв.игре; - объяснение игры; - распред. ролей; - руковод. ходом игры; - итог игры; - дозировка и варьиров-е подв.игр. Приемы провед. подвижных игр: - коллективные; - по подражанию; - по словесной инструкции.  
20.Игра-драматизация, отличия от други Драматизация – это игра творч. характера, в впроцессе кот. дети отражают содержание лит.произв-я.В раскрыв. взаимосвязь с сюж-ролев. играми. В частности, это: - наличие динамического сюжета; - наличие ролей; - испол.разных средств выразительности; - возмож.самовыражения; - испол. приобрет. социального опыта. -: Игра-драм.: сюжет готовый, чётко прописаны ролии есть хар-р этих ролей; Сюж-ролев.: творч.игра, реб.сам через Речевые средства передаёт характер Персонажа. 21.Виды игр-драматизац. Методика 1.Дети выступ.в роли персонаж. игры. 2.Дети изобр. героев с помощ. игрушек, озвучивают их. 3. Стендовые игры или игры с испол. наст.театра (теневой театр). 4.Театр «Петрушки, Би-ба-бо» (перчаточн принцип устройства, испол. ширма). Обучение происходит поэтапно: 1.Подготовительный этап: -работа с текстом (упрощается); -подготовка атрибутов игры; -работа над разв. движ-й реч.навыков. 2. Знакомство с текстом. 3. Подготовка к проведению игры-драматизации (распределение ролей 4. Проведение игры-драматизации. Ведущим явл.педагог. Действия детей или игр.персонажей сопровож. речью. Испол.музыку. 22.Опред.понятия»Игрушка»… Игрушки – спец. изготовл. предметы, предназн. для игр, обеспеч.игр. деят-ти Возникли с развит. труд.деятел-ти первобыт. чел. В Древнем Египте делали из дерева, ткани(фигурки дом. жив-х, куклы, мячи) из слонов. кости, янтаря.Расцвет игруш-х промыслов относ.к ХVI-ХVП вв. разв. народная дерев. и гончарн игрушки. Промыш-е произв-во игрушек нач. в немец.городе Нюрнберге в ХIХв. Конец ХIХ – начало ХХ в. – время разв. технич-х игрушек. В 1901 г. в Великобрит. созд.1 метал.констр-р. Разв.электронной промыш-ти созд.электрон. игрушки с дистанцион-м управлен-м, телеигры, компьют.игры    


 

ФЭМП

1.Охар-ть матем.раз-е дет.с ИН в усл.совр.дошк -комплексный подход -системно-структурныйсинергетический поход; Форм.познав. интереса к деят-с деят.с матем.содерж-ем; разв-е познав-х процес-в во взаимосвязи с развитием и коррекцией речи, развитие матем-х способностей, с учетом психофизиологических особен. детей; выбор принцв, методв и содерж-я работы в соответствии с индивид. Особен. и возможностями детей; построен. предметно-развив.среды дляформ-ю и разв-я матем-х предст; поэтапное матем. разви в предметно-прак-й, трудовой, игров и реч.деятельн-ти 2.Основные направл-я мат. разв-я дошк.с ИН. 1-Количество (1-2 г.обуч), 2-Количество и счет(3-4 г) (форм-е предст-й о колич-м срав. множеств в процессе предм-но-практ-х преобраз) 3- Форма(форме предст-й об объемных, плоскост-х формах, их различении, сравнении; 4- Величина(формирование представлений о величине предметов, их сравнении (длина, высота, ширина, толщина); овлад.способами наложения, приложения; Ост.смотри программу. 3.Предметно-развив.среда для матем.разв-я дет.с ИН -естест.комфор.обстановка, Орг-я в прост-ве и во времени Насыщ.разнообр.предм, игр Дидакт.материалом. 3 компонента: 1-предмет-е содержание(игры, предм-ы, игр.матер-лы, дид.,,; 2-учеб-мет.пособия, модели измерит.приборы, матер-лы 3-измерение во времени (в завис.от года обуч.менять содержание). Требования: пространство 2м.кв.на1реб); лёгкая мебел Ковровое покрытие(одното пособия в закрыт.варианте   4.Содер-е мат.раз-я.. 1-2г.обуч. 1год-форм.предст-я о величине как о простр-м признаке предм ввод.понятие: одинаковые; дид. Игры: Найди такой же; 2год- Форм.предс.о длине, высоте (приёмы: показ велич-ы ведущ. Рукой провести слева-направо; Высота-снизу-вверх; ширина-по диагонали; толщ.-обхват предм. обслед.: налож-е, прилож-е) форм.предст.о двойной зависимости между линейными размерами предметов(подгот.к поним. О числе)  
5.Содер.мат.раз-я..3-4г.обучен. 3год-Форм. счетные навыки: указ-ть на предметы по порядку, дотрагив-ся до каждого рукой, Форм представ-е о числах (1-5); сравн.числа; учим образ.число 2; сосчитывать, отсчитывать предметы в пределах 5.; состав-ть сериационный ряд из3предм-в, разн.подлине Учим реш. практ-е задачи на наглядном материале(приёмы: Пересчёта переклад-ть, прикасаясь рукой, прослеживая глазами); 4год-форм.предст-й об образовании чисел 7-10); получ-е последующего и предыдущего чисел путем добавленя (удаления)предмета Учим реш.задачи на нахождение суммы и остатка в пределах 2-5 на знак. прак-м материале; показывать реш. с помощ.предм-х действий Срав. по размеру контрастные предметы «на глаз»; проверять прием.наложения, приложения.;  
7.Основные трудности по усвоению..дочисл.колич… 1.отклонен. в разв.восприят. (весь материал восприн. Фрагментарно) 2.слаборегулир.ф-я речи (затруд.в поним.инструк-й; Контролир.действий) 3.с трудом обобщают получ. опыт(застрев.на привычном способе, с трудом переключ. С1 операции на 2) 4.некритичность мышления (уверены в правил-ти своих действий).5.Всё показывают на наглядно-действ-м уровне  
6.Основ.направл.раб.по усвоен…дочисловых колич. 1-подбор и группировка предметов по определён. Качественному признаку; 2-форм.предст.один- много Много-мало; 3-составл.упорядоченного Ряда(черед-е и сериация пред-в по качеств.признаку) 4-сопоставление множеств. устан-е отношений: больше, меньше, поровну; 5-преобраз-е дискретных Множеств, измен.-х колич. Элементов; 6-преобраз. Непрерывных множеств, сохран.количество элем-в. 7-сопоставление численно- Стей множеств, восприним. различными анализаторами.  
8.Алгоритм …дочисловых количест.представлений Построим башню(испол. «Розовая башня»Монтес Взять 3 кубика): 1.Найди вот такой большой кубик(показ; дети испол. Приём приложения) 2.положить перед собой 3.найти большой кубик Из оставшихся(указать на лежащие кубики) 4.положить его на первый 5.послед.кубик маленьк положить на верх; 6.проверить, правильная ли башня получилась (ощупать постройку)  
9.Фрагмент занятия…дочисл количест.представлений Тема: Куб, шар Дети и педагог сидят в кругу. У.берёт шар, катит по очереди Детям: «лови Маша..; Затем Взять в руки и сказать: Шарик Он круглый(обвести контур) Он катится, дать каждому Ощупать, затем: Кати мне шар. Взять кубик, толкнуть: Лови Маша кубик.Не катится.Предложить Катить кубик.Взять в руки, сказ Кубик не круглый(обвести Контур)он не катится.Дать Каждому ощупать его углы. Продолж. занятие за столами Выставить шар, кубик.повторить Названия, попросить каждого Показать.Указать на 1 из них попрос. назвать: Что это взят желоб и прокатит каждый… 14.Примеры задач-поручен…: -Саша, поставьнастол2 машинки. Миша, а ты на стол1самолет. Расскаж, что сделал Саша.(Саш) Расскаж, что сделал Миша?) Далее предлож. рассказать сразу о том, что сдел. Саша, Миша. Ск.всего игрушек мальчики поставил на стол? Задачи – иллюстрации: Иллюст-я дерева, вкроне которого сделаны прорези для картинок. В прорези вставл 2 белочки - на дереве было 2 белочки. К ним прыг.ещё2 белочки… Задачи-драматизации(начин с их)День Рождения, магазин (задачи из реальной жизни)  
11.Основные приёмы по увоен.числовой системы 1-дотрагив.до предмета и назыв.слово-числит.вслух; 2-дотраг.указкой, при этом Наз.слово-числит.вслух; 3-считать шёпотом, водя Глазами, не дотрагиваясь; 4-во внутренней речи (про себя)и выдают результат; менять счёт.материал; расположение; пересчит. Множ-ва на слух, ощупь (волш.мешок); посчитали- Ст.хлопнули, прыгнули…) 15.Метод.приёмы по обуч. реш.ариф.задач дошк.сИН Этапы: 1-пропедевтич-й (педаг.показ.смысл+, - путём объед.множеств или делен у меня1гриб, я положу ещё1 2-осущ.форм.ориентировки В задании, в ходе наблюд.за действиями педагога(Умиши был1мяч, ему подар.ещё1. дети пересчитали; учим поним.смысл матем.слов: ск.стало, осталось, повторять 3-подводим у усвоен.структуры задачи( условие, вопрос, чис данные; учим реш.задачи) зад.на +, - 1 предмета. 4-учим формул.ариф.дейст. +, -(числов.данные одинаков а действия разные(прилете улетели-поним.глаголов) 25.Осн.метод.приёмы по ф-ю предст-й о времени у дошк.с ИН 1.Упр-я форм.предст-й о частях суток провод.в ходе режимных моментов(Утром делаем зарядку. Сейчас утро — мы завтракаем.. 2.При форм.предст-й о времени года ежедн.обеспеч-ть зрительно воспринимаемыеобразы характ-х для этого времени года признаков: природных сюжетов с изображением сезон. труда людей, одежды. 3.испол.нагляд.пособия: Суточный домик(лента с картин.в окошке) Макет: Суточные часы 16.Результаты продвиж-я в разв коррек-воспит.пр-се в мл.класс 1..ф-е простр.предст-йнеобход. элемент подготов.реб. к школе (ф-е ориент. на плоскости листа связ.с разв.ЗУН при овлад.письмом, чтен, ручн. трудом, ориентир. в пространстве стр.учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.). 2. складыв.обобщ.представл-я для реш. практич. и умств-х задач; способст.разв. мышл-я, влияет на форм-е изобраз-х и конструктивных способн-й, обогащ.речь, эмоц, личн. сферу      
10.Особен.усвоен.числов Системы. 1-неосознан. механ-й счет в прям.порядке, отсут.обрат. счета; 2зависимость счетной деятел-ти от качественных особен-й предметов и их пространст-го расположения; 3несформиров. обобщенных представл.о количестве; 4трудности вусвоен.правил пересчета предметов, 5-«безытоговый» счет; 6- трудн. выпол. дейст.+ -;. 13.Типы арифет.задач… 1-з-чи с одинак. числовыми данными на разн.действ (У Саши было 2воздушных шара. Один шар улетел. Или: Коле подар. 2 книги и1…)2 2-внешне похожие, но с разным ариф.действием (На дереве сид.2 птички, 1 улетела. Сколько птичек осталось на дереве? Или: «На дереве сидели 2птички. Прилетела еще1..) З-чи-поручения, драм-и, Иллюстрации см №14      
17.Уровень представлен. практ.матем.умений … к стар.дошк.возрасту. 1.м.материал восприним Фрагментарно; затруд.в Узнав.и различ.геом.ф-р; 2.слаб. переключ.с1движ на2 препятст.группир. пред-в, объед.и разделен. Мн-ва на подмн-ва; слож. В пересчёте предметов; 3. низкий уровен обследов-х действий(берут в руки не обследуют)4.редко учитывают геом.форму конструктивно или ИЗО.5. сложно даётся соотнесение объёмных и плоскостных фигур. 6.некритичность мышления(уверенность в своих действиях)   18.Основные геометрич. предст-я..в СДУ. На1году: знак.с шаром; выпол действия; (катить)предлаг. разных размеров, цветов; противопоставление-кубик: катится-не катится, ставим на кубик, а шар-нет. На послед.годах знак.с призмой, овоидом(геом. форма срав.с изуч); учим соотнос. геом.форму с геом.фигурой: шар-круг. 19.Осн.методич.приёмы по форм.предст-й о протяжён 1.показ величины пред-в: ведущей рукой провести слева-направо; высота-снизу -вверх; ширина-по диагонале Толщина-обхват предм-та; Приём обслед-я: наложен-я (испол.разн цвета); прилож (рядом ложить); 2.в процессе игр с автодид. Игрушками(матрёшки)испол Метод проб и ошибок; 3.упорядочивания предм-в: найти место в готовом упорядоченном ряду(снач. по образцу: Сделай также! Потом-инструкции); В одном направлении: от Больш. к меньш, с постепен. Добавл.количества. 20.Виды работы по формир-ю предст-й о форме предметов… 1этап- пропедевтический: ( обследование, общупывание, манипулир-е, прослеж.за движ. предмета в пространстве; инструкция: Дай такой же!) 2-учим находить по словесной инструк-и, (по названию); 3-ребёнок обозначает словом 4-Соотнос.предметы с геометр. формой; 12.Фрагмент занятия по усвоен. Числовой системы… Дидакт.игра «Ветер дует». Образ-е числа 3. Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает помочь ветру — подуть. Педагог показывает 2 листика одного цвета: Что принес ветер? (Листья.) Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.) Дети сосчитывают: «1, два — всего два». Опять подул ветер, принес еще 1. Педагог демонстрирует образование числа 3 (2 и еще 1). Дети сосчитывают, называют, сколько стало, показывают такое же количество пальцев на руке.  
21.Особен.разв-я простр. предст-й у дошк. С ИН 1.разрыв между нагляд.и словесным компонентам пространст-го анализа; 2.Несформ.обобщен-го поним.простр-х обознач-й 3.Низк. уровеннаглядно-действен-го мышления 4.узость, нецеленапр-ть.слабая дифференцир-ть восприятия; 5.несформиров.оптико- пространствен-го гнозиса, праксиса.   22.Основные направ-я раб. по форм-ю простран.пред-й 1-формир-е представлен-й о простр-х признакахпредм-в 2-ф-е предст-й о схеме тела 3-ф-е предст-й о простр-х отношениях объектов и собственного тела. 4-ф-е прдст-й о простран-х отношениях объектов и их взаимном расположении. 5-формиров-е временных представлений 23.Особен.разв-я времен. представ-й у дошк.с ИН 1. не владеют элементарной временной терминологией 2. нечеткие представления о длительности временных интервалов 3. затруднения в формир-и представл-й отдаленности и последоваи событий. 4.не устанавл. причинно- следственные отношения 5.слабо ориентируются в простран.-времен.отнош-х (до, после, за, вчера.сначала 24.Значение формир.простран. и времен.предст-й у дошк.с ИН 1.Уровень сформир-ти времен оказыв. влияние на овлад. граммат. категорией времени. Практич-я деятел-ть помогает осмысливат времен.ситуации в словесно-образном плане. 2.ф-е простр.предст-йнеобход. элемент подготов.реб. к школе (ф-е ориент.на плоскостилиста, связ.с разв.ЗУН при овлад.письчтен-м, ручн.трудом, ориентир в пространстве стр.учебника, тетради, в пространстве парты) 3.складыв.обобщ.представл-я для реш. практич. и умств-х задач; способст.разв. мышл-я, влияет на форм-е изобраз-х и конструктивных способн-й, обогащ.речь, эмоц, личн. сферу  
         
   

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.