Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия в компонентах образа реального «одаренного» и «бездарного» ученика в сознании педагогов, отличающихся по типам мотивации профессиональной деятельности






Жирным шрифтом обозначены достоверные различия на уровне значимости 1 %, светлым - 5 %.

Тип мотивации профессиональной деятельности «Бездарный»
Первый тип Второй тип Третий тип
«Одаренный» Первый тип Интеллектуальные Социальные Эмоциональные Волевые Поведенческие
Второй тип Поведенческие Амбивалентные
Третий тип Волевые Поведенческие Волевые Поведенческие

Педагоги с оптимальным мотивационным комплексом в образе «одаренного» ученика отмечают больше интеллектуальных характеристик, таких как «талантливый», «сообразительный», «логичный», меньше социальных, таких как «общительный», «добрый», «честный», и эмоциональных, таких как «веселый», «спокойный», «жизнерадостный», чем другие педагоги (уровень значимости 0, 05).

В описаниях «одаренного» и «бездарного» ученика педагоги с преобладающим внешним отрицательным мотивом дают меньше волевых характеристик (уровень значимости 0, 05) и практически не указывают поведенческие характеристики. В то время как педагоги с другими типами мотивации в образах «одаренного» и «бездарного» ученика практически всегда называют поведенческие характеристики, такие как «активный», «рассудительный», «серьезный», «безынициативный», «неактивный», «безответственный» и т. п.

Сравнение структур образов «одаренного» и «бездарного» учеников в сознании педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессией показало различие по эмоциональному и поведенческому компонентам. Педагоги с низким индексом удовлетворенности называют больше эмоциональных характеристик в образе «бездарного» ученика и реже называют поведенческие характеристики во всех образах (уровень значимости 0, 05).

ВЫВОДЫ

Образы ребенка в сознании педагога индивидуальны и вариативны. Вариативность образов ситуативна и контекстуальна, содержание конкретного образа ребенка зависит от ситуации и того контекста, в котором происходит его актуализация и использование в качестве регулятора педагогической деятельности, а также от индивидуального жизненного опыта педагогов.

Имеющиеся в сознании педагога образы реальных и " абстрактных" детей взаимосвязаны по структуре и содержанию, но в то же время существенно различаются между собой. Особенно многообразными и существенными оказались тендерные различия. Образы " абстрактных" детей разного пола в сознании одного и того же педагога имеют больше различий между собой, чем образы реальных мальчиков и девочек. Между образами конкретных девочек в сознании педагогов и Я-образами этих же девочек больше достоверных различий, чем между соответствующими образами мальчиков. Обобщенные структуры Я-образов детей противоположного пола больше похожи друг на друга, чем на соответствующие образы, существующие в сознании педагогов. Имеются существенные различия между педагогами и студентами в том, как они представляют " абстрактных" мальчиков и девочек. По негативной модальности суждения педагогов более близки к тому, как мальчики отражают самих себя, суждения студентов более близки к тому, как отражают себя девочки.

Образ абстрактного «одаренного» ученика в сознании педагогов имеет особую структуру, которая отличается от структуры образа «обычного», «хорошего» и «плохого» ребенка, а также «хорошего» и «плохого» ученика. Основным элементом структуры образа «одаренного» уче ника, в отличие от других образов, являются интеллектуальные, социальные и мотивационно-волевые характеристики. Образы абстрактного «одаренного» ученика в сознании педагогов достаточно однородны. Количество педагогов, имеющих индивидуальную структуру образа «одаренного» ребенка, принципиально отличающуюся от усредненной, составляет от 14 % до 23 % в разных группах педагогов. Интеллектуальные характеристики выходят на первое место только в образах учащихся, несущих креативную нагрузку («одаренный», «бездарный»). Это позволяет сделать вывод о том, что при изменении смыслового контекста описываемого объекта в определенном направлении (в данном случае: ребенок - ученик - одаренный ученик) происходит закономерное изменение структуры и содержания актуализируемого образа в этом же направлении.

В ходе исследования выявились определенные закономерности доминирования отдельных структурных компонентов образов ребенка. В то время как в структуре практически всех образов ребенка и ученика социальные характеристики являются главным доминирующим компонентом, в структуре «одаренного» ученика они вытеснены на второе место. Эмоциональные компоненты практически всех образов ребенка (кроме «одаренного» ученика) занимают второе место. Интеллектуальные компоненты социально-перцептивных образов в подавляющем большинстве случаев (кроме образов «одаренного» ученика и Я-образов немецких студентов) не входят в группу доминирующих характеристик. Мотивационно-волевые характеристики занимают третье место во всех исследованных образах учащегося, а в образах ребенка без прямого указания на связь с учебной деятельностью - одно из последних мест.

Образы учеников полярные по смыслу («одаренный» - «бездарный», «хороший» - «плохой» ученик) имеют более сходную структуру, чем образы близкие по смыслу («одаренный» ученик - «хороший» ученик). Наибольшие различия между образами «одаренного» и «бездарного» учеников проявляются у учителей начальных классов (по 5 компонентам), наименьшие - у студентов дневного отделения (по 1-2 компонентам).

Обнаружены значимые различия в образах «одаренного» и «хорошего» учеников. В образе «одаренного» ученика больше интеллектуальных, зато меньше социальных, мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов (уровень значимости 0, 01). Кроме того, в образе «хорошего» ученика больше положительных характеристик, чем в образе «одаренного» ученика (уровень значимости различий для учителей начальных классов составил 0, 05, а для студентов дневного отделения - 0, 01).

Образы реальных «одаренных» и «бездарных» учеников отличаются от образов абстрактных «одаренных» и «бездарных» учеников большим количеством социальных и эмоциональных и меньшим - интел лектуальных характеристик. Кроме этого, в образе реального «одаренного» ученика больше отрицательных определений, в образе «бездарного» - положительных, по сравнению с «абстрактным». Эти различия обнаружены на уровне значимости 0, 01.

По психогеометрической типологии из обследованных групп педагогов выделяются студенты математического факультета, из пяти предложенных фигур чаще остальных выбирающие зигзаг (48 %), и студенты заочного отделения факультета психологии, выбирающие квадрат (45 %) в качестве фигуры, соответствующей «одаренному» ученику.

Существует неоднозначная, сложная динамика образов ребенка на протяжении профессиональной деятельности педагогов, т. е. образы ребенка в сознании педагога изменяются в процессе приобретения опыта профессиональной деятельности. Образы абстрактных и реальных «одаренных» учеников в сознании педагогов частично связаны с Я-образом педагогов и зависят от стажа, мотивации профессиональной деятельности, удовлетворенности профессиональной деятельностью. Учителя со стажем работы более 5 лет отмечают больше социальных характеристик как в образе «абстрактного», так и в образе реального «одаренного» ученика, по сравнению с педагогами, имеющими стаж до 5 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.