Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности эмоциональных характеристик в образах детей разного пола






В отношении эмоциональных характеристик есть лишь взаимосвязь Я-образов педагогов с образами мальчиков и девочек, но между самими детьми разного пола корреляция по эмоциональному компоненту не обнаруживается.

Этот факт говорит о том, что собирательные образы мальчиков и девочек в сознании педагогов по эмоциональному компоненту связаны с Я-образом самих педагогов, но между собой они не связаны, т.е. эмоциональные компоненты образов мальчиков не зависят от того,

как педагоги отражают в своем сознании эмоциональные характеристики образов девочек, при этом и образы мальчиков, и образы девочек по этому параметру очень тесно (особенно образы мальчиков) связаны с тем, какими педагоги представляют самих себя.

В отношении эмоциональных характеристик, как и в отношении социальных и волевых, обнаруживается высокий уровень изоморфизма Я-образов педагогов и их представлений о детях разного пола, но между образами мальчиков и девочек в сознании педагогов нет подобного соответствия.

В представлении педагогов мальчики гораздо менее подвержены проявлению эмоций, чем девочки. Необходимо отметить, что это касается только собирательных образов «абстрактных» мальчиков и девочек.

Как ни удивительно, но в отношении эмоциональных характеристик реальных мальчиков и девочек представление педагогов кардинально меняется (диаграммы 2, 8). В представлениях педагогов о реальных мальчиках и девочках эмоциональные характеристики занимают по 19 % от всего количества характеристик.

Но самое удивительное заключается в том, что в Я-образах реальных мальчиков эмоциональные характеристики занимают первое место, причем и по количеству эмоциональных характеристик, и по их разнообразию, и по соотношению с другими компонентами структуры Я-образа мальчики существенно опережают девочек.

В 57 Я-образах девочек содержится 257 характеристик, касающихся эмоциональной сферы, а в 53 Я-образах мальчиков - 292 подобные характеристики. В структуре Я-образа девочки данные характеристики занимают 19 % (столько же процентов таких характеристик отмечают в реальных девочках педагоги), в то время как в структуре образа мальчика эмоциональные характеристики занимают 22 % всего объема образа его «Я». При этом у мальчиков гораздо разнообразнее содержание таких характеристик: 137 различных определений, а у девочек их всего 99 (данные анализа частотных словарей Я-образов мальчиков и девочек).

Сравнение эмоциональных характеристик по средним данным и анализ их модальности по положительным, нейтральным и отрицательным показателям дают дополнительную информацию (табл. 70).

В то время как по эмоциональному компоненту образы реальных мальчиков и девочек в сознании педагогов фактически одинаковы, в Я-образах мальчиков характеристик эмоциональной сферы в среднем на 20 % больше, так как в Я-образах мальчиков существенно больше, чем в образах девочек, характеристик нейтральной и отрицательной модальности.

В этом проявилась еще одна, неожиданная для многих педагогов, особенность мальчиков: они оказались более критичны к себе, чем девочки, и увидели в себе недостатков даже больше, чем отметили в них педагоги. Причем это относится не только к характеристикам эмоциональной сферы.

ТАБЛИЦА 70






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.