Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психогеометрическая типология образов ребенка в сознании педагогов






Достаточно неожиданная картина выявилась при анализе данных, полученных при помощи психогеометрического теста. Оказалось, что все учителя начальных классов при выборе в качестве невербальных Я-образов тех или иных фигур разделились неравномерно, причем не на пять, а на шесть групп. Для краткости изложения в дальнейшем эти люди будут чисто условно называться «квадраты», «треугольники», «прямоугольники», «круги» и «зигзаги». Фактически из 84 человек выделились две большие группы: «круги» - 29 человек и «зигзаги» - 22 человека, на четыре других группы пришлось 33 человека. Из них: 8 «квадратов», 7 «треугольников», 13 «прямоугольников», и 4 не определили свою психогеометрическую форму (при этом лишь двое из них не выполнили ни одного психогеометрического задания).

Если обратиться к интерпретацинной части психогеометрического теста, то данный результат не окажется таким неожиданным. Даже если рассмотреть чисто графическую сторону, то видно, как эти две фигуры отличаются от трех остальных фигур и друг от друга. Зигзаг вообще не является геометрической фигурой, а круг, в отличие от квадрата, треугольника, прямоугольника и зигзага, не имеет углов. Т. е., именно эти две фигуры наиболее существенно отличаются от остальных и в этом их главное сходство между собой.

Наиболее четко эти отличия от других и сходство между собой прослеживаются в психологической интерпретации [17]. У тех людей, которые в качестве невербального Я-образа выбирают круг и зигзаг, главные отличия от остальных и сходство между собой проявляются в склонности к творческой деятельности, в стремлении иметь гибкий распорядок дня, в развитой интуиции, в некоторой небрежности и непрактичности. Кроме того, для них характерно стремление к познавательной деятельности, но переработку информации, в отличие от других, они предпочитают осуществлять не последовательно, а дискретно.

Основные различия между людьми, выбирающими в качестве невербальных Я-образов в первую очередь круги и зигзаги, проявляются в социальной направленности. Для тех, кто на первое место в своем невербальном Я-образе выбирает круг, характерна направленность на взаимодействие с другими людьми, они стремятся к работе в единой команде. При этом не ставят цели подавить и удивить других. Те же, кто в первую очередь выбирают зигзаг, больше направлены на индивидуальную самореализацию, склонны работать в одиночку, независимо от других, в то же время их отличает естественность и непринужденность в общении, особенно, если при этом можно блеснуть своей эрудицией и артистизмом. В общении их прежде всего привлекает возможность выделиться, в то время как кругов привлекает возмож ность объединиться. В то же время и зигзаг и круг отличает высокое мастерство общения, способность воздействовать на людей.

Данные психогеометрической интерпретации говорят о том, что люди, выбирающие своим основным геометрическим образом зигзаг и круг, оказываются наиболее соответствующими для педагогической деятельности. Интересно отметить, что автор психогеометрического теста Сьюзен Делингер и ее последователи и интерпретаторы А. А. Алексеев и Л. А. Громова, характеризуя наиболее предпочтительные профессии для людей различных психогеометрических форм, отмечают, что именно круг чаще всего находит свое призвание в педагогической деятельности. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что из 35 учителей начальных классов со стажем до трех лет лишь 25 % «кругов», а из 45 человек, имеющих педагогический стаж более трех лет, уже 44 % «кругов». В то же время, если среди учителей начальных классов со стажем работы до трех лет «зигзаги» составляют 35 %, то среди тех, кто работает в школе свыше трех лет, «зигзагов» остается лишь 22 %.

Вероятно, это является отражением известного процесса профессионального отбора на соответствие личностных качеств требованиям педагогической деятельности. Чем старше становятся зигзаги, тем меньше их удовлетворяет теряющая свой былой престиж профессия и, если они не смогли должным образом реализоваться и получить соответствующих внешних подтверждений о признании, они находят иную профессиональную нишу, тем более что для них характерно «бегство от действительности» [17, с. 125].

Что касается кругов, то поскольку они «делают многое такое (не думая о личной выгоде, а сообразуясь с тем, что это нужно коллективу, организации), от чего другие работники уклоняются» [17, с. 98], то, получая в наше трудное для учителей время удовольствие не от материальной оценки своего труда, а от «роскоши человеческого общения» с учениками и коллегами, имея при этом достаточную независимость и вполне гибкий распорядок дня, они в условиях школы менее подвержены «текучести кадров».

Выводы о взаимосвязи психогеометрической формы и профессиональной деятельности имеются в цитируемой выше литературе в основном на уровне общих констатации и рассуждений, лишь в послесловии «Психогеометрии для менеджеров» приведены данные по обследованию кадрового резерва руководителей предприятий Ленинграда и Московской области, из которых следует, что основная группа резерва относится к «треугольникам» и «кругам» (именно они, по данным С. Делингер, оказываются наиболее эффективными руководителями).

Таким образом, подтверждается взаимосвязь профессии и «психогеометрической формы личности», но в этом аспекте авторы свои результаты не анализируют. На мой взгляд, результаты обследования

педагогов, согласующиеся с указанными данными, дают основания сделать вывод о целесообразности применения психогеометрического теста для исследований в этом направлении.

В процессе анализа данных, полученных с применением психогеометрического теста, выявилась вторая неожиданность, которая выра­зилась в том, что дети в сознании учителей начальных классов были также в большинстве случаев представлены «кругами» и «зигзагами» (табл. 55).

Как оказалось, образ собственной психогеометрической формы в значительной мере взаимосвязан с тем, каким представляется гипотетический, «абстрактный» ребенок.

ТАБЛИЦА 55






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.