Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половозрастные особенности отражения симпатичных и несимпатичных сверстников разными категориями подростков






Дети Оценочная категория в Д И К П с т э + = -
" Звезды" девочки Симпатичный мальчик 2, 64 1, 57   0, 14   7, 79 4, 36 6, 36 14, 4 1, 93 0, 79
  Несимпатичный мальчик 2, 57 1, 57 1, 86 0, 07 0, 43 8, 29 4, 21   0, 07 1, 86 14, 7
  Симпатичная девочка 1, 64 1, 14 2, 14 0, 14 0, 37 6, 71 4, 37 6, 21 13, 2 3, 21 0, 29
  Несимпатичная девочка 2, 07 1, 07 2, 14   0, 07 9, 07 3, 71 5, 86 0, 64 1, 5 14, 6
" Изолированные" девочки Симпатичный мальчик 1, 94 0, 88 2, 18 0, 18 0, 18 6, 47 4, 47 5, 39   5, 65 0, 71
Несимпатичный мальчик 1, 71 1, 24   0, 12 0, 41 5, 88 4, 88 4, 24 0, 41 3, 35 12, 8
  Симпатичная девочка 1, 29 1, 12 2, 12 0, 24 0, 39 6, 24 3, 24 5, 24 10, 8   0, 41
  Несимпатичная девочка 1, 35 1, 12 1, 71 0, 06 0, 59 6, 47 3, 82 4, 29     13, 4
" Плохие" девочки Симпатичный мальчик 2, 46 1, 15 2, 23 0, 08 0, 38 6, 23   5, 62 11, 6 5, 08 1, 08
  Несимпатичный мальчик 2, 08 1, 23 2, 23   0, 54 7, 54 5, 15 4, 46 0, 38 3, 31 14, 5
  Симпатичная девочка 1, 77 1, 15   0, 31 0, 85 6, 31 4, 46 5, 85   5, 15 0, 38
  Несимпатичная девочка 1, 69 1, 31 1, 62   0, 08 7, 46 3, 92 4, 15 0, 23 2, 23 14, 5
" Хорошие" девочки Симпатичный мальчик 2, 38 1, 15 2, 46   0, 34 6, 38 3, 69 5, 62 12, 5 3, 92 0, 62
  Несимпатичный мальчик 2, 31 1, 23 2, 46 0, 23 0, 15 7, 15 3, 77 4, 69 0, 08 1, 92 14, 5
  Симпатичная девочка 1, 15 0, 92 2, 51 0, 31 0, 38 5, 92 3, 34 5, 38 11, 8 3, 46 0, 08
  Несимпатичная девочка 1, 31 0, 77 2, 38   0, 54 6, 23 3, 15 3, 92     12, 6
" Звезды" мальчики Симпатичный мальчик 2, 73 1, 4 2, 4 0, 33 0, 67 6, 67 4, 2   12, 9 2, 87 0, 67
  Несимпатичный мальчик 2, 4 1, 13 2, 13 0, 27 0, 47 8, 6 3, 4 4, 53 0, 4 1, 47 14, 3
  Симпатичная девочка 2, 27 1, 6 2, 2 0, 07 0, 6 7, 27 4, 73 5, 67 13, 6 3, 33 0, 27
  Несимпатичная девочка 1, 53 1, 33 2, 6 0, 2 0, 2 7, 4 4, 27 4, 87 0, 2 1, 87 14, 1
" Изолированные" Мальчики Симпатичный мальчик 2, 71 1, 71 3, 07 0, 36   5, 79 3, 79 4, 3 11, 7 2, 93 1, 29
Несимпатичный мальчик 2, 29 1, 29 1, 5 0, 71 0, 14 7, 29 4, 43 4, 57 0, 36 2, 29 12, 9
  Симпатичная девочка 1, 57 1, 86   1, 07 0, 79 6, 36 3, 64 5, 14 12, 3 3, 64 0, 37
  Несимпатичная девочка 1, 5 0, 79 2, 07 0, 43 0, 43 6, 5 4, 43 4, 43 0, 57 1, 86 13, 3
" Плохие" мальчики Симпатичный мальчик 2, 43 2, 29 2, 5 0, 43 0, 43 5, 3 5, 07 4, 21 11, 5 3, 79 1, 07
  Несимпатичный мальчик 1, 29 1, 29 2, 21 0, 29 0, 5 7, 43 3, 93 4, 86 0, 5 2, 36 13, 1
  Симпатичная девочка 1, 57 1, 29 1, 56 0, 43 0, 21 6, 07 3, 79 4, 64 9, 57 2, 79 0, 79
  Несимпатичная девочка 1, 5 0, 93 1, 71 0, 21 0, 43 6, 43 4, 07 5, 21 0, 43 1, 64 13, 1
" Хорошие" мальчики Симпатичный мальчик 3, 19 1, 31 2, 58 0, 3 0, 3 7, 25 4, 06 4, 94 12, 9 3, 19 0, 81
  Несимпатичный мальчик 1, 06 0, 88 1, 75 0, 63 0, 19 7, 88 4, 75 4, 31 0, 63 2, 69 13, 2
  Симпатичная девочка 2, 5 1, 56 2, 06 0, 06 0, 63 5, 88 5, 31 4, 88   3, 44 0, 63
  Несимпатичная девочка 1, 31 0, 94 1, 81 0, 31 0, 13 8, 06   5, 13 0, 19 1, 31 15, 2

 

Анализ материалов по соотношению волевых компонентов в самооценке юношей и девушек можно было бы продолжить, но есть немало и других интересных данных, в частности по восприятию симпатичных и несимпатичных сверстников разного пола «хорошими», «плохими», «изолированными» и «звездными» мальчиками и девочками. Весь объем данных по этим категориям детей достаточно велик, поэтому они будут рассмотрены на примере подростков.

При анализе оценочной модальности характеристик, которые дают подростки сверстникам и сверстницам, обнаруживается интересная тенденция (табл. 30).

Все категории подростков, кроме «плохих» (с точки зрения педагогов) мальчиков и девочек, дают (пусть и незначительно) более высокие положительные оценки тем представителям противоположного пола, которым они симпатизируют. В отношении отрицательных оценок наблюдается четкое деление по половому признаку: все девочки дают симпатичным мальчикам больше отрицательных характеристик, чем симпатичным девочкам. У мальчиков - прямо противоположная картина.

Эти тенденции не являются статистически значимыми (за исключением «плохих» мальчиков), они проявляются именно в виде тенденций, а не закономерностей и служат, в некоторой мере, показателем вектора намечающегося более позитивного интереса к противоположному полу, причем более критичного (судя по количеству отрицательных характеристик) со стороны девочек, чем мальчиков.

Интересные тенденции обнаруживаются при анализе социальных компонентов. Практически все категории подростков при описании симпатичных сверстников противоположного пола используют больше социальных характеристик, чем в описании сверстников своего пола. Только «хорошие» мальчики, описывая симпатичных девочек, применяют значительно меньше социальных определений, чем при описании симпатичных мальчиков.

В то же время все категории подростков, за исключением «изолированных» девочек, при описании симпатичных детей используют меньше социальных характеристик, чем при описании несимпатичных. «Изолированные» девочки нарушают эту тенденцию лишь при описании мальчиков, используя для характеристики симпатичных мальчиков больше социальных определений. Зато в использовании эмоциональных определений все категории девочек отдают предпочтение симпатичным детям, а все несимпатичные постоянно получают меньше таких определений, особенно от «плохих» девочек.

При использовании волевых характеристик проявляется установленная ранее тенденция: практически все категории подростков в описаниях как симпатичных, так и несимпатичных мальчиков применяют больше волевых определений, чем при описании девочек. Лишь «хорошие» и «плохие» мальчики при описании несимпатичных девочек используют больше волевых характеристик, чем при описании несимпатичных мальчиков, тем самым как бы особо подчеркивая свое неуважительное отношение к ним.

Достаточно существенные различия между разными категориями подростков наблюдаются в содержании образов симпатичных и несимпатичных детей, показателем чего служат частотные словари.

В целом, можно сделать вывод, что статус подростков, отражающих своих ровесников, имеет меньшее значение при отражении сверстников, чем их пол. В то же время в формировании у подростков образа отражаемых детей имеют значение и пол этих детей, и эмоциональное отношение к ним.

6.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВ РЕБЕНКА В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.