Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение положительных. Отрицательных и нейтральных характеристик в Я-образах младших мальчиков и девочек






При анализе отрицательных характеристик обнаруживается ряд интересных фактов.

1. По всем компонентам структуры Я-образа мальчики, по сравнению с девочками, более самокритичны и отражают у себя больше негативных характеристик (табл. 19, 20).

Этот факт не соответствует бытующим в педагогической среде представлениям о том, что мальчики, по сравнению с девочками, более хвастливы, более склонны переоценивать свои успехи и менее прислушиваются к тому, как их оценивают взрослые, а в целом менее адекватны, чем девочки.

ТАБЛИЦА 19

Соотношение положительных, отрицательных и нейтральных характеристик в Я-образах мальчиков (в %)

Оценочные характеристики в д и к п с т э Всего
Положительные 69, 81 81, 82 76, 86 0, 93 56, 17 71, 91 63, 89 69, 73 63, 94
Отрицательные 28, 30 9, 09 14, 05 0, 93 20, 99 18, 30 13, 43 22, 11 16, 30
Нейтральные 1, 89 9, 09 9, 09 98, 13 22, 84 9, 79 22, 69 8, 16 19, 76

2. По всем компонентам структуры Я-образа, кроме интеллектуальных, телесных и деятельностных, у мальчиков меньше положительных характеристик, чем у девочек (причем существенны различия в телесных характеристиках, а в интеллектуальных эти различия ничтожно малы).

Этот факт также подтверждает вывод о большей самокритичности мальчиков.

Интересно также и то, что наибольшие различия проявляются в телесных характеристиках. Оказывается, в целом, мальчики обращают на них не меньшее внимание, чем девочки, а оценивают себя по этому компоненту существенно выше. В то же время мальчики и в телесных характеристиках отмечают у себя больше (чем девочки) негативных качеств.

Общее же число характеристик по данному компоненту структуры Я-образа одинаково и у мальчиков и у девочек, по этому параметру отмечается высокая корреляция между Я-образами мальчиков и девочек. Выравнивание количества характеристик происходит за счет того, что в Я-образах девочек больше характеристик нейтральной модальности типа: «светлая», «сероглазая», «молодая», «живой предмет». Чаще всего из нейтральных характеристик у девочек встречается цвет глаз, причем на первом месте голубые глаза, на втором - карие и серые и на третьем - черные.

Отмеченная особенность противоречит сложившемуся в обыденном сознании мнению о том, что девочек гораздо больше, чем мальчиков, волнуют их телесно-физические характеристики.

ТАБЛИЦА 20

Соотношение положительных, отрицательных и нейтральных характеристик в Я-образах девочек

Оценочные характеристики в д и к п с т э Всего
Положительные Отрицательные Нейтральные 74, 42 25, 58 0, 00 76, 54 7, 41 16, 05 76, 54 7, 41 16, 05 1, 39 0, 00 98, 61 74, 36 7, 18 18, 46 72, 08 15, 04 12, 89 51, 10 10, 51 38, 39 79, 96 18, 06 1, 98 63, 60 10, 62 25, 77

 

Мальчики, при общем преобладании позитивных самооценок, отражают у себя, по сравнению с девочками, больше негативных характеристик и меньше позитивных, что можно интерпретировать как их большую самокритичность.

ВЫВОДЫ

Сравнительный анализ структуры и содержания Я-образов детей младшего, среднего, старшего школьного возраста в сравнении со студентами высших учебных заведений и взрослыми позволил сделать следующие выводы.

Первые ранговые места во всех половозрастных категориях структур Я-образов российских детей и взрослых занимают социальные и эмоциональные характеристики, которые составляют подавляющее большинство определений.

Выявлена устойчивая закономерность, проявляющаяся в скачкообразном росте объема социальных и эмоциональных характеристик в Я-образах детей при переходе из одной возрастной категории в другую, связанном с увеличением того, что можно назвать социальной ответственностью.

Я-образы российских и немецких студентов-педагогов резко различаются как по структуре, так и по содержанию. В Я-образах российских студентов преобладают социальные, а в Я-образах немецких студентов - интеллектуальные характеристики, но при этом общий словарь немецких социальных характеристик более разнообразен и содержит меньше речевых штампов. Содержание российских Я-образов отличается альтруистичностью, эмоциональностью и направленностью на взаимодействие. Немецкие самохарактеристики отличаются эгоцентризмом и эмоциональной сухостью.

Иерархическая структура Я-образов учащихся связана в первую очередь с возрастом учеников и практически не связана с уровнем их одаренности и умственного развития.

У старшеклассников, как высокого, так и низкого уровня умственного развития, значительно выше, чем в предыдущих возрастах, положительная самооценка, при этом у старшеклассников с более высоким уровнем умственного развития более высокая самокритичность. В то же время обнаружена склонность «одаренных» младших школьников более положительно, чем «бездарные», оценивать себя, что полностью согласуется с выводами американских психологов о том, что дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики, но у российских учащихся эта особенность проявляется только в младшем школьном возрасте. В старшем школьном возрасте у учащихся с пони­женным интеллектом более высокая самооценка своих умственных способностей, чем у сверстников с повышенным интеллектом.

Выявлен ряд тендерных особенностей в отражении образа ребенка. Обнаружены гендерные различия по положительной и нейтральной модальностям самооценок. У пап самые низкие из всех выборок положительные показатели самооценки и самые большие (по сравнению с мамами, педагогами и старшеклассниками просто огромные) показатели осторожно-нейтральных или амбивалентных самооценок. В формировании детских Я-образов на всех возрастных этапах, вплоть до старшего школьного возраста решающую роль играет фактор феминизации воспитания, что сказывается в том, что даже Я-образы юношей больше соответствуют женским Я-образам, чем Я-образам отцов. Структуры Я-образов юношей больше всего (по пяти компонентам), отличаются от структур Я-образов отцов, в то время как от мам они отличаются всего по трем компонентам. А меньше всего (лишь по двум компонентам) они отличаются от структур Я-образов учителей. Я-образы девушек меньше, чем у юношей, оказались связаны с Я-образами взрослых. Их структуры менее всего совпадают с образами педагогов (достоверные различия по четырем компонентам) и отцов (различия по пяти компонентам), но больше всего они отличаются от образов мам (различия по шести компонентам).

Независимо от возраста и пола дети видят себя ДОБРЫМИ, УМНЫМИ, ВЕСЕЛЫМИ, КРАСИВЫМИ, ЛАСКОВЫМИ, ТРУДОЛЮБИВЫМИ, ЛЕНТЯЯМИ. Именно эти определения чаще всего фигурируют в Я-образах младших и старших школьников обоего пола.

Анализ влияния возрастных социо-перцептивных стереотипов показал, что возраст является более важным, чем пол, фактором формирования смысловых социо-перцептивных. штампов.

По всем компонентам структуры Я-образа мальчики младшего школьного возраста, по сравнению с девочками, более самокритичны и отражают у себя больше негативных характеристик. Наибольшие различия между младшими школьниками разного пола проявляются в телесных характеристиках. В целом мальчики обращают на них не меньшее внимание, чем девочки, а оценивают себя по этому компоненту существенно выше. В то же время мальчики и в телесных характеристиках отмечают у себя больше (чем девочки) негативных качеств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.