Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура Я-образов в сознании старшеклассников и взрослых






 

Компоненты Гимназистки Ранг Школьницы Ранг Кадеты Ранг Школьники Ранг Женщины Ранг Мужчины Ранг
Социальные 12, 8   13, 05   12, 2   11, 3   12, 6   12, 5  
Фемининные 10, 6   10, 69   11, 2   9, 64   10, 0   11, 1  
Эмоциональные 9, 21   9, 11   9, 33 3 7, 83   8, 93   9, 55  
Телесные 6, 92   7, 24   7, 32   6, 79   5, 99   6, 48  
Маскулинные 3, 87   4, 25   4, 22   3, 98   4, 29   4, 13  
Интеллектуальные 3, 98   3, 91   3, 99   3, 88   4, 46   4, 59  
Волевые 2, 23   2, 31   2, 54   1, 69   3, 22   2, 35  
Деятельностные 1, 87   1, 80   1, 41   1, 55   2, 06   1, 83  
Поведенческие 1, 61   1, 77   1, 43   1, 37   2, 55   2, 00  
Конвенциональные 0, 30   0, 63   0, 04   0, 59   0, 58   0, 28  
Метафоры 0, 05   0, 16   0, 04   0, 15   0, 10   0, 07  

 

И. Ю. Шилов отмечает, что в пользу последнего предположения говорит тот факт, что даже у кадет, у которых подавляющее большинство педагогов и воспитателей - это офицеры-мужчины, фемининные качества также на втором месте.

Неожиданным, с точки зрения обыденного сознания, представляется то, что и в выборке старшеклассников, и в выборке взрослых наибольшее число метафор употребляют представители мужского пола, от которых принято ожидать более прямых и однозначных высказываний. Причиной более частого использования мужской выборкой метафор может быть характерная для социума установка на большую закрытость мужской части общества. Можно также предположить, что в этом факте проявляется не склонность мужчин к эвфемизмам, а более прозаическая и менее приятная закономерность. Мужчины, как хорошо известно из возрастной и дифференциальной психологии, в целом хуже владеют вербализацией своих мыслей. Поэтому при описаниях испытывают больше затруднений в нахождении точных определений и вынуждены чаще прибегать к метафорам.

Косвенным подтверждением этому предположению может служить и то, что в тех редких случаях, когда респонденты в описании отдельных категорий образов используют подряд несколько метафор, этими респондентами, как правило, оказываются женщины.

Очень многие респонденты в исследовании И. Ю. Шилова не воспользовались в описании собственных Я-образов конвенциональными характеристиками. Среди них гимназисток - 66 человек (66, 7%), школьниц - 25 человек (25, 25 %), кадет - 83 (83, 8 %), школьников - 39 (39, 4 %), женщин - 49 (71, 0 %) и мужчин - 42 (60, 9 %).

Для интеллектуальных, волевых, деятельностных и поведенческих компонентов ранговые места и частота использования респондентами были не столь очевидны.

Таким образом, наиболее значимыми в описании Я-образа и старшеклассники, и не связанные с ними взрослые считают социальные, фемининные, эмоциональные и телесные компоненты. Незначительное внимание в описании Я-образа они уделяют конвенциональным и метафорическим компонентам. Влияния условий обучения, возрастных и тендерных особенностей в иерархической структуре Я-образов старшеклассников и взрослых И. Ю. Шиловым не выявлено.

Расхождения этих выводов с нашими вызваны тем, что взрослые, обследованные И. Ю. Шиловым, существенно отличаются от участников нашего исследования. Эти различия относятся прежде всего к мужчинам. При этом подавляющее большинство женщин в исследовании И. Ю. Шилова работают в системе образования, а мужчины не имеют к ней отношения. Поэтому данные по женским выборкам в обоих исследованиях очень близки, так же как и данные по мамам и педагогам-женщинам в нашем исследовании. Различия между мужскими выбор ками прежде всего обусловлены тем, что большинство из респондентов И. Ю. Шилова значительно моложе и не имеют своих детей, в отличие от обследованных нами родителей. Интересно, что структуры их Я-образов оказались гораздо ближе к женской выборке родителей, чем к мужской.

Для того чтобы уточнить тендерные взаимосвязи Я-образов детей и родителей, нами был проделан анализ внутриполовых и межполо­вых различий Я-образов старшеклассников и родителей (табл. 14).

ТАБЛИЦА 14






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.