Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура Я-образов младших, средних и старших школьников разного уровня одаренности






Условные обозначения: * - показатели и количество учеников, названных наиболее одаренными; ** - показатели и количество учеников, названных наиболее бездарными.

 

Компоненты Младшие школьники Подростки Старшие школьники
    Ранг Среднее Ранг Среднее Ранг Среднее
    * * * *31 **31 * ** *28 **30 * ** *42 **42
Волевые     1, 79 1, 94     2, 40 2, 60     3, 19 3, 31
Деятельностные     2, 91 2, 06     1, 70 1, 50     0, 76 1, 22
Интеллектуальные     3, 58 2, 85     3, 93 3, 20 5   2, 60 2, 64
Конвенциональные     2, 52 1, 91     2, 33 1, 97 6   1, 08 1, 47
Метафоры     0, 12 0, 27 8-9   0, 40 0, 03     0, 11 0, 13
Поведенческие     0, 46 0, 51 8-9   0, 40 0, 47     0, 61 0, 82
Социальные     6, 30 6, 18     7, 97 8, 73     9, 73 9, 04
Телесные     4, 42 4, 51     4, 30 4, 33     3, 71 4, 00
Эмоциональные     7, 06 6, 49     7, 07 8, 23     7, 63 7, 20
Положительные     9, 92 8, 5     10, 7 10, 0     12, 60 12, 6
Нейтральные     8, 29 7, 98     6, 41 5, 88     4, 06 4, 24
Отрицательные     1, 45 2, 06     2, 63 3, 52     4, 43 2, 73

 

от общего числа обследованных) и самые низкие (10 % от общего чис­ла обследованных) результаты по школьному тесту умственного развития (ШТУР), показывает, что иерархическая структура их образов связана в первую очередь с возрастом учеников и практически не связана с уровнем их одаренности.

Младшие школьники, независимо от уровня одаренности, для са­моидентификации используют существенно меньше социальных характеристик, чем подростки и старшеклассники (уровень значимости различий 0, 05 и 0, 01 соответственно). Кроме того, ученики начальной школы, считающиеся наиболее одаренными, называют больше деятельностных характеристик, чем «одаренные» подростки и старшеклассники с высоким уровнем умственного развития (уровень значимости 0, 01). У учеников, названных в качестве бездарных, таких различий нет. Выявились также достоверные различия (на уровне значимости 0, 05) по волевым характеристикам между младшими школьниками, подростками и старшеклассниками в обеих «интеллектуальных» категориях.

Существенные различия (уровень значимости 0, 01) между младшими школьниками и подростками, с одной стороны, и старшеклассниками - с другой, выявились по модальности Я-образов учащихся той и другой категории интеллектуальности. Эти различия проявились прежде всего по характеристикам положительной и нейтральной модальности. У старшеклассников, как высокого, так и низкого уровня умственного развития, значительно выше, чем в предыдущих возрастах, положительная самооценка, при существенном снижении количества нейтральных характеристик. Причем эти характеристики находятся практически на идентичном уровне в обеих выборках старшеклассников. Значимые различия (уровень значимости 0, 05) между этими группами проявляются лишь по отрицательным характеристикам. У старшеклассников с более высоким уровнем умственного развития более высокая самокритичность. Они не боятся высказывать отрицательное мнение о себе, что говорит о большей уверенности в своих силах, основанной, видимо, и на лучшем знании самих себя.

Кроме характеристик отрицательной модальности у старшеклассников с разным уровнем развития выявились достоверные различия (0, 05) только по социальным компонентам структуры Я-образов.

У младших школьников и подростков достоверные различия, связанные с уровнем «одаренности», обнаружились лишь по одному показателю в каждой возрастной категории. В Я-образах «бездарных» подростков достоверно больше, чем у «одаренных», эмоциональных характеристик. У одаренных (по мнению педагогов) младших школьников положительная самооценка достоверно (0, 01) выше, чем у «бездарных». Надо отметить и тот факт, что подростки, названные самыми неспособ­ными, называют больше отрицательных характеристик, чем их сверстники, названные одаренными (уровень значимости 0, 05), ученики на чальной школы, как «одаренные», так и «бездарные» (уровень значимости различий 0, 01), и старшеклассники с низким уровнем умствен­ного развития.

Выявленная склонность «одаренных» младших школьников более положительно, чем «бездарные», оценивать себя полностью согласуется с выводами американских психологов о том, что дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Это связано, по мнению Г. Крайг, с ключевой ролью, которую играет школа в жизни учеников. Но полученные нами данные свидетельствуют о том, что этот вывод американских исследователей имеет отношение лишь к младшим школьникам. В наших данных отчетливо проявляется ориентация на авторитет учителя только у учащихся начальных классов. У подростков, относящихся, по мнению педагогов, к одаренным учащимся, уже нет существенного, по сравнению с «бездарными» учениками, превышения положительных самооценок, но еще наблюдается незначительно меньшее количество отрицательных самооценок. У старших же школьников их уровень развития, который связан с успеваемостью, сказывается не на увеличении положительных самооценок, а, наоборот, на увеличении отрицательных.

Существенные уточнения к этому выводу дает сравнительный анализ словарей Я-образов учащихся. Если в словаре «одаренных» младших школьников слово «умный» встречается у 55% человек и кроме него еще 28% положительных характеристик креативности («сообразительный», «любознательный», «способный»), а у «бездарных» лишь 8% отнесли себя к «умным», то у «одаренных» подростков «умных» осталось лишь 30%, а у «бездарных» всего 6% подобных характеристик. У старших учащихся картина совершенно иная. 62% учащихся с высоким уровнем интеллекта считают себя умными, в то время как среди противоположной группы такую самооценку дают 72% старшеклассников. Можно предположить, что это связано с действием механизма компенсации, по принципу «У кого что болит, тот о том и говорит». В целом же частотные словари, в первую очередь наиболее употребляемые слова, очень похожи у учащихся всех возрастных и «интеллектуальных» групп. Практически у всех первые порядковые места занимают «веселый», «добрый», «умный», лишь у «бездарных» подростков вместо «умный» стоит «общительный».

Получается любопытная картина. При общем увеличении положительных характеристик (в том числе и интеллектуального плана) значение понятия «умный» для подростков резко снижается, а для старшеклассников становится гораздо более важным, даже более, чем для младшеклассников, которые впервые столкнулись с тем, что их оценивают прежде всего по интеллектуальным успехам.

Интересную информацию дает сравнение данных о максимальном количестве и отсутствии характеристик тех или иных компонентов Я-образов учащихся с разным уровнем интеллектуального развития (табл. 6-8).

ТАБЛИЦА 6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.